Водоснабжение и водоотведение
методическая разработка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Водоснабжение и водоотведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnaya_programma_vodootvedenie.odt | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета Протокол №__ от «__» _____ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № _______ от «__»______20__ г. Директор ГБНОУ ДУМ СПб ____________________ А.А. Борщевский |
Краткосрочная дополнительная
общеразвивающая программа
«Водоснабжение и водоотведение»
Срок освоения: 12 дней
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Разработчик:
Копцева Евгения Александровна
методист
РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим советом
протокол №____ от _______________
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план 6
Календарный учебный график 8
Рабочая программа 9
Методическое обеспечение 13
Список литературы 14
Пояснительная записка
Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волоснаджение и водоотведение» разработана с учетом актуальной нормативной базы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Водоснабжение и водоотведение» (далее Программа) реализуется в рамках естественнонаучной направленности.
Актуальность.
Значение экологического образования в настоящее время очень важна. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Экологическое воспитание способствует повышению экологической грамотности учащихся. Они учатся понимать взаимосвязь между человеком и природой, осознают важность бережного отношения к ресурсам и учатся принимать экологически обоснованные решения.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-17 лет
не имеющих специальной подготовки.
Особенность программы.
Занятия проводятся в одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения.
Отличительные особенности данной программы заключается в следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем под руководством педагога.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности обучающихся. чувство долга, ответственности за бережное отношение к водным ресурсам.
Объем и срок освоения программы: 36 часов, 12 дней.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа (продолжительность академического часа – 45 минут).
Цель программы
Формирование и осознование у обучающихся важности бережного отношение к водным ресурсам.
Задачи
Обучающие:
Углубленное изучение темы водоснабжения и водоотведения.
Обучение правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.
Развитие практических навыков, необходимых для решения экологических проблем. Педагог должен научить их правильно использовать ресурсы, экономить энергию и воду.
Выработать способность определять свое место в деле сохранения окружающей среды.
Воспитательные:
Вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность.
Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык реализации – русский.
Форма обучения - очная.
Особенности реализации - дополнительная общеразвивающая программа «Водоснабжение и водоотведение» является краткосрочной.
Условия набора в коллектив - принимаются все желающие согласно Устава учреждения и соответствующим локальным актам.
Условия формирования групп: формируются одновозрастные группы.
Количество обучающихся в группе - наполняемость групп от 10 до 20 человек.
Формы организации - занятие проводится всем составом объединения.
Формы проведения занятий. Лекция, игра, тесты, викторина, экскурсия.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля Итоговое оценивание | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Техника безопасности и правила охраны труда. Водное занятие. Цели и задачи охраны окружающей среды. | 3 | 2 | 1 | ||
Системы и принципы работы водоснабжения. | 3 | 1 | 2 | ||
Водоотведение и очистка сточных вод. | 3 | 1 | 2 | ||
Водоснабжение и водоотведение на промышленных предприятиях. | 3 | 1 | 2 | Тест | |
Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. | 3 | 2 | 1 | ||
Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения. | 3 | 1 | 2 | ||
Контроль качества природных и сточных вод. | 3 | 2 | 1 | Тест | |
Влияние сточных вод на окружающую среду. | 3 | 1 | 2 | ||
Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения. | 3 | 2 | 1 | ||
Экскурсия на очистные сооружения. | 3 | - | 3 | ||
Влияние на человека загрязнений. | 3 | 1 | 2 | ||
Итоговое занятие. | 3 | 1 | 2 | Итоговое тестирование | |
Итого: | 36 |
УТВЕРЖДЕН
Приказом № ____ от ______20___г.
Директор ГБНОУ ДУМ СПб
_________А. А. Борщевский
«____» ___________ 20___ г.
Календарный учебный график
Год обучения, группа | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
Первый год, группа | 6 | 12 | 36 | 2 раза в неделю по 3 часа* |
*Продолжительность академического часа: 45 минут.
Рабочая программа
Занятие №1
Вводное занятие.
Техника безопасности и правила охраны труда. Водное занятие. Цели и задачи охраны окружающей среды.
Теория.
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда.
Цели и задачи охраны окружающей среды.
Практика.
Просмотр и обсуждение документального фильма “Город и вода” (1982 г.).
Занятие №2
Системы и принципы работы водоснабжения.
Теория.
Основные принципы работы систем водоснабжения, состав, методы очистки и защиты воды. Схема водоснабжения населенного пункта.
Практика.
Обсуждение проблем и решения, связанные с расширением сети водоснабжения и модернизацией существующих систем.
Викторина “Система водоснабжения”.
Занятие №3
Водоотведение и очистка сточных вод.
Теория.
Методы очистки сточных вод, а также утилизация отходов. Принципы работы систем водоотведения, проблемы их модернизации и расширения с учетом увеличения объема производства и численности населения.
Практика
Работа в группах. Проекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.
Занятие №4
Водоснабжение и водоотведение на промышленных предприятиях.
Теория.
Особенности водоснабжения и водоотведения на промышленных объектах, методы очистки промышленных стоков и решение проблем, связанных с эксплуатацией специализированных систем водоснабжения.
Практика.
Консультация перед тестом. Зачетный тест.
Занятие №5
Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения.
Теория.
Методы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, включая работу с различными видами оборудования.
Практика.
Обсуждение вопросов организации служб эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения и способы производства важнейших работ при эксплуатации водозаборных сооружений, напорных водоводов, распределительных сетей водоснабжения и самотечных водоотводящих сетей, насосных и воздуходувных станций, сооружений по очистке воды для питьевых целей и очистки сточных вод.
Занятие №6
Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения.
Теория.
Реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, выбор стратегии и методов реконструкции, оценку затрат и рисков.
Практика.
Работа в группах. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.
Занятие №7
Контроль качества природных и сточных вод.
Теория.
Методы очистки и обеззараживания природных вод, а также контроль качества водопроводной воды и сточных вод.
Практика.
Консультация перед тестом. Зачетный тест.
Занятие №8
Влияние сточных вод на окружающую среду.
Теория.
Технологии очистки сточных вод, переработка воды. Содержание органических веществ в сточных водах и их влияние на окружающую среду.
Практика.
Просмотр и обсуждение фильма “Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой океан.”
Занятие №9
Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения.
Теория.
Инновационные технологии в управлении водными ресурсами, автоматизация процессов, развитие цифровых технологий.
Практика.
Игра “Мир воды”.
Занятие №10
Экскурсия на очистные сооружения.
Практика.
Экскурсия на очистные сооружения.
Занятие №11
Влияние на человека загрязнений.
Теория.
Просмотр документального фильма. Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека.
Практика.
Викторина “Человек и вода”.
Занятие №12
Итоговое занятие.
Теория.
Проработка пройденного материала.
Практика.
Итоговое тестирование.
Методическое обеспечение
краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы
(Учебно-методический комплекс)
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
Образовательный процесс проходит с использованием средств ИКТ.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
- доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
- научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
- «от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.
Каждое занятие включает практическое выполнение задания. Теоретические сведения: объяснение нового материала и повтор пройденного.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссии);
- организация деятельности (упражнения, показ);
- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, игра, оценка);
- сотрудничество.
Процесс обучения построен на принципах развивающего обучения
от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей,
на доступности материала.
Список литературы
- Алексеев Л.С. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА-М, 2016.
- Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА–М, 2012.
- CанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 2001.
- Жмаков Г. Н. Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения : учебник для студентов сред.спец. заведений, обучающихся по специальности 2912 "Водоснабжение и водоотведение". - М. : ИНФРА-М, 2011. - 237 с.
- Рульнов А. А. Автоматизация систем водоснабжения и водоотведения / А. А. Рульнов, К. Ю. Евстафьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 205 с.
- В.С. Кедров, п.п. Пальчуков, М.А. Сомов. Водоснабжение и канализация. М., «Стройиздат» 1984г.
- М.А. Сомов, Л.А. Квитка Водоснабжение М. ИНФРА-М 2008г.
Интернет-ресурсы:
Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой Океан. - https://yandex.ru/video/preview/3186608478679775933
Город и вода. Документальный фильм про Санкт-Петербург (1982) - https://yandex.ru/video/preview/16697694427401697026
- Электронная библиотека: http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...
Рабочие программы (4 шт.) ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ МОДУЛЯ ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Для специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических у
Рабочая программа практики по профилю специальности разработана на основании рабочей программы профессионального модуля ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведен...
Рабочая программа учебной практики ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Для специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондициони
Основная цель создать для студента условия реальности работы в проектной группе, получение профессиональных компетенций, формирование представления о культуре труда, этике межличностных отношени...
Учебно методический комплект по ПМ03" Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Тема 3.1 Водоснабжение . Наружные сети
Данный материал включает теоретический блок, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля...
Учебно методический комплекс по ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Раздел 1. Проектирование систем водоснабжения и водоотведения для специальности 08
Это краткое изложение учебного материала для студентов по теме модуля " Горячее водоснабжение"...