Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму для 10 класса
рабочая программа
Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму для 10 класса | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000 г. и Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000 г.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4
- практических работ - 9
Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:
- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;
- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи возможно не обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».
В программе представлены несколько разделов: «Экономика как хозяйство», «Человек и собственность», «Человек как работник», «Повторение». Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.
Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы.
Работа над терминологией и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются.
Раздел 1. Экономика как хозяйство. (16ч)
Цели:
дать понятие об экономике как науке о хозяйстве; разных масштабах экономики; об ограниченных благах, услугах, ресурсах, о выборе;
сформировать умения устанавливать цену выбора, обосновывать принятое решение; рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека.
Основные понятия: экономика , ограниченные экономические блага, услуги, ресурсы, безграничные потребности, выбор, цена выбора.
Раздел 2. Человек и собственность. (32ч.)
Цели:
дать понятие о собственности общественной(государственной) и частной; приватизации как процессе преобразования государственной собственности в частную; о назначении, этапах и способах приватизации в России; о приватизации жилья; о рынке жилья; об агентах недвижимости;
сформировать умения проводить анализ местных и непроизводственных объектов; представляют ди они государственную или частную собственность; составлять документы на передачу собственности(доверенность на пользование, акт дарения, завещательное распоряжение); анализировать реальные сюжеты о мошенничество в сфере торговли приватизационным жильём.
Основные понятия: собственность личная, частная(приватная), общественная (государственная); приватизация; приватизация жилья, агенство недвижимости.
Раздел 3. Человек как работник (16ч)
Цели:
дать понятие о трудовом контракте; о сдельной и повременной, номинальной м реальной зарплате; о причинах различий в уровне оплаты труда;
сформировать умения письменно заполнять бланк трудового контракта, ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных разрядов, решать задачи экономического содержания на определение размера заработной платыпри сдельной и повременной работе.
Основные понятия: трудовой контракт; зарплата сдельная, повременная; тариф; тарифная ставка; оклад.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи.
При изучении той или иной темы следует опираться на знания учащихся , полученных на уроках истории, естествознания, чтения, математики, труда, домоводства. Так за счёт реализации межпредметных связей можно преодолеть неизбежные трудности в осмыслении учащимися собственно экономических понятий.
Раздел 4. Повторение(2 ч)
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношение к культуре других народов;
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие элементарных навыков самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень освоения программы по экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):
- Знакомство с элементарными экономическими терминами;
- обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой;
- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;
- обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:
- отличать экономические термины от неэкономических;
- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
- решать задачи экономического содержания;
- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий.
Учебно-тематический план
№ раздела | Название раздела и темы | Кол-во часов |
10 класс | ||
1 | Экономика как хозяйство | 16 |
1.1 Понятие об экономике | ||
1.2 Натуральное хозяйство. Бартер. | ||
1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | ||
2 | Человек и собственность | 32 |
2.1 Собственность, приватизация | ||
2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. | ||
2.3 Бедность и богатство. | ||
2.4 Инфляция | ||
3 | Человек как работник | 16 |
3.1 Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата. | ||
3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. | ||
3.3 Безработица. Биржа труда. | ||
4. | 4.1 Повторение | 4 |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование
Экономический практикум
10 класс
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
№ темы п/п | Наименование темы урока | Кол-во часов | |
| 16 | ||
1.1 Понятие об экономике. | 4 | ||
1 | Первичный инструктаж по ТБ. Экономика. Экономические блага. | 1 | |
2 | Экономические услуги. Экономические потребности | 1 | |
3 | Выбор. Цена выбора. | 1 | |
4 | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Цена выбора». | 1 | |
1.2 Натуральное хозяйство. Бартер. | 4 | ||
5 | Натуральное хозяйство. | 1 | |
6 | Натуральный обмен (бартер). | 1 | |
7 | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Бартер» | 1 | |
8 | Закрепление по теме : «Натуральное хозяйство» | 1 | |
1.3 Товарное хозяйство. Разделение труда (специализация) | 8 | ||
9 | Разделение труда. | 1 | |
10 | Специализация. | 1 | |
11 | Товарное хозяйство. | 1 | |
12 | Производительность труда. | 1 | |
13 | Закрепление по теме: "Товарное хозяйство". | 1 | |
14 | Практикум: решение задач экономического содержания по теме: «Разделение труда» | 1 | |
15 | Контрольная работа №1 .Экономика как хозяйство. | 1 | |
16 | Работа над ошибками | 1 | |
2. Человек и собственность | 32 | ||
| 7 | ||
17 | Собственность. | 1 | |
18 | Общественная (государственная собственность). | 1 | |
19 | Частная собственность. | 1 | |
20 | Приватизация. | 1 | |
21 | Национализация. | 1 | |
22 | Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». | 1 | |
23 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Оформление документов на приватизацию». | 1 | |
2.2 Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг. | 7 | ||
24 | Ценные бумаги: акции. | 1 | |
25 | Дивиденд. | 1 | |
26 | Облигация. | 1 | |
27 | Вексель. Сберегательный сертификат. | 1 | |
28 | Закрепление знаний по теме: «Собственность. Приватизация». | 1 | |
29 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Ценные бумаги». | 1 | |
30 | Контрольное тестирование. Собственность. Ценные бумаги. | 1 | |
2.3 Бедность и богатство. | 9 | ||
31 | Бедность и богатство. | 1 | |
32 | Прожиточный минимум. | 1 | |
33 | Личное имущество. | 1 | |
34 | Движимое имущество. | 1 | |
35 | Недвижимое имущество. | 1 | |
36 | Аренда. | 1 | |
37 | Рента. | 1 | |
38 | Закрепление знаний по теме: «Бедность и богатство». | 1 | |
39 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Личное имущество: деловая игра «Аренда». | 1 | |
2.4 Инфляция | 9 | ||
40 | Инфляция. | 1 | |
41 | Рост стоимости жизни. | 1 | |
42 | Риски при высокой инфляции. | 1 | |
43 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчёт бюджета семьи в условиях инфляции». | 1 | |
44 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Расчет процентных ставок по вкладам» | 1 | |
45 | Закрепление знаний по теме: «Инфляция» | 1 | |
46 | Практикум: решение экономических задач по теме: « Инфляция». | 1 | |
47 | Контрольная работа №3. Человек и собственность | 1 | |
48 | Работа над ошибками | 1 | |
3.Человек как работник. | 16 | ||
3.1. Повременная и сдельная , номинальная и реальная заработная плата. | 7 | ||
49 | Рабочая сила. Цена рабочей силы. | 1 | |
50 | Трудовой контракт. | 1 | |
51 | Зарплата. Сдельная и повременная. | 1 | |
52 | Тарифная ставка. | 1 | |
53 | Закрепление знаний по теме: «Заработная плата». | 1 | |
54 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Составление трудового контракта» | 1 | |
55 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Трудовая книжка семьи». | 1 | |
3.2 Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы. | 5 | ||
56 | Условия труда. | 1 | |
57 | Охрана труда. | 1 | |
58 | Профсоюзы. | 1 | |
59 | Льготы. | 1 | |
60 | Практикум: решение экономических задач по теме: «Охрана труда». | 1 | |
3.3 Безработица. Биржа труда. | 4 | ||
61 | Безработица. | 1 | |
62 | Биржа труда. | 1 | |
63 | Контрольная работа №4. Человек как работник. | 1 | |
64 | Работа над ошибками | 1 | |
4. Повторение. | 4 | ||
65 | Повторение пройденного материала. | 1 | |
66 | Решение задач экономического содержания. | 1 | |
67 | Решение задач экономического содержания. | 1 | |
68 | Решение задач экономического содержания. | 1 | |
Итого: | 68 |
Планируемые результаты освоения курса «Экономический практикум»
Планируемые результаты | Личностные результаты | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
- Знакомство с элементарными экономическими терминами; - обсуждение повседневных жизненных ситуаций, связанных с экономикой; - называть, что семья сама производит и сама же потребляет; - обсуждение ситуаций, связанных с разделением домашнего труда; - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. | - отличать экономические термины от неэкономических; - объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой; - различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет); - принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда; - решать задачи экономического содержания; - различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики. - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; | -воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России; - формирование уважительного отношение к культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; - развитие элементарных навыков самостоятельности; - формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.); - совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение программы
Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
Интернет-ресурсы:
• http://www.edu.ru/
• http://school-collection.edu.ru/
• http://fcior.edu.ru/
• http://katalog.iot.ru/index.php
• http://window.edu.ru/
• http://rusedu.ru/
• http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс
.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
- Персональный компьютер.
- Проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОУД.07 «Информатика» программы подготовки квалицированных рабочих и служащих По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке циф...
статья "Адаптированная образовательная программа по индивидуальным логопедическим занятиям в 5 классе"
Речь - важнейшее средство общения,позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от п...
Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51
Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51 на 2018 – 2019 учебный год со второй младшей группе компенсирующей направленности...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса
Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования...