Методическая разработка по дисциплине "Биология"
методическая разработка

Казарина Наталья Изотьевна

Применение технологии критического мышления на занятии

по теме «Приспособленность организмов и ее относительность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Методическая разработка

Применение технологии критического мышления на занятии

по теме «Приспособленность организмов и ее относительность»

По учебной дисциплине

«Биология»

Разработал преподаватель: Казарина Н.И.

г.Шарья 2016 г


Аннотация. Казарина Н.И; Применение технологии критического мышления на занятии по теме «Приспособленность организмов и ее относительность»; Методическая разработка по учебной дисциплине «Биология»; г. Шарья, 2016 г., 29с.; Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как преподавателями СПО, так и учителями общеобразовательных учреждений.


Оглавление

Пояснительная записка                                                                 4

Теоретическая часть                                                                        6

Методическая часть                                                                        8

Материалы по апробации                                                                12

Список литературы                                                                        13

Приложение 1. Технологическая карта урока                                        14


Пояснительная записка

Актуальность темы: 

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Одной из задач современного педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности. Формирование у обучающихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Выделяют несколько основных технологий, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Одними из являются: технология модульного обучения, метод проектов, технологии критического мышления.

Главный принцип подготовки специалиста – не просто дать знания, а научить ими пользоваться в нужной ситуации. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования прописана совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности «Механизация сельского хозяйства» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». К ним относятся:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Формировать эти общие компетенции нужно начинать на ступени общего образования, в техникуме на первом курсе.

Для достижения хорошего результата можно использовать различные стратегии критического мышления, способствующие развитию у обучающихся ключевых компетенций. Например:

- при планировании уроков рекомендуется включать тот материал, который включён в содержание контрольно-измерительных материалов, а во время урока делать на него особый акцент.

- принцип хорошего усвоения материала изучаемого материала - это его осмысление обучающимися. Все непонятные термины, происходящие от иностранных слов, расшифровываем и переводим на русский язык. Например, биология: «био» - жизнь, «логос» - наука. Биология – наука о живых организмах.

Особое внимание нужно уделять работе с рисунками и таблицами, так как они встречаются в составе многих заданий. Если при изучении темы встречаются рисунки, то на последующих уроках можно использовать дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти.

На занятиях можно практиковать групповую работу по решению тестовых заданий. Сообща, помогая друг другу, работая с различными источниками, обучающиеся находят верные решения. В данном случае необходимо соблюдать некоторые условие: объяснить – почему именно этот ответ является правильным, а другие - нет. Взаимообучение дает хорошие результаты.

Цель работы: Показать возможность применение принципов технологии критического мышления на уроке биологии.

Задачи:

  1. Подобрать наиболее эффективные формы и методы организации занятия.
  2. Разработать удобный в применении сценарий урока.
  3. Подготовить необходимый для проведения урока материал, дать подробные методические рекомендации педагогам по его использованию.

Использование представленных стратегий работы позволяет не только сформировать у обучающихся базовые компетентности, но и добиться хороших результатов при сдаче Единого Государственного экзамена или защите ВКР.


Теоретическая часть

Описание теории критического мышления

Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.

Например, А.П.Черняевская отмечает, что технология развития критического мышления, это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, что личностно-ориентированное обучение, достигает уровня технологической проработки метода.

«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Цели технологии «развития критического мышления»

1. Мотивация к обучению.

2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.

3. Развитие рефлексивного умения.

4. Формирование обобщений.

Основные направления формирования мыслительной деятельности у обучающихся в технологии «РКМ»

  • Заинтересовать.
  • Побуждение к деятельности.
  • Создание условия для обобщения.
  • Научить добывать информацию.
  • Способствовать развитию критического мышления.
  • Научить самоанализу.

Признаки технологии «развития критического мышления».

Социальность (работа осуществляется в парах, в группах)

Продуктивность (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком)

Индивидуальность (личная работа с информацией)

Самостоятельность (ответственность)

Аргументированность (приводить убедительные доводы)

Многогранность (приводить убедительные выводы)

Значение «развития критического мышления» в образовательном процессе

  • Формирует самостоятельное мышление
  • Вооружает методами и способами самостоятельной работы
  • Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик»
  • Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для преподавателя, так и для обучающегося.

Для преподавателя на уроке:

  • Выделять цели учения;
  • Повышает мотивацию к учению;
  • Обеспечивает активизацию образовательного процесса;
  • Стимулирует мышление;
  • Создает атмосферу творчества, самостоятельности

Для обучающегося на уроке:

  • Работать в парах, группах;
  • Создавать свой продукт;
  • Аргументировать, создавать, анализировать;
  • Формирование умений работать с различными источниками информации.


Методическая часть

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока формирования, закрепления и развития знаний, умений и навыков. Качественное усвоение материала урока готовит обучающихся к лабораторной работе «Выявление признаков относительной приспособленности организмов к среде обитания» и контролю по теме «Приспособленность организма». При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Основная идея — использование технологии критического мышления. Преподаватель выстраивает алгоритмы действия обучающихся так, чтобы достичь результата обучения через реализацию основных принципов технологии, это: повышение мотивации к обучению, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие рефлексивного умения, формирование обобщений.

Согласно программе изучения биологии для обучающихся 1 курса по специальности «Механизация с/х», на изучение раздела «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» отводится 8 ч. Освоение содержания раздела обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно - научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно - научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

метапредметных:

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Перед обучающимися ставится комплексная дидактическая цель — добиться полного усвоения знаний о приспособительных особенностях организмов к среде обитания, то есть:

 овладеть основной биологической терминологией;

 знать основные закономерности приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной);

 уметь объяснить их относительный характер;

 уметь описывать основные приспособительные особенности организмов к среде обитания: защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия задач, разнообразить формы и методы работы. Наличие в презентации ответов на задачи, позволяет применить метод самопроверки.

Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную, групповую. Задачи подобраны разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать материал, обеспечить деятельность, как слабоуспевающих студентов, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. На уроке возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть, в конечном итоге, ситуации успеха. Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества преподавателя со студентами и студентов между собой.

Методическая разработка позволит преподавателю провести интересный и продуктивный урок, применить активные методы обучения. Может использоваться как пособие для начинающих преподавателей.

Подготовка преподавателя связана с учетом индивидуальных особенностей студентов, реальных возможностей каждого при проведении занятий, поиском путей активизации каждого студента, формированием профессиональных умений.

1.Изучение новинок литературы.

2.Подготовка учебно-методического обеспечения.

3.Разработка дидактических материалов.

4.Выдача заданий, подготовка раздаточных материалов и оборудования.

5.Ориентация группы на самостоятельную работу.

6.Создание презентации «Основы генетики». (См. прил.3.)

7. Составление подробной технологической карты урока. (См. прил.1.)

Подготовка студентов к взаимодействию направлена на формирование активной позиции каждого, включение в разные виды деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

1.Знакомство с литературой.

2.Определение собственных возможностей.

3.Определение целей занятия.

4.Участие в подборе методического обеспечения наглядных пособий (рисунки, таблицы).

5.Подготовка сообщений.

Для самостоятельного овладения новыми знаниями применяются активные методы обучения, основанные на взаимодействии студентов и преподавателя в процессе обмена информацией, они направлены на повышение коллективного творческого труда, приближение ситуаций (заданий) к реальным, осуществляются не только в обобщении новых знаний, но и обучении умениям практического их использования.

Тема урока: «Приспособленность организмов и ее относительность»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид занятия: Комбинированный урок.

Цель урока: Формирование знаний по основным понятиям темы, представлений о механизмах возникновения приспособленности, как результата движущих сил эволюции; развитие навыков и умений по определению приспособительных особенностей организмов.

Задачи урока:

I. Дидактические.

Для преподавателя:

- создать условия для понимания роли наследственной изменчивости в адаптации к среде обитания;

- раскрыть сущность приспособительных особенностей организмов;

- добиться понимания возникновения приспособленности, как результата движущих сил эволюции.

Для студентов:

- овладеть новым материалом;

- понять сущность приспособительных особенностей организмов;

- научиться описывать признаки приспособленности организмов к среде.

II. Развивающие.

- развитие навыков работы в группе и в парах;

- развитие зрительной памяти внимания речи и логического мышления;

- формирование правильной самооценки знаний.

- развивать у обучающихся навыки работы с биологическими объектами, с различными источниками информации.

III. Воспитательные.

- создать условия для воспитания всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных биологии.

- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

- воспитание коллективизма и взаимовыручки;

- экологическое воспитание.

- формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха

Используемые методы обучения:

1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические.

2. Методы стимулирования ответственности и долга: убеждения в значимости учения, предъявления требований, поощрения и наказания.

3. Методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия.

4. Методы контроля и самоконтроля:

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, двойной контроль, самооценка.

        Используемые на уроке технологии – элементы технологии критического мышления, ИКТ, системно – деятельностного подхода, проблемного обучения.

Связь материала с другими предметами:

1. С географией: особенности среды обитания, в зависимости от климата и географического положения.

2. С экологией: взаимодействие организмов со средой обитания.

3. С физикой: характеристика параметров сред жизни.

4. С ИКТ: составление презентации.

Связь с жизнью:

1. Использование примеров из местной фауны и флоры.

2. Опора на жизненный опыт обучающихся, их знаний о влиянии вредных факторов на выживаемость видов.

Материальная обеспеченность урока

  1. изображения животных, иллюстрирующие многообразные примеры проявления приспособленности (голожаберный моллюск Эолид, белый медведь, детёныш тюленя, гусеница, лягушка, бабочка - павлиний глаз);
  2. таблицы по общей биологии с изображением приспособленности у организмов;
  3. коллекция «Виды защитных окрасок».
  4. Натуральные объекты: муляжи овощей, портреты людей, домашние цветы.
  5. Учебники и дополнительная литература

Средства новых информационных технологий (СНИТ):

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (интерактивная доска)

Время занятия:        90 мин.

Ход урока

Подобное описание урока представлено в технологической карте (См. прил 1).

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация студентов

Сообщение темы урока: ««Приспособленность организмов и ее относительность»».

Краткий инструктаж по ходу работы.

  1. Формирование новых знаний по технологии критического мышления.
  2. Первичное закрепление знаний.
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов.

Тетради сдаются на проверку преподавателю.


Апробация

Занятие было проведено в двух группах первого курса. Обе группы показали неплохие результаты, справились с заданием.

Группа

Всего присутствовало на занятии

Справились с решением задач

11

15

15

18

8

8

Вывод:

Проведение такого рода занятий способствует развитию интереса к изучаемой дисциплине, конкретные примеры из жизни способствуют повышению мотивации к обучению.

Творческое домашнее задание способствует личностному развитию студентов. Составление презентаций воспитывает эстетические качества и развивает творческие способности.

Открытый урок посетили 5 человек.


Основная литература.

        1. Д.К. Беляев «Общая биология» 10-11 класс, М.: «Пр.» - 2015 г.

        2. Л.С. Короткова «Дидактический материал по общей биологии», М.: «П.» - 2009 г.

3. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 2011 г.

Список используемой литературы.

1. Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения //Биология в школе, 2009, № 5.

2. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе (Раздел «Животные»). – М.: Школьная Пресса, 2003.

3. Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого (Модульное планирование темы) //Биология в школе, 2003, № 2.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Учительская газета, 2002, № 31.

5. Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология критического мышления в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. Третьякова П.И. – М.: Новая школа, 2001.

6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Технологическая карта как основа планирования учебного процесса //Биология в школе, 1992, № 5–6.

7. Юцявичене П.А. Теория и практика школного обучения. – Каунас, 1989

Список используемых интернет- источников:

1. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=1A2EE2F471144AF9A26E2DB8E98A9F6E-

Приложение 1

Рассмотрено на заседании                                                

предметной (цикловой) комиссии                                        

Протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.                        

_________________________________                                

Председатель комиссии

Технологическая карта учебного урока

Дисциплина

Биология

Группа

11

Тема урока

«Приспособленность организмов и ее относительность»

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид урока

Комбинированный урок.

Используемые технологии

Элементы технологии критического мышления, ИКТ, системно – деятельностного подхода, проблемного обучения.

Методы обучения

1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные, практические.

2. Методы стимулирования ответственности и долга: убеждения в значимости учения, предъявления требований, поощрения и наказания.

3. Методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия.

4. Методы контроля и самоконтроля:

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, работа с текстом, двойной контроль, самооценка, «мозговой штурм».

Цель урока

Формирование знаний по основным понятиям темы, представлений о механизмах возникновения приспособленности, как результата движущих сил эволюции; развитие навыков и умений по определению приспособительных особенностей организмов.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Для преподавателя:

- создать условия для понимания механизмов наследственной изменчивости;

- раскрыть сущность приспособительных особенностей организмов;

- добиться понимания возникновения приспособленности, как результата движущих сил эволюции.

Для студентов:

- овладеть новым материалом;

- понять сущность приспособительных особенностей организмов;

- научиться описывать признаки приспособленности организмов к среде.

- развитие навыков работы в группе и в парах;

- развитие зрительной памяти внимания речи и логического мышления;

- формирование правильной самооценки знаний.

- развивать у обучающихся навыки работы с биологическими объектами, с различными источниками информации.

- создать условия для воспитания всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных биологии.

- содействовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

- воспитание коллективизма и взаимовыручки;

- экологическое воспитание.

- формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха

Междисциплинарные связи:

Предмет

Темы

ИКТ

Составление презентации.

География 

Особенности среды обитания, в зависимости от климата и географического положения.

Экология 

Взаимодействие организмов со средой обитания.

Физика

Характеристика параметров сред жизни.

Литература

Умение работать с текстом.

Основы агрономии и зоотехнии.

Селекция растений и животных

Внутридисциплинарные связи:

Темы:

Строение клетки

Селекция организмов

Основы генетики.

Индивидуальное развитие организмов

Критерии вида.

Эволюционное учение

Основы экологии.

Квалификационные требования к знаниям и умениям

Должен знать:

понятия: «приспособленность», «наследственность», «изменчивость», «вид», «среда обитания», «морфологические особенности», «микроэволюция», «макроэволюция», «критерии вида», «причины вымирания видов».

Должен уметь:

выявлять причинно-следственные связи о взаимосвязи параметров среды обитания и морфо - физиологическими признаками организмов; уметь определять приспособительные особенности организмов к среде обитания;

уметь объяснить относительный характер приспособленности.

Оборудование

мультимедийная презентация преподавателя (приложение 1), компьютер, иллюстрации:

изображения животных, иллюстрирующие многообразные примеры проявления приспособленности (белый медведь, детёныш тюленя, гусеница, лягушка, бабочка - павлиний глаз);

таблицы по общей биологии с изображением приспособленности у организмов;

коллекция «Виды защитных окрасок».

Натуральные объекты: муляжи овощей, портреты людей, домашние цветы.

Учебники и дополнительная литература

Время занятия:

90 мин


Ход урока

Этапы

Шаги

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся.

Время

I. Организационный момент.

1 урок

1. Проверка присутствующих.

1. Отмечает в журнале.

1. Готовятся к уроку.

1 мин.

II Мотивация студентов.

1.Сообщение темы урока.

С 1

1. Подводит студентов к определению темы урока

1. Формулируют и записывают тему в тетрадь.

2 мин.

2.Целеполагание

С 2.

2. Подводит обучающихся к постановке цели урока

2. Формулируют цель урока, записывают её в тетрадь.

3 мин.

3.Постановка задач.

С 3

3. Помогает в постановке задач.

3. Определяют задачи собственной деятельности на уроке.

3 мин.

  1. Заполняют 2 и 3 графы таблицы.

Должны знать

Знаю

Хочу знать

Узнал

4. Поясняет значение таблицы 1.

4. Заполняют 2 и 3 графу таблицы 1.

3 мин.

III.Формирование новых знаний по технологии критического мышления.

1. Беседа с обучающимися.

С 4

1. Проводит инструктаж работы в группах.

2. Задают вопросы

2 мин.

2. Групповая работа по заполнению таблиц.

(Включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.).

2. Координирует работу обучающихся.

2. Приступают к работе в группах. Результаты каждой группы заносят в таблицу 2.

7 мин.

3. Обобщение работы групп.

(Усвоение учебного материала).

3. а) Координирует работу обучающихся.

б) Задаёт наводящие вопросы.

в) Контролирует первичное усвоение знаний.

3. Осуществляют обмен информацией между группами.

5 мин.

4. Подведение итогов групповой работы.

(Закрепление учебного материала).

4. а) Координирует работу обучающихся.

4. а) Формулируют вывод

Б) Заполняют гр.3 табл. 2.

В) Оценивают свою работу.

5 мин.

5. Постановка проблемы. 

Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания?

(Усвоение учебного материала).

5. а) Наводит на выявление проблемы обучающихся.

5. а) «Мозговой штурм»

б) Предлагают свои варианты ответов.

в) Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает  быть полезной г) Заполняют 3 графу таблицы 2.

7 мин.

6. Постановка проблемы. Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции?

(Усвоение учебного материала).

6. а) Наводит на выявление проблемы обучающихся.

6. а) Обучающиеся работают с текстами.

б) Осуществляют обмен информацией между группами.

в) Формулируют вывод:  «Приспособленность является результатом движущих сил эволюции»

г) Заполняют 3 графу таблицы 2.

7 мин.

IV. Первичное закрепление знаний.

  1. урок
  1. Практическое задание.
  1. Проводит инструктаж по выполнению задания.

  1. Работают по плану.

20 мин.

  1. Проверка практического задания.
  1. Проверяет несколько работ

  1. Заслушивают работы, делают поправки, оценивают.

10 мин.

  1. Выполнение теста.

3. Поясняет как правильно выполнить тест.

3. а) Выполняют тест.

б) Осуществляется взаимопроверка.

7 мин.

V. Рефлексия.

1. Заполнение 4 графы таблицы

Должны знать

Знаю

Хочу знать

Узнал

  1. Поясняет значение 4 графы таблицы 1.

1. а) Заполняют гр.4 табл. 1.

б) Оценивают свою работу.

5 мин.

VI.  Домашнее задание.

  1. Объясняет дифференцированный подход к выполнению домашнего задания

  1. Записывают домашнее задание.

2 мин.

VII. Итог урока.

1. Подведение итогов

1. Комментирует выставление оценок

1. Оценивают работу совместно с преподавателем.

1 мин.

Преподаватель:__________________

                                                        «___» ____________ 20_____ г.

Ход урока

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

1 мин.

II. Мотивационный. Постановка цели и задач урока.

5 мин.

Преподаватель формулирует перед классом проблемные вопросы, подводя обучающихся к теме урока:

- Почему в тропических лесах много красивых бабочек?

- Почему в зимний период в заяц - беляк - белый, а зимой – бурого цвета?

- Почему дельфины похожи на рыб, но относятся к млекопитающим?

- Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока?

1. Сообщение темы урока «Приспособленность организмов и её относительность».

2. Преподаватель произносит цель урока:  выявить основные формы приспособленности у животных и ее относительность.

3. Постановка задач.

Должны уметь: выявлять причинно-следственные связи о взаимосвязи параметров среды обитания и морфо - физиологическими признаками организмов; уметь определять приспособительные особенности организмов к среде обитания;

уметь объяснить относительный характер приспособленности.

Должны знать понятия: Обращает внимание на таблицу на экране.

Для чего вам нужны эти знания?

- Проставьте плюсы в графах 2 и 3.

Должны знать

Знаю

Хочу знать

Узнал

«приспособленность», «наследственность», «изменчивость», «вид»,

«среда обитания», «морфологические особенности», «микроэволюция», «макроэволюция», «критерии вида», «причины вымирания видов».

Формулируют и

записывают тему урока в тетрадь «Приспособленность организмов и её относительность».

Заполняют 2 и 3 графу таблицы.

III. Формирование новых знаний по технологии критического мышления.

Класс делится на три микро - группы.

Перед началом работы преподаватель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы, алгоритм изучения данного объекта.  (Приложение 2)

При ответах обучающихся преподаватель может задавать наводящие вопросы:

  • Только ли окраска тела помогает животному выжить в данной среде обитания?
  • Какому фактору среды соответствуют данные приспособления?
  • Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

- чтобы определить форму приспособленности используйте учебник .

- сформулируйте вывод.

Проблемный вопрос:

Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания?

Приводит некоторые примеры:

  • Почему в некоторых промышленных районах Англии светлые бабочки стали заметны на фоне темных стволов деревьев? (Преподаватель обращает внимание на таблицу «Индустриальный меланизм у бабочек»)
  •  Количество детенышей гренландского  тюленя-белека  в 2007 г. насчитывалось - 158 тыс. особей,  в 2008 г. -130 тыс. особей, в 2010 г. – 126 тыс. особей. Почему происходит уменьшение особей?

( демонстрация графика).

-Приведите свои примеры, доказывающие несовершенство приспособленности в изменяющихся условиях среды?

-Обобщая ваши и другие примеры, какое свойство характерно для приспособленности?

- сформулируйте вывод.

         Проблемный вопрос:

Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции?

-Есть три точки зрения с позиции разных эволюционистов: К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Какая из них наиболее точно раскрывает формирование приспособленности, вам предстоит доказать. Преподаватель предлагает каждой группе научные тексты, в которых представлена точка зрения одного из эволюционистов.

(Приложение 3)

Предлагает выслушать мнения каждой группы.

- поднимите карточки, того ученого - эволюциониста, мнение которого является правильным.

Л-Линней

Ж-Б Ламарк

Д-Дарвин

- сообщает, что впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Из его теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, следует, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания. Действительно, точка зрения  Ч.Дарвина отражает суть формирования приспособленности. Данного объяснения придерживаются и современные эволюционисты.

-сформулируйте вывод.

Преподаватель возвращается к теме и цели урока.

-Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Обучающиеся приступают к работе в группах, в течение которой используют биологические материал, фотографии, рисунки. Результаты каждой группы заносят в таблицу 2. (Приложение 2). Осуществляется обмен информацией между группами.

Формулируют вывод:

Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия,

угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях (заполняется 3 графа таблицы 2.).

«Мозговой штурм»

Предлагают свои варианты ответов.

Приводят примеры

Формулируют вывод: «Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает  быть полезной (заполняется 3 графа таблицы).

Работают с текстами.

По окончанию работы у 2 и 3 группы на доске зарисовать схемы формирования приспособленности.

Осуществляется обмен информацией между группами.

(Приложение 4,5)

Схему формирования приспособленности обучащюиеся заносят в тетрадь.

Формулируют вывод:  «Приспособленность является результатом движущих сил эволюции» (заполняется 3 графа таблицы).

Работают вместе с преподавателем.

IV. Первичное закрепление знаний.

Практическое задание.

Прочитать описание вида. Описать приспособительные особенности вида по плану:

  1. Дать характеристику среды обитания.
  2. Описать морфоанатомические приспособительные особенности (внешнее и внутреннее стоение).
  3. Физилогические особенности (тип питания, размножение, избегание неблагоприятных условий).
  4. Экологические особенности (взаимодействие со средой обитания, с другими видами).

Проверка нескольких работ.

Предлагает обучающимся выполнить тест.

(Приложение 6).

Ключ к ответам: 1,3,5

Выполняют практическую работу.

Заслушивают работы, делают поправки, оценивают.

Выполняют тест. Осуществляется взаимопроверка.

Критерии оценивания:

«5»-нет ошибок

«4»-одна ошибка

«3»-две ошибки

V. Рефлексия.

Предлагает обучающимся заполнить графу 4 таблицы 1

- совпадают ли плюсы в графах 3 и 4.

- у кого не совпадают обратите внимание на домашнее задание.

Заполняют гр.4 табл. 1.

Оценивают свою работу.

IV Домашнее задание.

Предлагает использует на данном уроке дифференцированный подход к выполнению  домашнего задания. Творческое задание:

-В таблице 1 во всех графах должны стоять плюсы, там где у вас пробел (минус) нужно выписать в тетрадь данное определение и привести к нему пример.

- Если вы заполнили все графы, то подумайте над ответом на вопрос: «Какими чертами приспособленности должны обладать люди, проживающие в северных и южных  районах  России?»

- Если испытывали затруднения, допустили ошибки, прочитайте §47.

Записывают домашнее задание.

VII. Итог урока.

Комментирует выставление оценок

Оценивают работу совместно с преподавателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...