Методическая разработка занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"
методическая разработка
Интерес студентов к учебной дисциплине зависит от огромного множества различных факторов - от способа подачи и содержания материала, от образности восприятия его ребятами и их базовыми знаниями, и безусловно от наличия обратной связи между студентом и педагогом.
Как показывает многолетний опыт работы со старшими школьниками многие из них не имеют четко сформированных и целостных представлений о значимости социума в системе «человек-окружающая среда». Именно поэтому задачей современного педагога является подбор таких форм и методов подачи учебного материала, которые не только позволят восполнить недостающие знания, но и продолжат личностное формирование целостностной картины мира и значимости каждой отдельной личности в системе «Земля-человек».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация опорных знаний 1. Истребление лесов на обширных территориях не приводит к: а) усилению эрозии почв; б) смягчению климатических условий; в) увеличению видового разнообразия; г) уменьшению испарения. 2. Основное значение растений в природе заключается в: а) участии в круговороте веществ, поддержании равновесия в природных экосистемах; б) том, что они являются аккумуляторами энергии, органических веществ и витаминов; в) эстетическом предназначении; г) роли переносчиков различных болезней 3. Группа организмов различных видов, проживающих на общей территории и взаимодействующих между собой называется: а) популяция в) биогеоценоз б) сообщество г) экологическая система 4. Яркими примерами истребления человеком диких животных считают: а) бискайского кита, дикого быка тура, морскую корову; б) дельфинов, лосей, медведей-гризли; в) леопарда, уссурийского тигра, ламу; г) большую панду, орангутана. 5. Виды, обладающие ограниченным ареалом распространения: а) эндемики; в) реликты; б) космополиты; г) виоленты .
древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...»
С увеличением народонаселения, стремительным ростом городов и крупной промышленности масштабы влияния человеческой деятельности на природную среду принимают все более обширные размеры. Биосфера планеты начинает претерпевать значительные изменения. Некоторые из этих изменений могут носить не только отрицательный, но и необратимый характер. Это обстоятельство заставляет обращать особое внимание на охрану ландшафтов, создание особо охраняемых природных территорий. На Земле естественных природных ландшафтов сохранилось мало, так как большинство были изменены хозяйственной деятельностью людей .
Александр Гумбольдт (1769-1859) — немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член Петербургской АН (1818). Памятник природы – дерево драцены о.Тенериф
Гренландский национальный парк (7 млн.га) Центрально- Калахарский резерват в Ботсване (5 млн.га) «Ворота Арктики» на Аляске (3 млн.га)
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) (начали создаваться со второй половины XIX в. в разных районах земного шара. ) э то участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природо- охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Основные цели создания ООПТ: Сохранение эталонов естественных природных ландшафтов; Охрана генофонда исчезающих, реликтовых видов растений и животных; Обеспечение экологических условий для эволюции; Охрана и защита рекреационных экосистем и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УКАЗ ОТ 19 НОЯБРЯ 1703 г.: …описать леса по большим рекам на расстоянии 50 верст от берега, а по малым – на расстоянии 20 верст. Выделить заповедные деревья – к вырубке недозволенные (дуб, клен, ильм, вяз, карагач, лиственница, сосна) и дозволенных к рубке…
Беловежская пуща (13век) Царская охота «Измайлово» (18 век) Императорская охота «Кузнецово» (19 век)
Биосферные заповедники - входят в состав ряда природных заповедников и используются в качестве фонового заповедно-эталонного объекта при изучении биосферных процессов (более 500 в 107 странах мира). Основное отличие– глобальный мониторинг и контроль за изменениями в биосферных процессах. На фото государственный природный биосферный заповедник Аскания – Нова (Крым)
Дунайский биосферный заповедник
Национальный парк – территория где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека полностью запрещена на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность . Их границы обычно проходят по естественным рубежам: рекам, горным хребтам, ущельям и т. д. Площадь национального парка позволяет обитать на его территории большим стадам крупных животных. Территория разделена на зоны: заповедную, демонстрационную, хозяйственно-бытовую. Осмотр достопримечательностей парка проводится только с дорог, троп, смотровых площадок. На фото животные из национального парка Ману (Перу) - прекрасного уголка с нетронутой природой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Йеллоустоунский национальный парк
Йеллоустоунский национальный парк
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заказники - это территории (или акватории) с частичным или временным режимом охраны природы. В них допускается использование отдельных природных ресурсов. Заказники выполняют функции сохранения и восстановления природных комплексов, а также численности растений и животных. Организуются для охраны мест нереста рыб (ихтиологические), скоплений птиц во время линьки и сезонных явлений миграций (орнитологические). Есть ботанические и даже геологические заказники.
Типы заказников Ландшафтные заказник "Средняя Припять" Гидрологические заказник Хапхальский водопад Джур-Джур. Биологические Тулвинский охотничий заказник . по цели создания :
Ботанический сад - озелененная территория специального назначения, на которой размещаются коллекции древесных, кустарниковых и травянистых растений для научно-исследовательских и просветительских целей. Дендрарий – участок территории, где в открытом грунте культивируются древесные растения (деревья, кустарники, лианы), размещаемые по систематическим, географическим, экологическим, декоративным и другим признакам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уманский дендрологический парк «Софиевка»
Уманский дендрологический парк «Софиевка»
Парки-памятники садово-паркового искусства - это наиболее значимые и ценные образцы паркового строительства, охраняемые с целью их дальнейшего использования в эстетических, научных и оздоровительных целях. Функции парков-памятников садово-паркового искусства: проведение экскурсий и массового отдыха населения; сохранение, поддержание и восстановление парковых ландшафтных композиций; уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкций и ухода с подсадкой деревьев и кустарников; на территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования. Сады королевского дворца Хет Лоо (Het Loo) – пример возрождения памятника садово-паркового искусства 17 века. ( Нидерланды)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воронцовский дворец
Памятники природы - уникальные объекты, ценные в научном , эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, источники, пещеры, геологические обнажения, палеонтологические находки, рощи реликтовых деревьев, отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность. На фото: 1. Уникальный памятник природы «Дуб Патриарх». 2. Скалы Бараньи лбы – чудо природы, созданное могущественной силой древнего ледника. 3. Каменные изваяния.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Никитинский ботанический сад
Уманский дендрологический парк «Софиевка»
Уманский дендрологический парк «Софиевка»
Парки-памятники садово-паркового искусства - это наиболее значимые и ценные образцы паркового строительства, охраняемые с целью их дальнейшего использования в эстетических, научных и оздоровительных целях. Функции парков-памятников садово-паркового искусства: проведение экскурсий и массового отдыха населения; сохранение, поддержание и восстановление парковых ландшафтных композиций; уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкций и ухода с подсадкой деревьев и кустарников; на территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования. Сады королевского дворца Хет Лоо (Het Loo) – пример возрождения памятника садово-паркового искусства 17 века. ( Нидерланды)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ливадийский парк
Воронцовский дворец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятники природы - уникальные объекты, ценные в научном , эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, источники, пещеры, геологические обнажения, палеонтологические находки, рощи реликтовых деревьев, отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность. На фото: 1. Уникальный памятник природы «Дуб Патриарх». 2. Скалы Бараньи лбы – чудо природы, созданное могущественной силой древнего ледника. 3. Каменные изваяния.
Курортные и лечебно-оздоровительные зоны – территории и акватории, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения, профилактики заболеваний.
ПАМЯТНИКИ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ
По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия — 890 объектов в 148 странах ( в том числе 689 культурных, 176 – природных, 25 смешанных)
Рекреационное использование ООПТ Рекреация подразделяется на лечебно-курортную, спортивно-оздоровительную и познавательную . Экологический туризм - это интегрированная форма рекреационной деятельности, направленная на гармонизацию отношений между туристами и окружающей средой путем экологизации всех видов туристической деятельности и образования. Критерии экологического туризма : Осуществление туристической деятельности на хорошо сохранившихся природных территориях мира. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Минимизация негативного влияния на среду. Обеспечение сбалансированного развития регионов экотуризма. Специальные маршруты, которые проходят через различные природные объекты, которые имеют определенную природно-охранную, эстетическую и культурную ценность, а также сопровождаются описаниями данных объектов, называются экологические тропы. Экологические тропы отличаются длительностью маршрута, его продолжительностью, сложностью прохождения и т.д. Экологические тропы по назначению бывают: - познавательно-прогулочными, - познавательно-туристическими ; - учебные.
Установите соответствие: А. Территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Б. Территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. В. Уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект. Г. Территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения. 1.Дендрарий 2.Памятник природы 3.Заповедник 4.Нацио- нальный парк
Установите истинность высказываний: На территорию заповедников разрешён доступ организованных групп туристов. На территории заповедников разрешены покос трав на луговых территориях, вырубка сухих и больных деревьев, отстрел больных животных. На территории заповедников разрешены ловля рыбы, сбор редких и исчезающих лекарственных растений, промышленная охота, заготовка грибов и ягод. На территории заповедников разрешена работа научных экспедиций по специальным пропускам. На территорию национальных парков разрешён доступ организованных групп туристов. На территории национальных парков разрешён сбор редких и исчезающих растений, охота на редких животных. Национальные парки созданы только для отдыха туристических групп. Истинно Ложно
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремится к сохранению дикой природы. Но в конечном счете, природу может спасти только его любовь. Ж. Дорст
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Урок по экологии на тему: "Особо охраняемые природные территории" (на примере Краснодарского края).
Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природны...
Практическое занятие " Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга"
22 декабря 2021 года в рамках месяца общеобразовательных дисциплин в колледже прошел открытый урок "Особоохраняемые природные территории Санкт-Петербурга"в формате экологической игры среди о...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"
Одним из способов активизации познавательной деятельности студентов является внедрение новых технологий, в частности технологии «логического мышления», которая повышает интерес как к ...
Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга
Практическое занятие, разработанное на осове применения игровой технологии и технологии проектной деятельности, для проведения урока по дисциплине: Экологические основы природопользования....