Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа
Рабочая программа разработана в соответствии ФГОС по учебнику Географии 9 класс Полярная звезда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_9_klass.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
география
9 класс
на 2022 – 2023 учебный год
г. Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии на 2022/23 учебный год для обучающихся 9-х классов. МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам основного общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);
• концепции преподавания географии в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 24.12.2018 г.
• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25»;
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе учебника География. 9 класс, авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
- Для педагога:
- Учебник географии 9 класс. Автор _А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
- Методическое пособие к учебнику географии 9 класс. Автор _А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
- https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/География/index.html
- Атлас по географии 9 класс, издательство «Полярная звезда»
2. Для обучающихся:
- Учебник географии 9 класс. Автор _А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019 г.
- Атлас по географии 9 класс, издательство «Полярная звезда»
- Контурные карты по географии 9 класс, издательство «Полярная звезда»
Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по географии для 9 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
Общая характеристика учебного предмета «География»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Цели изучения учебного предмета «География»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения.
Рабочая программа рассчитана на 34 недели, за год – 68 часов, в неделю – 2 часа.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Содержание учебного предмета «География»
Раздел 1. Хозяйство России (22 ч.).
Развитие хозяйства. Понятия: индекс человеческого развития (ИЧР), отрасль, отрасли хозяйства, территориальная структура хозяйства, секторы экономики, факторы размещения производства, цикл Кондратьева.
Особенности экономики России. Уровень экономического развития стран: развитые страны, развивающиеся страны. Россия – страна с переходной экономикой. Роль исторического фактора в развитии хозяйства России. Развитие экономики России сегодня.
Топливно-энергетический комплекс. Состав топливно-энергетического комплекса (топливная промышленность, электроэнергетика). Отрасли топливной промышленности: угольная, нефтяная, газовая, торфяная, сланцевая, урановая. Понятие о топливно-энергетическом балансе. Угольная промышленность. Факторы размещения отрасли. Главные угольные бассейны страны: Кузнецкий (Кузбасс), Канско-Ачинский, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Иркутский (Черемховский), Донецкий, Зырянский, Нижнезейский. Перспективы развития угольной промышленности.
Нефтяная промышленность. Место нефти в современном мире. Особенности нефтяной промышленности в России. Главные районы нефтедобычи страны (Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Восточная Сибирь). Основные районы нефтепереработки страны. Крупнейшие нефтепроводы и их направления.
Газовая промышленность. Преимущества природного газа. Особенности газовой промышленности в России. Крупнейшие месторождения газа. Важнейшие центры переработки газа. Газопроводы и их направления. Перспективы газовой промышленности в России.
Электроэнергетика. Электроэнергетика – фундамент всей экономики страны. Выработка электроэнергии по странам мира, место России. Типы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС, ГТЭС, приливные, ветровые, солнечные). Размещение электростанций. Перспективы энергопотребления в России.
Металлургический комплекс. Металлургический комплекс - один из базовых отраслей промышленности. Состав металлургического комплекса (черная металлургия, цветная металлургия). Особенности металлургического комплекса.
Черная металлургия. Стадии металлургического производства (добыча, обогащение руды, получение первичного металла – чугуна, выплавка стали и сплавов, производство проката). Типы металлургических предприятий: комбинат, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия, бездоменная металлургия. Особенности размещения черной металлургии в России. Крупные районы металлургического производства.
Цветная металлургия. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Районы добычи и производства: никель-кобальтовых , алюминиевых, медных, свинцово-цинковых руд.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место, значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупней шие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам».
Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации (АПК и его проблемы).
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района.
Раздел 2. Регионы России (44 ч.).
Тема 1. Центральная Россия (7 ч.)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом.
Тема 2. Европейский Северо-Запад (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России».
Тема 3. Европейский Север (4 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика (составляем карту).
Тема 4. Европейский Юг (5 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»).
Тема 5. Поволжье (4 ч.).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Тема 6. Урал (7 ч).
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Нижний Тагил, Уфа, Челябинск. Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала».
Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».
Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - анализ «Специфика проблем Урала».
Тема 7. Сибирь (5 ч.).
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Тема 8. Дальний Восток (7 ч.).
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Практическая работа 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона».
Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века».
Заключение (1 ч.).
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.
Повторение (1 ч.)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
—Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
—устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
—выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
—Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
—формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
—проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
—оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео графического исследования; —самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; —прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
—Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
—выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
—находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; —оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
—Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
—в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
—публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество)
—Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
—сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
—Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
—Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
—Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
—признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
—Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
—находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;
—характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
—различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
—приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
—оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
—использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
—оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
—проводить классификацию природных ресурсов
—распознавать типы природопользования;
—находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
—находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
—сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
—объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
—распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
—показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
—приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
—приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
—приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
—выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
—приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны; —сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
—различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;
—проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
—использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
—применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
—представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов | ЭОР |
Хозяйство России. | 22 | ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской Академии Образования» https://www.instrao.ru/ Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Регионы России. | 44: | Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Центральная Россия. | 7 | Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Европейский Северо-Запад. | 5 | Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ Образовательные викторины: https://quizizz.com Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Европейский Север. | 4 | Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Европейский Юг. | 5 | Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/ Федеральный институт педагогических измерений / Интерактивная образовательная онлайн-платформа Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Поволжье. | 4 | Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Урал. | 7 | Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Сибирь | 5 | Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Дальний Восток. | 7 | Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Заключение. | 1 | Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/ Федеральный институт педагогических измерений / Интерактивная образовательная онлайн-платформа Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Повторение. | 1 | Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/ Федеральный институт педагогических измерений / Интерактивная образовательная онлайн-платформа Образовательный портал для подготовки к экзаменам Сдам ГИА:Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/ |
Календарно – тематическое планирование курса: «География России. Население и хозяйство». 9 класс. | |||||||||
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Количество часов | Основные виды и формы учебной деятельности | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки | ||
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 22 часа | |||||||||
1 | 1.1 | Развитие хозяйства. Повторение темы «Численность, воспроизводство и состав населения России». | 1 | Урок с использованием ИКТ (работа с учебником; атласом). | |||||
2 | 1.2 | Особенности экономики России. Повторение темы «Миграции». | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
3 | 1.3 | Практическая работа 1 - Учимся с «Полярной звездой» - проект «Что мы оставим потомкам». Повторение темы «Рынок труда». | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
4 | 1.4 | Топливно-энергетический комплекс. Повторение темы «Этнический и религиозный состав населения России». | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
5 | 1.5 | Угольная промышленность. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
6 | 1.6 | Нефтяная промышленность. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
7 | 1.7 | Газовая промышленность. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
8 | 1.8 | Электроэнергетика. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
9 | 1.9 | Металлургический комплекс. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
10 | 1.10 | Черная металлургия. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
11 | 1.11 | Черная металлургия (2). | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
12 | 1.12 | Машиностроение. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
13 | 1.13 | Химическая промышленность. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
14 | 1.14 | Лесопромышленный комплекс. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
15 | 1.15 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
16 | 1.16 | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
17 | 1.17 | Практическая работа 2 – учимся с «Полярной звездой» – работа с источниками информации (АПК и его проблемы). | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
18 | 1.18 | Транспортная инфраструктура (1). | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
19 | 1.19 | Транспортная инфраструктура (2). | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
20 | 1.20 | Социальная инфраструктура. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
21 | 1.21 | Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем сферу услуг своего района. | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
22 | 1.22 | Информационная инфраструктура. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; исследование по картам). | |||||
Раздел 2. Регионы России 44 часа | |||||||||
Тема 1. Центральная Россия (7 часов) | |||||||||
23 | 2.1.1 | Пространство Центральной России. | 1 | Урок с использованием ИКТ (формулирование определений и понятий; поиск информации в различных источниках информации). | |||||
24 | 2.1.2 | Центральная Россия: освоение территории и население. | 1 | Урок с использованием ИКТ (использование знаковых систем: схем, таблиц). | |||||
25 | 2.1.3 | Центральная Россия: хозяйство (1). | 1 | Урок с использованием ИКТ (формулирование определений и понятий). | |||||
26 | 2.1.4 | Центральная Россия: хозяйство (2). | 1 | Урок с использованием ИКТ (использование знаковых систем: схем, таблиц). | |||||
