Материалы дистанционного электронного курса по литературе . Творчество И.Бунина
учебно-методический материал
Цель материалов и заданий - ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина; дать представление об особенностях мировосприятия И. А. Бунина; приобщать к ценностям духовной культуры;- прививать интерес к поэтическому слову. В работе дана ссылка на фильм о жизнии творчестве И.Бунина, задания к рассказам "Легкое дыхание", "Темные аллеи", "Солнечный удар" , "Господин из Сан - Франциско", "Антоновские яблоки". В работе можно познакомиться с презентацией " Тема любви в творчестве И.Бунина". Завершается цикл материалов и заданий по творчеству И.Бунина кроссвордом по жизни и творчеству писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin.docx | 85.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы дистанционного электронного курса по литературе
Тема: И.Бунин
Цель:
- ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина;
-дать представление об особенностях мировосприятия И. А. Бунина;
- приобщать к ценностям духовной культуры;
- прививать интерес к поэтическому слову.
- Посмотрите фильм по жизни и творчеству И.Бунина
Ссылка на фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=NNbe8e2Wngs
- Задание. Впишите в таблицу «Биография И. А. Бунина» недостающие даты и факты.
22(10 по старому стилю) октября 1870 г. | Родился в Воронеже в небогатой дворянской семье |
Учился в Елецкой гимназии, которую не закончил | |
1889 – 1895 гг. | |
В Орле вышел первый юношеский сборник лирики «Стихотворения 1887-1891 гг.» | |
1895 г. | Переломный год в судьбе будущего писателя. Бунин оставляет службу в Полтаве и переезжает сначала в Петербург, затем в Москву. Здесь у него образовался широкий круг знакомств среди писателей (А. П. Чехов, М. Горький, Л. Андреев и др.) |
1901 г. | |
1909 г. | Бунин удостоился чести быть избранным почётным членом Российской академии наук |
Много странствовал по России, а в начале нового века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии. | |
1910 гг. | В этот период – Бунин сложившийся художник с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова. В предреволюционное время были созданы такие шедевры, как «Деревня», «Суходол», «Братья», «Господин из Сан-Франциско» и др. |
Бунин вынужден покинуть Родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени его жизнь навсегда связана с Францией. | |
Лауреат Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». | |
8 ноября 1953 г. |
Задание 3. Прочитайте рассказ И.А.Бунина «Легкое дыхание».
Проследите по тексту слова, отражающие мотивы, связанные с Олей Мещерской. Попробуйте продолжить ряд ассоциаций.
Дыхание — ветер - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте эпизод «Разговор с начальницей». Выпишите глаголы из диалога, определите их время и вид. Помогает ли это расширить или сузить план повествования? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Найдите в тексте слова, выражения, которые могут ассоциироваться с образом, заложенным в названии - «легкое дыхание». _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, какое значение имеет глагол «рассеялось»: «исчезло» или «стало частью».
(выбранный вариант ответа подчеркните)
Задание 4. В какой стране происходит действие в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? __________________________________________________________________
- К какому из эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? _____________________________________________________________
-На каком итальянском остров закончил своё существование г-н из Сан-Франциско?__________________________________________________________________
-Что собрало респектабельную публику на борту парохода «Атлантида»?
_____________________________________________________________________________
- Как называется средство выразительности, к которому обращается автор, описывая «Атлантиду»: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»? _____________________________________________________________________________
- Как называется средство выразительности, заключающее в себе обобщённый многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида», серебряные усы и золотые пломбы господина из Сан-Франциско)? __________________________________________________
- Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Восстановите текст, пользуясь предложенными синонимами. Сравните с авторским текстом. Удалось ли вам передать настроение, определенное автором?
По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы ___________________ несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека _______________ величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире, с широкими ___________________________ нашивками на __________________ идола и очень редко появлявшегося на люди из своих _______________. покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в мраморной двусветной зале, устланной бархатными коврами, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и _______________ метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как какой-нибудь лорд-мэр. Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно ___________________ но крепко сшитый, расчищенный до глянца и в меру оживленный, он сидел в _______________ сиянии этого чертога за бутылкой __________________ иоганисберга, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его _______________ лице с подстриженными __________________ усами, ___________ пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова. Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных.
Огненный, чудовищный, золотыми, огромный таинственный, почтительный, скроенный, янтарный, желтоватый, серебряный, желтый.
Задание 5. Чей это портрет?
2) «... высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных...» | ______________________________________ |
3) «... похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами | ______________________________________ |
4) «... он был совсем не хорош собой и странен, - очки, котелок, английское пальто, а волосы редких усов, точно конские, смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована...» | _____________________________________ |
5) «... грешно - скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной прической, и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами фраке - красавец, похожий на огромную пиявку». | _____________________________________ |
Задание 6. С чего начинается рассказ «Лёгкое дыхание»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто это? "...Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах..."
_____________________________________________________________________________
- Как умерла Оля Мещерская?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто ходит на могилу Оли Мещерской?
____________________________________________________________________________
- Чем заканчивается рассказ «Лёгкое дыхание»? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
- Охарактеризуйте несколькими эпитетами Олю Мещерскую_______________________
_____________________________________________________________________________
Задание 7. Что является главной художественной особенностью рассказа Бунина "Антоновские яблоки"
- Какое слово является в начале рассказа лейтмотивным и определят проблематику рассказа «Антоновские яблоки»?
_____________________________________________________________________________
- Что является символом уходящего дворянского сословия и разрушения дворянских гнёзд?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое сословие приходит на смену дворянству?
_____________________________________________________________________________
-Выпишите из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» слова и словосочетания, характеризующие запахи, цвета. Определите, какие выразительные средства языка использует автор, выясните, какова роль этих слов в тексте.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8 Назовите основную тему цикла рассказов "Тёмные аллеи"
____________________________________________________________________________
- Какое отношение вызывает у писателя чувство любви?
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Через сколько лет произошла встреча героев рассказа «Тёмные аллеи»?
_____________________________________________________________________________
-Что помешало героям этого рассказа быть вместе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Что осталось в качестве воспоминания герою рассказа «Солнечный удар» после отъезда героини?______________________________________________
- Какой художественный приём использует автор в следующих строках: «он был ещё полон ею – и пуст»
_____________________________________________________________________________
- Какую композицию использует автор в этом рассказе?____________________________
- Каков временной промежуток рассказа?_______________________________________
- Насколько внутренне постарел герой? __________________________________________
Сделаем вывод:
Тема любви в творчестве Бунина
• Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Тёмные аллеи».
• Цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.
Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви
. • Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти
. • Любовь в произведениях Бунина — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
• Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому,
Если остались вопросы-посмотрите презентацию по данной теме:
Ссылка: https://docs.google.com/presentation/d/1X5jUFln12iU0YH6kmCI-DllBaZMxX-gmv8YZavW7svg/edit?usp=sharing
Задание 10. Решите кроссворд на тему «Бунин И.А.»
По горизонтали
2. Как звали первую жену Бунина?
5. Куда эмигрировал Бунин в 1920г?
7. Род деятельности Бунина
9. Произведение какого американского поэта, автора «Песнь о Гайавате» в 1896г. Бунин перевел на русский язык?
13. Где было суждено Бунину прожить большую часть жизни и пережить вторую мировую войну?
14. За какой сборник Бунину была вручена Пушкинская премия в 1901г?
16. В каком городе в 2000г. государственный педагогический институт был переименован в государственный университет и получил статус имени Бунина?
18. Первая публикация стихотворения «Нищий» была в журнале…
20. Как звали отца Бунина?
21. Как называется первое стихотворение Бунина?
По вертикали
1. На каком острове умер Господин из Сан-Франциско?
3. Город, в котором родился Бунин?
4. Путешествуя на каком пароходе, Бунин посетил могилу Т.Шевченко?
6. В каком городе в 1992г. был открыт памятник Бунину?
8. Как называется корабль, на котором путешествовал Господин из Сан-Франциско?
10. Где прошли детство и юность Бунина?
11. Детский иллюстрированный журнал, где был опубликован очерк «На чайке»
12. В каком городе есть улица имени Бунина?
15. Первая повесть Бунина.
17. Фамилия первой жены И.А.Бунина
19. Как звали старшего брата И.Бунина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по детской литературе "Творчество Н.Н.Носова"
Урок для студентов пед.колледжа....
урок по детской литературе "Творчество писателей 2 половины 19 века"
Урок для студентов пед.колледжа....
Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).
Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...
Статья на тему: «Электронные учебные материалы. Виды электронных учебных материалов»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.К ЭОР относятся: Учебные видеофильмы Звук...
Детская литература. Творчество Владимира Владимировича Маяковского для детей
Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Приветствую всех, кто заглянул на эту WEB - страничку! На этой странице сайта пре...
Материалы дистанционного электронного курса по химии
Цель материалов и заданий: ознакомить учащихся с основными законами и понятиями по химии, проверить качество усвоения материала...
Конспект занятия по литературе "Творчество А.А.Ахматовой. Поэма "Реквием"
Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородств...