Урок по экологии на тему: "Особо охраняемые природные территории" (на примере Краснодарского края).
презентация урока для интерактивной доски на тему
Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.Цель изучения данного материала это развитие экологической культуры, формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по экологии "Особо охраняемые природные территории" | 224.77 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Кореновский автомеханический техникум»
Методическая разработка
урока теоретического обучения
Предмет: Экология
Разработчик: преподаватель Санамян В.В.
ст. Платнировская
2018
Тема раздела: «Охрана природы»
Тема урока: «Особо охраняемые природные территории» (СЛАЙД 1)
Цели:
- развитие экологической культуры,
-формирование экологических ценностей, экологического мировоззрения, экологически ориентированного поведения. (СЛАЙД 2)
Задачи:
- образовательные – формирование системы экологических знаний, знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения;
- воспитывающие – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; - развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, способности видеть и понимать красоту живой природы), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
- методические - совершенствовать организации учебного процесса; оптимизировать активные методы контроля знаний учащихся; повышать уровень педагогического мастерства преподавателя. (СЛАЙД 3)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Элементы образовательных технологий: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, технология сотрудничества, проблемное обучение, опорных конспектов.
Методы обучения: объяснение, самостоятельная работа – частично поисковый, проблемный, беседа, дискуссия – репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Комплексно – методическое обеспечение: система мультимедиа, ноутбук, экран, презентация к уроку, карта «Особо охраняемые природные территории России», карточки –задания для самостоятельной работы, сообщения учащихся об ООПТ Краснодарского края (Приложение 2,3,4,5,6,7) было д/з.
Межпредметные связи: история, биология, география, информатика, краеведение (кубановедение).
Ход урока
I. Организационный момент:
1. Приветствие. Проверка количества учащихся на уроке.
2. Проверка д/з. (тест – «типы организаций способствующих охране природы»), (Приложение 1).
II. Изучение нового материала:
Объявление темы и цели занятия.(СЛАЙД 2, 3)
(СЛАЙД 4)
Учитель: Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. (СЛАЙД 5)
Основные цели создания ООПТ:
-сохранение уникальных природных ландшафтов;
-охрана генофонда исчезающих, реликтовых видов растений и животных;
-обеспечение экологических условий их эволюции;
-охрана и защита рекреационных экосистем и др.
Разнообразны категории охраняемых участков природы. Они различаются по степени строгости заповедного режима.
Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. (СЛАЙД 6)
Всего в России по создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. (СЛАЙД 7,8)
Заповедники.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Наше путешествие по охраняемым природным территориям мы начнём с заповедников. Заповедать… Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой. История создания заповедников в России уходит своими корнями в средние века. (СЛАЙД 9,10,11)
Заповедник – называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом.
С помощью заповедников решаются три главные задачи:
охрана флоры, фауны и экосистем; ведение научной работы; работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных. (Приложение 2) (СЛАЙД 12,13)
Биосферными названы заповедники, созданные на территориях, в наименьшей степени подвергшихся негативному антропогенному воздействию. Все эти заповедники объединены в мировую сеть, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и ведут постоянные наблюдения за изменением природной среды под влиянием антропогенной деятельности человека. (Приложение 3)
Национальные природные парки - это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма, это изъятые из хозяйственного использования территории. (СЛАЙД 14,15)
Основная цель национальных парков - сохранение природных комплексов и объектов в сочетании с организацией экологического просвещения населения в процессе непосредственного знакомства с типичными и уникальными ландшафтами, растениями и животными. Как и в заповедниках, в них охраняются эталоны природных комплексов и генофонд типичных и редких организмов. (Приложение 4)
Заказники. «Заказ» - очень старое русское слово и означает запрещение на что-либо. «Заказано» - значит «не трогай или делай разумно».
Заказники- участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта.
Заказники создаются на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. После восстановления плотности популяции видов животных и растений, природного ландшафта и т. д., заказники закрываются. (Приложение 5)
Памятники природы. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 года, памятники природы - это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект. уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть: пещеры, каньоны, ущелья, водопады, лагуны, гейзеры, вековые деревья и т.д. Основная цель объявления природных комплексов и объектов памятниками природы - сохранение их естественного состояния. 35 памятников природы. (Приложение 6) (СЛАЙД 16,17,18,19,20)
И это немногое что мы можем изучить сегодня на уроке.
I I I. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: ответьте на вопрос (Приложение 7) (СЛАЙД 21)
IV. Заключительный этап урока:
Учитель: Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!
Интерес к нашему краю возрастает, мы должны помнить о животном и растительном мире, который мы должны сохранить для будущих поколений. Главное – любить наш богатейший край, настоящую «жемчужину России», не оставаться равнодушным с его проблемам и мы должны сберечь, то, что нам досталось в наследство.
Давайте сохраним нашу Землю для себя и потомков!
С/р по карточкам (закрепление изученного материала), подведение итогов урока (Приложение 8). (СЛАЙД 22,23,24)
V. Задание на дом: с помощью атласа Краснодарского края обозначить на контурной карте:1) памятники природы Краснодарского края; 2) территорию Кавказского государственного биосферного заповедника; 3) Сочинский национальный парк.
Приготовить рассказ о любой ООПТ нашего края и района.
Приложение 1
Дайте определение следующим организациям:
-ЮНЕП
-Гринпис
-ЮНЕСКО
-МАГАТЭ
-ВОЗ
-ФАО
Приложение 2
Краткая информационная справка о Кавказском биосферном заповеднике.
Кавказский заповедник расположен на юге Краснодарского края, на склонах хребтов Западного Кавказа. Создан в 1924 году, его площадь составляет 282,5 тысячи гектар. В заповеднике охраняются природные комплексы буковых и елово-пихтовых лесов, берёзовых криволесий, участков разреженных сосновых лесов, зарослей рододендрона, субальпийских и альпийских лугов Западного Кавказа. Флора заповедника включает более 1500 видов высших растений, 32 из которых относятся к редким. Уникальными деревьями-долгожителями известна входящая в заповедник Хостинская тисосамшитовая роща: 1500-летнего возраста достигает тис ягодный, 400-летнего – самшит колхидский. В составе фауны более 60 видов млекопитающих, 222 вида птиц, 27 видов амфибий и рептилий. Наиболее известны такие виды, как европейская косуля, кавказский зубр, каменная куропатка, кавказский тетерев, речная форель. Заповедник – жемчужина Кавказа.
Приложение 3
Краткая информационная справка о Сочинском национальном парке- создан в 1983 году с целью сохранения уникального природного комплекса Западных предгорий Кавказа и осуществления доступа к нему по специальным маршрутам. Природа парка уникальна. Здесь соседствуют влажные субтропики, горные леса и заснеженные скалы высокогорий.
Приложение 4
В 1978 г. был учрежден Утришский государственный ландшафтный заказник. Он расположен между мысами Большой и Малый Утриш в Анапском районе. Имеет природоохранное, научное, рекреационное, почвозащитное значение. В заказнике представлены чистые можжевеловые и фисташково-можжевеловые редколесья.
Приложение 5
1. АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА.
Эта довольно популярная пещера расположена в южной части хребта Азиш-Тау (Лагонакском нагорье) на высоте около 1600 метров.
2. ГУА МСКОЕ УЩЕЛЬЕ.
Гуамское ущелье – ущелье реки Курджипс, расположенное на участке между поселками Мезмай и Гуамка Апшеронского района. Оно находится на самой северной окраине плато Лагонаки и является как бы воротами этого горного района. Имея длину 3 км и глубину 400 м, ущелье сужается местами до 2 м.
Приложение 6
3. СКАЛА ПАРУС.
Скала Парус – расположена на берегу Черного моря, в 17 км к юго-востоку от Геленджика, у с. Прасковеевка. Скала вытянута перпендикулярно линии берега моря. Ближний к берегу конец скалы отстоит от него на 10 м. Высота 30 м при длине 25 м. Скала Парус является остатком сплошного песчаникового пласта, который в прошлом являлся составной частью берегового массива и уцелел благодаря своей прочности и мощи. Изолированный останец служит неопровержимым свидетелем интенсивного наступания моря на сушу. В прошлом он являлся составной частью берегового массива. Борьба стихийных сил продолжается. Сменяются весны и зимы, солнце и дождь, жара и холод. Над утесом проносятся вихри и смерчи. Многоликие силы штурмуют его. Каменная стена уже иссечена глубокими трещинами. Местами сквозь них даже просвечивает небо. Но старый великан твердо стоит наперекор стихии.
4. ДОЛЬМЕНЫ.
Дольмены занимают небольшой участок, поросший редким лесом и кустарником в живописнейшем уголке у отрогов горы Тхаб. Дольмены представляют собой круглые и квадратные в плане постройки, что является их архитектурной особенностью. Поверхность некоторых составных плит дольменов орнаментирована незатейливым рельефным орнаментом.
Приложение 7
Вопросы
1. Дайте определение заказника?
2. В чем отличие заповедника от заказника?
3. Чем отличаются заповедники от национальных парков?
4. Назовите, что может быть памятником природы?
Приложение 8
Самостоятельная работа
1.Почему Кавказский заповедник имеет статус «биосферного»? Когда он был создан и с какой целью?
2.Когда и с какой целью был создан Сочинский национальный парк?
3.Когда и с какой целью был образован заказник «Большой Утриш»,?
4.Какие природные объекты называют памятником природы (приведите примеры)?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1. Сформировать представления об особо охраняемых территориях края и их значении в рациональном природопользовании 2. Узнать , зачем создаются особо охраняемые природные территории, какими они бывают и где расположены
Задачи : Образовательные : Углубить знания учеников об особо охраняемых территориях. Дать представление об использовании ООТ как 1 – го из инструментов рационального природопользования Развивающие: Совершенствовать навыки работы с источниками информации - материалами Интернет Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы Воспитательные : Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края.
Конституция Российской Федерации Статья 42 . Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённому его здоровью или имуществу экологическим правонарушением . Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Особо охраняемые природные территории и акватории – это природные комплексы или природные объекты, полностью или частично исключенные из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской эстетической, исторической и рекреационной ценности.
Виды ООПТ : 1. Заповедники 2. Заказники 3. Национальные и природные парки 4. Памятники природы 5. Лесопарковые и защитные пояса 6. Зеленые зоны
Всего в России по состоянию на 2016 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относят 101 заповедник, 41 национальный парк, 69 государственных природных заказников, а также памятники природы, курорты, зеленые зоны и т.д. На территории нашег о края функционируют: 1 биосферный заповедник, 18 заказников, 1 национальный парк, 407 памятников природы.
З аповедник —природная территория или акватория полностью исключенная из хозяйственного использования в целях охраны и изучения природного комплекса в целом 2,5% от S земель страны
12 мая 1924 г . в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями . Расположен он на землях Краснодарского края, Республики Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики РФ. В настоящее время площадь заповедника составляет 280,3 тыс . га.
Заказники территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса региона. Заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. .
Национальные парки выполняют задачи охраны природы и контролируемого отдыха ( т.е. их можно посещать).
Памятники природы редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные, «точечные» «произведения природы», например скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, так и целые урочища — небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи, лиманы и др.
Гуамское ущелье – ущелье реки Курджипс , расположенное на участке между поселками Мезмай и Гуамка Апшеронского района. Оно находится на самой северной окраине плато Лагонаки и является как бы воротами этого горного района. Имея длину 3 км и глубину 400 м, ущелье сужается местами до 2 м
Скала Парус – расположена на берегу Черного моря, в 17 км к юго-востоку от Геленджика, у с. Прасковеевка . Скала вытянута перпендикулярно линии берега моря. Ближний к берегу конец скалы отстоит от него на 10 м. Высота 30 м при длине 25 м. Скала Парус является остатком сплошного песчаникового пласта, который в прошлом являлся составной частью берегового массива
Заповедник —природная территория или акватория полностью исключенная из хозяйственного использования в целях охраны и изучения природного комплекса в целом Заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса региона . Национальные парки - выполняют задачи охраны природы и контролируемого отдыха (т.е. их можно посещать ). Памятники природы - редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 1 ) Какие особо охраняемые территории есть в пределах Краснодарского края ? 2) Сколько памятников природы создано в Краснодарском крае ? 3) Назовите известные вам ООПТ 4) Для чего необходимы ООПТ?
Самостоятельная работа Заповедники 1.Почему Кавказский заповедник имеет статус «биосферного»? Когда он был создан и с какой целью? Национальные парки 1.Когда и с какой целью был создан Сочинский национальный парк? Заказники 1.Когда и с какой целью был образован заказник «Большой Утриш »,? Памятники природы 1.Какие природные объекты называют памятником природы (приведите примеры)?
Ответы на вопросы: Заповедники 1.Почему Кавказский заповедник имеет статус «биосферного»? Когда он был создан и с какой целью? (располагается на Западном Кавказе, на границе умеренного и субтропического климатических поясов ; 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями) Национальные парки 1.Когда и с какой целью был создан Сочинский национальный парк? (5 мая 1983 года для сохранение и изучение природных комплексов и историко-культурных объектов, расположенных на его территории, защита лесного фонда, контроль за воспроизводством животного и растительного мира, рекреация и экологическое просвещение) Заказники 1.Когда и с какой целью был образован заказник «Большой Утриш »? ( В 1994 году ; целью его создания было сохранение и восстановление уникальных можжевелово-фисташковых растительных сообществ и эталонных сообществ морских видов, сохранение реликтовых и живописных ландшафтов, поддержание экологического баланса и регулируемого рекреационного использования природных ресурсов Памятники природы 1.Какие природные объекты называют памятником природы (приведите примеры)? (объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении)
Критерии оценивания: «5» – 4 вопроса правильно «4» – 3 вопроса правильно «3» – 2 вопроса правильно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение истории Краснодарского края
Посещение краеведческого музея, с целью изучения истории Краснодарского края....
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Исходя из стратегической цели развития Краснодарского края, заключающейся в усилении экономической роли региона, одним из основных условий обеспечения роста конкурентоспособности Кубани является...
Армавир-золотая крупица Краснодарского края
Открытый классный час : «Армавир-золотая крупица Краснодарского края» Кл. руководитель группы 3ТТ...
Практическое занятие " Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга"
22 декабря 2021 года в рамках месяца общеобразовательных дисциплин в колледже прошел открытый урок "Особоохраняемые природные территории Санкт-Петербурга"в формате экологической игры среди о...
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"
Одним из способов активизации познавательной деятельности студентов является внедрение новых технологий, в частности технологии «логического мышления», которая повышает интерес как к ...
Методическая разработка занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"
Интерес студентов к учебной дисциплине зависит от огромного множества различных факторов - от способа подачи и содержания материала, от образности восприятия его ребятами и их базовыми знаниями, и без...
Практическое занятие: Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга
Практическое занятие, разработанное на осове применения игровой технологии и технологии проектной деятельности, для проведения урока по дисциплине: Экологические основы природопользования....
- Мне нравится (1)