Лекция по теме: «Здоровье и здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии».
методическая разработка

Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция по теме: «Здоровье и здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии».

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

1.

Введение……………………………………...………………………….…….

2.

Первый учебный вопрос. Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья. …………………….

3.

Второй учебный вопрос. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния. …………………………………….

4.

Заключение…………………………..………………………………………...

5.

Литература…………………………….……………………………………….

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Цель данной лекции – дать курсантам систематизированные основы научных знаний о понятиях здоровье и здоровыйобраз жизни.

1-й учебный вопрос. 

1. Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья.

         По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

 Здоровье — важнейшая составляющая жизнедеятельности организма. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой.

 В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья.

 Соматическое — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, оминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

 Физическое — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие адаптацию организма к воздействию различных факторов.

 Психическое — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

 Нравственное — комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

 В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу, для психического здоровья — я хочу, для нравственного здоровья — я должен.

 Все стороны человеческой жизни определяются уровнем здоровья. Исследования ученых свидетельствуют о том, что уровень здоровья человека зависит примерно на 50 % от образа жизни, на 20 % — от генетики (наследственных факторов), на 20 % — от условий внешней среды и на 10 % — от деятельности системы здравоохранения.

 Приведенные цифры свидетельствуют о приоритетном влиянии образа жизни человека на уровень его здоровья. Очевидно, что важнейшим аспектом образа жизни человека является здоровый образ жизни — такая организация труда, отдыха, творческого самовыражения, культурных и физиологических потребностей человека, которые обеспечивают ему выполнение биосоциальных функций, физическое и психическое здоровье, активное долголетие и в итоге — гармоничное развитие личности во всех возрастных периодах.

 Здоровье рассматривается с различных сторон — философской, биологической, медицинской, эстетической и др. Приводятся различные определения здоровья. Дать определение какому-либо явлению или состоянию всегда трудно, тем более, если само явление или состояние сложное и зависит от многих факторов. Именно так обстоит дело и с понятием «здоровье», которое нельзя упрощенно понимать только как отсутствие болезни. Человеческий организм — сложное биологическое образование, прошедшее многомиллионный эволюционный путь развития и закрепившее в себе все следы этого пути. Кроме того, многообразные социальные факторы, помимо общеприродных, влияют на здоровье человека и оно становится биосоциальной категорией.

 Любое определение требует ограничения, устранения незначительных признаков и выделения главного, основного. Не составляет в этом отношении исключения и определение «здоровья», в котором сфокусированы многие составляющие. В литературе встречаются различные определения здоровья. Остановимся на некоторых из них.

 Здоровье — это количество (резервы) энергетического, пластического и регуляторного обеспечения физиологических функций (Г. Л. Апана-сенко, Г. И. Царегородцев).

 Здоровье — это соответствие возрасту физического, психического развития, уровня физиологических систем, легкая адаптация к меняющимся условиям и, наконец, отсутствие заболеваний (С. М. Громбах, Г. И. Сер-дюковская и др.).

 Индивидуальное здоровье (практическое здоровье) есть отсутствие болезни, полное физическое и духовное благополучие. Согласно этому определению выделяют 3 группы людей: 1) здоровые; 2) нездоровые; 3) группа риска — состояние между здоровьем и болезнью (В. Н. Казначеев, Р. М. Бальский, И. Н. Брехман и др.).

 Здоровье — это целостное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (А. Г. Щедрина, 1989).

 Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая, что человек есть живая система, в основе которой лежат физические и духовные, природные и социальные, наследственные и приобретенные качества. Поэтому правомерно различать:

 • социальное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде;

 • физическое здоровье — текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;

 • психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адек-и.ттную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

 Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному,личностному.

 Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции it организме, гармонию физиологических процессов, наилучшую адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень отражает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.

 Здоровье следует рассматривать как динамическое состояние, которое включает в себя, как минимум, четыре составляющие:

 • соответствующий возрасту уровень развития физиологических i пстем;

 • уровень и гармоничность физического развития;

 • хорошую умственную и физическую работоспособность и приспособляемость к различным условиям среды;

 • отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни в момент обследования. Соответствие индивидуального здоровья эталону (всем четырем составляющим) может проявляться в различной степени. Предлагается выделить 5 групп здоровья.

 1 группа — лица, у которых все 4 комплексных показателя соответствуют возрасту.

 2 группа — здоровые лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость к заболеваниям.

 3 группа — лица, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации.

 4 группа — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

 5 группа — люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.

Практическая медицина выделяет три основных состояния  человека:

1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная);

2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации;

3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала.

Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство личности.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.

Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) – способность  развивать духовную природу человека.

Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья  можно определять как сумму резервных мощностей  основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя).  Например. Возьмем сердце и предположим, что его минутный объем (объем крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту) в покое составляет 4 литра,  а при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит «коэффициент резерва» равен 20 : 4 = 5. Когда сердце дает 4 литра в минуту, это достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм только в покое. Но при необходимости оно может дать и 20литров в минуту  и обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжелую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие  здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом. Теперь представим себе детренированное сердце. В покое оно тоже дает 4 литра в минуту, но его максимальная мощность всего – 6 литров. И если человек с таким сердцем вынужден будет выполнять тяжелую нагрузку, требующую, допустим, 20 литров, то уже через несколько минут ткани окажутся в условиях тяжелого кислородного голодания. Все показатели укажут на «патологический режим». Это еще не болезнь, но уже достаточно, чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружение и т.д. Условия «статического здоровья» (нормальные показатели в покое) были соблюдены, но субъект явно неполноценный.

Учитывая, что уровень здоровья зависит от «резервных мощностей» или как говорят «резервов адаптации организма», сегодня для определения его уровня используются различные методы нагрузочного тестирования с оценкой ответных реакций организма (определение максимального потребления кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, PWC-170 и т.д.). Для оценки здоровья в настоящее время стало возможным применение различных оценочных компьютерных программ.

 Критерии здоровья

 Применение критериев комплексной оценки организма достаточно глубоко характеризует здоровье отдельного человека, а суммирование оценок — здоровье коллектива.

 Обследования состояния здоровья студентов выявили, что к концу обучения в вузе увеличивается число лиц с функциональными нарушениями (2 гр. здоровья) и уменьшается число здоровых (1 гр. здоровья). Рост заболеваемости от начала к концу обучения отражает негативное влияние совокупности факторов: условий обучения, образа жизни. Основа профилактики и состоит в устранении факторов, обусловливающих заболевания.

 В целостной оценке здоровья человека важную роль играют уровень и гармоничность физического развития.

 Физическое развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки, суммарно отражающие процессы, происходящие в организме. Физическое развитие зависит от возраста и пола. Отмечается неравномерность интенсивности физического развития. Для изучения физического развития применяется унифицированная методика исследований. Из всего многообразия признаков используется ряд основных. При этом выбирают такие показатели, которые можно определить с достаточной точностью и при помощи простых методов.

 Из соматометрических признаков определяют длину и массу тела, окружность грудной клетки. Длина тела относится к достаточно стабильному показателю физического развития. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов, жировой клетчатки. В отличие от роста масса тела относительна лабильна. Она может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, нарушения питания, изменения режима. Окружность грудной клетки характеризует объем грудной клетки, развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Оценивается также состояние опорно-двигательного аппарата (осанка, развитие мускулатуры), степень отложения жира.

 Из физиометрических признаков обычно определяют жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу. Жизненная емкость легких и экскурсия грудной клетки являются показателями вместимости и силы дыхательных мышц. Мышечная сила рук и становая сила характеризуют степень развития мускулатуры.

 Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут характеризовать физическое развитие человека. Оценка должна производиться комплексно при одновременном учете всех полученных показателей.

 В практике медицинского контроля обычно используют стандарты физического развития, определенные для конкретной зоны. Стандарты необходимы для сопоставления показателей физического развития как индивидуального, так и группового. По отношению к детям различают нормальное, ускоренное (акселерация) или замедленное физическое развитие.

 Характеристикой гармоничности развития может служить соотношение хронологического (паспортного) и биологического (костный возраст, половое созревание) возраста, которые далеко не всегда совпадают. О связи уровня физического развития школьников с их успеваемостью говорит гот факт, что среди школьников с недостаточным физическим развитием неуспевающие составляют 30—40 %, а среди школьников со средним физическим развитием — только 4—5 % (Колосов, 1983).

 До сих пор, например, программы воспитания и обучения, в том числе физического воспитания, рассчитаны на абстрактного, среднестатистического человека, тогда как каждый из воспитуемых представляет индивидуальность и в плане биологических и личностных качеств, имеет способности в том или ином виде деятельности, склонности к тем или иным занятиям. Современная наука, обращаясь к биологической природе человека и психофизиологическим особенностям, ищет эффективные пути, помогающие активно формировать способности человека применительно к современному уровню научно-технического прогресса.

 Факторы, от которых зависит здоровье

 Здоровье человека обусловлено множеством факторов и если их сово¬купность принять за 100 %, то они, примерно, распределяются следующим образом:

 • генетические факторы — 16—18 %;

 • медицинские— 10—15 %;

 • условия среды и образа жизни — 74—67 %.

 Из предложенного распределения видно, что за исключением генетических факторов как предопределяемых, здоровье на 80 % управляемо человеком. Безусловно, создание, сохранение и управление здоровьем — сложный процесс, но он в значительной степени зависит от индивида, его образа жизни, от выбора здорового или нездорового его содержания.

 По отношению к ребенку, т. е. тому возрастному периоду, когда закладывается здоровье, оно зависит от совокупности следующих влияний (А. Бойко, 1988):

 • школа — 30 %;

 • внешкольные мероприятия — 10—12 %;

 • родители — 50—60 % .

 Доказано, что 75 % всех болезней начинается с детства. Профессор медицины Колумбийского университета Флоренс Дуибар указал шесть основных особенностей, присущих долгожителям:

 • творческая реакция на изменения;

 • свобода от озабоченности;

 • продолжающаяся способность творить и изобретать;

 • высокий уровень адаптации, приспособительной силы;

 • способность вводить новое в свое существование;

 • желание жить.

 Жизнь на нашей планете связана с вращением Земли вокруг своей оси, определяющим суточный ритм, и с вращением вокруг солнца, от которого на Земле зависит смена времен года. Ритмичность или строгая повторяемость в протекании каких-либо процессов — один из признаков жизни, так как биологические процессы реализуются не только в пространстве, но и во времени. Все организмы обладают способностью довольно точно измерять время. При помощи «биологических часов» в организме устанавливаются суточные, лунные, сезонные, годовые ритмы физиологических процессов. Установлено, что в организме человека наблюдается свыше 100 биологических ритмов, отражающих различные физиологические процессы.

 Ритмы имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух волн называются периодами или циклами, которые состоят из двух фаз — подъема и спада волны, соответственно — усиления или ослабления процесса. Ритм есть формы движения живой материи. Ритмование жизненных процессов закрепилось в течение эволюционного развития живых организмов и обеспечивает их приспособление к закономерным изменениям внешней среды во времени.

 Огромный экспериментальный материал, накопленный ботаниками, зоологами, физиологами, медиками, животноводами, показывает, что и растения, и животные, и люди (как организма) живут по «солнечным часам». Руководствуясь «солнечными часами», организмы приурочивают каждый свой физиологический процесс и жизнедеятельность в целом к оптимальным по времени условиям среды. В этом проявляется приспособительное течение биоритмов.

