Адаптированная образовательная программа по математике для 10 класса
рабочая программа

Сырова Екатерина Владимировна

Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся  10  классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по математике предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и предполагает обучение учащихся  10  классов  с углубленной трудовой подготовкой к  решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися  экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.

Программа составлена:

 - в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;      

 - на основе:

  •  Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
  • Перова М.Н. Математика. Учебника для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова.  - М.: Просвещение, 2015.- 222с.

Данная программа рассчитана на 1 год  обучения:

10 класс - 68 часов, 2 часа в неделю.

Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.

Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение  на практике.

Главная цель программы -  формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

 Задачи:

- формирование элементарных представлений об экономике;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;

- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;

- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Программа определяет деятельность в 2 направлениях:

- теоретическая  часть;

- практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя:

- первичные экономические понятия;

- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;

- экономические правила грамотного потребительского поведения;

Практическая часть включает в себя:

- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;

- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;

- анализ полученных данных;

- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;

- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.

 Программа  построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека.  Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением.  Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию учащимися новой информации,  сколько пониманию причинно - следственных связей, рассуждениям учащихся.

Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.

 

Содержание

Математика (АОП)

10 класс

Введение в экономику.

Понятие об экономике. Экономика и математика. Математика вокруг нас.

Целые числа и десятичные дроби.

Действия сложения и вычитания с  целыми числами и десятичными дробями. Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Умножение и деление  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей  на двузначное и трехзначное число.

Производительность труда.

Оплата труда. Совместная производительность труда. Решение составных задач на производительность труда.

Практическая работа. Решение  задач  на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

Проценты.

Нахождение одной и нескольких частей от числа. Проценты в нашей жизни.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных задач на проценты.

Практическая работа.  Решение задач на:

- нахождение суммы подоходного налога от заработной платы;

- нахождение суммы отчисления от заработной платы в пенсионный фонд;

- нахождение суммы отчислений от заработной платы в профсоюз;

- на определение стоимости товара, скидки на товар;

- на определение выплаты кредита, расчет процентов по вкладу.

Бюджет.

Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно -   коммунальных услуг.

Практическая работа.  Составление и решение  задач на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа.

Выполнение расчетов  платежей за  коммунальные услуги,  работа с расчетными книжками.

Меры длины.

Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. Решение  составных задач с мерами длины.

Практическая работа.  Выполнение  простейших измерений линейкой, рулеткой, метром. Решение задач на:

-  определение необходимых предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели;

-  вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д.

Меры площади.

Меры площади, единицы измерения величины площади,  соотношение и преобразование мер площади. Вычисление площади фигур и помещений.

Решение сложных задач на вычисление площадей. Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.

Практическая работа.  Решение  задачи на:

- определение площади пола, стены, потолка.

- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.). Работа с расчетными книжками.

Меры массы.

Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.

Измерительные приборы. Преобразования мер массы. Решение задач с мерами массы.

Практическая работа.  Взвешивания на пружинных, электронных весах.  Решение задач на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта;

-  определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.

Меры объема.

Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. Решение задач на вычисление объема.

Практическая работа.  Измерение объема в быту. Решение задач практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов.

Меры времени.

Меры времени. Соотношение,   преобразование мер времени. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… . Расчет времени.

Практическая работа.  Составление режима дня.  Решение задач на вычисление:

-  возраста по дате рождения и  текущему году;

- затрат времени, необходимого на  дорогу в школу,…

- продолжительность рабочей недели (в часах, днях);

- расчёт времени на выполнение какой-либо трудовой операции;

- расписание отправления  поездов, самолетов, автобусов;

- вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения;

- соотношение местного и московского времени.

Меры стоимости.

Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Действия с мерами измерения стоимости. Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Решение задач с мерами стоимости.

 Практическая работа.  Решение  задач на:

- расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота);

-  расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы);

-  стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле);

- расчет стоимости блюда (по рецепту).

Обыкновенные дроби.

Обыкновенные дроби. Виды дробей.  Сравнение и преобразование дробей.

Все действия с обыкновенными дробями. Решение задач с обыкновенными дробями.

Практическая работа.  Решение  практических задач.

Повторение и обобщение.

Все действия с именованными числами. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных практических задач.

Практическая работа.  Решение задач на:

- определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

- % к вкладам, % к кредитам и т. д.

- % отчислений  от заработной платы  подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. Выполнение  расчетов:

- семейного бюджета;

- коммунальных услуг;

- ремонтных работ;

- времени.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 10 классов (АОП)

Должны знать:

- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;

- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;

- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.

Должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество-  стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;

- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;

- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

Учебно-тематический план

Математика 10 класс (АОП)

Тема урока

Кол-во часов

I.

Введение в экономику

1

II.

Целые числа и десятичные дроби.

9

III.

Проценты

8

IV.

Меры длины

6

V.

 Меры  площади

7

VI.

Меры массы

4

VII.

Меры объема

5

VIII.

Меры времени

5

IX.

Меры стоимости

6

X.

Обыкновенные дроби

9

XI.

Повторение и обобщение

8

Итого:

68

Тематическое планирование  по математике

10 класс (АОП)

Тема урока

Кол-во часов

I.

Введение в экономику

1.

Вводный инструктаж по ТБ.

Экономика и математика. Математика вокруг нас.

1

II.

Целые числа и десятичные дроби.

9

2.

Действия сложения и вычитания с  целыми числами и десятичными дробями.

1

3.

Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.

1

4.

Умножение и деление  целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000.

1

5.

Запись мер массы, длины, стоимости десятичными дробями.

1

6.

Умножение целых чисел и десятичных дробей  на двузначное и трехзначное число.

1

7.

Деление целых чисел и десятичных дробей  на двузначное и трехзначное число.

1

8.

Все действия с десятичными дробями.

1

9.

Контрольная работа. Целые числа и десятичные дроби.

1

10.

Работа над ошибками.

1

III.

Проценты

8

11.

Нахождение одной и нескольких частей от числа.

Проценты в нашей жизни.

1

12.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа.

1

13.

Нахождение числа по одному его проценту.

1

14.

Нахождение числа по нескольким его процентам.

1

15.

Решение составных задач на проценты.

1

16.

Решение составных задач на проценты.

1

17

Контрольная работа. Проценты.

1

18.

Работа над ошибками.

1

IV.

Меры длины

6

19.

Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины.

1

20.

Измерительные инструменты. Преобразование мер длины.

1

21.

Решение  составных задач с мерами длины.

1

22.

Решение  составных задач с мерами длины.

1

23.

Контрольная работа. Меры длины.

1

24.

Работа над ошибками.

1

V.

 Меры  площади

7

25.

Меры площади, единицы измерения величины площади,  соотношение и преобразование мер площади.

1

26.

Вычисление площади фигур и помещений.

1

27.

Решение сложных задач на вычисление площадей.

1

28.

Решение сложных задач на вычисление площадей.

1

29.

Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками.

1

30.

Контрольная работа за I полугодие.

1

31.

Работа над ошибками.

1

VI.

Меры массы

4

32.

Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы.

1

33.

Повторный инструктаж по ТБ.

Измерительные приборы. Преобразования мер массы.

1

34.

Решение задач с мерами массы.

1

35.

Решение задач с мерами массы.

1

VII.

Меры объема

5

36.

Объем, вычисление объема.

Способы измерения объема в быту.

1

37.

Решение задач на вычисление объема.

1

38.

Решение задач на вычисление объема.

1

39.

Контрольная работа. Меры массы и объема.

1

40.

Работа над ошибками.

1

VIII.

Меры времени

5

41.

Меры времени. Соотношение,   преобразование мер времени.

1

42.

Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после…

1

43.

Расчет времени. Составление режима дня.  

1

44.

Решение задач на вычисление времени.

1

45.

Решение задач на вычисление времени.

1

IX.

Меры стоимости

6

46.

Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.

1

47.

Действия с мерами измерения стоимости.

1

48.

Решение задач с мерами стоимости

1

49.

Решение задач с мерами стоимости

1

50.

Контрольная работа за 3 четверть.

1

51.

Работа над ошибками.

1

X.

Обыкновенные дроби

9

52

Обыкновенные дроби. Виды дробей.  Сравнение и преобразование дробей.

1

53

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1

54

Умножение  обыкновенных дробей.

1

55

Деление  обыкновенных дробей.

1

56

Все действия с обыкновенными дробями.

1

57.

Решение задач с обыкновенными дробями

1

58.

Решение задач с обыкновенными дробями

1

59.

Контрольная работа. Обыкновенные дроби.

1

60.

Работа над ошибками.

1

XI.

Повторение и обобщение

8

61.

Все действия с именованными числами.

1

62.

Все действия с десятичными дробями.

1

63.

Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам.

1

64.

Вычисление площади фигур.

1

65.

Действия с мерами измерения массы.

1

66.

Контрольная работа за год.

1

67.

Работа над ошибками.

1

68.

Обобщающий урок.

1

Итого:

68

Учебно-методическое обеспечение

Научно - методическая литература

  1. Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
  2. Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.
  4. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика  - 2006.- № 3. -  С. 44 – 59.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.
  6. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
  7. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.
  8. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.
  9. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.
  10. Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.
  11. Шорыгина Т.А.  Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.
  12.  А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
  13. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.

Литература для учащихся:

  1. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова.  - М.: Просвещение, 2015.- 222с.
  2. Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся  9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова,   И. М. Яковлева  - М.: Просвещение, 2005.- 119с.
  3. Савин А.П.  Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П.    

          Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. -  М.: АСТ, 2008. – 480с.

  1. Узорова О.В. Большой справочник по математике /  О.В. Узорова,    

          Е.А. Нефедова – М.:Аквариум ЛТД, 2000.- 1362


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОУД.07 «Информатика» программы подготовки квалицированных рабочих и служащих По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке циф...

Адаптированная программа по математике 7 класс ЗПР

В данной программе материал распределен с учетом ЗПР ученика 7 класса. Здесь предлагается программа по алгебре и геометрии вместе. Указано количество часов, темы и требования к ученику....

статья "Адаптированная образовательная программа по индивидуальным логопедическим занятиям в 5 классе"

Речь -   важнейшее средство общения,позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от п...

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51

Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ № 51 на 2018 – 2019 учебный год со второй младшей группе компенсирующей направленности...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)

Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму для 10 класса

Адаптированная образовательная программа по экономическому практикуму предназначена для учащихся с ограничениями возможностями здоровья (с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными ...