РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
рабочая программа
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки, за счет часов вариативной части и с учетом запросов работодателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_professionalnogo_modulya_pm.05.docx | 121.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______ /Г.М. Парилова/
«___» __________ 20 ___ г.
СОГЛАСОВАНО Работодатель _________ / / «___» __________ 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
по программе углубленной подготовки
срок обучения 3г.10 м., форма обучения очная
Тулун, 2018г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки, за счет часов вариативной части и с учетом запросов работодателей
Организация – разработчик:
Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж»
Разработчики:
Филинкова Алена Николаевна, преподаватель педагогики
Ларченко Александра Сергеевна, преподаватель гуманитарных дисциплин.
Хомченко Нина Андреевна, преподаватель технологии и математических дисциплин
Богомягкова Анастасия Петровна, преподаватель естественно – научных дисциплин
Рецензент:
Грищенко Маргарита Васильевна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин, высшая квалификационная категория.
Рекомендована кафедрой педагогики, психологии и методики начального образования
Протокол заседания кафедры №____ от «______»___________ 201 _г.
Согласовано на заседании научно-методического совета колледжа
Протокол заседания научно-методического совета №_______ от «____»__________201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 10 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 39 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 42 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углублённой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, в части освоения основного вида деятельности (ВПД): Реализация варианта адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ.
Специалист среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 5.1. Реализация адаптированных образовательных программ в условиях начального общего образования.
ПК 5.2. Осуществление социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
ПК 5.3. Учитывать особенности психофизиологического развития, индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ.
ПК 5.4. Обеспечивать коррекцию развития обучающихся с ОВЗ.
ПК 5.5. Определять форму получения образования с учетом психофизиологического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
ПК 5.6.Организация динамического наблюдения.
ПК 5.7.Организация направленной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, педагога – психолога, специального психолога, учителя - дефектолога).
ПК 5.8. Разрабатывать индивидуальную программу внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
ПК 5.9.Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ при решении задач обучения и воспитания.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам в начальных классах для обучающихся с ОВЗ;
- разработки предложений по его совершенствованию и адаптации учебно – воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ;
- определения целей и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам в начальных классах для обучающийся с ОВЗ;
- организации и проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- составления педагогической характеристики обучающегося;
- отбора дидактического материала для уроков по адаптированным программам;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков в начальных классах с обучающимися с ОВЗ;
- обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и иные источники информации, необходимой для подготовки к урокам для детей с ОВЗ;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся с ОВЗ и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
-использовать разнообразные приемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии;
- подбирать дидактический материал для проведения уроков для детей с ОВЗ;
- использовать систему специальных образовательных условий для детей с ОВЗ;
- применять специальные приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- выполнять требования к режиму организации уроков инклюзивного образования;
-определять образовательные, коррекционные и воспитательные задачи обучения детей с ОВЗ;
-планировать, проводить уроки по адаптированным программам,
-разрабатывать планы уроков различных типов по адаптированным программам;
- анализировать занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий;
знать:
- нормативно – правовые основы организации инклюзивного образования;
- виды адаптивных образовательных программ;
- специальные условия для организации образовательного процесса для различных категорий детей с ОВЗ;
- основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ;
- специфику методов обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- систему специальных образовательных условий для детей с ОВЗ;
- функции психолого – медико – педагогического консилиума;
- индивидуально – ориентированную систему оценивания;
- сущность дефектов, характеристику особенностей проявления их у детей;
- значимость, эффективность логопедической работы на ранних этапах развития;
-методы, принципы, частные методики, способы и приемы работы с детьми с ОВЗ;
-задачи, содержание и формы организации учебной работы с детьми с ОВЗ;
-методические основы реализации коррекционного обучения;
-теорию и методику разработки, анализа и апробации моделей уроков.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 438 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся –334 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 258 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 104 часов;
производственной практики –72ч.
1.4. Другая информация
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке учителей начальных классов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Реализация варианта адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Реализация адаптированных образовательных программ в условиях начального общего образования |
ПК 5.2. | Осуществление социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. |
ПК 5.3. | Учитывать особенности психофизиологического развития, индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ |
ПК 5.4. | Обеспечивать коррекцию развития обучающихся с ОВЗ |
ПК 5. 5. | Определять форму получения образования с учетом психофизиологического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ |
ПК 5.6. | Организация динамического наблюдения |
ПК 5.7. | Организация направленной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, педагога – психолога, специального психолога, учителя - дефектолога) |
ПК 5.8. | Разрабатывать индивидуальную программу внеурочной деятельности для детей с ОВЗ |
ПК 5.9. | Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ при решении задач обучения и воспитания |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
3.1. Объём профессионального модуля и виды учебной работы (выписка из Учебного плана)
Индекс | Наименование циклов, разделов, | Формы контроля | Учебная нагрузка обучающихся, ч. | Распределение обязательной аудиторной нагрузки |
| |||||||||||||
Курс 1 | Курс 2 | Курс 3 | Курс 4 |
| ||||||||||||||
Экзамены | Зачеты | Диффер. зачеты | Курсовые работы | Максимальная | Самостоятельная | Обязательная | Семестр 1 | Семестр 2 | Семестр 3 | Семестр 4 | Семестр 5 | Семестр 6 | Семестр 7 | Семестр 8 |
| |||
Всего | в том числе | 17 нед | 22 нед | 16 нед | 21 нед | 15 нед | 15 нед | 12 нед | 13 нед |
| ||||||||
Пр. занятия |
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
ПМ.05 | Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования | 1 |
| 3 |
| 438 | 104 | 334 | 258 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 75 | 168 | 91 |
|
МДК.05.01 | Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ |
|
| 8 |
| 195 | 52 | 143 | 72 |
|
|
|
|
| 30 | 48 | 65 |
|
МДК.05.02 | Методики преподавания по адаптированным образовательным программам |
|
| 8 |
| 171 | 52 | 119 | 114 |
|
|
|
|
| 45 | 48 | 26 |
|
ПП.05.01 | Производственная практика |
|
| 7 |
| 72 |
| 72 | 72 |
|
|
|
|
|
| 72 |
|
|
ПМ.5.ЭК | Экзамен квалификационный | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| * |
|
3.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
05. Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
МДК.05.01 Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
№ | Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Максимальное количество часов | СРС | Аудиторные занятия (количество часов) | |||
всего | лекционные | семинарские | Практические | ||||
Раздел 1 | Организация инклюзивного образования в условиях начальной школы | 42 | 12 | 30 | 14 | 1 | 15 |
Тема 1.1 | Особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ | 16 | 6 | 10 | 6 | 1 | 3 |
1 – 2 | Понятие и сущность инклюзивного образования. Модели инклюзивного образования | 2 | 2 | ||||
Составить рассказ с использованием презентации о выдающейся современной личности с ОВЗ | 2 | ||||||
3 – 4 | Нормативно – правовые основы организации инклюзивного образования | 2 | 1 | 1 | |||
Составить картотеку нормативно – правовых актов по обучению детей с ОВЗ | 2 | ||||||
Выполнить анализ Конвенции о правах инвалидов в России от 2008г. | 1 | ||||||
5 – 6 | Формы организации обучения детей с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
7 – 8 | Уровни образования обучающихся с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
Заполнить таблицу «Категории обучающихся с ОВЗ» | 1 | ||||||
9 -10 | Структура и содержание ФГОС НОО с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
Тема 1.2 | Варианты адаптированных основных образовательных программ в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ | 26 | 6 | 20 | 8 | - | 12 |
11 -12 | Понятие адаптированной образовательной программы. Структура адаптированной образовательной программы. | 2 | |||||
Составить глоссарий допустимых сокращений, используемых в работе с обучающимися с ОВЗ | 2 | ||||||
13 - 14 | Виды адаптированных образовательных программ | 2 | |||||
Выполнить описание аналитической характеристики 1,2,3,4 вариантов АООП | 2 | ||||||
15 -16 | Требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся | 1 | 1 | ||||
17 -18 | Требования к структуре АООП НОО для слабослышащих и познооглохших обучающихся | 1 | 1 | ||||
19 -20 | Требования к структуре АООП НОО для слепых обучающихся | 1 | 1 | ||||
21 -22 | Требования к структуре АООП НОО для слабовидящих обучающихся | 1 | 1 | ||||
Составить методические советы по разработке специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ОВЗ (4 вариант 4 АООП) | 2 | ||||||
23 -24 | Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи | 1 | 1 | ||||
25 -26 | Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата | 1 | 1 | ||||
27 -28 | Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития | 1 | 1 | ||||
29 -30 | Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра | 1 | 1 | ||||
Раздел 2 | Управление инклюзивным образовательным процессом | 64 | 16 | 48 | 46 | 2 | 24 |
Тема 2.1 | Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях | 34 | 8 | 26 | 12 | 1 | 13 |
31 -32 | Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику | 2 | 1 | 1 | |||
Раскрыть понятие «Охранительный режим» | 1 | ||||||
33-34 | Система специальных образовательных условий для детей с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
35 - 36 | Функции координатора по инклюзии | 2 | 1 | 1 | |||
37 - 40 | Работа междисциплинарной команды | 4 | 2 | 2 | |||
41 - 42 | Основные направления взаимодействия учителя в работе с обучающимися с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
Подготовка к семинару по теме: «Функции психолого – медико – педагогического консилиум» | 2 | ||||||
43 -44 | Функции психолого – медико – педагогического консилиума | 2 | 1 | 1 | |||
Составить рекомендации по особому оформлению классных комнат с учетом работоспособности обучающихся с ОВЗ | 2 | ||||||
45 - 48 | Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ | 4 | 2 | 2 | |||
Разработать рекомендуемую форму индивидуального образовательного маршрута | 3 | ||||||
49 - 52 | Разработка индивидуальной образовательной программы | 4 | 2 | 2 | |||
53 -54 | Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ | 2 | 1 | 1 | |||
55 -56 | Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы | 2 | 1 | 1 | |||
Тема 2.2 | Учебно – воспитательный процесс в инклюзивном классе | 30 | 8 | 22 | 10 | 1 | 11 |
57 -58 | Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе | 2 | 1 | 1 | |||
59- 60 | Схема урока в инклюзивном классе | 2 | 1 | 1 | |||
Составить технологическую карту урока для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе | 2 | ||||||
61 -62 | Коррекционно – развивающие задачи урока | 2 | 1 | 1 | |||
Подготовиться к демонстрированию применения инновационных подходов в развитии социальных (жизненных) компетенций для обучающихся с ОВЗ | 2 | ||||||
63 - 66 | Специальные дидактические принципы при планировании и организации уроков | 4 | 2 | 2 | |||
Подобрать картотеку методов и приемов для организации музыкально – ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия для слабослышащих детей | 2 | ||||||
67 - 70 | Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном классе | 4 | 2 | 2 | |||
Подготовка к семинару по теме: « Формирование и развитие положительной мотивации учения детей с ОВЗ» | 2 | ||||||
71 - 74 | Формирование и развитие положительной мотивации учения детей с ОВЗ | 4 | 1 | 1 | 2 | ||
75 -78 | Пути профилактики и решения конфликтных ситуаций в сфере внедрения инклюзивного образования | 4 | 2 | 2 | |||
Раздел 3 | Создание специальных педагогических условий для получения образования детьми с ОВЗ | 79 | 24 | 65 | 32 | 33 | |
Тема 3.1 | Специальные педагогические методы, приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ | 48 | 16 | 32 | 16 | 16 | |
79 - 82 | Методы и приемы обучения и воспитания глухих обучающихся | 4 | 2 | 2 | |||
83 - 86 | Методы и приемы обучения и воспитания слабослышащих и позднооглохших | 4 | 2 | 2 | |||
Описать методику использования метода «Малых порций» при работе с детьми с ОВЗ | 2 | ||||||
87 - 90 | Методы и приемы обучения и воспитания слепых обучающихся | 4 | 2 | 2 | |||
91 - 94 | Методы и приемы обучения и воспитания слабовидящих обучающихся | 4 | 2 | 2 | |||
95 - 98 | Методы и приемы обучения и воспитания обучающихся с тяжелыми нарушениями речи | 4 | 2 | 2 | |||
Описать методику использования памятки и инструкционных карт для детей с ОВЗ | 1 | ||||||
Подготовить сообщение «Метод кондуктивной педагогики в работе с детьми с ДЦП». Описать функциональные обязанности педагога – кондуктора. | 2 | ||||||
99 - 102 | Методы и приемы обучения и воспитания обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата | 4 | 2 | 2 | |||
103 - 106 | Методы и приемы обучения и воспитания обучающихся с задержкой психического развития | 4 | 2 | 2 | |||
Составить картотеку методов организации образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями | 2 | ||||||
107 -110 | Методы и приемы обучения и воспитания обучающихся с расстройствами аутистического спектра | 4 | 2 | 2 | |||
Описать понятие «волшебные линеечки» по книге «оценка без отметки» Г.А. Цукерман | 2 | ||||||
Выполнить тематическое планирование по курсу дистанционного обучения | 3 | ||||||
Изготовить дидактический материал с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР | 4 | ||||||
Тема 3.2 | Развитие познавательной сферы обучающихся с ОВЗ | 41 | 8 | 33 | 16 | 17 | |
111 - 112 | Развитие познавательной сферы у детей с ЗПР | 2 | 1 | 1 | |||
Составить учебную презентацию по теме: «Организация учебного времени детей с РДА с учетом стереотипов поведения» | 2 | ||||||
113 - 114 | Методические приемы, помогающие включить детей с ЗПР в образовательный процесс | 2 | 1 | 1 | |||
115 -116 | Взаимодействие с детьми и подростками, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения поведения | 2 | 1 | 1 | |||
117 -118 | Классификация раннего детского аутизма (РДА) по степени тяжести | 2 | 1 | 1 | |||
119 - 120 | Рекомендации по обучению детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательного учреждения | 2 | 1 | 1 | |||
121 - 122 | Восприятие речи детьми с нарушениями слуха | 2 | 1 | 1 | |||
Выполнить описание способов восприятия речи слабослышащих детей | 2 | ||||||
123 - 124 | Развитие познавательной сферы детей с нарушениями слуха | 2 | 1 | 1 | |||
125 - 126 | Рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха | 2 | 1 | 1 | |||
127 - 128 | Развитие познавательной сферы детей с нарушениями зрения | 2 | 1 | 1 | |||
129 -130 | Рекомендации по обучению детей с нарушениями зрения | 2 | 1 | 1 | |||
131 - 132 | Моторное развитие детей с речевыми нарушениями | 2 | 1 | 1 | |||
133 - 134 | Рекомендации по сопровождению детей с речевыми нарушениями в массовых образовательных учреждениях | 2 | 1 | 1 | |||
Выполнить конспект по вопросу: «Изобразительная деятельность детей с нарушениями речи» | 1 | ||||||
135 -136 | Специфические особенности двигательного развития детей с ДЦП | 2 | 1 | 1 | |||
Выполнить описание форм ДЦП | 1 | ||||||
137 - 138 | Развитие познавательной сферы детей с ДЦП | 2 | 1 | 1 | |||
Подобрать и представить способ развития познавательной сферы детей с ДЦП | 2 | ||||||
139 - 140 | Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения функций ОДА | 2 | 1 | 1 | |||
141 - 143 | Участие родителей (законных представителей) в воспитании и обучении лиц с ОВЗ. | 3 | 1 | 2 | |||
Итого: | 195 | 52 | 143 | 68 | 3 | 72 |
МДК.05.02 Методики преподавания по адаптированным образовательным программам
№ | Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Максимальное количество часов | СРС | Аудиторные занятия (количество часов) | |||
всего | лекционные | семинарские | Практические/ лабораторные | ||||
Раздел 1 | Методика преподавания математики по адаптированным образовательным программам | 64 | 19 | 45 | 43 | ||
Тема 1. Общие вопросы методики преподавания математики по адаптированным образовательным программам | |||||||
1 | Методы и средства, формы обучения математики по адаптированным образовательным программам. Урок. Требования к уроку. | 1 | 1 | 1 | |||
2-3 | Анализ урока математики в начальной школе по адаптированным образовательным программам. | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 2. Методика изучения элементов геометрии. | |||||||
4-5 | Организация изучения элементов геометрии в начальной школе. Методика изучения элементов геометрии Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами, их простейшими свойствами, обозначением фигур. Обучение учащихся простейшим геометрическим построениям по адаптированным образовательным программам. | 2 | 2 | 2 | |||
6-7 | Анализ учебников по адаптированным образовательным программам по теме изучения элементов геометрии. | 2 | 2 | 2 | |||
8-9 | Составление контрольно – измерительных материалов по теме изучение геометрии | 2 | 2 | 2 | |||
Составление обобщающей самостоятельной работы по теме «Прямоугольник». | 2 | 2 | |||||
Тема 3. Методика обучения математике в дочисловой период по адаптированным образовательным программам. | |||||||
10 | Организация деятельности учащихся в дочисловой период. Методика обучения сравнению предметов. Методика обучения счету. Количественный и порядковый счет. | 1 | 1 | 1 | |||
11 | Изготовление дидактического материала к организации обучения математике в дочисловой период по адаптированным образовательным программам. | 1 | 1 | 1 | |||
Тема 4. Методика формирования понятия натурального числа и числа нуль, изучение нумерации целых неотрицательных чисел по адаптированным образовательным программам. | |||||||
12-13 | Формирование понятия натурального числа и числа нуль Методика изучения нумерации. | 2 | 2 | 2 | |||
14-15 | Составление контрольно – измерительных материалов по теме «Нумерация целых неотрицательных чисел». | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 5. Алгоритмы действий над целыми неотрицательными числами по адаптированным образовательным программам. | |||||||
16-17 | Понятие об алгоритме. Алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления по математике по адаптированным образовательным программам. | 2 | 2 | 2 | |||
18-19 | Выполнение вычислений с объяснением каждого шага алгоритма. | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 6. Методика изучения арифметических действий. | |||||||
20-21 | Методика обучения устным навыкам сложения, вычитания, умножения и деления | 2 | 2 | 2 | |||
22-23 | Анализ уроков математики по теме «Формирование вычислительных навыков у младших школьников». | 2 | 2 | 2 | |||
24-25 | Анализ учебников по теме «Ознакомление с вычислительными приемами». | 2 | 2 | 2 | |||
Подготовка сообщения по теме «Дидактические игры на уроках математики, направленные на формирование вычислительного навыка». | 2 | 2 | |||||
Подбор дидактических игр. | 4 | 4 | |||||
Тема 7. Процесс решения текстовой задачи по адаптированным образовательным программам. | |||||||
26-27 | Понятие «текстовая задача». Методы и способы решения текстовых задач. Обучения учащихся общим приемам решения текстовых задач. | 2 | 2 | 2 | |||
28-29 | Отработка методических приемов поэтапного решения текстовых задач. | 2 | 2 | 2 | |||
30-31 | Решение методических задач по теме «Формирование у младших школьников умений решать простые и составные текстовые задачи». | 2 | 2 | 2 | |||
Создание ЭОР по моделированию текстовых задач. | 4 | 4 | |||||
Изготовление карточек для детей к решению задач. | 3 | 3 | |||||
Тема 8. Выражения. Уравнения. Неравенства. | |||||||
32-33 | Методика изучения алгебраического материала. | 2 | 2 | 2 | |||
34-35 | Анализ учебников по теме «Изучение алгебраического материала» по адаптированным образовательным программам. | 2 | 2 | 2 | |||
36-37 | Составление контрольно – измерительных материалов по изучению алгебраического материала | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 9. Методика изучения величин в начальном курсе математики по адаптированным образовательным программам. | |||||||
38-39 | Методика изучения величин. | 2 | 2 | 2 | |||
