Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия»
план-конспект урока

Акатова Наталья Сергеевна

 Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия» с применением кейс-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_konkurentnye_vzaimootnosheniya.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока на тему «Конкурентные взаимодействия»

Дата

16.03.2017

№ урока

43

Тема

Конкурентные взаимодействия

Цели для ученика

Образовательные:

-знать понятия  «конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция»

Развивающие:

-уметь сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творчески мыслить

Воспитательные:

-стремиться к знаниям, общей культуре.

Цели для учителя

Образовательные:

-продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;

-.показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Развивающие:

-организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации

-развивать умение работать с текстом учебника и кейс -пакетом, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ.

Воспитательные:

-воспитать бережное отношение к природе.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний;

Форма урока

Лекция с элементами беседы.

Опорные понятия, термины

«конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция»

Новые понятия

«конкуренция», «межвидовая конкуренция», «внутривидовая конкуренция»

Методы, технологии

Частично-поисковый, личностно-ориентированное обучение, кейс-технологии

Формы ОУД

Фронтальная и индивидуальная

Средства обучения

Технические:компьютер интерактивная доска Вербальные: учебник, презентация, кейс.

Оборудование

Материальное :ручка, карандаш, тетрадь

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1

2

3

4

5

1.Организационно - мотивационный этап урока

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,  организует внимание класса к работе на уроке,  создаёт положительный, эмоциональный настрой  у обучающихся.

Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с учителем и учащимися.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

II. Процессуально-содержательный этап урока

1.Актуализация  знаний

Проверка ДЗ

Определение темы

 урока

Тест по теме «Основные типы экологических взаимодействия» (Приложение 1)

Актуализирует  знания учащихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера .

На доске предложены следующие задания:

Найти соответствия.

Растения разрушители

Грибы потребители

Животные производители

Бактерии

Найти соответствия

Естественные сообщества

Искусственные сообщества

А. сад Д. озеро

Б. степь Е. океан

В.огород Ж. аквариум

Г. лес З. луг

Познавательные УУД: - строят логические рассуждения; - анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Коммуникативные УУД: - монологическое высказывание, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.        

Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.  Высказывают суждения.

Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку), дополняют своими примерами.     

2.Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Обеспечивает мотивацию учащихся к изучению нового материала: создает для учеников проблемную ситуацию.

На слайде изображена иллюстрация к сказке.

Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока

Личностные УУД: - личностное самоопределение, оценивание. Коммуникативные УУД: - высказывают и аргументируют свое мнение, учет разных мнений;  

Познавательные УУД: - извлекают необходимую информацию, аргументируют; анализируют,  обобщают

Работа с иллюстрацией на слайде, выявляют закономерности, делают выводы.

Целеполагание.

При помощи  диалога,подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

. Итак, тема нашего урока “Конкурентные взаимодействия! ”

Какую цель мы можем сформулировать?

Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?

Познавательные УУД: - формулируют гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепочку;

Коммуникативные УУД: -владение монологичной и диалогичной речью, учет позиции другого;

 Регулятивные УУД: -  самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют  цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Строят логические рассуждения , высказывают свои предположения.                Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий. Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

«Открытие» нового знания

   Лекция, с элементами беседы.      

Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. Приведите пример .(Щука и окунь, волк и лисица.)

Какая может быть конкуренция? Какие два вида конкуренции можно выделить?  Внутривидовая конкуренция –  борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.  Это важный фактор саморегулирования популяций. Межвидовая конкуренция – взаимоотношения между особями разного вида, когда один вид угнетает действие другого из-за сходных условий.

Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другими, имеющим преимущество в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный - конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Принцип Гаузе: Два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих ограничен одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого  лимитированы.

Иначе говоря, два вида не могут сосуществовать, если они занимают одну экологическую нишу.

Зарисовать и объяснить схему «экологические ниши некоторых птиц»

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них.    

Приведите примеры.

Познавательные УУД: - строят логическое рассуждение, анализируют, сравнивают, обобщают   Коммуникативные УУД: - вступают в диалог, организуют взаимодействие в группе.  

Регулятивные УУД: -  определяют  цель учебной деятельности;  осуществляют самоконтроль и коррекцию;  

 Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях новые понятия. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.    

III. Оценочно-рефлексивный этап урока

1.Закрепления

Индивидуальная работа по примененной кейс-технологии  «Конкурентные взаимодействия» (Приложение 2)

Организует работу по усвоению обучающихся нового материала.

Познавательные УУД: -  поиск информации по кейсу, преобразование информации, составление характеристики, обобщение.

 Коммуникативные УУД:  самостоятельно организовывают учебное взаимодействие при работе в паре, формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -  работа по плану,  осуществление самоконтроля  и коррекции;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.

Осмысливают задание.

Работают по заданиям кейса.

Презентуют результаты работы.              Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Предоставляют конечный вариант учителю для проверки

2.Рефлексия

Анализ и подведение итогов урока

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели

Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности; формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль,  мобилизация  своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.    

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой  и точностью, использование критериев для обоснования

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

3. Домашнее задание

Формулировка домашнего задания

  1. Прочитать п.78

Ответьте на вопросы.

Регулятивные УУД: - осознание конечного результата, контроль,  мобилизация  своих сил к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.    

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Вводные слова"

В разработке урока используются приёмы технологии критического мышления,которые помогут ученикам: выяснить, что такое вводные слова и какова их функция в предложении;познакомиться с группами вводных с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Конспект урока по теме "Событие, вероятность события"

Урок изучения нового материала, с элементами исследования. Цели урока:  дать представление о теории вероятности, его истории возникновения; сформировать понятия события, видов событий, ...

Конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"

Конспект урока по сказке Иван Царевич и Клщей Бессмертный по теме "Умножение десятичных дробей" (закрепление) в 7 классе...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Конспект урока по теме "Темы и мотивы лирики в творчестве М.Цветаевой"

В данном методическом материале приведен план-конспекр урока с применением технологии развивающего обучения....

Конспект урока по теме Освоение лексического минимума, выполнение упражнений по теме "Источники права"

Данное занятие разработано по стандартам ФГОС. Особенность занятия: использование активныех и интерактивных методов, приемов Mind Map и Brain Storming. Итогом занятия является усвоение студентиами нов...