РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prn-22_osnovy_estest._znaniy.docx | 97.36 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 439-р от 03.06.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03
Основы естественнонаучных знаний
в профессиональной деятельности
для специальности
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Покачи
2022
Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 17 от 30. 05. 2022г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заведующий очным отделением
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 6 от 27. 05. 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
- химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества.
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.
предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира;
- понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;
- уверенное пользование химической терминологией и имволикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;
- готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.
Личностные результаты | Код личностных результатов |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | ЛР 6 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 12 |
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 45 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
практические занятии: | 32 |
практические работы | 11 |
контрольные работы | 9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: | |
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Подготовка докладов и презентаций Составление терминологического словаря Конспектирование текста Решение задач | |
Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности (Биология)
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Тема 1. Введение. Основы цитологии | Содержание учебного материала | ||||
1 | Общая характеристика биологии как науки .Основные положения клеточной теории | 1 | 1 | ||
2 | Практическое занятие: Строение и функции клетки. Химический состав клетки | 1 | |||
3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 | 2 | ||
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие | Содержание учебного материала | ||||
4 | Деление клеток . | 1 | 1 | ||
5 | Размножение организмов | 1 | 2 | ||
6 | Индивидуальное развитие организмов . | ||||
Тема3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | ||||
7 | Основные закономерности наследования | 1 | 2 | ||
8 | Сцепленное наследование. Генетика пола | 1 | 2 | ||
9 | Основные положения хромосомной теории наследственности | 1 | 2 | ||
10 | Геном как целостная исторически сложившаяся система | 1 | 3 | ||
11 | Значение генетики для медицины и здравоохранения | 1 | 2 | ||
12 | Изменчивость Закон гомологичных рядов Н. И. Вавилова | ||||
13 | Мутации как материал для отбора | ||||
14 | Селекция растений . Селекция животных . | ||||
15 | Основные направления биотехнологии | ||||
16 | Контрольная работа №1 по темам 1-3 | 1 | 2 | ||
Тема4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | ||||
17 | Додарвиновский период развития биологии Основные положения эволюционной теории Дарвина | 1 | 1 | ||
18 | Движущие силы эволюции | 1 | 1 | ||
19 | Вид и популяция .Результаты эволюции | ||||
20 | 1 | 1 | |||
21 | Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира | 1 | 2 | ||
22 | Главные направления эволюции | 1 | 2 | ||
Тема5. Происхождение человека | Содержание учебного материала | ||||
23 | Антропогенез. Этапы эволюции человека. | 1 | 1 | ||
24 | Родство и единство происхождения человеческих рас. | 1 | 1 | ||
25 | Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны». Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | |||||
Тема6. Экология | Содержание учебного материала | ||||
26 | Экологические факторы(Абиотические и биотические факторы) | 1 | 1 | ||
27 | Биогеоценозы, их структуры и характеристика .Основы учения о биосфере | 1 | 1 | ||
28 | 1 | 2 | |||
29 | Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Возникновение и эволюция биосферы | 1 | |||
30 |
| 1 | 2 | ||
31 | Природные ресурсы и проблемы их охраны | ||||
Содержание учебного материала | |||||
32 | Контрольная работа №2 по темам 4 - 6 | ||||
Итоговый зачет-1ч | 33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 3 | |
Всего: 54 часа | 36 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности (География)
Наименование раздела и тем | № п/п | Содержание учебного материала и практических занятий, самостоятельная работа | Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения |
Глава 1. Политическое устройство мира | |||||
Тема 1.1 Современная политическая карта мира | Содержание учебного материала | ||||
1 | Политическая карта мира | 1 | 1 | ||
2 | Практическое занятие: Типология стран по уровню социально-экономического развития | ||||
Глава 2.География мировых природных ресурсов | |||||
Тема 2.1 Природа и человек в современном мире | Содержание учебного материала | ||||
3 | География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды | 1 | 1 | ||
4 | Практическое занятие: Природные ресурсы: виды и особенности размещения | ||||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Особенности рационального и нерационального природопользования» | 2 | ||||
Глава 3. География населения мира. | |||||
Тема 3.1 География населения мира | Содержание учебного материала | ||||
5 | Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения | 1 | 2 | ||
6 | Практическое занятие: Качество жизни населения | ||||
7 | Трудовые ресурсы и занятость населения. Расовый, этнический и религиозный состав населения | ||||
8 | Практическое занятие: Размещение населения, миграции населения и урбанизация | ||||
Выполнение домашних заданий. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Определение демографической ситуации и особенностей. Сопоставление культурных традиций разных народов. . Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира. Урбанизация - всемирный процесс: проблемы и перспективы Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. | 2 | ||||
Глава 4. Мировое хозяйство | |||||
Тема 4.1. Мировое хозяйство | Содержание учебного материала | ||||
9 | Этапы становления и развития мирового хозяйства | 1 | 2 | ||
10 | Практическое занятие: Современные особенности развития мирового хозяйства | ||||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовить сообщения на тему « Этапы развития мировой экономики». | 1 | ||||
Тема 4.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 1 | |||
11 | Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство | 1 | |||
12 | Горнодобывающая промышленность | ||||
Самостоятельная работа. Выполнение домашнего задания. Составить таблицу на тему «страны крупнейшие производители минеральных ресурсов» | 1 | ||||
Тема 4.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | ||||
13 | Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс Машиностроение | 1 | 1 | ||
14 | Практическое занятие: Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность | ||||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составления кроссвордов. Подготовить сообщение по теме: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность | 1 | ||||
Тема 4.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||||
15 | Транспортный комплекс | 1 | 2 | ||
16 | Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля | 1 | |||
17 | Контрольная работа по темам 1.1- 4.4 | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу по теме: «Страны занимающие ведущие позиции в мире по объемам по импорту и экспорту». Подготовить сообщение по теме: Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля | 2 | ||||
Глава 5. География населения и хозяйства Зарубежная Европа | |||||
Тема 5.1 Общая характеристика Зарубежной Европы. | Содержание учебного материала | ||||
18 | Практическое занятие: Общая характеристика Зарубежной Европы | 1 | 2 | ||
29 | Германия. Великобритания | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Германия» «Великобритания». | 1 | ||||
Глава 6. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | |||||
Тема 6.1 Общая характеристика Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | ||||
20 | Практическое занятие: Общая характеристика Зарубежной Азии | 1 | 2 | ||
21 | Япония. Китай. Индия. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Япония», «Китай,« Индия»». | 1 | ||||
Глава 7. География населения и хозяйства Африки. | |||||
Тема 7.1 География населения и хозяйства Африки. | Содержание учебного материала | ||||
22 | Практическое занятие: География населения и хозяйства Африки. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовить сообщения на тему « Особенности развитие африканских стран». | 1 | ||||
Глава 8. География населения и хозяйства Северной Америки. | |||||
Тема 8.1 Общая характеристика Северной Америки. | Содержание учебного материала | ||||
23 | Практическое занятие: Общая характеристика Северной Америки | 1 | 2 | ||
24 | Практическое занятие: США-население ,хозяйство. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу на тему «США и Канада.» | 1 | ||||
Глава 9. География населения и хозяйства Латинской Америки. | |||||
Тема 9. 1 Общая характеристика Латинской Америки. | Содержание учебного материала | ||||
25 | Практическое занятие: Общая характеристика Латинской Америки. | 1 | 2 | ||
26 | Бразилия ,Мексика - население ,хозяйство | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу на тему «Бразилия» «Канада» | 1 | ||||
Глава 10.География населения и хозяйства Австралии и Океании. | |||||
Тема 10. 1 География населения и хозяйства Австралии и Океании. | Содержание учебного материала | ||||
27 | География населения и хозяйства Австралии и Океании. | 1 | 2 | ||
Глава 11.Россия в современном мире. | |||||
Тема 11.1 Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России. | Содержание учебного материала | ||||
28 | Практическое занятие: Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России. | 1 | 2 | ||
Глава 12. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | |||||
Тема 12.1 Глобальные проблемы человечества. | Содержание учебного материала | ||||
39 | Практическое занятие: Глобальные проблемы человечества. | 1 | 2 | ||
Контрольная работа по темам 5.1- 12.1 | |||||
Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему « Основная причина обострения глобальных проблем» | 2 | ||||
Итоговый зачет | 30 | Итоговая контрольная работа | 1 | 3 | |
Всего: 54 | 30 | 18 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности (Экология)
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов | Самосто ятельная работа | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Тема 1. Экология как междисциплинарная область знания | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | История развития экологии. | 1 | 1 | ||||
2 | Практическое занятие: Законы, принципы, правила экологии | 1 | 1 | ||||
3 | Антропогенное загрязнение биосферы | 1 | 1 | ||||
4 | Практическое занятие: Пути сохранения ресурсов биосферы | 1 | 1 | ||||
5 | Социальные вопросы экологии | 1 | 2 | ||||
6 | Практическое занятие: Природа в произведениях искусства | 1 | 2 | ||||
7 | Практическое занятие: Экологическая культура населения | 1 | 1 | ||||
8 | Экологические проблемы: региональные и глобальные | 1 | 1 | ||||
9 | Практическое занятие: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. | 1 | 3 | ||||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: - работа с учебной, дополнительной и справочной литературой; - подготовка сообщений, рефератов, исторической справки; - создание презентации - работа над индивидуальным проектом; - работа с Интернет ресурсами; - Демография и проблемы экологии - Понятие «загрязнение среды» - Природные ресурсы, используемые человеком - Возможные способы решения глобальных экологических проблем | 5 | ||||||
Тема 2. Среда обитания человека | Содержание учебного материала | ||||||
10 | Окружающая человека среда и ее компоненты. Город как среда обитания человека | 1 | 1 | ||||
11 | Практическое занятие: Городское помещение | 1 | 1 | ||||
12 | Атмосферный воздух города. | 1 | 2 | ||||
13 | Практическое занятие: Шум и вибрация в городе | 1 | 2 | ||||
14 | Экологические вопросы строительства в городе. Автомобильные дороги и дорожное строительство | 1 | 2 | ||||
15 | Практическое занятие: Экологические вопросы строительства в городе. Городской транспорт | 1 | 1 | ||||
16 | Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. | 1 | 3 | ||||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: - работа с учебной, дополнительной и справочной литературой; - подготовка сообщений, рефератов, исторической справки; - создание презентации - работа над индивидуальным проектом; - работа с Интернет ресурсами; - Контроль за качеством строительства в городе - Контроль за качеством строительства дорог - Городская квартира и требования к ее экологической безопасности - Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека - Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе - | 4 | ||||||
Тема 3. Охрана природы России | Содержание учебного материала | ||||||
17 | История охраны природы в России. Особо охраняемые природные территории России | 1 | 1 | ||||
18 | Практическое занятие: Экологическая диагностика и мониторинг | 1 | 2 | ||||
19 | Природные ресурсы России. Ресурсы морей России и их охрана. Почвенный покров и земельные ресурсы России | 1 | 1 | ||||
20 | Практическое занятие: Водные ресурсы России и их охрана. Почвенный покров и земельные ресурсы России | 1 | 2 | ||||
21 | Практическое занятие: Биологические ресурсы и их охрана .Лесные ресурсы и их охрана | 1 | 1 | ||||
22 | Практическое занятие: Природные ландшафты России | 1 | |||||
23 | Антропогенная нагрузка на ландшафты | 1 | |||||
24 | Практическое занятие: Твердые промышленные и коммунальные отходы. Сельское хозяйство и его экологические проблемы | ||||||
25 | Практическое занятие Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. | 1 | 3 | ||||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: - работа с учебной, дополнительной и справочной литературой; - подготовка сообщений, рефератов, исторической справки; - создание презентации - работа над индивидуальным проектом; - работа с Интернет ресурсами; - Экологические кризисы и экологические ситуации. - Природно-территориальные аспекты экологических проблем - Социально-экономические аспекты экологических проблем - Возможности управления экологическими системами - Охрана водных ресурсов в России. | 4 | ||||||
Тема 4. Концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 1 | 1 | ||||
26 | Устойчивое развитие как цивилизационный выбор | 1 | 1 | ||||
27 | Глобальные экологические проблемы. Экологический след человечества | 1 | 1 | ||||
28 | Практическое занятие Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 1 | 2 | ||||
29 | Контрольная работа по разделам | 1 | 3 | ||||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: - работа с учебной, дополнительной и справочной литературой; - подготовка сообщений, рефератов, исторической справки; - создание презентации - работа над индивидуальным проектом; - работа с Интернет ресурсами; - Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие» | 5 | ||||||
Итоговый зачет | 30 | Итоговая контрольная работа | 1 | 3 | |||
Всего:108ч. | 108 | 54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
- принтер;
- микроскоп для работы учащихся.
- цифровой микроскоп с выводом изображения на экран,
- оборудование для лабораторных работ
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для студентов
1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —
М., 2018.
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2018.
3. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2017.
Для преподавателей
1. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2017.
2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2018.
Интернет-ресурсы
www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-
логии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —
экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
3.3. Используемые образовательные технологии
С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: −− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира; −− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека; −− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; −− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере; −− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе; −− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий; −− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; −− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; −− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • метапредметных: −− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологическихявлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современныхнаучных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации; −− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в томчисле с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий; −− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросовсостояния окружающей среды и рационального использования природныхресурсов; −− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практическойдеятельности людей, развитии современных технологий; определять живыеобъекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить ианализировать информацию о живых объектах; −− способность применять биологические и экологические знания для анализаприкладных проблем хозяйственной деятельности; −− способность к самостоятельному проведению исследований, постановкеестественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; −− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); • предметных: −− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач; −− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; −− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенныхизменений в природе; −− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; −− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения. | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Защита индивидуального задания Внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИностранный язык для специальности 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин. Данная дисциплина предназначена для...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Охрана труда для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Методические указания по выполнению самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Охрана труда " для специальности специальность 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ общепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИобщепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 06. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденный приказом Министерства о...
Рабочая программа учебной дисциплины: Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для специальности: 43.02.10 Туризм
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Программа явля...