40-41 | Решение ситуационных и методических задач. | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 10. Методика ознакомления с дробями по адаптированным образовательным программам. | |||||||
42-43 | Понятие доли. Формирование у учащихся наглядных представлений о доли, сравнений долей | 2 | 2 | 2 | |||
44-45 | Решение задач. | 2 | 2 | 2 | |||
Подбор и изготовление наглядного материала по теме «Доли». | 4 | 4 | |||||
Раздел 2 | Методика преподавания русского языка по адаптированным образовательным программам | 69 | 21 | 48 | 2 | 46 | |
Тема 1. Общие вопросы методики преподавания русского языка по адаптированным образовательным программам | 6 | 2 | 4 | 2 | 2 | ||
46 -47 | Предмет и задачи, научные основы, разделы, методики преподавания русского языка по адаптированным программам. Реализация методических принципов преподавания русского языка по адаптированным программам. | 2 | 2 | 2 | |||
48 -49 | Структура и содержание образовательных программ по русскому языку в общеобразовательной и специальных школах. | 2 | 2 | 2 | |||
Составление схемы «Межпредметные связи методики преподавания русского языка по адаптированным образовательным программам» | 2 | 2 | |||||
Тема 2. Методика обучения грамоте и письму по адаптированным образовательным программам | 15 | 5 | 10 | 10 | |||
50 -51 | Добукварный период обучения грамоте. Характеристика звукового-аналитического метода обучения грамоте и особенности его применения при обучении детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
Подготовка дидактических материалов для проведения звуко-буквенного анализа | 2 | 2 | |||||
52-53 | Букварный период и обучение чтению по адаптированным образовательным программам. Структура и методика проведения уроков обучения грамоте в букварный период | 2 | 2 | 2 | |||
Составление фрагмента урока обучения грамоте в букварный период | 3 | 3 | |||||
54 -55 | Обучение письму детей с ОВЗ в букварный период. Трудности формирования навыка письма у школьников в ОВЗ. Типичные ошибки при письме и способы их преодоления. | 2 | 2 | 2 | |||
56 -57 | Основные требования к урокам письма. Методика обучения письму первоклассников с ОВЗ. Виды работ на уроке письма. | 2 | 2 | 2 | |||
58 -59 | Моделирование урока обучения письма детей с ОВЗ в букварный период. | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 3. Методика обучения чтению по адаптированным образовательным программам | 14 | 2 | 12 | 12 | |||
60 -61 | Литературоведческие и психолого-педагогические основы обучения чтению детей с ОВЗ. Общеобразовательные, воспитательные и коррекционные задачи уроков литературного чтения. | 2 | 2 | 2 | |||
62 -63 | Особенности развития навыка чтения у детей с ОВЗ. Специфика применения различных приемов при обучении чтению учеников с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
Составление карточек-заданий, направленных на развитие беглости, правильности, выразительности и сознательности чтения. | 2 | 2 | |||||
64 -65 | Этапы, формы и методы работы над произведениями различных жанров на уроках чтения у детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
66 -67 | Структура и методика проведения урока чтения у детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
68 -69 | Моделирование урока чтения | 2 | 2 | 2 | |||
70 -71 | Специфика организации уроков внеклассного чтения у детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 4. Методика обучения грамматике и правописанию по адаптированным программам. | 12 | 6 | 6 | 6 | |||
72 -73 | Специфика, задачи и содержания программ по грамматике и правописанию для детей с ОВЗ. Особенности усвоения грамматики и правописания детьми с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
74 -75 | Этапы работы по формированию грамматических понятий у учащихся с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
Составление фрагмента урока обучения грамматики детей с ОВЗ | 3 | 3 | |||||
76 -77 | Этапы работы над правилом у детей с ОВЗ. Система работы над формированием навыка письма по правилу у детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
Разработка системы упражнений, формирующих навык орфографического письма у детей с ОВЗ. | 3 | 3 | |||||
Тема 5. Методика изучения фонетики и графики по адаптированным программам | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
78 -79 | Особенности усвоения фонетики и графики детьми с ОВЗ. Методика работы над фонетическими понятиями и изучения графики детьми с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
Подготовка доклада «Практические упражнения по формированию навыка каллиграфического письма у учащихся с ОВЗ» | 2 | 2 | |||||
Тема 6. Методика обучения морфемике, словообразованию и морфологии по адаптированным программам. | 6 | 2 | 4 | 4 | |||
80 -81 | Изучение морфемики и словообразования. Формирование понятия о частях слова у детей с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
82 -83 | Система и приемы изучения морфем детьми с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
Подбор дидактического материала по разделу | 2 | 2 | |||||
Тема 7. Методика изучения синтаксиса по адаптированным программам | 2 | 2 | 2 | ||||
84 -85 | Задачи работы над синтаксическими материалом в начальной школе по адаптированным программам. Изучение словосочетания и предложения детьми с ОВЗ. | 2 | 2 | 2 | |||
Тема 8. Методика развития речи при обучении по адаптированным программам в начальной школе | 13 | 5 | 8 | 8 | |||
86 -87 | Характеристика речевого развития учащихся с ОВЗ. Задачи и пути развития речи у учащихся с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
88 -89 | Формирование навыков связной устной речи у учащихся с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
Подбор заданий, направленных на развитие устной речи учащихся с ОВЗ | 2 | 2 | |||||
90 -91 | Развитие связной письменной речи у учащихся с ОВЗ | 2 | 2 | 2 | |||
92 -93 | Итоговая контрольная работа | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 3 | Методика преподавания естествознания по адаптированным образовательным программам | 38 | 12 | 26 | 1 | 25 | |
Тема 1.1. Сущность инклюзивного образования в России | 5 | 1 | 4 | 1 | 3 | ||
94 | Понятие «инклюзивное образование». Нормативные документы. | 1 | 1 | 1 | |||
95 | Цели, задачи, принципы, особенности инклюзивного образования в начальной школе | 1 | 1 | 1 | |||
96 | Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, классификация. Характеристика типичных трудностей, обнаруженных у детей с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
97 | Опыт работы современной школы с детьми, имеющие ОВЗ | 1 | 1 | 1 | |||
Изучение опыта работы учителей, работающих с детьми с ОВЗ | 1 | 1 | |||||
Тема 1.2 Методика работы по окружающему миру по адаптированным программам | 24 | 8 | 16 | 16 | |||
98 | Анализ адаптированной рабочей программы по окружающему миру для 1 класса | 1 | 1 | 1 | |||
99 | Планируемые результаты обучения в 1 классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
100 | Методика работы в первом классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
101 | Индивидуальные образовательные программы обучения для 1 класса | 1 | 1 | 1 | |||
Разработка фрагмента урока по окружающему миру по адаптированной программе | 2 | 2 | |||||
102 | Анализ адаптированной рабочей программы по окружающему миру для 2 класса | 1 | 1 | 1 | |||
103 | Планируемые результаты обучения во 2 классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
104 | Методика работы во втором классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
105 | Индивидуальные образовательные программы обучения для 2 класса | 1 | 1 | 1 | |||
Разработка фрагмента урока по окружающему миру по адаптированной программе | 2 | 2 | |||||
106 | Анализ адаптированной рабочей программы по окружающему миру для 3 класса | 1 | 1 | 1 | |||
107 | Планируемые результаты обучения в 3 классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
108 | Методика работы в третьем классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
109 | Индивидуальные образовательные программы обучения для 3 класса | 1 | 1 | 1 | |||
Разработка фрагмента урока по окружающему миру по адаптированной программе | 2 | 2 | |||||
110 | Анализ адаптированной рабочей программы по окружающему миру для 4 класса | 1 | 1 | 1 | |||
111 | Планируемые результаты обучения в 4 классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
112 | Методика работы в четвертом классе по адаптированной программе | 1 | 1 | 1 | |||
113 | Индивидуальные образовательные программы обучения для 4 класса | 1 | 1 | 1 | |||
Разработка фрагмента урока по окружающему миру по адаптированной программе | 2 | 2 | |||||
Тема 1.4. Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | 6 | 3 | 3 | 3 | |||
114 | Дистанционное обучение для детей с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
Изучение основ дистанционного обучения | 1 | 1 | |||||
115 | Информационные технологии, мультимедийные презентации, «слайд-шоу», фильм для обучения детей с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
Создание мультимедийной презентации по окружающему миру для детей с ОВЗ. | 1 | 1 | |||||
116 | Проектная деятельность для детей с ОВЗ. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ. Технология «Звучащий мир» в работе с детьми с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
Разработка плана учебного проекта по окружающему миру | 1 | 1 | |||||
Тема 1.5. Организация внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ | 3 | 3 | 3 | ||||
117 | Понятие и нормативные документы. внеурочной деятельности с обучающимися с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
118 | Основные направления внеурочной деятельности детей с ОВЗ. | 1 | 1 | 1 | |||
119 | Обобщение учебного курса | 1 | 1 | 1 | |||
Итого: | 171 | 52 | 119 | 5 | - | 114 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы модуля реализуется в учебных кабинетах: Педагогика и психология; Русский язык с методикой преподавания; Математика с методикой преподавания; Естествознание с методикой преподавания; Музыка с методикой преподавания; Методика обучения продуктивным видам деятельности; Детская литература; Теория и методика физического воспитания.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Педагогика и психология
- комплект учебников и учебных пособий;
- контрольно-измерительные материалы;
- комплект заданий для самостоятельных и практических работ;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельных и практических работ;
- сборник педагогических ситуаций и задач.
Русский язык с методикой преподавания
- комплект учебников и учебных пособий;
- комплект таблиц «Звуки речи», «Орфографическое правило», «Методы обучения», «Виды диктантов» «Контроль знаний»;
- контрольно-измерительные материалы по Русскому языку с методикой преподавания;
- комплект заданий для самостоятельных и практических работ;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельных и практических работ;
- раздаточный дидактический материал;
- словари (толковый, орфоэпический, орфографический, морфемный, этимологический, словарь иностранных слов и т.д.).
Естествознания с методикой преподавания
- комплект таблиц: «Охрана природы», «Систематика растений», «Органы растений и их строение»;
- коллекции гербариев: «Лекарственные растения», «Сельскохозяйственные растения», «Деревья и кустарники»;
- коллекции насекомых: «Вредители леса», «Вредители поля»;
- коллекции полезных ископаемых;
- коллекции плодов, коллекции «Образцы древесных пород»;
- коллекции: «Лен и продукты его переработки», «Хлопок и продукты его переработки», «Шерсть и продукты ее переработки»;
- микроскопы, препараты для рассмотрения;
- атласы «Физическая география России», «Атлас Иркутской области».
Технические средства обучения:
- компьютеры с выходом в Интернет, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение общего назначения.
Реализация рабочей программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебной и производственной практики предполагает наличие комплектов учебно-методической документации и методической продукции в соответствии с программами начального общего образования.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ворошникова Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л.В. Ворошникова. – 2 –е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 291с. (серия: Профессиональное образование)
- Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В.П. Глухов. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 295с. – (серия: Профессиональное образование)
- Колесников Г.И. Основы специальной психологии и специальной педагогики, Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для СПО/ Г.И. Колеснева. – 2 – е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 215с. – (серия: Профессиональное образование)
- Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учеб. пособие для СПО / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 147с. – (серия: Профессиональное образование)
Дополнительные источники:
- Векшина Т.В., Амимпиева М.Н. Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении программ начальной школы.
- Инклюзивное образование настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ под ред. М.С. Староверовой. – изд – во «Владос», 2011. – 297с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской 2009
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. – М: Академия, 2013.
- Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Интернет ресурсы:
Основные Интернет ресурсы:
1.Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2.Издательский дом "Первое сентября"[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3.Издательство «Просвещение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.ru, свободный. – Загл. с экрана
Дополнительные Интернет ресурсы:
- nrc.edu.ru
- macroevolution.narod.ru
- www.mon.gov.ru/
- www.pedsovet.org.ru
- www.vestnik.edu.ru
- www.drofa.ru
- classic.chubrik.ru
- midiclassic.narod.ru/midii.htm
- http://classic.manual.ru/
- http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm
- http://www.alleng.ru/edu/ruslang.htm
- http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/13.html
- http://nsc.1september.ru/
- http://nachalka.info/
Профильные периодические издания:
//Педагогика, //Начальная школа, //Учительская газета, //Методист, //Школьные технологии
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В процессе освоения профессионального модуля Преподавание по программам начального общего образования целесообразно использовать продуктивные методы обучения: проектирование, решение педагогических задач, метод проектов, моделирование; интерактивные формы обучения: ролевые игры, дебаты, консилиумы, диспуты и т.д. Текущий контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется в устной (опрос, собеседование, коллоквиум) и письменной форме (контрольная работа, эссе, тестирование). Итоговый контроль – экзамен.
Производственная практика по профессиональному модулю проводится концентрированно.
При выявлении затруднений в освоении профессионального модуля проводят консультации (индивидуальные, групповые), согласно графика консультационных занятий.
Освоению данного профессионального модуля предшествует изучение дисциплин Педагогика, Психология, Возрастная анатомия и гигиена, Психология общения, Безопасность жизнедеятельности.
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: высшее педагогическое образование (квалификация преподаватель педагогики, магистр педагогики, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, учитель математики и информатики, учитель физической культуры, учитель естествознания, учитель технологии); опыт педагогической деятельности не менее 3 лет. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных ВУЗах не реже 1 раза в 3 года, согласно требованиям ФГОС СПО.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее или среднее педагогическое образование, преподаватель педагогики, психологии, преподаватель частных методик; опыт педагогической деятельности не менее 3 лет. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных вузах не реже 1 раза в 3 года, согласно требованиям ФГОС СПО. Учителя начальных классов должны проходить курсовую переподготовку в объеме не менее 72 часов не реже 1 раза в 3 года.
- Специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Реализация программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в смешанной группе с использованием мультимедийного проекта, специального программного обеспечения.
Для самостоятельной работы студентам предлагаются учебные и лекционные материалы в электронном виде с альтернативными форматами (крупный шрифт, аудиозаписи и пр.).
Студенту по запросу обеспечивается индивидуальный режим работы на занятии (дополнительные перерывы, изменение темпа работы и пр.)
