Круглый стол для воспитанников детского дома «Здоровье и выбор образа жизни».
методическая разработка
Рассуждения с подростками о привычках и как они влияют на формирование ответственного отношения к своему здороввью, на образ жизни, его качество. Отвечая на вопросы, что такое образ жизни, уклад жизни, стиль жизни, воспитанники включаются в проблему темы круглого стола.
В период подготовки к круглому столу, с подростками проводилось анкетирование: "Что мне мешает вести здоровый образ жизни", тест "Отношение к ПАВ", анкета "Причины употребления ПАВ". Общие результаты(анонимно) анализировались вместе с воспитанниками. После того, как педагог-психолог предложила информационный материал по пагубному воздействию употребления ПАВ, влияние их на качество жизни, подростки выполняли упражнение-рассуждение "Спроси себя" и делали выводы о реализации целей своей жизни. Для более эмоционального восприятия обсуждаемой проблемы, круглый стол проводился с применением презентации. Воспитателям подростков предложен буклет, созданный педагогом-психологом "Профилактика аддиктивного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_zozh.zip | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол: «Здоровье и выбор образа жизни».
(В рамках месячника здоровья).
Подтема: профилактика употребления ПАВ.
Цель: обмен знаниями, имеющимися у подростков о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
- развитие понимания воспитанниками значимости и ценности здорового образа жизни;
- формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установок на неприятие употребления ПАВ;
-развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
-развитие ответственного поведения подростков по отношению к собственному здоровью;
-осознание многообразия способов коррекции своего эмоционального состояния.
Подготовительная работа: изучение методической литературы, подбор диагностического и раздаточного материала, оформление презентации.
Использование: мультимедиа, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы, фломастеры.
Целевая аудитория: воспитанники 6-9 классов детского дома.
Принятие правил работы.
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, общительность)
7.Работать “от” и “до”.
І. Вступительная часть.
Игра-активатор «Ассоциация»
«Продолжить предложение: здоровье для меня – это…»
Игра проводится с мячом. Участник, который поймал мяч, должен закончить предложение.
2.- Что же такое образ жизни?
Задание: Определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни", посредством мозгового штурма.
(Дети по кругу дают ответы)
Ответы: в понятие "здоровый образ жизни" входят
- отказ от разрушающих вредных привычек,
- активный двигательный режим,
- рациональное питание,
- закаливание организма,
- личная гигиена,
- общение,
- положительные эмоции.
3.Информация по теме круглого стола:
Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.
Образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни.
Условия жизни - условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).
Уровень жизни (уровень благосостояния) определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения. Это количественные показатели условий жизни. Сюда относятся и качественные показатели: качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).
Качество жизни - это степень удовлетворенности человека различными аспектами своей жизни в зависимости от его собственной шкалы ценностей и личных приоритетов.
Связь качества жизни с уровнем жизни не является прямо пропорциональной. Например, вследствие тяжелого заболевания у человека, имеющего очень высокий уровень благосостояния, качество жизни может существенно снизиться.
Уклад жизни - порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.
Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.
Здоровье и его виды
Физическое здоровье
Психическое здоровье
Нравственное здоровье
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
- Вами была названа одна из составляющих в понятии здорового образа жизни – это отказ от разрушающих вредных привычек.
- Почему это необходимо.
Ответы воспитанников.
4.Информация для подростков
Курить или не курить? Горящая сигарета - это микрозавод по производству из табака более 3000 опаснейших химических соединений, среди которых - никотин, угарный газ, углекислота, мышьяка и много других обладающих выраженными канцерогенными свойствами, радиоактивных положений.
Человек, выкуривающий 1,5 пачки сигарет ежедневно, за год получает сразу облучения, равную 300-разовому ренгеновскому просвечиванию. За день курильщик поглощает смертельную дозу яда. Его спасает от гибели то, что эта доза попадает в организм не сразу, а отдельными порциями, которые организму удается обезвредить. Постоянное "подстегивание" организма никотином приводит рано или поздно к истощению и даже гибели нервных клеток, которые, как известно не восстанавливаются. В результате - появляются головные боли, бессонница, головокружение, становится постоянными явлениями расслабление внимания и памяти, ухудшение сообразительности и глазомера, снижение умственной и физической работоспособности. У курильщиков нередко наблюдаются нарушения обоняния и вкуса, понижение остроты зрения и слуха. Общеизвестно, что курение понижает аппетит, для некоторых тучных людей это может быть и хорошо, но оно же одновременно повышает кислотность желудочного сока, что ведет к хроническому гастриту и язве желудка. Установлено, что из каждого 100 человек страдающих язвенной болезнью, 95-98 курильщиков. Сильно влияет курение на печень, не щадит табак и поджелудочную железу. Курение вредно в любом возрасте, но чем моложе человек, тем более чувствителен его организм к вредному воздействию табака. Особенно беззащитны перед ним дети. Установлено, что растущий организм. Примерно в два раза чувствительнее к никотину по сравнению с взрослыми. Курящие дети отстают в росте и физическом развитии от своих сверстников. Так мышечная сила у них на 15-17% ниже, не отличаются они и координацией движений и ловкостью. У них хуже успеваемость в школе. Среди курящих подростков много нервных и рассеянных. У многих развивается авитаминоз, так как под влиянием никотина усвоение витаминов организмом ухудшается. Из-за нехватки денег они сигареты докуривают, как говориться "до конца". А при курении двух последних сантиметров сигареты в организм попадает в 4 раза больше, вредных веществ, содержащихся в дыме. Курение в подростковом возрасте может стать причиной будущего бесплодия. Курение для девушек и женщин гораздо опаснее, нежели для мужчин. Главная опасность состоит в том, что они наносят значительный вред здоровью будущего потомства. У курильщиц чаще происходит преждевременное прерывание беременности и чаще наблюдается патология при родах. Курение крайне влияет на развитие новорожденных. Курение вредно не только для самих курильщиков, но и для тех, кто с ними живет или работает в одном помещении.
Вот, пожалуй, и всё о чем мы хотели напомнить. А выбор за вами курить или не курить!
Пить или не пить? Прежде чем начать разговор об алкоголе как одном из факторов риска для здоровья, следует, по-видимому, обратить внимание на тот факт, что неблагоприятные последствия, связанные с приемом алкоголя, имеют место даже при однократном употреблении самых малых доз спиртных напитков. И это не удивительно, таковы фармакологические свойства алкоголя, вызывающие опьянение.
Типичная картина алкогольного опьянения существенно меняется в зависимости от дозы принятых спиртных напитков. Так, например, при легкой степени алкогольного опьянения в одних случаях состояние человека сопровождается понижением настроения, стремлением к уединению, раздражительностью, в других - возникает желание общаться с окружающими. Важно то обстоятельство, что состояние легкого опьянения вызывает изменение привычного, свойственного конкретному человеку эмоционального фона. Собственно, изменение поведения его привычных форм и происходит вследствие таких сдвигов в эмоциональном фоне, в процессах мышления. Безусловно, оно становится менее продуманным, более рефлексивным. Опьяневший с меньшей критикой воспринимает окружающее, снижается возможность его реальной оценки. Уже в состоянии легкого алкогольного опьянения возникает риск эмоциональных непредсказуемых и поведенческих реакций выпившего человека, чреватых конфликтами с окружающими, либо действий, несущих угрозы ему самому - его здоровью.
Ведь облегчается импульсивность действий и поступков, часто они непосредственно следуют за любой возникшей мыслью. Существенно затрудняется при выраженном алкогольном опьянении восприятие окружающего. Так, например, увеличивается порог слухового и зрительного восприятия: до опьяневшего "доходят" только сильные звуки, он видит преимущественно более освещенные предметы. Вместе с тем отмечаются, и расстройства способности правильно оценивать время, расстояния, скорости.
Способность алкоголя быстро всасываться в кровь обусловливает его воздействие практически на все органы, ведь они пронизаны и окружены целой сетью кровеносных сосудов, и проникновение алкоголя в те или иные органы или ткани тем больше, чем обильнее кровеносная сеть, питающая их и тем самым обеспечивающая обменные процессы. Как известно, кровоснабжение головного мозга в 16 раз превосходит таковое мышц конечностей, а значит, и насыщение мозга алкоголем происходит значительно быстрее, чем мышц. При этом и скорость выведения из мозга и спинномозговой жидкости, омывающей головной и спинной мозг, отстает от выведения алкоголя другими органами и тканями - концентрация его в мозговой ткани выше и держится дольше, чем в крови.Алкоголизм - нередкая причина смерти больных. Смертность больных алкоголизмом почти в 2 раза выше, чем у людей, не употребляющих спиртные напитки. Среди причин смертности населения алкоголизм и связанные с ним заболевания занимают третье место, уступая только болезням сердечно-сосудистой системы и злокачественным опухолям.
Таким образом, алкоголизм и сам по себе служит непосредственной причиной смерти или ускоряет ее наступление: пьяницы и алкоголики, как правило, не доживают до преклонного возраста, умирая в трудоспособном возрасте, сокращают продолжительность своей жизни на 10-12 лет. Наконец, пьянство и алкоголизм не только подрывают здоровье пьющего, но и уродуют душу, его нравственность. Тяжесть последствий употребления, а тем более злоупотребления спиртными напитками лично для пьющего всегда велика. Таким образом, можно смело говорить об алкоголе, как о разрушающем факторе здоровья.
В ходе подготовки к круглому столу, с воспитанниками была проведена анкета «Отношение к алкоголю» (Приложение 1), информация по результатам тестирования доводятся до подростков и педагогов детского дома. Проводится анализ проблемы.
5.Упражнение – рассуждение «Спроси у себя…»:
- Какой стиль жизни я хочу иметь, когда стану взрослым?
- Станет ли мой теперешний стиль жизни залогом будущего благополучия?
- Что мне нужно делать, чтобы сбылась моя мечта?
Воспитанникам дается 5 минут, чтобы ответить письменно на поставленные перед ними вопросы, затем заслушиваются ответы.
6.Возможность добиться состояния психического комфорта без употребления ПАВ.
Жизненные события, переживаемые человеком, вызывают у него различные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные. Конечно, неприятности переживаются сложнее, но и позитивные события могут вывести человека из стабильного состояния. Однако человек, являясь саморегулирующейся системой, стремится и во взаимосвязях с внешней средой, и в своем внутреннем мире к поддержанию гомеостаза (гармоничного равновесия), другими словами — к состоянию психического и физиологического комфорта, гармонии с самим собой, с окружающими людьми и всем миром.
Состояние такого равновесия, внутренней гармоничности можно назвать состоянием психологического комфорта. Такое состояние можно считать оптимальным для организма, так как психологический комфорт обязательно сочетается с благополучным психофизиологическим состоянием, в котором улучшается функционирование организма, повышаются адаптивные возможности.
Чувство радости, хотя бы и кратковременное, оставляет после себя длительно хорошее настроение.
Мы становимся сильнее в случаях:
Если нас любят такими, какие мы есть.
Если мы добились успеха, приложив усилия для этого.
Если нас ценят и уважают, понимают, прощают.
Если мы сами умеем прощать.
Если мы принимаем решение в соответствии со своей жизненной позицией.
Если нам удается построить жизнь в соответствии со своими желаниями.
Если мы можем реализовать свои врожденные способности и свой талант.
Мы теряем силы:
Если нас подавляют, стремятся переделать, ограничить нашу внутреннюю свободу.
Если мы никак не можем добиться успеха и несчастья преследуют нас.
Если мы переполнены обидой или ненавистью к какому-то человеку и каждый день думаем о том, как бы ему отомстить.
Если мы нарушаем свои жизненные принципы.
Если мы вынуждены отказаться от своего таланта.
В большинстве случаев человек способен преодолеть неприятные, беспокоящие его переживания. Для этого есть достаточно много средств.
- Хорошим приемом является занятость, Переключение от ничегонеделанья к активному целенаправленному занятию, спортивным играм
- Отвлечь от переживаний может прочтение хорошей книги
- На фоне неприятностей молодой человек особенно чувствует свое одиночество. Это ощущение усугубляет плохое настроение и отрицательные переживания.
- Необходимо общение с родными и близкими людьми, которые могут поделиться жизненным опытом и посоветовать, как решить возникшие проблемы, помогут найти выхоб из создавшейся ситуации.
- Улучшает настроение общение с природой и животными
- Отвлекает от своих переживаний и помогает с ними справиться оказание помощи другим людям, которые в ней остро нуждаются. Важно подумать о том, что всегда есть кто-то, кому гораздо хуже, чем тебе.
- Наличие любимого хобби поможет поддержать и сохранить состояние психического комфорта.
- Хорошим средством достижения психического комфорта является прослушивание музыки.
- С помощью психотерапевтических приемов можно привести себя в оптимальное состояние, справиться с негативными переживаниями и с новыми силами браться за решение проблем
Стремление восстанавливать свое комфортное состояние и его устойчивость определяют цели, ради которых существует человек. Эти цели должны обеспечить человеку достойное место в жизни и обществе.
7.Показатели здоровья:
Когда ты здоров, то хорошо работаешь, успешно учишься.
Самое большое счастье в жизни — здоровье.
У здорового человека хорошее настроение.
Здоровый человек умеет управлять собой.
Здоровый человек — добрый и справедливый.
Факторы, определяющие наше здоровье
Здоровый образ жизни - это оптимальный двигательный режим; правильное (рациональное питание); закаливание; отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики); личная гигиена; положительные эмоции; безопасность жизни.
8.Упражнение - проект «Зона риска».
На карточках рисунок, изображающий внутреннее строение человека. Необходимо показать, какие органы человека страдают при курении, и какие заболевания может спровоцировать эта пагубная привычка.
(Воспитанники выполняют задание, затем защищают свой проект).
9. В ходе подготовки к круглому столу с воспитанниками детского дома проведен тест «Отношение к ПАВ» (приложение 2).
Цель: изучение осведомленности обучающихся о психоактивных веществах.
Таким образом, ответы на вопросы показали отношение воспитанников к ПАВ.
Далее участникам круглого стола предлагается выполнить экспресс-тест «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (приложение 3).
Цель: Выяснение ситуации среди воспитанников детского дома относительно уровня помех в отношении к здоровому образу жизни.
Интерпретация результатов: о влиянии той или иной причины на ведение конкретным воспитанником здорового образа жизни можно судить по его оценке каждого из 12 утверждений.
В завершении круглого стола, его участники делают выводы о том, что если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «НЕТ» всему, что может принести тебе вред. Здоровье редко приходит само по себе. За него надо бороться, его надо добывать, заботиться о его сохранении и только мы решаем каким будет наше будущее.
10.Рефлексия занятия.
Упражнение «Быстрый круг» («…интересно-полезно»). Воспитанники передают по кругу микрофон, делясь впечатлениями о работе круглого стола, отмечают, что им было интересно и полезно.
Педагогам предлагаются буклеты «Профилактика аддиктивного поведения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и...
«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».
Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...
Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".
В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...
Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.
Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...
Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома
В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...
Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Тема с...
Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»
Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника» Развитие ...