РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03 Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
рабочая программа

Асхабова Сайпуллаевна Светлана

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prn-22_osnovy_estest._znaniy.docx97.36 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора  

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 439-р от 03.06.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУД. 03

Основы естественнонаучных знаний

в профессиональной деятельности

для специальности

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Покачи

2022

Рабочая программа учебной дисциплины  Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и примерной программы учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования». (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017г. Протокол №3).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендована педагогическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 17 от 30. 05. 2022г.

Рассмотрена                                                                                               «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                      Заведующий очным отделением

общеобразовательного цикла                                                               ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 6 от 27. 05. 2022г.  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы Общие компетенции по специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
  • химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
  • готовность  к  продолжению  образования  и  повышения  квалификации  в  избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества.

метапредметных:

  • использование  различных  видов  познавательной  деятельности  и  основных  интеллектуальных  операций  (постановки  задачи,  формулирования  гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения,  научного  эксперимента)  для  изучения  различных  сторон  химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.

предметных:

  • сформированность  представлений  о  месте  химии  в  современной  научной картине  мира;  
  • понимание  роли  химии  в  формировании  кругозора  и  функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами  и  закономерностями;
  • уверенное  пользование  химической  терминологией  и имволикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умение обрабатывать, объяснять  результаты  проведенных  опытов  и  делать  выводы;  
  • готовность  и способность применять методы познания при решении практических задач;
  • сформированность  умения  давать  количественные  оценки  и  производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
  • владение правилами техники безопасности при использовании химических  веществ;
  • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.

Личностные результаты

Код личностных результатов

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 6

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 12

 1.4  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  135 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  90 часов;

самостоятельной работы обучающегося  45 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

 практические занятии:

32

практические   работы

11

 контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:

  Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

  Подготовка докладов и презентаций

  Составление терминологического словаря

  Конспектирование текста

  Решение задач

Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы

2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности               (Биология)

                

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Тема 1.

Введение.

Основы цитологии

Содержание учебного материала

1

Общая характеристика биологии как науки .Основные положения клеточной теории

1

1

2

Практическое занятие: Строение и функции клетки. Химический состав клетки

1

3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

2

Тема 2.

Размножение и индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

4

Деление клеток .

1

1

5

Размножение организмов

1

2

6

Индивидуальное развитие организмов .

Тема3.

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

7

Основные закономерности наследования

1

2

8

Сцепленное наследование. Генетика пола

1

2

9

Основные положения хромосомной теории наследственности

1

2

10

Геном как целостная исторически сложившаяся система

1

3

11

Значение генетики для медицины и здравоохранения

1

2

12

Изменчивость

Закон гомологичных рядов Н. И. Вавилова

13

Мутации как материал для отбора

14

Селекция растений . Селекция животных .

15

Основные направления биотехнологии

16

Контрольная работа №1 по темам 1-3

1

2

Тема4.

Происхождение и развитие жизни на Земле.

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

17

Додарвиновский период развития биологии

Основные положения эволюционной теории Дарвина

1

1

18

Движущие силы эволюции

1

1

19

Вид и популяция .Результаты эволюции

20

1

1

21

Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира

1

2

22

Главные направления эволюции

1

2

Тема5.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

23

Антропогенез. Этапы эволюции человека.

1

1

24

Родство и единство происхождения человеческих рас.

1

1

25

Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны». Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Тема6.

Экология

Содержание учебного материала

26

Экологические факторы(Абиотические и биотические факторы)

1

1

27

Биогеоценозы, их структуры и характеристика .Основы учения о биосфере

1

1

28

1

2

29

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Возникновение и эволюция биосферы

1

30

 

1

2

31

Природные ресурсы и проблемы их охраны

Содержание учебного материала

32

Контрольная работа №2 по темам 4 - 6

Итоговый зачет-1ч

33

Итоговая контрольная работа

1

3

                                                                 Всего: 54 часа

36

Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности               (География)

Наименование раздела и тем

п/п

Содержание учебного материала и практических занятий, самостоятельная работа

Объем часов

Самосто

ятельная работа

Уровень освоения

Глава 1. Политическое устройство мира

Тема 1.1

Современная политическая карта мира

Содержание учебного материала

1

Политическая карта мира

1

1

2

Практическое занятие:  Типология стран по уровню социально-экономического развития

Глава 2.География мировых природных ресурсов

Тема 2.1

 Природа и человек в современном мире

Содержание учебного материала

3

География мировых природных ресурсов. Взаимодействие человеческого общества и природной среды

1

1

4

Практическое занятие:  Природные ресурсы: виды и особенности размещения

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Особенности рационального и  нерационального природопользования»

2

Глава 3. География населения мира.

