Водоснабжение и водоотведение
методическая разработка

Копцева

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Водоснабжение и водоотведение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_vodootvedenie.odt34.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета

Протокол №__

от «__» _____ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № _______ от «__»______20__ г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

____________________ А.А. Борщевский

Краткосрочная дополнительная

общеразвивающая программа

«Водоснабжение и водоотведение»



Срок освоения:  12 дней

Возраст обучающихся: 14-17 лет




Разработчик: 

Копцева Евгения Александровна

методист




РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

протокол №____ от _______________

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебный план        6

Календарный учебный график        8

Рабочая программа        9

Методическое обеспечение        13

Список литературы        14


Пояснительная записка

Направленность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волоснаджение и водоотведение» разработана с учетом актуальной нормативной базы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Водоснабжение и водоотведение» (далее Программа) реализуется в рамках естественнонаучной направленности.

Актуальность.

Значение экологического  образования в настоящее время очень важна. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Экологическое воспитание способствует повышению экологической грамотности учащихся. Они учатся понимать взаимосвязь между человеком и природой, осознают важность бережного отношения к ресурсам и учатся принимать экологически обоснованные решения.

Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-17 лет
не имеющих специальной подготовки.

Особенность программы.

Занятия проводятся в  одновозрастных группах и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения.

        Отличительные особенности данной программы заключается в следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей обучающихся. Учебные занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем под руководством педагога.

Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности обучающихся. чувство долга, ответственности за бережное отношение к водным ресурсам.

Объем и срок освоения программы: 36 часов, 12 дней.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа (продолжительность академического часа – 45 минут).

Цель программы

        Формирование и осознование у обучающихся важности бережного отношение к водным ресурсам.

Задачи

Обучающие:

        Углубленное изучение темы водоснабжения и водоотведения.

        Обучение правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развитие практических навыков, необходимых для решения экологических проблем. Педагог должен научить их правильно использовать ресурсы, экономить энергию и воду.

Выработать способность определять свое место в деле сохранения окружающей среды.

Воспитательные:

Вовлечь обучающихся  в практическую природоохранную деятельность.

Соблюдать  правила охраны труда и техники безопасности.

Организационно-педагогические условия реализации

Язык реализации – русский.

Форма обучения - очная.

Особенности реализации - дополнительная общеразвивающая программа  «Водоснабжение и водоотведение» является краткосрочной.

Условия набора в коллектив - принимаются все желающие согласно Устава учреждения и соответствующим локальным актам.

Условия формирования групп: формируются одновозрастные  группы.

Количество обучающихся в группе - наполняемость групп от 10 до 20 человек.

Формы организации - занятие проводится всем составом объединения.

Формы проведения занятий. Лекция, игра, тесты, викторина, экскурсия.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь)  в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).


Учебный план


№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

Итоговое оценивание

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила охраны труда. Водное занятие. Цели и задачи охраны окружающей среды.

3

2

1

Системы и принципы работы водоснабжения.

3

1

2

Водоотведение и очистка сточных вод.

3

1

2

Водоснабжение и водоотведение на  промышленных предприятиях. 

3

1

2

Тест

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. 

3

2

1

Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения.

3

1

2

Контроль качества природных и сточных вод. 

3

2

1

Тест

Влияние сточных вод на окружающую среду.

3

1

2

Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения.

3

2

1

Экскурсия на очистные сооружения.

3

-

3

Влияние на человека загрязнений.

3

1

2

Итоговое занятие.

3

1

2

Итоговое тестирование

Итого:

36






УТВЕРЖДЕН

Приказом № ____ от ______20___г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

_________А. А. Борщевский

«____» ___________ 20___ г.



Календарный учебный график


Год

обучения, группа

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Первый год, группа
№ 1

6

12

36

2 раза в неделю по 3 часа*


*Продолжительность академического часа: 45 минут.


Рабочая программа

Занятие №1

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила охраны труда. Водное занятие. Цели и задачи охраны окружающей среды.

Теория.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда.

Цели и задачи охраны окружающей среды.

Практика.

Просмотр  и обсуждение документального фильма “Город и вода” (1982 г.).

Занятие №2

Системы и принципы работы водоснабжения.

Теория.

Основные принципы работы систем водоснабжения, состав, методы очистки и защиты воды. Схема водоснабжения населенного пункта.

Практика.

Обсуждение проблем и решения, связанные с расширением сети водоснабжения и модернизацией существующих систем.

Викторина “Система водоснабжения”.

Занятие №3

Водоотведение и очистка сточных вод.

Теория.

Методы очистки сточных вод, а также утилизация отходов. Принципы работы систем водоотведения, проблемы их модернизации и расширения с учетом увеличения объема производства и численности населения.

Практика

Работа в группах. Проекты. “Механическая и биологическая очистка воды”.

Занятие №4

Водоснабжение и водоотведение на  промышленных предприятиях. 

Теория.

Особенности водоснабжения и водоотведения на промышленных объектах, методы очистки промышленных стоков и решение проблем, связанных с эксплуатацией специализированных систем водоснабжения. 

Практика.

Консультация перед тестом. Зачетный тест.

Занятие №5

Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения. 

Теория.

Методы эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, включая работу с различными видами оборудования.

Практика.

Обсуждение вопросов организации служб эксплуатации систем водоснабжения, водоотведения и способы производства важнейших работ при эксплуатации водозаборных сооружений, напорных водоводов, распределительных сетей водоснабжения и самотечных водоотводящих сетей, насосных и воздуходувных станций, сооружений по очистке воды для питьевых целей и очистки сточных вод.

Занятие №6

Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения.

Теория.

Реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, выбор стратегии и методов реконструкции, оценку затрат и рисков.

Практика.

Работа в группах. Разработка проектной документации по реконструкции систем водоотведения.

Занятие №7

Контроль качества природных и сточных вод. 

Теория.

Методы очистки и обеззараживания природных вод, а также контроль качества водопроводной воды и сточных вод. 

Практика.

Консультация перед тестом. Зачетный тест.

Занятие №8

Влияние сточных вод на окружающую среду.

Теория.

Технологии очистки сточных вод, переработка воды. Содержание органических веществ в сточных водах и их влияние на окружающую среду.

Практика.        

Просмотр и обсуждение фильма “Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой океан.”

Занятие №9

Инновационные технологии водоснабжения и водоотведения.

Теория.

Инновационные технологии в управлении водными ресурсами, автоматизация процессов, развитие цифровых технологий.

Практика.

Игра “Мир воды”.

Занятие №10

Экскурсия на очистные сооружения.

Практика.

Экскурсия на очистные сооружения.

Занятие №11

Влияние на человека загрязнений.

Теория.

Просмотр документального фильма. Экология и загрязнение планеты. Влияние загрязнений на человека.

Практика.

Викторина “Человек и вода”.

Занятие №12

Итоговое занятие.

Теория.

Проработка пройденного материала.

Практика.

Итоговое тестирование.


Методическое обеспечение

краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы

(Учебно-методический комплекс)


        Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

        Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.

Образовательный процесс проходит с использованием средств ИКТ.

Программа строится на следующих дидактических принципах:

  • доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
  • наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
  • научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
  • «от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.

Каждое занятие включает практическое выполнение задания. Теоретические сведения: объяснение нового материала и повтор пройденного.


 

Педагогические приемы:

  • формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссии);
  • организация деятельности (упражнения, показ);
  • стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, игра, оценка);
  • сотрудничество.


Процесс обучения построен на принципах развивающего обучения
от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей,
на доступности материала.


Список литературы

  1. Алексеев Л.С. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА-М, 2016.
  2. Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды. – М.: ИНФРА–М, 2012.
  3. CанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. – М.: Госкомсанэпиднадзор России, 2001.
  4. Жмаков Г. Н. Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения : учебник для студентов сред.спец. заведений, обучающихся по специальности 2912 "Водоснабжение и водоотведение". - М. : ИНФРА-М, 2011. - 237 с.
  5. Рульнов А. А. Автоматизация систем водоснабжения и водоотведения / А. А. Рульнов, К. Ю. Евстафьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 205 с.
  6. В.С. Кедров, п.пПальчуков, М.А. Сомов. Водоснабжение и канализация. М., «Стройиздат» 1984г.
  7. М.А. Сомов, Л.А. Квитка Водоснабжение М. ИНФРА-М 2008г.

Интернет-ресурсы:

  1. Фильм про сточные воды, канализацию. Шестой Океан. - https://yandex.ru/video/preview/3186608478679775933 

  2. Город и вода. Документальный фильм про Санкт-Петербург (1982) - https://yandex.ru/video/preview/16697694427401697026 

  3. Электронная библиотека: http://ru.wikipedia.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

Рабочие программы (4 шт.) ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ МОДУЛЯ ПМ.04  «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»для  специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Для специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических у

Рабочая программа практики по профилю специальности разработана на основании рабочей программы профессионального модуля ПМ 01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведен...

Рабочая программа учебной практики ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Для специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондициони

Основная цель создать для студента условия реальности работы в проектной группе, получение  профессиональных компетенций, формирование представления о культуре труда, этике межличностных отношени...