Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса
рабочая программа
Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса | 46.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся 10 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.
Программа составлена:
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- на основе:
- Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
- Перова М.Н. Математика. Учебника для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2015.- 222с.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения:
10 класс - 68 часов, 2 часа в неделю.
Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.
Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение на практике.
Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об экономике;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
Программа определяет деятельность в 2 направлениях:
- теоретическая часть;
- практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя:
- первичные экономические понятия;
- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;
- экономические правила грамотного потребительского поведения;
Практическая часть включает в себя:
- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;
- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;
- анализ полученных данных;
- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;
- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.
Программа построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию учащимися новой информации, сколько пониманию причинно - следственных связей, рассуждениям учащихся.
Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.
Содержание
Математика (АОП)
10 класс
Введение в экономику.
Понятие об экономике. Экономика и математика. Математика вокруг нас.
Целые числа и десятичные дроби.
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.
Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число.
Производительность труда.
Оплата труда. Совместная производительность труда. Решение составных задач на производительность труда.
Практическая работа. Решение задач на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
Проценты.
Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни.
Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных задач на проценты.
Практическая работа. Решение задач на:
- нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;
- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;
- нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз;
- на определение стоимости товара, скидки на товар;
- на определение выплаты кредита, расчет процентов по вкладу.
Бюджет.
Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно - коммунальных услуг.
Практическая работа. Составление и решение задач на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа.
Выполнение расчетов платежей за коммунальные услуги, работа с расчетными книжками.
Меры длины.
Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. Решение составных задач с мерами длины.
Практическая работа. Выполнение простейших измерений линейкой, рулеткой, метром. Решение задач на:
- определение необходимых предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели;
- вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д.
Меры площади.
Меры площади, единицы измерения величины площади, соотношение и преобразование мер площади. Вычисление площади фигур и помещений.
Решение сложных задач на вычисление площадей. Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.
Практическая работа. Решение задачи на:
- определение площади пола, стены, потолка.
- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.). Работа с расчетными книжками.
Меры массы.
Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.
Измерительные приборы. Преобразования мер массы. Решение задач с мерами массы.
Практическая работа. Взвешивания на пружинных, электронных весах. Решение задач на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта;
- определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.
Меры объема.
Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. Решение задач на вычисление объема.
Практическая работа. Измерение объема в быту. Решение задач практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов.
Меры времени.
Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… . Расчет времени.
Практическая работа. Составление режима дня. Решение задач на вычисление:
- возраста по дате рождения и текущему году;
- затрат времени, необходимого на дорогу в школу,…
- продолжительность рабочей недели (в часах, днях);
- расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции;
- расписание отправления поездов, самолетов, автобусов;
- вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения;
- соотношение местного и московского времени.
Меры стоимости.
Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Действия с мерами измерения стоимости. Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Решение задач с мерами стоимости.
Практическая работа. Решение задач на:
- расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота);
- расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы);
- стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле);
- расчет стоимости блюда (по рецепту).
Обыкновенные дроби.
Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей.
Все действия с обыкновенными дробями. Решение задач с обыкновенными дробями.
Практическая работа. Решение практических задач.
Повторение и обобщение.
Все действия с именованными числами. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных практических задач.
Практическая работа. Решение задач на:
- определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
- % к вкладам, % к кредитам и т. д.
- % отчислений от заработной платы подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. Выполнение расчетов:
- семейного бюджета;
- коммунальных услуг;
- ремонтных работ;
- времени.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся 10 классов (АОП)
Должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;
- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;
- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.
Должны уметь:
- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
- свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;
- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;
-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;
- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
Учебно-тематический план
Математика 10 класс (АОП)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
I. | Введение в экономику | 1 |
II. | Целые числа и десятичные дроби. | 9 |
III. | Проценты | 8 |
IV. | Меры длины | 6 |
V. | Меры площади | 7 |
VI. | Меры массы | 4 |
VII. | Меры объема | 5 |
VIII. | Меры времени | 5 |
IX. | Меры стоимости | 6 |
X. | Обыкновенные дроби | 9 |
XI. | Повторение и обобщение | 8 |
Итого: | 68 |
Тематическое планирование по математике
10 класс (АОП)
№ | Тема урока | Кол-во часов |
I. | Введение в экономику | |
1. | Вводный инструктаж по ТБ. Экономика и математика. Математика вокруг нас. | 1 |
II. | Целые числа и десятичные дроби. | 9 |
2. | Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. | 1 |
3. | Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. | 1 |
4. | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | 1 |
5. | Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями. | 1 |
6. | Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число. | 1 |
7. | Деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное и трехзначное число. | 1 |
8. | Все действия с десятичными дробями. | 1 |
9. | Контрольная работа. Целые числа и десятичные дроби. | 1 |
10. | Работа над ошибками. | 1 |
III. | Проценты | 8 |
11. | Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни. | 1 |
12. | Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. | 1 |
13. | Нахождение числа по одному его проценту. | 1 |
14. | Нахождение числа по нескольким его процентам. | 1 |
15. | Решение составных задач на проценты. | 1 |
16. | Решение составных задач на проценты. | 1 |
17 | Контрольная работа. Проценты. | 1 |
18. | Работа над ошибками. | 1 |
IV. | Меры длины | 6 |
19. | Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. | 1 |
20. | Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. | 1 |
21. | Решение составных задач с мерами длины. | 1 |
22. | Решение составных задач с мерами длины. | 1 |
23. | Контрольная работа. Меры длины. | 1 |
24. | Работа над ошибками. | 1 |
V. | Меры площади | 7 |
25. | Меры площади, единицы измерения величины площади, соотношение и преобразование мер площади. | 1 |
26. | Вычисление площади фигур и помещений. | 1 |
27. | Решение сложных задач на вычисление площадей. | 1 |
28. | Решение сложных задач на вычисление площадей. | 1 |
29. | Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. | 1 |
30. | Контрольная работа за I полугодие. | 1 |
31. | Работа над ошибками. | 1 |
VI. | Меры массы | 4 |
32. | Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. | 1 |
33. | Повторный инструктаж по ТБ. Измерительные приборы. Преобразования мер массы. | 1 |
34. | Решение задач с мерами массы. | 1 |
35. | Решение задач с мерами массы. | 1 |
VII. | Меры объема | 5 |
36. | Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. | 1 |
37. | Решение задач на вычисление объема. | 1 |
38. | Решение задач на вычисление объема. | 1 |
39. | Контрольная работа. Меры массы и объема. | 1 |
40. | Работа над ошибками. | 1 |
VIII. | Меры времени | 5 |
41. | Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. | 1 |
42. | Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… | 1 |
43. | Расчет времени. Составление режима дня. | 1 |
44. | Решение задач на вычисление времени. | 1 |
45. | Решение задач на вычисление времени. | 1 |
IX. | Меры стоимости | 6 |
46. | Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | 1 |
47. | Действия с мерами измерения стоимости. | 1 |
48. | Решение задач с мерами стоимости | 1 |
49. | Решение задач с мерами стоимости | 1 |
50. | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 |
51. | Работа над ошибками. | 1 |
X. | Обыкновенные дроби | 9 |
52 | Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей. | 1 |
53 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 |
54 | Умножение обыкновенных дробей. | 1 |
55 | Деление обыкновенных дробей. | 1 |
56 | Все действия с обыкновенными дробями. | 1 |
57. | Решение задач с обыкновенными дробями | 1 |
58. | Решение задач с обыкновенными дробями | 1 |
59. | Контрольная работа. Обыкновенные дроби. | 1 |
60. | Работа над ошибками. | 1 |
XI. | Повторение и обобщение | 8 |
61. | Все действия с именованными числами. | 1 |
62. | Все действия с десятичными дробями. | 1 |
63. | Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. | 1 |
64. | Вычисление площади фигур. | 1 |
65. | Действия с мерами измерения массы. | 1 |
66. | Контрольная работа за год. | 1 |
67. | Работа над ошибками. | 1 |
68. | Обобщающий урок. | 1 |
Итого: | 68 |
Учебно-методическое обеспечение
Научно - методическая литература
- Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
- Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.
- Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика - 2006.- № 3. - С. 44 – 59.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.
- Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
- Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.
- Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.
- Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.
- Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.
- А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
- Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
Литература для учащихся:
- Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2015.- 222с.
- Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова, И. М. Яковлева - М.: Просвещение, 2005.- 119с.
- Савин А.П. Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П.
Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. - М.: АСТ, 2008. – 480с.
- Узорова О.В. Большой справочник по математике / О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова – М.:Аквариум ЛТД, 2000.- 1362
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОУД.07 «Информатика» программы подготовки квалицированных рабочих и служащих По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке циф...
Адаптированная программа по математике 7 класс ЗПР
В данной программе материал распределен с учетом ЗПР ученика 7 класса. Здесь предлагается программа по алгебре и геометрии вместе. Указано количество часов, темы и требования к ученику....
статья "Адаптированная образовательная программа по индивидуальным логопедическим занятиям в 5 классе"
Речь - важнейшее средство общения,позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от п...
Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51
Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51 на 2018 – 2019 учебный год со второй младшей группе компенсирующей направленности...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)
Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ....
Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму для 10 класса
Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными ...