РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД.02 Основы химических знаний в профессиональной деятельности для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике
рабочая программа

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

          Рабочая программа учебной дисциплины  Основы химических знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Химия», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kip_i_a-22_osnovy_himii.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 439-р от 03.06.2022г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД.02

Основы химических знаний в профессиональной деятельности

для профессии

15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике

Покачи

2022

          Рабочая программа учебной дисциплины  Основы химических знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Химия», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

 Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 17 от 30. 05. 2022г.

Рассмотрена                                             «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                            Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                                  ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 6 от 27. 05. 2022г.        

   СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1  Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины Основы химических знаний в профессиональной деятельности является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:  дисциплина входит в общеобразовательный цикл .

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

           При реализации программы у обучающихся будут сформированы общие компетенции по профессии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины Основы химических знаний в профессиональной деятельности обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

 − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

 • метапредметных:

 − использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 − использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

• предметных:

 − сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

 − владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; − владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

 − сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; − владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Учебная дисциплина «Основы химии для технологического профиля» обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов:

Личностные результаты

Код личностных результатов

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

1.4  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  156 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  104 часов;

самостоятельной работы обучающегося  52 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

 практические занятии:

32

практические   работы

11

 контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:

  Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

  Подготовка докладов и презентаций

  Составление терминологического словаря

  Конспектирование текста

  Решение задач

Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы

 

.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самостоятельная работа

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

2

1.

Введение. Методы познания в химии.

1

2

2

 Входной контроль

1

3

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1.Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

3

 Химический элемент. Нуклиды. Изотопы.

1

1

4

Законы сохранения массы и энергии в химии  

1

1

5

Практическое занятие: Основные законы химии. Решение задач.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Решение задач с понятием массовая доля, относительная молекулярная масса Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии». Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии

3

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала

6

Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов

1

1

7

Распределение электронов в атомах элементов больших периодов

1

1

8

Положение в периодической системе водорода, лантаноидов,

актиноидов и искусственно полученных элементов

1

1

9

Валентность и валентные возможности атомов

1

1

10

Практическая работа № 1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Выполнение конспекта на тему «Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира». Радиоактивность Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

3

Тема 1.3

Строение вещества

Содержание учебного материала

11

Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связь

1

1

12

Металлическая связь.

1

1

13

Пространственное строение молекул

1

1

14

Строение кристаллов. Кристаллические решётки

1

1

15

Причины многообразия веществ

1

1

16

Агрегатные состояния веществ и водородная связь.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта «Полярность связи и полярность молекулы. Решение задач с понятием массовая доля. Полярность связи и полярность молекулы. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

2

Тема 1.4 Химические реакции

Содержание учебного материала

17

Классификация химических реакций

1

1

18

Скорость химических реакций .Катализ.

1

1

19

Химическое равновесие и условия его смещения

1

1

20

Практическая работа № 2 Изучение факторов, влияющих на скорость реакции.

1

3

21

Контрольная работа по темам 1.1-1.4

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

 Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

3

Тема 1.5

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала

     

22

 Дисперсные системы

1

1

23

 Способы выражения концентрации растворов

1

1

24

Практическая работа 3. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией

1

1

25

Электролитическая диссоциация. Водородный показатель

2

2

26

Реакции ионного обмена

2

2

27

Гидролиз органических и неорганических соединений

Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.

Подготовить сообщение  на тему «Растворы вокруг нас» ,«Жизнь и деятельность С.Аррениуса», «Использование электролитов в технике»

 Составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений.

Подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Составить отчет.

3

Тема 1.6

Электрохимические реакции

Содержание учебного материала

28

Химические источники тока

1

1

29

Ряд стандартных электродных потенциалов

1

2

30

Коррозия металлов и её предупреждение. Электролиз.

1

1

31

Контрольная работа по темам 1.5-1.6

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества . Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Подготовка сообщений по темам: Понятие об электролизе Электролиз расплавов. Практическое применение электролиза .Гальванопластика Рафинирование цветных металлов Решение задач с понятием массовая доля. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов

2

Тема 1.7 Металлы

Содержание учебного материала

32

Общая характеристика и способы получения металлов

       1

2

33

Обзор металлических элементов А-групп

1

34

Общий обзор металлических элементов Б-групп

1

2

35

Медь. Цинк .Титан и хром.

1

36

Железо, никель, платина

1

2

37

Сплавы металлов

1

3

38

Оксиды и гидроксиды металлов

1

2

39

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач

по теме «Металлы» .

1

2

Тема 1.8 Неметаллы

40

 Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов

1

2

41

Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

1

2

42

Окислительные свойства серной и азотной кислот

1

2

43

Водородные соединения неметаллов

1

2

45

Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач

по теме «Неметаллы

1

3

46

Практическое занятие: Решение задач по теме: Металлы и неметаллы

1

3

47

Контрольная работа по темам 1.7-1.8

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося.

Подготовка к практической работе «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений». Составить табл.

«Физические свойства металлов»

Подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности». Составить отчет

3

Тема 1.9 Химия и жизнь

Содержание учебного материала

48

Химия в промышленности. Принципы химического производства

1

2

49

Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна .Производство стали.

1

2

50

Химия в быту .Химическая промышленность и окружающая среда

1

2

51

Контрольная работа по общей и неорганической химии

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Подготовка сообщений по темам: Понятие об принципах химического производства. Подготовить сообщения по теме: 1)производство чугуна; 2) производство стали. Подготовить презентации по теме: 1) химия в быту; 2) Химическая промышленность и окружающая среда.

3

Раздел 2. Органическая химия

42

Тема 2.1.Основные понятия органической химии и теория строения

органических соединений

Содержание учебного материала

1

Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ. 

1

2

2

Практическая работа 6. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах

1

2

3

Состояние электронов в атоме

1

2

4

Электронная природа химических связей в органических соединениях

1

2

5

Классификация реакций в органической химии.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по темам .

Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ. Состояние электронов в атоме

Электронная природа химических связей в органических соединениях

Классификация органических соединений

2

Тема 2.2 Предельные углеводороды - алканы

Содержание учебного материала

8

Электронное и пространственное строение алканов

1

2

9

Гомологи и изомеры алканов

1

2

10

Метан - простейший представитель алканов

1

2

Тема 2.3 Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины)

Содержание учебного материала

1

2

12

Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия

1

2

13

Получение, свойства и применение алкенов

1

2

14

Практическая работа 7. Получение этилена и опыты с ним

1

2

16

Алкадиены

1

2

17

Ацетилен и его гомологи

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Полиэтилен высокого и низкого давления. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Тримеризация ацетилена в бензол Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Выполнение конспекта по теме Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция. дизельного топлива.

3

Тема 2.4 Арены (ароматические углеводороды)

Содержание учебного материала

        

18

Бензол и его гомологи

1

1

19

Свойства бензола и его гомологов

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Арены. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Выполнение конспекта по .

1

Тема 2.5 Природные источники и переработка углеводородов

Содержание учебного материала

20

Природные источники углеводородов

1

2

21

Переработка нефти

1

2

22

Контрольная работа по темам 2.1-2.5

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме . Выполнение конспекта по теме Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

Коксохимическое производство и его продукция. дизельного топлива.

2

Тема 2.6  Спирты и фенолы

Содержание учебного материала

1

2

23

Одноатомные предельные спирты

1

2

24

Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов

1

2

25

Многоатомные спирты

1

2

26

Фенолы и ароматические спирты

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.

Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу Реферат: Многоатомные спирты. Глицерин. Применение.

Выполнение конспекта на тему: Общая характеристика многоатомных спиртов. Общая характеристика сложных эфиров.  

2

Тема 2.7 Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты…

Содержание учебного материала

27

Карбонильные соединения - альдегиды и кетоны

1

2

28

Свойства и применение альдегидов

1

2

29

Карбоновые кислоты

1

2

30

Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот

1

2

31

Практическая работа 8. Получение и свойства карбоновых кислот

1

2

32

 Практическая работа 9. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

1

3

Тема 2.8 Сложные эфиры. Жиры

Содержание учебного материала

33

Сложные эфиры

1

1

34

Жиры. Моющие средства

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление и решение генетических цепочек.

Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки»

Сообщения:«Органические кислоты в природе», «Органические кислоты в быту», «Замена жиров в технике непищевым сырьем»,

Составить отчет

3

Тема 2.9 Углеводы 

.

Содержание учебного материала

35

Углеводы. Глюкоза

1

2

36

Олигосахариды. Сахароза 

1

3

37

Полисахариды. Крахмал .Целлюлоза

1

2

38

Практическая работа 10. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ

1

3

39

Контрольная работа по темам 2.6-2.9

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме. Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды. Сахароза. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.   Сообщение: «Значение углеводов в живой природе и жизни человека».

3

Тема 2.10 Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

40

 Амины

1

1

41

Аминокислоты

1

2

42

Белки

1

2

43

Азотсодержащие гетероциклические соединения

1

1

44

Нуклеиновые кислоты

1

2

45

Химия и здоровье человека

1

2

46

Контрольная работа по теме 2.10

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме.

Реферат: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты. Применение.

Подготовка докладов и презентаций на тему :«Пластмассы в жизни человека». «Органические вещества в профессии» Подготовка к зачету

3

Тема 2.11 Химия полимеров

Содержание учебного материала

47

Синтетические полимеры .Конденсационные полимеры. Пенопласты

1

2

48

Натуральный каучук. Синтетические каучуки

1

2

49

Синтетические волокна

1

2

50

Практическая работа 11. Распознавание пластмасс и волокон

1

3

51

Органическая химия, человек и природа

1

1

52

Контрольная работа по органической химии

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме.

Реферат: Синтетические полимеры. Конденсационные полимеры. Пенопласты. Натуральный каучук. Синтетические каучуки. Синтетические волокна.

3

 

53

Итоговая контрольная работа

1

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
  • принтер;
  • объемные модели  кристаллических решеток;
  • образцы изучаемых веществ;
  • реактивы и оборудование для лабораторных работ и демонстрационных опытов;
  • коллекции веществ и материалов.
  • Технические средства обучения:
  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2  Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического

профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие

для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ.

учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Для преподавателя

  1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.
  6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

  1. Интернет-ресурсы www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
  2. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
  3. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
  4. www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  5. цww.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
  6. www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).         
  7. www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

3.3. Используемые образовательные технологии

         С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Важнейшие химические понятия:

Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, атом, молекула, химический элемент

Устный опрос

Относительная атомная и молекулярные массы, изотоп, моль, молярная масса, молярный объем

Письменный опрос

Домашняя работа.

Лабораторная работа.

Степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление

Письменная обобщающая работа

Ион, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.

Устный опрос

Домашняя работа.

Лабораторная работа.

Тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.

Письменная обобщающая работа

Углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Практическая работа.

Основные законы химии: 

Формулирование законов сохранения массы вещества, постоянства состава вещества, периодический закон.  Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Домашняя работа.

Основные теории: 

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Домашняя работа.

Письменная обобщающая работа

Важнейшие вещества и материалы: 

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.  Характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной  кислоты, моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс.

Устный опрос

Домашняя работа.

Практическая работа.

Химический языки символика:

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических  процессов с помощью уравнений химических реакций

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Домашняя работа.

Письменная обобщающая работа

Химические реакции: 

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций

для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Самостоятельная работа

Тестирование

Химический эксперимент:

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Лабораторная и практическая работа

Химическая информация:

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации,  и ее представления в различных формах.

Самостоятельная работа

Устный опрос

Домашняя работа.

Расчеты по химическим формулам и уравнениям:

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.

Самостоятельная работа

Тестирование

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Домашняя работа.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Физическая культура по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 682) среднего профес...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 Физическая культура по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 682) среднего профес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 Астрономия для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике

           Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекоменд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД.02 Основы химических знаний в профессиональной деятельности для специальности 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

        Рабочая программа учебной дисциплины  Основы химических знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования...