Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
рабочая программа на тему

Зубакина Виктория Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._menedzhment.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 МЕНЕДЖМЕНТ

для специальности 08.02.04

 Водоснабжение и водоотведение

базовой подготовки

Саратов, 2014

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «САСК»

 _______________Муравьёва О.И.

«_______»_____________2011 г.

_______________Муравьёва О.И.

«_______»_____________2012 г.

_______________Муравьёва О.И.

«_______»_____________2013 г.

_______________Муравьёва О.И.

«_______»_____________2014 г.

_______________Муравьёва О.И.

«_______»_____________2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности (специальностям) СПО

08.02.04 Водоснабжение и водоотведение,        

утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 418 от «21»апреля 2010 г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии ____________________

______________________________________

Протокол № 8 дата «1» апреля 2011 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол № 8 дата «1» апреля 2012 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол № 8 дата «1» апреля 2013 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол № 8 дата «1» апреля 2014 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2015 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

Протокол №___ от «_____» __________2011 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2012 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2013 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2014 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2015 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Зубакина В.Ю., преподаватель экономических дисциплин, первая квалификационная категория

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Менчинская И.Н.,  преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория

Попюк В.И., профессор, кандидат экономических наук кафедры «Антикризисное управление» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

                                СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                

                                                                                     

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                      

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                            

4. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

        ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»                                                              

                


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Менеджмент

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности  среднего профессионального образования: 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки, укрупнённая группа 08.00.00 «Техника и технология строительства».

 Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки среднего профессионального образования (СПО) и призвана формировать общие (ОК 1-10) компетенции.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- строить систему мотивации труда;

- управлять рисками и конфликтами;

- владеть этикой делового общения;

- применять информационные технологии в сфере управления производством

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- функции, виды и психологию менеджмента;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- принципы делового общения в коллективе;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

        Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

- максимальная учебная нагрузка  обучающегося устанавливается в объёме 54 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет  36 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.

        Итоговый контроль установлен в форме зачёта по завершению курса.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

- работа с периодическими изданиями

 - подготовка компьютерной презентации

- подготовка и оформление докладов

2

2

14

Итоговый контроль установлен в форме зачёта по завершению курса


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема 1.

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

Содержание учебного материала

2

1

1.

Понятие менеджмента.

 Менеджмент, как особый вид профессиональной деятельности.

Цели и задачи управления организациями.

Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм

Тема 2.

 Функции менеджмента

Содержание учебного материала

2

2

1.

Функции менеджмента.

Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) – основы управленческой деятельности.

Характеристика функций цикла управленческой деятельности.

Взаимосвязь функций управленческого цикла.

Тема 3.

 Внешняя и внутренняя среда организации

Содержание учебного материала

2

2

1.

Организация как объект менеджмента.

Внешняя среда организации: факторы прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы) и факторы среды косвенного воздействия (состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс).

2

Внутренняя среда организации: структура, персонал, внутренние организационные процессы, технологии, организационная культура

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и оформление доклада на тему:

«Воздействие внешней среды на работу организации».

«Воздействие внутренней среды на работу организации»

2

Тема 4.

Основы теории принятия управленческих решений

Содержание учебного материала

2

2

1.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним.

Методы принятия управленческих решений.

Уровни принятия управленческих решений.

Этапы принятия управленческих решений

Практическое занятие –

Практическая работа №1 «Этапы принятия управленческих решений»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и оформление доклада на тему:

«Методы принятия управленческих решений».

2

Тема 5.

Стратегический менеджмент

Содержание учебного материала

2

2

1.

Формы планирования.

Виды планов.

Основные стадии планирования.

Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии

Тема 6.

Система мотивации труда

Содержание учебного материала

2

2

1.

Мотивация и ее критерии.

Виды мотивации.

Ступени мотивации.

Правила работы с группой.

Мотивация и иерархия потребностей.

Процессуальные теории мотивации.

Сущность делегирования.

Правила и принципы делегирования.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка и оформление доклада на тему:

«Мотивация и ее критерии в результате достижения целей организации».

«Сущность делегирования и его необходимость в работе менеджера»

4

 Тема 7.

 Управление рисками

Содержание учебного материала

2

1

1.

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий, финансовый.

Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 8.

Управление конфликтами

Содержание учебного материала

2

1

1

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации.

Сущность и классификация конфликтов.

Причины возникновения конфликтов.

Стадии развития конфликта.

2

Типичные конфликтные ситуации.

Правила поведения в конфликте.

Методы управления конфликтами.

Последствия конфликтов.

2

Практическая работа

Практическая работа №2 «Правила поведения в конфликте»

2

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка и оформление доклада на тему:

«Последствия конфликтов»

4

Тема 9.

Психология менеджмента

Содержание учебного материала

4

2

1.

Понятие о психике. Личность и ее структура.

Индивидуально-типологические особенности личности.

Психологические аспекты малых групп и коллективов.

2.

Власть и лидерство.

Понятие имиджа и его составные компоненты.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и оформление презентации на тему: «Имидж организации и менеджера»

4

Тема 10.

Этика делового общения.

Содержание учебного материала

2

2

1.

Деловое общение и его характеристика

2.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

2

Практическое занятие  

Практическая работа №3 «Правила поведения в обществе»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и оформление докладов на темы:

«Правила ведения переговоров»

«Этика проведения совещаний и переговоров»

2

Тема 11.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

2

2

1.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени.

Основные направления улучшения использования времени.

Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя.

Стили управления и факторы его формирования.

«Решетка менеджмента»

Всего:

54


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Менеджмент» имеется в наличии учебный кабинет.

         Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплекты инструкционных карт по выполнению практических работ;

– микроплакаты (раздаточный материал) по основным темам дисциплины «Менеджмент», выполненные преподавателем.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

-экран;

-аудивизуальные средства.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий

Основные источники:

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». - М.: Дело, 2010г.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: Банки и биржи, 2010г.
  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2009г.
  4. Менеджмент в строительстве: Учебное пособие/ Под редакцией И.С. Степанова. М.: Юрайт, 2010г.
  5. Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления». Ростов н/Д: «Феникс», 2011г.
  6. Ходеев Ф.П. «Менеджмент для студентов ССУЗ». Ростов н/Д: «Феникс», 2009г.
  7. «Этика деловых отношений»: Учебник/ Под редактированием А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2010г.
  8. «Основы менеджмента»: Учебник для ВУЗов/ Под редактированием Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа. 2009г.

Дополнительные источники:

  1. Менеджмент: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией М.М. Максимова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009г.

Интернет-ресурсы  

catalog.iot.ru – образовательный портал

Методические разработки:

  1. Итоговая контрольная работа по дисциплине «Менеджмент», 2008-2009 гг.
  2. Контрольная работа для среза знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009 г.
  3. Тесты для текущего контроля знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009-2010 гг
  4. Контрольная работа для среза знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009 г.
  5. Тесты для текущего контроля знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009-2010 гг.
  6. Раздаточный материал по дисциплине «Менеджмент», 2009-2012 гг.
  7. Практические задания к темам по дисциплине «Менеджмент». 2009-2010 гг.
  8. Методические указания и контрольные задания для заочного отделения по дисциплине «Менеджмент», 2013-2014 гг.
  9. Опорный конспект лекций по дисциплине «Менеджмент», 2014 г.
  10. Микроплакаты (раздаточный материал) по основным темам дисциплины «Менеджмент», 2013-2014 гг.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.

Итоговый контроль обучающихся по дисциплине предусматривает проведение зачёта по завершению всего курса.


  1. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме зачёта  по завершению курса.

        Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 уметь:

- применять систему мотивации труда и основные методы управления конфликтами в коллективе и рисками;

Оперативный контроль в форме:

- просмотра и оценки отчётов по практическим работам №1 и №2

-- применять правила поведения на переговорах, деловых беседах и совещаниях

Оперативный контроль:

- просмотр и оценка отчёта по практической работе №3

знать:

- основы организации работы коллектива и исполнителей и принципы делового общения;

Входной контроль: собеседование

Оперативный контроль:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный устный опрос;

-проведение тестирования;

- контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов)

-  проведение коллоквиумов с просмотром и обсуждением компьютерных презентаций

-  особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Оперативный контроль:

- устный опрос;

- проведение письменной самостоятельной работы

Итоговый контроль:

- зачёт по дисциплине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)

Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...