Рабочая программа по биологии.
рабочая программа
Рабочая программа по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_.docx | 67.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Председатель МО ______ Протокол № _______ от «__» _____ 20 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. по УМР _______ от «___» _____ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ от «__»__________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИЯ
на ___2020-2021 гг.___
Специальность: повар, кондитер
Преподаватель Ф.И.О: Жамсаранова Светлана Нимаевна
Квалификационная категория: первая
с. Иволгинск
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка……………………………………………….……..……3 | |
2 | Место учебного предмета в учебном плане………………………………….....4 | |
3 | Общая характеристика учебного предмета…………………………………….5 | |
4 | Планируемые результаты освоения учебной дисциплин…………………….7 | |
5 | Содержание учебной дисциплины………………………….………………….10 | |
6 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины ……………… ……………………………...…………….19 | |
7 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………………………………..…………21 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы среднего общего образования по биологии и ориентирована на использование учебника: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2017.
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
-овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
В профессиональных образовательных организациях дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ, который реализуется на базе основного общего образования с получением среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО и СПО.
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: входит в профильны дисциплины общеобразовательного цикла.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно ФГОС СОО учебные предметы, изучаемые в старших классах имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение биологии в СПО продолжает общеобразовательную линию курса биологии основной школы.
Учебная дисциплина «Биология» изучается в объеме: максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов; самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
При изучении учебного предмета «Биология» в значительной степени проявляется метапредметная роль биологии. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а биология предоставляет для их решения свою методологию и инструменты.
При изучении курса «Биология» изучаются следующие разделы:
1. Основы цитологии.
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
3. Основы селекции и генетики.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС – деятельностном подходе к обучению. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, самостоятельных работ, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете. Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- к личностнымрезультатам;
- к метапредметнымрезультатам;
- к предметнымрезультатам.
При изучении курса «Биология»в соответствии с требованиями ФГОСформируются следующие результаты:
Личностные:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий − аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других − заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
Метапредметные:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание − мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том − числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой − природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение − обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке − естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
Предметные:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин-формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
При изучении курса «Биология» изучаются следующие разделы:
- Основы цитологии.
Введение. В этом разделе актуализируются знания о предмете биология. Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
- Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.Размножение организмов.
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
- Основы генетики и селекции.
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия в том числе контрольные работы | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
№ п/п | Распределение учебного времени | Максимальное количество часов | в том числе | Самостоятельная работа | Общие компетенции | ||
Аудиторные занятия | Практические/ лабораторные | Курсовой проект | |||||
1 | 1 семестр ПД.03 Биология | 27 | 8 | 10 | 9 | ОК. 1 - ОК.9 | |
2 | 2 семестр ПД.03 Биология | 27 | 8 | 10 | 9 | ОК. 1 - ОК.9 | |
Всего часов | 54 | 18 | 20 | - | 18 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п занятий | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | В том числе по видам учебных занятий | Самостоятельная работа | Общие компетенции | |||
Лекции | Практическая работа | Контрольная работа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
ПД.03 Биология | ||||||||
Раздел 1.Основы цитологии | ||||||||
1 | Тема 1.1 Введение. | 4 | 2 | 2 | ОК. 1, ОК. 2, ОК.6ОК.8. | |||
2 | Тема 1.2. Учение о клетке. | 6 | 2 | 2 | 2 | ОК. 2,ОК. 3 | ||
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | ||||||||
1 | Тема 2.1. Размножение. | 8 | 2 | 4 | 2 | ОК. 2, ОК.6 | ||
2 | Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма. | 9 | 2 | 4 | 3 | ОК. 2,ОК. 4. | ||
Раздел 3. Основы селекции и генетики. | ||||||||
1 | Тема 3.1. Генетика | 12 | 4 | 4 | 4 | ОК. 2,ОК.4, ОК. 6 | ||
2 | Тема 3.2 Селекция. | 13 | 4 | 4 | 5 | ОК.2,ОК.4,ОК 5.ОК.3. | ||
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | ||||||
Итого | 54 | 16 | 20 | 18 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
№ | Наименование разделов и тем занятий | Длительность часов | Тип занятия | Планируемый результат | Самостоятельная работа |
1 семестр | 27 | ||||
Раздел 1Основы цитологии | 10 | ||||
Тема 1.1. Введение | 4 | ||||
1 | Введение. Общая характеристика биологии как науки. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. | 2 | лекция | Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране | Пользуясь источниками интернета найти и выписать признаки живых организмов. |
Тема 1.2. Учение о клетке. | 6 | ||||
1 | Изучение клетки – элементарной живой системы и основной структурно-функциональной единицы всех живых организмов. Освоение химической организации клетки. Органического и неорганического вещества клетки и живых организмов. Белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот и их роль в клетке | 2 | лекция | Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов отдельного человека, государства, общества.Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. | Работа со справочной литературой по теме «Учение о клетке». |
2 | Зарисовка схемы строения клетки. Анализ строения гена. | 2 | практическое занятие | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных. Описание клеток растений и животных. Сравнение строения клеток растений и животных. Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК | |
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 17 | ||||
Тема 2.1 Размножение. | 8 | ||||
1 | Характеристика организма как единого целого, многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов, полового и бесполого, мейоза, образование половых клеток и оплодотворение. | 2 | лекция | Знать как возникло бесполое размножение.Знать что лежит в основе всех форм бесполого размножения. Для кого бесполое размножение характерно. Знать у каких организмов впервые появился половой процесс. Знать при помощи каких клеток у животных осуществляется половое размножение. Знать чем половое размножение отличается от бесполого. | Работа со справочной литературой по теме «Размножение» |
2 | Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы. | 2 | практическое занятие | Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки | |
3 | Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы | 2 | практическое занятие | Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки | |
Тема 2.2.Организм. Индивидуальное развитие организма | 9 | ||||
1 | Усвоение индивидуального развития человека, репродуктивного здоровья. Анализ последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2 | лекция | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека | 1.Сообщение на тему: Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ на человека. 2. Доклад на тему: Влияние на человека загрязнения среды (1час) |
2 | Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ,загрязнения среды на развитие человека». | 2 | практическое занятие | Уметь подготавливать и организовывать презинтации. Знать последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | |
2 | Подготовка и организация презентаций на тему: «Последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека». | 2 | практическое занятие | Уметь подготавливать и организовывать презинтации. Знать последствия влияния: алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | |
2 семестр | 27 | ||||
Раздел 3. Основы селекции и генетики. | 25 | ||||
Тема 3.1. Генетика | 12 | ||||
1 | Определение генетики как науки о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 2 | лекция | Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | Решение генетических задач. |
2 | Изучение биографии Г.Мендель – основоположника генетики. Генетической терминологии и символики. | 2 | лекция | Знать биографию Г.Мендель – основоположника генетики. Знать генетическую терминологию и символику. Уметь решать генетические задачи. | Решение генетических задач. |
3 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
4 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
Тема 3.2 Селекция. | 13 | ||||
1 | Уяснение закономерности изменчивости, генетики как теоретической основы селекции, одомашнивания животных и выращивания культурных растений – начальных этапов селекции. | 2 | лекция | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н.И.Вавиловым. | 1.Выполнение сообщения по теме «Основы селекции и генетики». 2. Выполнение сообщения на тему: Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. |
2 | Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. | 2 | лекция | Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов | 1. Работа со справочной литературой по теме «Методы гибридизации и искусственного отбора (1 ч.) |
3 | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 2 | практическое занятие | Уметь составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания | |
4 | Решение генетических задач. | 2 | практическое занятие | Уметь решать генетические задачи. | |
1 | Промежуточная аттестация | 2 | дифференцированный зачет | Актуализация знаний. Проверка уровня обязательной подготовки обучающихся. | |
Итого | 54 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по истории;
- комплект практических работ;
- справочные материалы;
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования — М., 2017.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2017. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2017.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2017.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2017.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2017.
Дополнительные источники:
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2017.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2017. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М.,20017.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2017.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб.пособие для вузов. — М., 2017.
Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2017.
Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2017.
Интернет – ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне
среднего общего образования:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; • биологическую терминологию и символику; уметь: • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | Оценка результатов самостоятельных, проверочных, контрольных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов проверочных, контрольных работ, тестовых заданий, устных ответов Оценка творческих работ Оценка результатов проверочных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и самостоятельных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ Оценка самостоятельной работы Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов Оценка результатов практических и лабораторных работ, устных ответов, самостоятельной работы Оценка результатов дифференцированного зачета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...
Рабочая программа по биологии для СПО
Рабочая программа по биологии для СПО....
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...
рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...