Тема 3.1 

География населения мира

Содержание учебного материала

5

Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения

1

2

6

Практическое занятие:  Качество жизни населения

7

Трудовые ресурсы и занятость населения. Расовый, этнический и религиозный состав населения

8

Практическое занятие:  Размещение населения, миграции населения и урбанизация

Выполнение домашних заданий. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.  Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Определение демографической ситуации и особенностей. Сопоставление культурных традиций разных народов. . Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира. Урбанизация - всемирный процесс: проблемы и перспективы Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

2

Глава 4. Мировое хозяйство

Тема 4.1. 

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

9

Этапы становления и развития мирового хозяйства

1

2

10

Практическое занятие:  Современные особенности развития мирового хозяйства

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий.  Подготовить сообщения на тему « Этапы развития мировой экономики».

1

Тема 4.2

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

1

11

Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство

1

12

Горнодобывающая промышленность

Самостоятельная работа. Выполнение домашнего задания. Составить таблицу на тему «страны крупнейшие производители минеральных

 ресурсов»

1

Тема 4.3

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

13

Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс Машиностроение

1

1

14

Практическое занятие:  Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составления кроссвордов.  Подготовить сообщение по теме: Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая, лесная (перерабатывающие отрасли) и легкая промышленность

1

Тема 4.4

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

15

Транспортный комплекс

1

2

16

Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля

1

17

Контрольная работа по темам 1.1- 4.4

1

3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу по теме: «Страны занимающие ведущие позиции в мире по объемам по импорту и экспорту». Подготовить сообщение по теме: Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и торговля

2

Глава 5. География населения и хозяйства Зарубежная Европа

Тема 5.1 

Общая характеристика Зарубежной Европы.

Содержание учебного материала

18

Практическое занятие:  Общая характеристика Зарубежной Европы

1

2

29

Германия. Великобритания

1

3

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Германия» «Великобритания».

1

Глава 6. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Тема 6.1

Общая характеристика

Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

20

Практическое занятие:  Общая характеристика Зарубежной Азии

1

2

21

Япония. Китай. Индия.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему «Япония», «Китай,« Индия»».

1

Глава 7. География населения и хозяйства Африки.

Тема 7.1 

География населения и хозяйства Африки.

Содержание учебного материала

22

  Практическое занятие:  География населения и хозяйства Африки.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Подготовить сообщения на тему « Особенности развитие африканских стран».

1

Глава 8. География населения и хозяйства Северной Америки.

Тема 8.1

Общая характеристика Северной Америки.

Содержание учебного материала

23

  Практическое занятие:  Общая характеристика Северной Америки

1

2

24

Практическое занятие:  США-население ,хозяйство.

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий.  Составить сравнительную таблицу на тему «США и Канада.»

1

Глава 9. География населения и хозяйства Латинской Америки.

Тема 9. 1

 Общая характеристика Латинской Америки.

Содержание учебного материала

25

Практическое занятие:  Общая характеристика Латинской Америки.

1

2

26

Бразилия ,Мексика - население ,хозяйство

1

2

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Составить сравнительную таблицу на тему «Бразилия» «Канада»

1

Глава 10.География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Тема 10. 1

 География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Содержание учебного материала

27

   География населения и хозяйства Австралии и Океании.

1

2

Глава 11.Россия в современном мире.

Тема 11.1

 Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России.

Содержание учебного материала

28

Практическое занятие: Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России.  

1

2

Глава 12. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Тема 12.1 

 Глобальные проблемы человечества.

Содержание учебного материала

39

Практическое занятие: Глобальные проблемы человечества.

1

2

Контрольная работа по темам 5.1- 12.1

Самостоятельная работа. Выполнение домашних заданий. Написать доклад на тему « Основная причина обострения глобальных проблем»

2

Итоговый зачет

30

Итоговая контрольная работа

1

3

Всего: 54

30

18

Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности               (Экология)

                        

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

   

Объем     часов

Самосто

ятельная работа

Уровень     освоения

1

2

3

4

5

6

Тема 1.

