Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._menedzhment.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 МЕНЕДЖМЕНТ
для специальности 08.02.04
Водоснабжение и водоотведение
базовой подготовки
Саратов, 2014
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «САСК» _______________Муравьёва О.И. «_______»_____________2011 г. _______________Муравьёва О.И. «_______»_____________2012 г. _______________Муравьёва О.И. «_______»_____________2013 г. _______________Муравьёва О.И. «_______»_____________2014 г. _______________Муравьёва О.И. «_______»_____________2015 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности (специальностям) СПО 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 418 от «21»апреля 2010 г. |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________ ______________________________________ Протокол № 8 дата «1» апреля 2011 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол № 8 дата «1» апреля 2012 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол № 8 дата «1» апреля 2013 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол № 8 дата «1» апреля 2014 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2015 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом колледжа Протокол №___ от «_____» __________2011 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2012 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2013 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2014 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ |
Составитель(и) (автор): | Зубакина В.Ю., преподаватель экономических дисциплин, первая квалификационная категория |
Рецензенты: Внутренний Внешний | Менчинская И.Н., преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория Попюк В.И., профессор, кандидат экономических наук кафедры «Антикризисное управление» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Менеджмент
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности среднего профессионального образования: 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки, укрупнённая группа 08.00.00 «Техника и технология строительства».
Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки среднего профессионального образования (СПО) и призвана формировать общие (ОК 1-10) компетенции.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить систему мотивации труда;
- управлять рисками и конфликтами;
- владеть этикой делового общения;
- применять информационные технологии в сфере управления производством
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- принципы делового общения в коллективе;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 54 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 36 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 18 часов.
Итоговый контроль установлен в форме зачёта по завершению курса.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
- работа с периодическими изданиями - подготовка компьютерной презентации - подготовка и оформление докладов | 2 2 14 |
Итоговый контроль установлен в форме зачёта по завершению курса |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1. | Понятие менеджмента. Менеджмент, как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм | ||||
Тема 2. Функции менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) – основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла управленческой деятельности. Взаимосвязь функций управленческого цикла. | ||||
Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации: факторы прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы) и факторы среды косвенного воздействия (состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс). | ||||
2 | Внутренняя среда организации: структура, персонал, внутренние организационные процессы, технологии, организационная культура | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление доклада на тему: «Воздействие внешней среды на работу организации». «Воздействие внутренней среды на работу организации» | 2 | ||||
Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия управленческих решений. Уровни принятия управленческих решений. Этапы принятия управленческих решений | ||||
Практическое занятие – Практическая работа №1 «Этапы принятия управленческих решений» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление доклада на тему: «Методы принятия управленческих решений». | 2 | ||||
Тема 5. Стратегический менеджмент | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии | ||||
Тема 6. Система мотивации труда | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Мотивация и ее критерии. Виды мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление доклада на тему: «Мотивация и ее критерии в результате достижения целей организации». «Сущность делегирования и его необходимость в работе менеджера» | 4 | ||||
Тема 7. Управление рисками | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1. | Виды рисков: предпринимательский, коммерческий, финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта по средней арифметической и по коэффициенту вариации. | ||||
Тема 8. Управление конфликтами | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. | ||||
2 | Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. | 2 | |||
Практическая работа Практическая работа №2 «Правила поведения в конфликте» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка и оформление доклада на тему: «Последствия конфликтов» | 4 | ||||
Тема 9. Психология менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1. | Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности. Психологические аспекты малых групп и коллективов. | ||||
2. | Власть и лидерство. Понятие имиджа и его составные компоненты. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление презентации на тему: «Имидж организации и менеджера» | 4 | ||||
Тема 10. Этика делового общения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Деловое общение и его характеристика | ||||
2. | Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. | 2 | |||
Практическое занятие Практическая работа №3 «Правила поведения в обществе» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и оформление докладов на темы: «Правила ведения переговоров» «Этика проведения совещаний и переговоров» | 2 | ||||
Тема 11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя. Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента» | ||||
Всего: | 54 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Менеджмент» имеется в наличии учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплекты инструкционных карт по выполнению практических работ;
– микроплакаты (раздаточный материал) по основным темам дисциплины «Менеджмент», выполненные преподавателем.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
-экран;
-аудивизуальные средства.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». - М.: Дело, 2010г.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – М.: Банки и биржи, 2010г.
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2009г.
- Менеджмент в строительстве: Учебное пособие/ Под редакцией И.С. Степанова. М.: Юрайт, 2010г.
- Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления». Ростов н/Д: «Феникс», 2011г.
- Ходеев Ф.П. «Менеджмент для студентов ССУЗ». Ростов н/Д: «Феникс», 2009г.
- «Этика деловых отношений»: Учебник/ Под редактированием А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2010г.
- «Основы менеджмента»: Учебник для ВУЗов/ Под редактированием Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа. 2009г.
Дополнительные источники:
- Менеджмент: Учебник для ВУЗов/ Под редакцией М.М. Максимова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009г.
Интернет-ресурсы
catalog.iot.ru – образовательный портал
Методические разработки:
- Итоговая контрольная работа по дисциплине «Менеджмент», 2008-2009 гг.
- Контрольная работа для среза знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009 г.
- Тесты для текущего контроля знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009-2010 гг
- Контрольная работа для среза знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009 г.
- Тесты для текущего контроля знаний по дисциплине «Менеджмент», 2009-2010 гг.
- Раздаточный материал по дисциплине «Менеджмент», 2009-2012 гг.
- Практические задания к темам по дисциплине «Менеджмент». 2009-2010 гг.
- Методические указания и контрольные задания для заочного отделения по дисциплине «Менеджмент», 2013-2014 гг.
- Опорный конспект лекций по дисциплине «Менеджмент», 2014 г.
- Микроплакаты (раздаточный материал) по основным темам дисциплины «Менеджмент», 2013-2014 гг.
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль обучающихся по дисциплине предусматривает проведение зачёта по завершению всего курса.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, а также в ходе проведения итогового контроля в форме зачёта по завершению курса.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений, знаний.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: уметь: - применять систему мотивации труда и основные методы управления конфликтами в коллективе и рисками; | Оперативный контроль в форме: - просмотра и оценки отчётов по практическим работам №1 и №2 |
-- применять правила поведения на переговорах, деловых беседах и совещаниях | Оперативный контроль: - просмотр и оценка отчёта по практической работе №3 |
знать: - основы организации работы коллектива и исполнителей и принципы делового общения; | Входной контроль: собеседование Оперативный контроль: - индивидуальный устный опрос; - фронтальный устный опрос; -проведение тестирования; - контроль самостоятельной работы студентов (просмотр и оценка докладов) - проведение коллоквиумов с просмотром и обсуждением компьютерных презентаций |
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. | Оперативный контроль: - устный опрос; - проведение письменной самостоятельной работы |
Итоговый контроль: - зачёт по дисциплине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)
Контрольно оценочные средства дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего ...