Материалы дистанционного электронного курса по химии
учебно-методический материал
Цель материалов и заданий: ознакомить учащихся с основными законами и понятиями по химии, проверить качество усвоения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные понятия и законы химии - практическая работа | 50.08 КБ |
Строение атома - практическая работа | 956.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель материалов и заданий: ознакомить учащихся с основными законами и понятиями по химии, проверить качество усвоения материала
Материалы дистанционного электронного курса по химии
Практическая работа по теме:
«Расчеты по химическим формулам и уравнениям»
________________________________________________________________
Цель занятия:
- актуализация знаний об основных понятиях и законах химии
- формирование навыков расчета количества вещества, молекул, определения массы веществ
- формирование навыков расчета массовых долей элементов
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся необходимый набор знаний о законах химии и применения их на практике.
2. Выполнить ряд практических заданий, необходимых для полного усвоения полученных знаний.
Время на выполнение работы: 90 минут
Оборудование, технические средства и инструменты:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Таблица Менделеева», таблица растворимости кислот, оснований, солей.
Средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением
Исходные данные:
1. Конспект занятия.
2. Задание для практической работы.
3. Раздаточный материал.
Раздаточный материал:
Варианты заданий.
Перечень справочной литературы:
Нормативно-правовые акты:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
Учебники и учебные пособия:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] - URL:http://school-collection.edu.ru/
Ход практического занятия:
1. Комментарии преподавателя по выполнению практической работы
2. Выполнение заданий практической работы
3. Оформление отчета
Контрольные вопросы:
1. Какие ученые предпринимали попытки классифицировать химические элементы?
2. Кем было введено в науку понятие «атома»?
Исходные данные:
Вариант №1
- Что изучает химия?
- Что является наименьшей частицей элемента в химических соединениях?
- Дайте определение относительной атомной массы элемента?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов:
а) Li ; б) Si ; в) Cl ; г) As.
- Определите массу: а) 0,5 мольН2 SO4; б) 4 моль КОН; в) 2 моль Na2 CO3
- По уравнению реакции: КОН + НСl = КCl + H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7.. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) N2 O5 ,
б) КОН, в) Н2СО3 , г) Н2 SO4
8.. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 6 г. Na2 SO3;
б) 20 гНСl; в) 100 г. СО - ?
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
F2 | 3 | |||
SO3 | 32 | |||
СН4 | 12·1023 | |||
H2S | 68 |
Вариант 2
- Что представляет собой химический элемент?
- Что является наименьшей частицей вещества, обладающего его химическими свойствам?
- Дайте определение относительной молекулярной массы вещества?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов:
а) F; б) K ;в) Mg ; г) Cs
- Определите массу: а) 0,1 мольН2 СO3 ; б) 10 моль Ва(ОН)2; в) 6 моль
Na2 O
- По уравнению реакции: К2О + Н2 SO4 = K2 SO4 + H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) СО2 ,
б) НNO3, в) Н3 PО4 г) КNO2,
8 Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 3 г. Н2 СO3; б) 10 гКОН; в) 5 г. Р2 О5
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
NO | 30 | |||
С2Н4 | 4 | |||
СН4 | 36·1023 | |||
Cl2O7 | 364 |
Вариант №3
- Дайте определение атома.
- Существуют ли различные химические элементы, характеризующиеся одним и тем же зарядом ядра? Почему?
- Что представляет собой аллотропия? Приведите примеры.
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Zn ; б) Nb ;
в) Mn ; г) Fe
- Определите массу: а) 0,3 мольН3 РO4 ; б) 2 моль Fe(ОН)3 ; в) 8 моль CaO
- По уравнению реакции: Ba(ОН)2 + 2НNO3 = Ba(NO3 )2 + 2H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) Cl2О7 ,
б) ZnS, в) Н2 SiО3, г)Zn(OH)2
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 1 г. Н2 SO4; б) 6 гNaОН; в) 30 г. Cl2 О3
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
NO2 | 92 | |||
С3Н6 | 2 | |||
F2O | 3·1023 | |||
CO | 140 |
Вариант №4
- Дайте определения простого вещества и химического соединения. Приведите примеры.
- Какая величина принята за атомную единицу массы?
- Чему равна абсолютная масса атома?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Р; б) В; в) Вr; г)At
- Определите массу: а) 0,6 мольНCl; б) 10 моль Mg(ОН)2 ; в) 15 моль SO3
- По уравнению реакции: ZnCl2 + 2NaOH = 2NaCl + Zn(OH)2
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) B2 O3 ,
б) Li 2S, в) MgCО3 , г)Ba(NO3 )2
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 1 г. Н2 S; б) 12 г
Al(OH)3 ;в) 50 г. FeO
9.Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
N2 | 56 | |||
С2Н6 | 5 | |||
Сl2 | 48·1023 | |||
PH3 | 68 |
Вариант №5
- Что изучает химия?
- Что является наименьшей частицей элемента в химических соединениях?
- Дайте определение относительной атомной массы элемента?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Zn ; б) Si ;
в) Br ; г) Ag
- Определите массу: а) 3 мольН2 SO3 ; б) 6 моль Ca(ОН)2; в) 4 моль Na2 CO3
- По уравнению реакции: СаO + Н 2SO4 = СаSO4 + H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) N2 O,
б) Ba(ОН)2, в) Н2 СО3 , г) Li2 SO4
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 10 г. Na2 SO4;
б) 100 г.НF; в) 200 г. H3PO4 - ?
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
Cl2 | 4 | |||
РН3 | 68 | |||
С2Н6 | 18·1023 | |||
H2S | 17 |
Вариант 6
- Что представляет собой химический элемент?
- Что является наименьшей частицей вещества, обладающего его химическими свойствам?
- Дайте определение относительной молекулярной массы вещества?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Al; б) K ;
в) Ni ; г) Cs
- Определите массу: а) 0,5 мольCH4 ; б) 6 моль Cа(ОН)2;
в) 2 моль SO3
- По уравнению реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
подтвердите закон сохранения массы веществ
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) MgСО3 ,
б) KNO3, в) NH3 , г) NaOH
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 10 г. НNO3;
б) 10 г.КОН; в) 15 г. N2 О5
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
NO | 30 | |||
С3Н8 | 10 | |||
СН4 | 12·1023 | |||
Cl2O5 | 2 |
Вариант №7
- Что такое аллотропия? Приведите пример аллотропных соединений.
- Что является наименьшей частицей элемента в химических соединениях?
- Существуют ли различные элементы с одинаковой величиной заряда ядра? Почему?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов:
а) К ; б) Ва ; в) Cl ; г) Ag.
- Определите массу: а) 0,1 мольН2 SO4 ; б) 10 моль NaОН;
в) 2 моль Na2 SO3
- По уравнению реакции: Ba(ОН)2 + 2НСl = BaCl2 + 2H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) NO,
б) Mg(ОН)2, в) Н2 S, г) Са(NO3)2
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 6 г. Na2 S; б) 50 г
НF; в) 100 г. СО2
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
F2 | 5 | |||
SO2 | 32 | |||
СН4 | 24·1023 | |||
H2S | 17 |
Вариант 8
- Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Для каких реакций он не выполняется?
- Что является наименьшей частицей вещества, обладающего его химическими свойствам?
- Сколько частиц содержит 1 моль вещества?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов:
а) Fe; б) N ; в) Mg ; г) Br
- Определите массу: а) 1 мольН2 СO3 ; б) 10 моль Cа(ОН)2; в) 4 моль
F2 O
- По уравнению реакции: Li2О + Н2 SO4 = Li2 SO4 + H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) NО2 ,
б) Zn(NO3)2, в) Н3 PО4 , г) Аl(ОН)3
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 3 г. Н2 SO4;
б) 30 гКОН; в)15 г. HCl
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
NO | 60 | |||
С2Н4 | 5 | |||
СН4 | 36·1023 | |||
Cl2O7 | 364 |
Вариант №9
- Дайте определение атома.
- Сформулируйте закон постоянства состава. Кем было сделано это открытие.
- Что представляет собой аллотропия? Приведите примеры.
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Li ; б) Nb ;
в) Mg ; г) Cr
- Определите массу: а) 0,2 мольNa3 РO4 ; б) 4 моль Fe(ОН)2 ;
в) 10 моль CaO
- По уравнению реакции: Ca(ОН)2 + 2НBr = СaBr2 + 2H2O
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) Cl2О3 ,
б) ZnSO4, в) Н2 Si, г) Zn(OH)2
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 10 г. Н2 SO3;
6 гFe(ОН)3; в) 3 г. Cl2 О7
9. Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
F2 | 4 | |||
SO3 | 50 | |||
СН4 | 18·1023 | |||
H2S | 68 |
Вариант №10
- Дайте определение Периодического закона Д.И.Менделеева.
- Какая величина принята за атомную единицу массы?
- Чему равна абсолютная масса атома?
- Рассчитайте абсолютные массы атомов следующих элементов: а) Р; б) Ti; в) Вa; г) Ra
- Определите массу: а) 0,6 мольН2 ; б) 10 моль Ni(ОН)2 ; в) 5 моль SO2
- По уравнению реакции: ZnCl2 + 2KOH = 2KCl + Zn(OH)2
подтвердите закон сохранения массы веществ.
7. Определите массовые доли элементов в следующих соединениях: а) CaSO4 ,
б) Na2S, в) Mg(NO3)2 , г) Fe(ОН)3
8. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 10 г. CaS;
20 гSr(OH)2 ; в) 50 г. Fe2O3
9.Заполнить таблицу, определив неизвестные величины:
Формула вещества | Молярная масса, М (г/моль) | Абсолютная масса молекулы, m (г.) | Количество вещества, ν (1/моль) | Число частиц, N |
N2 | 56 | |||
С2Н6 | 4 | |||
Сl2 | 18·1023 | |||
PH3 | 68 |
Задания для студентов, работающих в быстром темпе
1. Определите массу воды и объем углекислого газа, образующихся, в результате реакции между 200 г. карбоната кальция и необходимой массой азотной кислоты.
2. Сколько молей составляют, и сколько молекул содержит: а) 10 г. CaSО4;
200 гСа(OH)2 ; в)150 г. Fe2O3
Теоретический материал:
Основные понятия и законы химии
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Атом – наименьшая частица элемента в химических соединениях. Современное определение: атом – электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Химический элемент – это вид атомов, характеризующийся определенным зарядом ядра.
Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.
Вещество – это любая совокупность атомов и молекул.
Простое вещество – вещество, образованное атомами одного элемента. Простых веществ известно около 400.
Аллотропия – образование одним элементом нескольких простых веществ (аллотропных форм элемента). Примеры: углерод (алмаз, графит, карбид), сера (кристаллическая пластическая), фосфор (белый, черный, красный).
Химическое соединение (сложное вещество) – вещество, состоящее из двух или более элементов, связанных между собой постоянными (стехиометрическими) соотношениями. Известно более 10 миллионов химических соединений. Состав химического соединения является постоянным.
Смесь – вещество, состоящее из нескольких соединений, не связанных между
собой постоянными соотношениями. Например, морская вода – смесь воды и растворенных в воде веществ.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса
Абсолютная атомная масса (ma) – этомасса атома, выраженная в килограммах (г.)
Массы атомов очень малы: ma(Н) = 1,67·10-27 кг
ma(О) = 26,67·10-27 кг
ma(С) = 19,93·10-27 кг
Относительная атомная масса (Аr) – это число, которое показывает, во сколько раз масса данного атома больше 1/12 массы атома углерода.
1/12 часть массы атома углерода называется атомной единицей массы (а.е.м.)
1 а.е.м. = ma(С)/12 = 19,93·10-27/12 = 1,66·10-27 кг
Относительную атомную массу элемента Х можно вычислить по формуле:
Аr(Х) = ma(Х)/1 а.е.м.
Аr(Н) = ma(Н)/ 1 а.е.м. = 1,67·10-27/1,66·10-27 = 1
Аr(О) = ma(О)/ 1 а.е.м. = 26,67·10-27/1,66·10-27 = 16
Аr(С) = ma(С)/ 1 а.е.м. = 19,93·10-27/1,66·10-27 = 12
Относительная молекулярная масса (Мr) – это число которое показывает, во сколько раз масса молекулы этого вещества больше атомной единицы массы.
Задачи
- Чему равна абсолютная масса атома серы, если относительная атомная масса серы равна 32?
Дано:
Аr(S) = 32
Найти:
ma(S) - ?
Решение:
Аr(Х) = ma(Х)/1 а.е.м.;
Аr(S) = ma(S)/1 а.е.м. Отсюданаходимma(S) = Аr(S) · 1 а.е.м. = 32 · 1,66·10-27 =
53,12 · 10-27 кг.
2. Чему равна абсолютная масса атома: а) золота, б) кальция, в) меди?
a) Дано:
Аr(Аu) = 197
Найти:
ma(Аu) - ?
Решение:
Аr(Х) = ma(Х)/1 а.е.м.;
Аr(Аu) = ma(Аu)/1 а.е.м. Отсюда находимma(Аu) = Аr(Аu) · 1 а.е.м. =
197 · 1,66·10-27 = 327· 10-27 кг. = 3,27· 10-25 кг.
Основные законы химии
- Закон сохранения массы (М.Ломоносов, 1748 г., А.Лавуазье, 1789 г.) – масса
всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции. Закон сохранения массы не выполняется в ядерных реакциях.
Пример:
2Na + S = Na2 S
γ 2 моль 1 моль 1 моль
М 23 г/моль 32 г/моль 78 г/моль
m 46 г 32 г78 г
46 + 32 = 78 г.
2. Периодический закон (Д.И.Менделеев, 1869 г.) – свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра элемента.
Периодическая таблица – графическое изображение периодического закона. Она состоит из семи периодов и восьми групп.
Современная периодическая система содержит 118 химических элементов, каждый из которых занимает определенное место (клетку) и имеет свой порядковый номер.
3. Закон постоянства состава (Ж.Пруст, 1808 г.) – все индивидуальные вещества имеют постоянный качественный и количественный состав, независимо от способа их получения.
Поэтому каждое вещество имеет свою химическую формулу. По формуле вещества можно рассчитать массовую долю каждого химического элемента, который входит в состав вещества.
Массовая доля элемента в данном веществе – это отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле, к относительной молекулярной массе вещества.
W(X) = Аr(Х) ·n/ Mr
Массовые доли выражаются в процентах или в долях единицы.
Пример: рассчитаем массовые доли водорода и кислорода в воде
W(Н) = Аr(Н) · 2/ Mr (Н2 О) = 1·2/18 = 0,11 или 11%
W(О) = Аr(О) · 1/ Mr (Н2 О) = 1·16/18 = 0,89 или 89%
4. Закон Авогадро (1811 г.) – в равных объемах газов при постоянных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул. Объемы газов прямо пропорциональны их количествам:
γ1/γ2 = V1/ V2
Задачи
Сколько молей составляют и сколько молекул содержит: а) 11 г углекислого газа (СО2); б) 24 г хлороводорода (НСl); в) 30 г. сернистого газа (SO2) - ?
а) Дано:
m (СО2) = 11 г.
Найти:γ - ?
N - ?
Решение: Исходя из формулы: М = m\γопределим количество моль – γ = m\ М = 11/(12 + 16·2) = 0,25 моль. В одном моле содержится 6,02 · 1023 молекул, следовательно в 0,25 моле: 6,02· 1023 · 0,25 = 1,53· 1023 молекул.
Предварительный просмотр:
Цель материалов и заданий: ознакомить учащихся с особенностями строения атома и электронных оболочек атомов, проверить качество усвоения материала
Материалы дистанционного электронного курса по химии
Практическая работа по теме:
«Строение электронных оболочек атомов»
_______________________________________________________________
Цель занятия:
- актуализация знаний о строении атома
- формирование навыков написания электронных схем, электронно-графических формул
- формирование навыков определения валентностей атомов элементов с помощью электронно-графических формул
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся необходимый набор знаний о строении атома и электронных оболочек атомов и применения их на практике.
2. Выполнить ряд практических заданий, необходимых для полного усвоения полученных знаний.
Время на выполнение работы: 90 минут
Оборудование, технические средства и инструменты:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Таблица Менделеева», таблица растворимости кислот, оснований, солей.
Средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением
Исходные данные:
1. Конспект занятия.
2. Задание для практической работы.
3. Раздаточный материал.
Раздаточный материал:
Варианты заданий.
Перечень справочной литературы:
Нормативно-правовые акты:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
Учебники и учебные пособия:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] - URL:http://school-collection.edu.ru/
Ход практического занятия:
1. Комментарии преподавателя по выполнению практической работы
2. Выполнение заданий практической работы
3. Оформление отчета
Контрольные вопросы:
1. Какие ученые предпринимали попытки классифицировать химические элементы?
2. Кем было введено в науку понятие «атома»?
Исходные данные:
Вариант 1
1. Изотоп некоторого элемента имеет 10 нейтронов в составе ядра атома и атомную массу 19. Определите, что это за элемент. Ответ поясните.
2. Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
В Тi Kr Si
5 22 36 14
3. Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Na Ga C Ar
11 31 6 18
4. Определите валентность атомов следующих элементов: 8О, 12Mg, 10Ne
Вариант 2
- Элемент литий состоит из двух природных изотопов 6Li (массовая доля 7,52%) и
7Li (массовая доля 92,48%). Рассчитайте, чему равна относительная атомная масса элемента?
2. Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
N Fe Ne Cu
7 26 10 29
- Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Р Ge Al Se
15 32 13 34
3. Определите валентность атомов следующих элементов: 7 N, 13Al, 15 Р
Вариант 3
- Рассчитайте относительную атомную массу элемента кобальта, если известно, что в природе существует два его изотопа: 57Со (массовая доля 0,17%) и 59Со (массовая доля 99,83%).
2. Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
Аl V Ni Br
13 23 28 35
- Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Са Тi Zn Fe
20 22 30 26
4. Определите валентность атомов следующих элементов:20Ca, 17Cl, 6 C
Вариант 4
- Относительная атомная масса элемента бора составляет 10, 811. Известно, что бор имеет два природных изотопа 10В и 11 В. Определите массовую долю каждого из изотопов в природном боре.
- Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
Р К Аs Se
15 19 33 34
- Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Са Ga Al Zn
20 31 13 30
4. Определите валентность атомов следующих элементов: 5B, 11Na, 18Ar
Вариант 5
- Рассчитайте число протонов и нейтронов в ядре атома технеция (изотоп с атомной массой 99) и ядре атома радия (изотоп с атомной массой 226).
- Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
В Тi Аl О
5 22 13 8
- Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Kr Si Мg Ge
36 14 12 32
4. Определите валентность атомов следующих элементов: 8K, 12Mg, 4Be
Вариант 6
- Элемент галлий имеет два природных изотопа: 69Ga и 71Ga. Рассчитайте массовые доли этих изотопов в природном галлии, если известно, что относительная атомная масса элемента равна 69,72.
2. Составьте электронные схемы атомов следующих элементов:
Са Ga Al Zn
20 31 13 30
- Составьте электронно-графические формулы атомов следующих элементов:
Ga C Ar К
31 6 18 19
4. Определите валентность атомов следующих элементов: 17Cl, 13Al, 18Ar
Задание для студентов, работающих в быстром темпе
Атомы каких трех элементов имеют структуру внешнего электронного слоя 4s1 ? Напишите их символы и названия. К каким электронным семействам они относятся? Чем отличаются они по электронному строению?
Теоретический материал:
Строение ядра атома
Атом – это электронейтральная частица, поэтому положительный заряд ядра численно равен сумме отрицательных зарядов всех электронов, или числу электронов (т.к. заряд электрона равен -1).
Порядковый Заряд Число
Номер = Ядра = электронов
элемента атома в атоме
В 1932 году Д.Д.Иваненко (СССР) и В.Гейзенберг (Германия) независимо друг от друга предложили протонно-нейтронную теорию строения ядер атомов.
Согласно этой теории, ядра атомов состоят из положительно заряженных частиц – протонов и нейтральной частиц – нейтронов. Протоны и нейтроны называются нуклонами (от латинского слова «nucleus» - ядро).
Электроны, протоны и нейтроны являются элементарными частицами, из которых состоит атом.
Число электронов и число протонов совпадает с порядковым номером элемента. Число нейтронов находится как разность между атомной массой элемента и порядковым номером элемента в таблице Д.И.Менделеева.
Сумма протонов и нейтронов называется массовым числом атома и обозначается буквой
А = р + n
Атомы одного элемента, которые имеют разные атомные массы, но одинаковый заряд ядра называются изотопами.
Атом состоит из ядра и электронной оболочки.
Электронная оболочка атома – это совокупность всех электронов в данном атоме.
Химические свойства элементов определяются строением электронных оболочек их атомов.
Электроны, расположенные на последнем энергетическом уровне, называются валентными. Число валентных электронов совпадает с номером группы таблицы Д.И.Менделеева, в которой находится данный элемент, если это элемент основной подгруппы.
Схема электронного строения атомов
1Н +1 1
Заряд ядра число электронов на энергетическом уровне
Число электронов на первом энергетическом уровне – максимально - 2
8О +8 2 6
Заряд ядра
Число электронов на втором энергетическом уровне
11Na +11 2 8 1
Число электронов на последнем энергетическом уровне совпадает с номером группы, в которой расположен элемент в таблице Д.И.Менделеева, так как это элемент основной подгруппы
16S +16 2 8 6
Атом элемента серы имеет 6 валентных электронов, число которых совпадает с номером группы таблицы Д.И.Менделеева, в которой находится данный элемент.
20Са +20 2 8 8 2
В данном случае третий энергетический уровень не заполнен до конца, начинается заполнение четвертого энергетического уровня. Число валентных электронов совпадает с номером группы таблицы Д.И.Менделеева.
22Тi +22 2 8 10 2
В данном случае элемент расположен в побочной подгруппе таблицы Д.И.Менделеева, поэтому происходит дозаполенение третьего энергетического уровня.
34Se +34 2 8 18 6
В данном случае идет заполнение последнего энергетического уровня, так как элемент расположен в главной подгруппе таблицы Д.И.Менделеева. Число валентных электронов совпадает с номером группы.
Электронно-графические формулы
показывают распределение электронов по орбиталям и спины электронов. Электрон условно изображают в виде стрелки, орбиталь в виде клеточки.
На s – орбитали не может быть более 2-х электронов;
на р – орбитали не может быть более 6-ти электронов;
на d – орбитали не может более 10-ти электронов.
Электроны, расположенные на одной орбитали называются спаренными, если на орбитали находится один электрон, он называется неспаренным электроном.
Валентность элементов в свете теории строения
Валентность элемента – это число химических связей, которые атом данного элемента образует с другими атомами в данной молекуле.
Для образования одной химической связи атом предоставляет один неспаренный электрон.
Поэтому валентность элемента определяется числом неспаренных электронов в атоме.
Атомы многих элементов могут увеличивать свою валентность в результате перехода из основного состояния в возбужденное состояние.
Возбужденное состояние атома – это состояние с более высокой энергией, чем основное. Процесс перехода атома из основного в возбужденное состояние называется возбуждением атома.
В процессе возбуждения атома происходит разъединение спаренных электронов и переход одного из них с данного подуровня на свободную орбиталь другого подуровня в пределах одного энергетического уровня.
Пример:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии «Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии»
урок обобщения и систематизации знаний...
Статья на тему: «Электронные учебные материалы. Виды электронных учебных материалов»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.К ЭОР относятся: Учебные видеофильмы Звук...
Комплект контрольно-измерительных материалов по УД "ЕН.01. Химия"
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "ЕН.01. Химия" математического и общего естественнонаучного цикла по специальности 19.02.10 Технология продукции общественн...
Материалы к дифференцированному зачету по химии
Материалы к зачету могут использоваться преподавателями колледжей, техникумов при закреплении знаний и умений студентов по дисциплине "Химия".Цель дифференцированного зачёта: определение уро...
Материалы дистанционного электронного курса по литературе . Творчество И.Бунина
Цель материалов и заданий - ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина; дать представление об особенностях мировосприятия И. А. Бун...
Материалы дистанционного урока «Биосфера – глобальная экосистема». Общая биология
Материалы дистанционного урока «Биосфера – глобальная экосистема». Общая биология...
ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТОРОВ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация:В статье рассматриваются вопросы по использованию уникального инструмента в работе педагога – редактора по созданию электронных интерактивных образовательных курсов; и проводится качес...