Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»
рабочая программа

   Панченко Лариса Владимировна

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_avtosohranennyy.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».

Программа

формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни

«Экологическая тропа»

                 

                                                2018-2019г.

                                     Паспорт программы

Название образовательного учреждения

ГКОУ РО» Колушкинская специальная  школа – интернат»

Адрес организации

Ростовская область, Тарасовский район, сл. Колушкино, ул. Лесная 8

Телефон,

Электронный адрес почты

8-863-86-37-7-19

Составители программы

 

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив, коллектив обучающихся воспитанников.

Цель Программы воспитания

Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи Программы воспитания

  Обучающие:

дать системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научить обучающихся воспитанников применять на практике полученные знания о здоровом образе жизни

 Развивающие:

развивать у обучающихся воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы Родного края;

 формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге,

 сформировать потребность в здоровом образе жизни;

формировать представления об основных компонентов культуры здоровья и здорового образа жизни.

      Воспитательные:

прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

воспитывать потребность в общении с природой, чувства ответственности за судьбу природы своего Родного края, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свое село, свою Землю;

способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной и воспитательной деятельности.

Ожидаемые результаты.

      Осознание обучающимися воспитанниками важной роли экологии в решении глобальных проблем      современности.

Повышение общей экологической культуры педагогического коллектива, обучающихся воспитанников и родителей.

Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке;

Элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:

-навыки личной гигиены;

-активного образа жизни;

-умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.;

Срок действия программы

2018-2021г.г.

Этапы реализации

1- подготовительный (2018-2019 г. г)

2 -основной (2019-2020 г. г.)

3- заключительный (2020-2021 г. г.)

Система контроля за выполнением программы.

Текущее управление ходом реализации программы осуществляется администрацией и педагогическим советом школы-интерната.

- Для оценки эффективности программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.

- Процесс контроля состоит из установок на положительную динамику фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.

- Предоставление продуктивности результатов на педагогическом совете школы-интерната.

Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

          Программа формирования экологической культуры разработана на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учѐтом этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьѐй и другими общественными организациями.

        Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности, обучающихся действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.  

         Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

        Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи.  

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, экологическую тропу, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении экологических игр.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашей школе интернат постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе.

  Разработанная педагогами нашей школы экологическая тропа, имеет большое значение для изучения экологии села. Она знакомит детей с разными объектами природы, находящимися в пределах села, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Таким образом, экологическая тропа способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы;

-пробуждению у детей желание заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни.

Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

дать системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

научить обучающихся воспитанников применять на практике полученные знания о здоровом образе жизни

Развивающие:

-развивать у обучающихся воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы Родного края;

 -формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге,

 с формировать потребность в здоровом образе жизни;

-формировать представления об основных компонентов культуры здоровья и здорового образа жизни.

Воспитательные:

-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

-воспитывать потребность в общении с природой, чувства ответственности за судьбу природы своего Родного края, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свое село, свою Землю;

-способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

-пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной и воспитательной деятельности.

Принципы организации экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу.

Процесс формирования экологической культуры обучающихся воспитанников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Формы и методы организации экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • Экологические беседы.
  • Наблюдения.
  • Элементарные опыты.
  • Экскурсии.
  • Целевые прогулки.
  • Экологические конкурсы, викторины.
  • Решение экологических ситуативных заданий.
  • Чтение художественной литературы.
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.
  • Трудовой десант.
  • Труд в природе- практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники
  • Видеофильм: Путешествие по страницам Красной книги
  • Экологические досуги, развлечения, праздники.
  • Экологические игры (дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).
  • Изготовление рисунков, поделок.
  • Субботники, экологические акции по облагораживанию территории школы интернат и села;
  • Участие в конкурсах, олимпиадах (интернет ресурсы)
  • Фотоальбомы.
  • Просмотр фильмов по теме программы
  • Спортивные игры, соревнования, зарядка на школьных переменах, утренняя зарядка
  • Воспитательские часы
  • Инструктажи по техники безопасности

Сроки реализации – 3года (период с 2018   по 2021   годы.).

Работа по реализации программы должна проходить в три основных этапа:

  • организационный;
  • теоретический;
  • практический.

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей обучающихся воспитанников.

1 уровень (I - IV классы):

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы, экологической культуры и безопасного образа жизни.

2 уровень (V- IX классы):

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у обучающихся воспитанников складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, необходимым знаниям умением и навыкам по здоровому образа жизни, использование полученных знаний в практике. Формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранения укрепления здоровья, воспитание полезных привычек пропаганды физической культуры.

        3 уровень (X-XI)

      В результате реализации программы у обучающихся третьего уровня должны    сформироваться практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

- Природосберегающие умения и навыки, умения оценивать правильность поведения людей в природе, бережное отношения к природе, растениям и животным, элементарный опыт природоохранительной деятельности.

- Здоровьесберегающие умения и навыки личной гигиены, активного образа жизни, умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утреннюю зарядку, оздоровительные мероприятия, адекватные поведения в случае возникновения опасных ситуаций и т. д.

- Умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиции здорового образа жизни.

Общешкольные мероприятия по реализации программы:

Мероприятие

Дата

Праздник урожая

Октябрь

Осенний бал «Золотая осень»  

Ноябрь

Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво».

Октябрь

День здоровья (экологическая игра по станциям)

Октябрь, апрель

Акция: «Природа и человек» (сбор лекарственных трав, сбор шиповника и боярышника, составление гербариев).

Сентябрь

«Вырасти растение» ( день весеннего и осеннего древонасаждения).

Октябрь, апрель

Игра «Зарница»

Май

Экологические акции «Чистые берега», «Охрана родников».

Апрель

Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистый школьный двор. Чистое село».

В течение года

День птиц, голоса весеннего леса, слайд фильм.

Апрель

Природоохранительная акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек и и скворечников, их развешивание, кормление птиц).

Декабрь-февраль

Родительское собрание: «Как сохранить здоровье ребенка»,

октябрь

Родительское собрание: «Как воспитать любовь к природе»,

Декабрь

Родительское собрание: «Домашняя экология».

Март

Создание электронного альбома «Как красива Родина моя-Ростовская область»

В течение года

Видеотека «Спортсмены донской земли»,

«Что я знаю о спорте и спортсменах»

Февраль

Оформление выставки рисунков «Природа Родины моей»

Апрель

Спортивные секции

В течение года

Утренняя гимнастика, зарядки на школьных переменах

Ежедневно

Ожидаемые конечные результаты:

  • Осознание обучающимися воспитанниками важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Повышение общей экологической культуры педагогического коллектива, обучающихся воспитанников и родителей.
  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке;
  • Элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:

      -навыки личной гигиены;

      -активного образа жизни;

          -умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность:    режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.;

Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня экологической культуры здорового и безопасного образа жизни через   анкетирование обучающихся воспитанников. В определении уровня используется различные методики, по которым одним из критериев является отношение к природе и здоровому образу жизни. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

     Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития  воспитанников.

Приложение №1

«Инструктажная».

Объект «Инструктажная» находится в фойе школьного корпуса. Папка с инструктажами по технике безопасности и журнал учета выхода детей за территорию школы хранятся на вахте. 

На этом объекте проводится вводная беседа, рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения. Описывается предстоящий маршрут, указывается его протяженность. Обозначены опасные места на маршруте: скользкие места после дождя, ямы, ступени.

Обращение к детям:

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони 
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П.Гвездослав

"Мы создали этот маршрут, для того, чтобы вы, пройдя по нему, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!”

Памятка:

  • Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
  • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
  • Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
  • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
  • Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
  • Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
  • Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.
  • С уважением относись ко всем животным, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не ваша, а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
  • По возможности не сходите с маршрута: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
  • Идя по маршруту или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

Приложение №2

«Казачье подворье».

На участке школьного двора создан объект «Казачье подворье» с малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросята, и др.; телега, плетень, улей) все это способствует расширению кругозора детей и экологическому воспитанию, знакомит воспитанников с бытом, с обычаями и традициями донских казаков.

Приходя на этот объект обучающиеся воспитанники 1-4 классов обогащают познавательные знания, знакомятся с понятиями (плетень, улей, катка, колодец, коромысло) и их назначением. Знакомятся с историей родного края, Донского казачества, становятся участниками событий, построенных на донских традициях.

Обучающиеся воспитанники 5-9 классов приходя на этот объект узнают не только историю родного края, но и сами становятся участниками событий, построенных на донских традициях. Дети знакомятся с обрядами, с народным музыкальным творчеством, бытом.

Обучающиеся 9-11 классов поддерживают порядок и следят за сохранностью малых архитектурных форм. Пополняют объект новыми экспонатами.

Все это воспитывает любовь и уважение к культуре донского народа. А также развивает интерес к жизни и труду народов Дона, эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народными промыслами, с культурным наследием.

Приложение №3

«Волшебный цветник»

На территории школы много клумб и цветников. Это ограниченная территория, где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории школы интернат. Работа в цветниках позволяет не покидая территории школы, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, научить ценить ее красоту и помогать ей. Формирует чувство близости к природе и сопереживания всему живому. Воспитывает желание помогать и заботиться о природе. Здесь дети учатся не только получать эстетические наслаждения, но и самим ухаживать за садовыми цветами.

Обучающиеся воспитанники 1-4 классов приходя на этот объект в весне-осенний период ухаживают за растениями (прополка, полив, уборка сухих растений) на закрепленных за группами клумбах. В этот период дети наблюдают за ростом растений и изменениями. Все это способствует развитию у детей представления о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода, условиях роста.

Обучающиеся воспитанники 5-11 классов приходя на этот объект в весне-осенний период ухаживают за растениями (посадка, прополка, полив, уборка сухих растений, вскапывание, сбор семян) на закрепленных за группами клумбах. Дети знакомятся с цветами, последовательностью их роста и развития, с людьми и профессиями связанными с цветоводством. В весенний период этот объект для обучающихся воспитанников является одним из объектов прохождения трудовой практики.

Приложение №4

«Площадка здоровья» школьный стадион.

         Площадка здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка, продолжить формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, способствовать профилактике плоскостопия.

Обучающиеся воспитанники 1-4 классов на «Площадке здоровья» играют в подвижные игры беседуют о здоровье, о здоровом образе жизни, знакомятся с различными видами спорта. Здесь с ними проводятся соревнования, игры, эстафеты спортивные праздники.

С обучающимися воспитанники 5-11 классов также проводятся соревнования игры, эстафеты, спортивные праздники (Зарница, Марш бросок, Вертушка, соревнования по футболу, волейболу, баскетболу). Проводятся занятия спортивной секции.

Все это способствует улучшению координации движений, функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости инфекционным заболеваниям, улучшению эмоционально-психического состояния детей, приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию устойчивой привычки к режиму двигательной активности.

                                                                                        Приложение №5

Беседка «Поляна сказок»

Для всех людей очень полезным является пребывание на свежем воздухе, а для детей в особенности. Получать свою полноценную порцию кислорода невероятно важно для здоровья каждого ребенка. Для этого необходима соблюдать максимум прогулок. Для того чтобы обезопасить их от солнечных ударов, внезапного дождя и просто разнообразить их игры нами используется беседка. Беседка является излюбленным местом для младших школьников.

Этот объект используется обучающимися воспитанниками 1-4 классов для  индивидуальных и групповых работ. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается чтение литературных произведений, знакомство с разнообразием сказок о природе, рисование, самостоятельные игры, разнообразие дидактических, настольных, малоподвижных, спортивных (с мячом, скакалкой) и других игр, а также для приобщения детей к фольклору, развитию воображения, речевого творчества воспитанников.

Обучающиеся воспитанники 5-11 классов используется как зона отдыха (беседа со сверстниками, разговор по телефону, чтение книг, и т.д.)

                                                                               Приложение №6

                                   «Сад за окном»

На территории школьного двора расположен плодово-фруктовый сад.

Фруктовый сад – это участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями. Плодово-ягодные культуры- прекрасный объект для наблюдений. На примере плодово-ягодных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами, их практическая значимость в жизни человека.

Обучающиеся воспитанники 1-4 классов знакомятся с плодовыми деревьями, плодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус плодов, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего.  Во время экскурсий по саду весной дети рассматривают бутоны цветов на плодовых деревьях, в летнее время собирают урожай.

На этом объекте дети знакомятся с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле, учатся отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывается доброе отношение к птицам. Ученики проводят операцию «Птичья столовая», подкармливая птиц в зимний период времени. Ребята наблюдают, за повадками птиц. Ежегодно проводится день птиц.

Обучающиеся воспитанники 5-11 классов проводят обрезку деревьев, побелку от ожогов, перекопку, уборку сухой травы. Эта работа позволяет школьникам овладеть агротехническими приёмами выращивания плодово-ягодных растений, способами защиты их от вредителей и болезней.

Ученики участвуют в операции «Птичья столовая», изготовляют и развешивают самодельные кормушки и скворечники.

Приложение №7 

                                       «Река Калитва»

Природа реки Калитва и по сей день радует путешественников и местных жителей. По берегам можно видеть много разнообразной растительности – деревья, цветы, ягоды, целебные травы. Здесь происходит знакомство с прибрежными и водными растениями. Но наблюдается сильное загрязнение водоема в результате разведения большого количества водоплавающих птиц и нечистоплотности населения.

Поэтому обучающиеся воспитанники 5-11 классов в осенний-весенний период по мере возможности и сил убирают места на берегу реки наиболее часто используемы населением от мусора.

Воспитанники школы в летнее время ходят купаться на реку в специально отведенном, обследованном, медработниками школы месте. Это способствует укреплению и оздоровлению организма детей.

Обучающиеся воспитанники 1-4 классов на этом объекте знакомятся со свойствами воды, песка. Здесь дети играют с песком (рисуют на песке, лепят куличи, города, башни с помощью формочек).

Прогулки к реке способствует знакомству детей с разнообразием видов растительного и животного мира реки, развивает познавательную деятельность учащихся, воспитывает бережное отношение к окружающему миру и формирует положительные эмоции у детей, способствует снятию напряжения.

Приложение №8

                        Лесная опушка «Хоровод деревьев»

Объект находится на опушке леса. Опушка леса представляет собой край леса шириной до 150 метров. Это своеобразная переходная полоса между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности. На опушке леса меняется флора и фауна и состав почвы. Здесь не редко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушке растут низкорослые деревья кустарники такие как: боярышник, шиповник, бузина, терн. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Здесь растут грибы, ягоды.

Обучающиеся воспитанники 1-4 классов наблюдают за различными видами деревьев, кустарников в разные времена года. Сравнивают их, знакомятся со строением деревьев, узнают новое о грибах и ягодах леса. Играют в дидактические и подвижные игры «От какого дерева листочек», «Живое не живое», «У медведя во бору», игра на релаксацию «Обними дерево». Собирают листья и растения для оформления гербария. Слушают голоса птиц. Во время прогулки используется дыхательная гимнастика.

Обучающиеся воспитанники 5-11 классов знакомятся с видовым составом деревьев и кустарников, приспособление их к совместному произрастанию, а также с биологическими особенностями, их значением в жизни человека.  Рассматривают изменения ярусности леса сравнивают с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена.

 Оберегают редкие и лекарственные растения. Знакомятся с экологией древесных пород, их влиянием на микроклимат и оздоровительную роль на организм человека. Ребята по мере возможности убирают оставленный людьми мусор.

Во время прогулок дети оздоравливаются, развивается любознательность, воспитывается бережное отношение к природе.

Экологическая воспитанность ребят определяется не только бережным отношением к природе, но и умением оценить действия в природе сверстников и взрослых, умением отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, настойчивость, готовность прийти на помощь.

      Приложение №9

 

                            Родник «Священный источник» и луг.

         Этот объект используется как зона отдыха для восстановления психологического комфорта. Здесь дети могут отдохнуть, поделится впечатлениями, попить воды и заняться сбором лекарственных трав и растений для изготовления гербариев. На объекте воспитанниками школы установлена табличка: «Здесь мусору не место». Табличка означает не только возможность пользоваться чистой водой, но и быть особо аккуратными на данной территории, исключить малейшую опасность загрязнения источника. 

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначения, поскольку весь зеленый мир – это своего рода аптека.                                                                                                                                          

Это объект находится от территории школы на удалённом расстоянии поэтому он для посещения 5-11 классов.

Здесь обучающиеся воспитанники знакомятся с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями (лечебные свойства), учатся распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.). Получают знания о ценности их для здоровья, учатся правилам сбора и сушки трав.

Дети получают и закрепляют знания о растениях и обитателях луга, рассматривают насекомых, беседуют о пользе, которую они приносят. Проводятся наблюдения и дидактические игры: «Летает не летает», «Что это такое», отгадываются загадки, разучиваются стихи, дети играют в подвижные игры.

После двигательной активности, на этом объекте хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, прежде чем двинуться в обратный путь.

Всё это способствует восстановлению психологического комфорта.

                                                                                    

                                                    Литература

 

1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008.

2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007.

3. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989.

4. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998.

5. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986.

6. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005.

7. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003.

8. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991.

9. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990.

10. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

11. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999.

12. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007.

13. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998.

14. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003.

15. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000.

16. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998.

17. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996.

18. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000.

19. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994.

20. Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29.

21. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганды культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия психологической разгрузке)

Справка о деятельности педагога-психолога в области здоровьесбережения. Мониторинг психологического здоровья несовершеннолетних с 2014-2015 по 2018-2019 учебные годы...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов Смоленского автотранспортного колледжа имен Е.Г.Трубицына...

Рабочая программа по пропаганде здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся

Рабочая программа создана с целью развития у обучающихся ЗОЖ....

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

Статья: Экологические квесты как средство развития у учащихся экологической культуры

В последнее время в качестве инструмента экологического воспитания детей и их социализации активно внедряются новые формы, методы и технологии, одной из которых является квест-технология....

Экологические квесты как средство развития у учащихся экологической культуры

.  В последнее время в качестве инструмента экологического воспитания детей и их социализации активно внедряются новые формы, методы и технологии, одной из которых является квест-технология....