Экология как междисциплинарная область знания

Содержание учебного материала

1

1

 История развития экологии.

1

1

2

 Практическое занятие:

Законы, принципы, правила экологии

1

1

3

 Антропогенное загрязнение биосферы

1

1

4

 Практическое занятие:

Пути сохранения ресурсов биосферы

1

1

5

 Социальные вопросы экологии

1

2

6

 Практическое занятие:

Природа в произведениях искусства

1

2

7

 Практическое занятие:

Экологическая культура населения

1

1

8

Экологические проблемы: региональные и глобальные

1

1

9

Практическое занятие:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Демография и проблемы экологии

- Понятие «загрязнение среды»

- Природные ресурсы, используемые человеком

- Возможные способы решения глобальных экологических проблем

5

Тема 2.

Среда обитания человека

Содержание учебного материала

10

 Окружающая человека среда и ее компоненты. Город как среда обитания человека

1

1

11

 Практическое занятие: Городское помещение

1

1

12

 Атмосферный воздух города.

1

2

13

Практическое занятие:

 Шум и вибрация в городе

1

2

14

 Экологические вопросы строительства в городе. Автомобильные дороги и дорожное строительство

1

2

15

Практическое занятие:

Экологические вопросы строительства в городе. Городской транспорт

1

1

16

Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Контроль за качеством строительства  в  городе

- Контроль за качеством строительства дорог

- Городская квартира и требования к ее экологической безопасности

- Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека

- Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе

-

4

Тема 3.

 Охрана природы России

Содержание учебного материала

17

 История охраны природы в России. Особо охраняемые природные территории России

1

1

18

 Практическое занятие:

Экологическая диагностика и мониторинг

1

2

19

Природные ресурсы России. Ресурсы морей России и их охрана. Почвенный покров и земельные ресурсы России

1

1

20

Практическое занятие:

Водные ресурсы России и их охрана. Почвенный покров и земельные ресурсы России

1

2

21

Практическое занятие:

Биологические ресурсы и их охрана .Лесные ресурсы и их охрана

1

1

22

Практическое занятие:

Природные ландшафты России

1

23

Антропогенная нагрузка на ландшафты

1

24

Практическое занятие:

Твердые промышленные и коммунальные отходы. Сельское хозяйство и его экологические проблемы

25

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Экологические кризисы и экологические ситуации.

- Природно-территориальные аспекты экологических проблем

- Социально-экономические аспекты экологических проблем

- Возможности управления экологическими системами

- Охрана водных ресурсов в России.

4

Тема 4.

Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

1

1

26

Устойчивое  развитие как цивилизационный выбор

1

1

27

Глобальные экологические проблемы. Экологический след человечества

1

1

28

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

1

2

29

Контрольная работа по разделам

1

3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

- Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

5

Итоговый зачет

30

Итоговая контрольная работа

1

3

                                                                                                Всего:108ч.

108

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • принтер;
  • микроскоп для работы учащихся.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,
  • оборудование для лабораторных работ

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2  Информационное обеспечение обучения

Для студентов

1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —

М., 2018.

2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2018.

3. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2017.

Для преподавателей

1. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2017.

2. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2018.

Интернет-ресурсы

www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

3.3. Используемые образовательные технологии

        С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальнуюи этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможностиинформационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выборупутей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействиюс коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствийаварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательскойи экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и другихзаболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологическихявлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современныхнаучных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникамиинформации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в томчисле с использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросовсостояния окружающей среды и рационального использования природныхресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практическойдеятельности людей, развитии современных технологий; определять живыеобъекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить ианализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализаприкладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановкеестественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора ифункциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми прибиологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенныхизменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическимпроблемам и путям их решения.

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

Внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИностранный язык для специальности 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА». Специальность: 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

laquo;Физика» - обязательная дисциплина в цикле математических и общих естественно    - научных дисциплин.     Данная  дисциплина предназначена  для...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Охрана труда для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Методические указания по выполнению самостоятельных работ  составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Охрана труда " для  специальности специальность 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ общепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 07 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИобщепрофессионального цикла по программе подготовки специалистов среднего звенапо специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных ...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 06. Подготовка скважин к капитальному и подземному ремонтам Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержденный приказом Министерства о...

Рабочая программа учебной дисциплины: Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для специальности: 43.02.10 Туризм

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.Программа явля...