Рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа
Рабочая программа по географии для 5 класса.«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КУМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНА На заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № ________ от _____августа 2019 г. Руководитель ШМО _____________ /Шестакова М.В./ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________ /Санарова А. В./ «__» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/Фирсова О. М./ Приказ № _________ от «__» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
5 класс
Шестакова Марина Владимировна,
учитель биологии и географии
УСТЬ-КУМИР, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2.Примерная программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2017 г.
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Усть-Кумирская СОШ», утвержденная приказом №2 от 11 января 2018 года
4. УМК: учебник по географии 5 класс авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2017г
Цели и задачи курса
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №6. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
- КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | ||
план | факт | ||||
Что изучает география 4 часа | |||||
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | |||
2 | Науки о природе. | 1 | |||
3 | География – наука о Земле. Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. | 1 | |||
4 | Методы географических исследований. | 1 | |||
Как люди открывали Землю 4 часа | |||||
5 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 | |||
6 | Важнейшие географические открытия. | 1 | |||
7 | Открытия русских путешественников. | 1 | |||
8 | Обобщающий урок по теме «Как люди открывали Землю» | 1 | |||
Земля во Вселенной 6 часов | |||||
9 | Изучение Вселенной. | 1 | |||
10 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты. | 1 | |||
11 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 | |||
12 | Мир звезд. | 1 | |||
13 | Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса. | 1 | |||
14 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 | |||
Виды изображений поверхности Земли 6 часов | |||||
15 | Стороны горизонта. | 1 | |||
16 | Ориентирование. | 1 | |||
17 | План местности. | 1 | |||
18. | Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию». | 1 | |||
19 | Географическая карта. Практическая работа № 4 «Самостоятельное построение простейшего плана». | 1 | |||
20 | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 1 | |||
Природа Земли 13 часов | |||||
21 | Как возникла Земля. | 1 | |||
22 | Внутренне строение Земли. | 1 | |||
23 | Землетрясения и вулканы .Практическая работа №5 « Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов» | 1 | |||
24 | Материки. | 1 | |||
25 | Обобщающий урок по теме «Материки» | 1 | |||
26 | Вода на Земле. | 1 | |||
27 | Воздушная одежда Земли. Практическая работа № 6 «Составление карты стихийных природных явлений». | 1 | |||
28 | Погода. | 1 | |||
29 | Климат. | 1 | |||
30 | Живая оболочка Земли. | 1 | |||
31 | Почва – особое природное тело. | 1 | |||
32 | Человек и природа. | 1 | |||
33 | Обобщающий урок по теме «Природа земли». | 1 | |||
34 | Итоговый урок по всему курсу. | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
№ урока | Дата по осн. КТП | Дата проведения | Тема | Причина корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 классс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...
Контрольная работа по географии 6 класс по теме :" Атмосфера"
Контрольная работа по географии 6 класс по теме :" Атмосфера"...
Олимпиадные задания по географии, 10 класс
Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....
Олимпиадные задания по географии, 10 класс
Задания для олимпиады по географии для учащихся 10-х классов составлен в виде тестов....
Рабочая программа по географии 11 класс
Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...
зачёт по географии 10 класс "Население мира"
тестовая проверка знаний...
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...