Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия»
план-конспект урока
Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия» с применением кейс-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka_konkurentnye_vzaimootnosheniya.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия»
Дата 16.03.2017 | № урока 43 | Тема Конкурентные взаимодействия | ||||||||
Цели для ученика Образовательные: -знать понятия «конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция» Развивающие: -уметь сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творчески мыслить Воспитательные: -стремиться к знаниям, общей культуре. | Цели для учителя Образовательные: -продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов; -.показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. Развивающие: -организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации -развивать умение работать с текстом учебника и кейс -пакетом, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ. Воспитательные: -воспитать бережное отношение к природе. | |||||||||
Тип урока Урок «открытия» новых знаний; | Форма урока Лекция с элементами беседы. | |||||||||
Опорные понятия, термины «конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция» | Новые понятия «конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция» | |||||||||
Методы, технологии Частично-поисковый, личностно-ориентированное обучение, кейс-технологии | Формы ОУД Фронтальная и индивидуальная | |||||||||
Средства обучения Технические:компьютер интерактивная доска Вербальные: учебник, презентация, кейс. | Оборудование Материальное :ручка, карандаш, тетрадь | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | ||||||||
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | |||||||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1.Организационно - мотивационный этап урока | ||||||||||
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с учителем и учащимися. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность | |||||||
II. Процессуально-содержательный этап урока | ||||||||||
1.Актуализация знаний | ||||||||||
Проверка ДЗ Определение темы урока | Тест по теме «Основные типы экологических взаимодействия» (Приложение 1) Актуализирует знания учащихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера . На доске предложены следующие задания: Найти соответствия. Растения разрушители Грибы потребители Животные производители Бактерии Найти соответствия Естественные сообщества Искусственные сообщества А. сад Д. озеро Б. степь Е. океан В.огород Ж. аквариум Г. лес З. луг | Познавательные УУД: - строят логические рассуждения; - анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Коммуникативные УУД: - монологическое высказывание, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение. | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения. Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку), дополняют своими примерами. | |||||||
2.Изучение нового материала | ||||||||||
Создание проблемной ситуации | Обеспечивает мотивацию учащихся к изучению нового материала: создает для учеников проблемную ситуацию. На слайде изображена иллюстрация к сказке. Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация? В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока | Личностные УУД: - личностное самоопределение, оценивание. Коммуникативные УУД: - высказывают и аргументируют свое мнение, учет разных мнений; Познавательные УУД: - извлекают необходимую информацию, аргументируют; анализируют, обобщают | Работа с иллюстрацией на слайде, выявляют закономерности, делают выводы. | |||||||
Целеполагание. | При помощи диалога,подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. . Итак, тема нашего урока “Конкурентные взаимодействия! ” Какую цель мы можем сформулировать? Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать? | Познавательные УУД: - формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепочку; Коммуникативные УУД: -владение монологичной и диалогичной речью, учет позиции другого; Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. | Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий. Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности. | |||||||
«Открытие» нового знания | Лекция, с элементами беседы. Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. Приведите пример .(Щука и окунь, волк и лисица.) Какая может быть конкуренция? Какие два вида конкуренции можно выделить? Внутривидовая конкуренция – борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяций. Межвидовая конкуренция – взаимоотношения между особями разного вида, когда один вид угнетает действие другого из-за сходных условий. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другими, имеющим преимущество в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный - конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы. Принцип Гаузе: Два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих ограничен одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого лимитированы. Иначе говоря, два вида не могут сосуществовать, если они занимают одну экологическую нишу. Зарисовать и объяснить схему «экологические ниши некоторых птиц» Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Приведите примеры. | Познавательные УУД: - строят логическое рассуждение, анализируют, сравнивают, обобщают Коммуникативные УУД: - вступают в диалог, организуют взаимодействие в группе. Регулятивные УУД: - определяют цель учебной деятельности; осуществляют самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения | Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях новые понятия. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | |||||||
III. Оценочно-рефлексивный этап урока | ||||||||||
1.Закрепления | ||||||||||
Индивидуальная работа по примененной кейс-технологии «Конкурентные взаимодействия» (Приложение 2) | Организует работу по усвоению обучающихся нового материала. | Познавательные УУД: - поиск информации по кейсу, преобразование информации, составление характеристики, обобщение. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - работа по плану, осуществление самоконтроля и коррекции; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения. | Осмысливают задание. Работают по заданиям кейса. Презентуют результаты работы. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Предоставляют конечный вариант учителю для проверки | |||||||
2.Рефлексия | ||||||||||
Анализ и подведение итогов урока | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели | Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | |||||||
3. Домашнее задание | ||||||||||
Формулировка домашнего задания |
Ответьте на вопросы. | Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль, мобилизация своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Вводные слова"
В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...
Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"
Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока: дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...
Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"
Конспект урока по сказке Иван Царевич и Клщей Бессмертный по теме "Умножение десятичных дробей" (закрепление) в 7 классе...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"
В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....
Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"
Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...