 В настоящее время сформировались специальные научные направления, изучающие ритмование жизненных процессов — биоритмология, хронобиология, хроногигиена. Правильно составленный распорядок дня, распределение работы таким образом, чтобы наибольшая нагрузка соответствовала наибольшим возможностям организма — одна из важных задач хроногигиены. При этом целесообразно учитывать там, где это возможно, собственный биоритмологический профиль человека — относится он к так называемым «жаворонкам», «совам» или аритмикам, а также общие физиологические закономерности. Исследования показывают, что работоспособность выше всего от 9 до 13 часов и между 16 и 18 часами. В ночные часы работоспособность падает, особенно с 1 до 3 часов. В это время происходит наибольшее число несчастных случаев, производственных травм.

 Небезразлично также, в какое время мы едим. Об этом говорит следующий пример. Группе людей давали пищу, содержащую 2000 ккал, в течение пяти дней сначала только по утрам, что привело к снижению их веса. Когда та же пища принималась по вечерам, вес их увеличивался. Есть сообщения о различной эффективности диетотерапии в различные месяцы и сезоны года.

 Рассогласование биоритмов приводит к такому явлению, которое получило название десинхроноз. Если постоянно нарушать, например, режим свет-темнота или изменять длительность суток до 21 или 27 часов, время жизни укорачивается. Это показатели эксперимента на животных. Элементарная поломка нормального чередования сна и бодрствования называет бессонницу, заболевание не только нервной системы, но и всего организма. Алкоголь и курение также способствуют развитию десинхроноза, нарушая тонкую регуляцию деятельности органов человека. Конечно, жизнь сама по себе — постоянная адаптация к внешней среде, тем не менее способность человека восстанавливать свои силы не бесконечна. За каждую перемену ориентации, за каждое усилие приспособиться к чему-то новому ему приходится расплачиваться ценой изнашивания своих физических и психических механизмов.

 Исследования сезонных изменений в организме также указывают на значительные перемены, происходящие под влиянием времен года. Они свидетельствуют о том, что человек наиболее устойчив к болезням в декабре, январе, а менее — в августе. К стрессу чувствителен больше осенью, меньше весной. Прослеживая сезонность ряда заболеваний, ученые отметили нарастание частоты гипертонических кризов в мае, июле и сентябре; нарушений мозгового кровообращения — в январе, феврале, мае, августе и сентябре; инфаркта миокарда — осенью; язвенной болезни 12-перстной кишки — в весенне-осеннее время. Лучший эффект от зарядки при сердечно-сосудистом заболевании — в марте, апреле, мае, а от бальнеотерапии — зимой и осенью, причем эта сезонность тесно связана с географическим местом расположения курорта.

 Занимающимся оздоровительной физической культурой и спортом важно иметь представление о связи физической работоспособности с биологическими ритмами. Суточный ритм различных функций внутренних органов и процессов обмена веществ является довольно постоянным и стойким. Менее стойким оказывается суточный ритм различных двигательных реакций и работоспособности человека.

 В ряде исследований показано, что средние величины мышечной силы, скорости бега, а также времени реакции спортсменов на стартовый сигнал оказывается выше днем и ниже в утренние, вечерние и чем более в ночные часы. Суточная периодика обнаруживается более четко для кратковременных мышечных усилий и выражена чем меньше, чем длительна выполняемая работа.

 Суточный ритм сглаживается также под влиянием сильного эмоционального возбуждения, вызванного обстановкой спортивного соревнования. Суточный ритм сказывается на эффективности занятий физическими упражнениями. Наилучшие результаты дают занятия в середине или во второй половине дня. Тренировка рано утром или поздно вечером, тем более ночью, дает меньший эффект. При прочих равных условиях, чем тренированнее исследуемый, тем меньше сказывается на его физической работоспособности суточный ритм.

 Всякая работа оказывается продуктивной и менее утомительной, если ее выполнять в определенной последовательности. Внешняя ритмика движений, трудовых приемов, навыков, вначале еще неотработанная, непрочная, постепенно приобретает упорядоченный характер. Возникают так называемое усвоение ритма, состояние высокой и устойчивой работоспособности. Соблюдение усвоенного организмом ритма и темпа — важнейший фактор работоспособности и здоровья.

2-й учебный вопрос. 

2. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение  этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к  необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная  реализация обратных связей как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не стало на первое место в иерархии  потребностей человека.

Так, особенно у молодых людей, различные материальные блага жизни, карьера, успех  признается более важной ценностью. Однако в более старшем возрасте, большинством людей здоровье признается глобальной и важной ценностью. Известно, что основным мотивом, побуждающим посещать не обязательные занятия физической культурой является укрепление и сохранение здоровья. Таким образом, положение здоровья в иерархии потребностей человека в большой степени зависит от возраста человека и от уровня  здоровья. Так, в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность которого хотя и осознается, но ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Как говорил Н.М. Амосов: «Здоровье само по себе воспринимается как счастье, только когда его уже нет».

Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Оказывается, что её явно недостаточно.

Во-первых, если человек здоров, то он воспринимает это как должное, и не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, очень часто люди, отягощенные болезнями, тем не менее, не предпринимают действенных мер, направленных на их устранение. Очевидно, что забота человека о своем физическом и психическом благополучии определяется не столько уровнем здоровья, сколько личным отношением к нему человека.

Во-вторых, велико значение отношения окружающих, общественное мнение. К сожалению, у нас пока нет моды на здоровье и заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни идут не к здоровью, а от него. И главная причина – в сознании человека, его психологии.

Из этого вытекает необходимость воспитания (и в первую очередь и через физкультурное воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

 Образ жизни — это деятельность, включающая в себя динамические процессы протекания жизненных ситуаций. В этой связи здоровый образ жизни (ЗОЖ) представляется как активная целенаправленная деятельность человека, способствующая сохранению и повышению уровня здоровья. В режиме дня студента ЗОЖ является первичным источником формирования культуры здоровья, сохранения и поддержания высокой работоспособности, совершенствования резервных возможностей организма для продуктивного выполнения социальных и профессиональных функций в процессе обучения в вузе.

 В многогранной деятельности студента все более значимым фактором и спектром воздействия на процессы обучения, воспитания, образования, формирования личностных свойств и качеств выдвигаются новые физкультурно-оздоровительные технологии. Студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, трудно усваивать учебный программный материал, необходимый для получения высшего образования. Именно поэтому смысл оздоровления, физического развития и физического совершенства многие студенты видят в более продуктивном и своевременном освоении учебных профессиональных дисциплин, в формировании профессионально важных личностных качеств, что в конечном результате обеспечивает достижения поставленных целей в жизни и деятельности.

 Поэтому сущность и содержание ЗОЖ студента обусловлены его деятельностным самообразованием, осознанной позицией в отит ни к физической культуре и спорту, устойчивой мотивации личным примером активной физкультурно-спортивной деятельности.

 Следовательно, проблема ЗОЖ студентов вузов во многом определяется общими негативными тенденциями в процессе обучения, в основе которых лежат следующие факторы:

 • снижение уровня физического здоровья, физической подготовленности, недостаточный уровень развития физических способностей;

 • постоянный рост численности студентов, отнесенных к специальной медицинской группе;

 • отсутствие потребности студентов в ежедневном выполнении необходимого (обязательного) минимума объема двигательной активности;

 • отсутствие объективного контроля и самоконтроля за физическим состоянием и состоянием здоровья;

 • пассивность, индифферентность к средствам физической культуры, к «пожизненным» видам спорта;

 • недостаточная общая физкультурная образованность;

 • неумение совместить учебно-профессиональную и физкультурно-спортивную деятельность как компоненты целостной системы профессионально-личностного развития студента.

 При обеспечении оптимальных условий в выработке прикладной ориентации цели и формировании основных качеств для ЗОЖ студента необходима системность постановки общих и специфических (частных) задач в плане взаимодействия ЗОЖ и физической культуры.

 Следует сказать, что ЗОЖ студента по ряду причин еще не имеет относительной стабилизации, в большинстве своем он не определен устойчивыми позициями (отношениями, активностью, мотивацией). В первую очередь это связано с учебно-профессиональной деятельностью студента, с его организацией режима дня и проведением свободного времени, где довольно часто наблюдается противодействие ЗОЖ со стороны распространенных негативных тенденций в студенческой жизни. Это пассивный отдых, вредные привычки, невыполнение необходимого объема двигательной активности, недостаточный уровень физического здоровья, наличие заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

 Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния.

 Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

 Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

 Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказалось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворительной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, второе — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют другие факторы.

 В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

 Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

 Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику — 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой — 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

 Одной из главных причин этих различий являются факторы моти-вационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%. В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

Велика ли связь между культурным развитием человека и отношением к самому себе, к своему здоровью? Больными могут быть люди разного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. В них отмечается, что человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал.

Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами здоровья обладают, что здоровым образом жизни можно вылечить и сохранить здоровье на долгие годы.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого  не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам. 

Заключение

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что вадеодогическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физиологическом), психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов: сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность этих механизмов зависит от целого ряда факторов - материального обеспечения, особенностей учебной, спортивной и трудовой деятельности, экологической обстановки (степени загрязнения вредными веществами потребляемой воды, воздуха, пищи) и т.д.

Немаловажное значение при этом имеют нравственность и культурный уровень самого человека, основной характеристикой которых, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

Личностная установка на здоровый образ жизни не появляется у индивида сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в целенаправленном обучении людей принципам ЗОЖ с самого раннего возраста.

Литература

а) основная:

  1. Филиппов    П.И.,    Филиппова    В.П.    Гигиеническое    воспитание формирование здорового образа жизни / Под общей ред. Т.И. Стуколовой, 2003.
  2. Архангельский В.И. Руководство к практическим занятиям по военно гигиене / В.И. Архангельский, О.В. Бабенко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  3. Гигиена: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. акад. РАМН T.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.

б) дополнительная:

 1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

 2. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

 3. Лотоненко, А.В.. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. – М.: «Физкультура, образование и наука», 1996. – 317 с.

 4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.

 5. Скрипко, А.Д. Технологии физического воспитания / А.Д. Скрипко. – Минск: ИСЗ, 2003. – 284 с.

 6. Тексты лекций по курсу «Физическое воспитание» для студентов I – IV курсов всех специальностей / В.А. Коледа, В.А. Медведев, В.З. Марченко. Часть 1. – Гомель, 1993. – 56 с.

 7. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин–тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, [и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

 8. Физическая культура студента: учебник / М.Я. Виленский [и др.]; под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2002. – 448 с.

 9. Физическая культура: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: В.А. Коледа [и др.]. – Минск: РИВШ БГУ, 2008. – 49 с.

 10. Физическая культура: курс лекций / В.А. Коледа [и др.]; под общ. ред. В.М. Киселева. – Минск: БГУ, 2007. – 195 с.

 11. Физическая культура: учеб. пособие / В.А. Коледа; под общ. ред. В.А. Коледы. – Минск: БГУ, 2005. – 211 с.

 12. Физическая культура: учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Переверзев, Е.С. Григорович, К.Ю. Романов; под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 223 с.

 13. Физическое воспитание студенток: учеб. пособие / В.М. Михаленя [и др.]; под ред. В.М. Михалени. – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 128 с.

 14. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А.Г. Фурманов, Т.В. Юспа. – Минск, 2004. – 526 с. Юшкевич Т.П. Образование и здоровье. ANALYTIC–SERIAL / Т.П. Юшкевич, А.А. Гужаловский // Фiзiчная культура i здароўе. – 2000. – № 4. – С. 120–123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...

Круглый стол для воспитанников детского дома «Здоровье и выбор образа жизни».

Рассуждения с подростками о привычках и как они влияют на формирование ответственного отношения к своему здороввью, на образ жизни, его качество. Отвечая на вопросы, что такое образ жизни, уклад жизни...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов Смоленского автотранспортного колледжа имен Е.Г.Трубицына...

Рабочая программа по пропаганде здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся

Рабочая программа создана с целью развития у обучающихся ЗОЖ....

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...