27 | 2.1.5 | Практическая работа 4 – учимся с «Полярной звездой» - работа с текстом. | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
28 | 2.1.6 | Москва – столица России. | 1 | Урок с использованием ИКТ (использование знаковых систем: схем, таблиц). | |||||
29 | 2.1.7 | Подмосковье. | 1 | Урок с использованием ИКТ (использование знаковых систем: схем, таблиц). | |||||
Тема 2. Европейский Северо-Запад (5 часов). | |||||||||
30 | 2.2.1 | Пространство Северо-Запада. | 1 | Урок с использованием ИКТ (формулирование определений и понятий; приведение доказательств). | |||||
31 | 2.2.2 | Северо-Запад: «окно в Европу». | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем). | |||||
32 | 2.2.3 | Северо-Запад: хозяйство. | 1 | Урок с использованием ИКТ (формулирование определений и понятий; приведение доказательств). | |||||
33 | 2.2.4 | Санкт-Петербург - культурная столица России. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; прогнозирование). | |||||
34 | 2.2.5 | Практическая работа 5 «Составление картосхемы экономических связей Северо-Западной и Центральной России». | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
Тема 3. Европейский Север (4 часа). | |||||||||
35 | 2.3.1 | Пространство Европейского Севера. Практическая работа 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт». | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
36 | 2.3.2 | Европейский Север: освоение территории, население. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента). | |||||
37 | 2.3.3 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | 1 | Практическая работа (исследование по картам). | |||||
38 | 2.3.4 | Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика (составляем карту). | 1 | Практическая работа (использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
Тема 4. Европейский Юг (5 часов) | |||||||||
39 | 2.4.1 | Пространство Европейского Юга. | 1 | Урок с использованием ИКТ (построение блок-схемы; работа с учебником, с атласом). | |||||
40 | 2.4.2 | Европейский Юг: население. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). | |||||
41 | 2.4.3 | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; прогнозирование). | |||||
42 | 2.4.4 | Практическая работа 8 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект («Развитие рекреации на Северном Кавказе»). | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
43 | 2.4.5 | Обобщение по теме «Европейская Россия». | 1 | Урок с использованием ИКТ (построение блок-схемы; работа с учебником, с атласом). | |||||
Тема 5. Поволжье (4 часа) | |||||||||
44 | 2.5.1 | Пространство Поволжья. | 1 | Урок с использованием ИКТ (построение логической цепочки; работа с учебником, с атласом). | |||||
45 | 2.5.2 | Поволжье: освоение территории и население. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). | |||||
46 | 2.5.3 | Поволжье: хозяйство и проблемы. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). | |||||
47 | 2.5.4 | Практическая работа 9 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - подготовка к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
Тема 6. Урал (7 часов) | |||||||||
48 | 2.6.1 | Пространство Урала. | 1 | Урок с использованием ИКТ (построения блок-схемы; работа с учебником, с атласом). | |||||
49 | 2.6.2 | Практическая работа 10 «Оценка природных ресурсов Урала». | 1 | Практическая работа (построение блок-схемы). | |||||
50 | 2.6.3 | Урал: население и города. Народы Урала. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; построение блок-схемы). | |||||
51 | 2.6.4 | Урал: освоение территории и хозяйство. | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; построение блок-схемы). | ||||||
52 | 2.6.5 | Урал: освоение территории и хозяйство. | 1 | Урок контроля ЗУН (работа с картами атласа). | |||||
53 | 2.6.6 | Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
54 | 2.6.7 | Практическая работа 12 - учимся с «Полярной звездой» - географическая исследовательская практика - анализ «Специфика проблем Урала». | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
Тема 7. Сибирь (5 часов) | |||||||||
55 | 2.7.1 | Пространство Сибири. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в группах). | |||||
56 | 2.7.2 | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в группах). | |||||
57 | 2.7.3 | Западная Сибирь. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в группах). | |||||
58 | 2.7.4 | Восточная Сибирь. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в группах). | |||||
59 | 2.7.5 | Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге». | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы). | |||||
Тема 8. Дальний Восток (7 часов). | |||||||||
60 | 2.8.1 | Пространство Дальнего Востока. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в группах). | |||||
61 | 2.8.2 | Практическая работа 14: «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы; построение схемы). | |||||
62 | 2.8.3 | Дальний Восток: освоение территории и население (1). | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в парах; взаимоконтроль). | |||||
63 | 2.8.4 | Дальний Восток: освоение территории и население (2). | 1 | Урок с использованием ИКТ (построения блок-схемы; работа с учебником, с атласом). | |||||
64 | 2.8.5 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | 1 | Урок (поиск информации в различных источниках; использование знаковых систем; работа в парах). | |||||
65 | 2.8.6 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). | |||||
66 | 2.8.7 | Практическая работа 15 - учимся с «Полярной звездой» - разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века». | 1 | Практическая работа (исследование по картам; использование знаковых систем: таблицы, графики, диаграммы; построение схемы). | |||||
Заключение (1 час) | |||||||||
67 | 3.1 | Россия в мире | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). | |||||
Повторение (1 час) | Россия в мире | ||||||||
68 | 4.1 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | Урок с использованием ИКТ (просмотр учебного видеофрагмента; работа с учебником, атласом). |
Приложение №1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
предмета география
1. Программа предмета.
2. Учебник География. 8 класс, авторы А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение 2019г.
3.Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным различными медиаобъектами, в том числе интерактивными и функционалом, делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его несколько усовершенствовать.
4. Методические пособия, которые содержат описание воспитательного потенциала курса и методику его реализации, пример рабочей программы, методические рекомендации по организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и целостности современного мира, а также формирования основы системного мышления.
5 Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля: тесты. Контрольно-измерительные материалы предназначены для формирования и закрепления у обучающихся предметных и универсальных учебных действий при работе с диагностическим материалом разного вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 классс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...
Рабочая программа по географии 11 класс
Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...
Рабочая программа по географии для 5-6 класса полярная звезда
Рабочая программа по географии для 5-6 класса "полярная звезда"...
Рабочая программа по географии для 5 класса
Рабочая программа по географии для 5 класса.«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений...
рабочая программа по географии для 8 класса фгос
Рабочая программа по географии создана с целью реализации ФГОС. В программе приведены критерии оценки, перечень тем дя проектных работ, КИМ....
Рабочая программа по географии 5-9 классы
Рабочая программа по предмету «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...