По запросу составляется индивидуальный план освоения образовательной программы.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Преподавание по адаптированным образовательным программам начального общего образования
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Методы контроля и оценки |
ПК 5.1. Реализация адаптированных образовательных программ в условиях начального общего образования | -планирование целей и задач урока с учетом реализации адаптивной образовательной программы в условиях начального общего образования; -составление конспекта урока в соответствии с психолого-педагогическими, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями к уроку в начальной школе для обучающихся с ОВЗ; -использование при подготовке к уроку дополнительных источников информации. | - анализ деятельности студента на производственной практике; -комплексная оценка выполнения практических заданий. |
ПК 5. 2. Осуществление социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. | - реализация приемов социальной адаптации обучающихся с ОВЗ; осуществление подготовки учебного кабинета к уроку; -установление педагогически целесообразных взаимоотношения с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей обучающихся с ОВЗ; -учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей обучающихся с ОВЗ при проведении уроков и внеклассных занятий | - анализ деятельности студента на производственной практике; - комплексная оценка выполнения практических заданий. |
ПК5. 3. Учитывать особенности психофизиологического развития, индивидуальные возможности обучающихся с ОВЗ | -осуществление отбора методов, инструментария и форм педагогического контроля для оценки результата в соответствии с требованиями адаптивной образовательной программы начальной школы; -наличие и владение критериями оценки процесса и результата обучения учащихся с ОВЗ; -оценивание процесса и результата обучения учащихся носит индивидуальный и дифференцированный характер. | анализ деятельности студента на производственной практике. -комплексная оценка выполнения практических заданий. -оценка решения педагогических задач. |
ПК 5.4. Обеспечивать коррекцию развития обучающихся с ОВЗ | - владение приемами коррекции развития обучающихся с ОВЗ; -определение путей улучшения качества организации и проведения урока и внеклассного занятия с учетом обеспечения коррекции развития обучающихся с ОВЗ. | - анализ деятельности студента на производственной практике. -комплексная оценка выполнения практических заданий. |
ПК5. 5.Определять форму получения образования с учетом психофизиологического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ | - дидактическое конструирование форм получения образования с учетом психофизиологического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ; - ориентирование в учебно-методических комплектах ФГОС НОО с ОВЗ и примерных программах с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся; | -анализ дидактического конструирования форм обучения по адаптивным образовательным программам; -оценка выполнения практических заданий. |
ПК 5.6. Организация динамического наблюдения | - умение организовать динамическое наблюдение за обучающимися с ОВЗ; -умение производить отбор методических рекомендаций по организации воспитательной работы в классе для обучающихся с ОВЗ. | - оценка выполнения практических заданий; - оценка решения педагогических задач. |
ПК 5.7. Организация направленной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, педагога – психолога, специального психолога, учителя - дефектолога) | - осуществление организации взаимодействия специалистов сопровождения (учителя – логопеда, педагога – психолога, специального психолога, учителя - дефектолога). | - оценка выполнения практических заданий; - оценка решения педагогических задач. |
ПК5. 8. Разрабатывать индивидуальную программу внеурочной деятельности для детей с ОВЗ | - умение разработать индивидуальную программу внеурочной деятельности для детей с ОВЗ. | - оценка публичного доклада о передовом опыте учителей НОО по работе с детьми с ОВЗ. |
ПК 5.9. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ при решении задач обучения и воспитания | - конструирование индивидуального взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ при решении задач обучения и воспитания. | -оценка выполнения письменных работ, практических заданий; - оценка решения педагогических ситуаций. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - осознание социальной роли педагога в современном обществе; - обоснование собственного выбора педагогической профессии; - проявление устойчивого интереса к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах, положительные результаты прохождения программы педагогической практики. | Наблюдение за деятельностью студента при выполнении практических заданий, на педагогической практике. Экспертная оценка качества участия в конкурсах. Текущий контроль результативности прохождения программы педагогической практики. Интерпретация наблюдений за работой студентов в рамках профессионального модуля. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - рациональность планирования и организации собственной деятельности с учетом требований. - выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач; - оценивание эффективности и качества отбора методов для решения профессиональных задач. | Наблюдение за деятельностью студента. Экспертная оценка результатов деятельности студента. Анализ продуктов деятельности. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - определение и оценка рисков профессиональной деятельности и способов их эффективной регуляции; - целесообразность принятия решений в нестандартной ситуации. | Наблюдение. экспертная оценка. Оценка качества решения педагогических задач в ходе практических занятий и на педагогической практике. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - владение приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач профессиональной деятельности; - осуществление анализа и оценки найденной информации с позиции профессионального и личностного развития; - разработка программ и проектов профессионально-творческого саморазвития на основе отобранной информации; | Наблюдение. Экспертная оценка. Анализ продуктов деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - владение информационно-коммуникационными технологиями для совершенствования профессиональной деятельности; - аргументированный выбор информационно-коммуникационных технологий с учетом задач профессиональной деятельности; - создание электронно-образовательные ресурсы в соответствии с предъявляемыми требованиями. | Экспертная оценка электронно-образовательных ресурсов, созданных студентами. Анализ продуктов деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - проявление умения работать в коллективе и команде; - выстраивание своей деятельности на основе продуктивного взаимодействия с руководством, коллегами ; - организация оптимальных форм взаимодействия с социальными партнерами. | Наблюдение. Оценка качественных характеристик взаимодействия с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - обоснованный выбор цели организации образовательной работы с обучающимися с учетом выполнения требований; - проявление умения мотивировать деятельность обучающихся в соответствии с поставленной целью; - владение способами организации деятельности детского коллектива; - владение способами контроля деятельности учащихся; - проявление чувства ответственности за качество образовательного процесса. | Наблюдение. Экспертная оценка. Анализ продуктов планирования и оценки. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - владение навыками определения задач профессионального и личностного развития; - проявление умения организовывать свою деятельность в соответствии с задачами самообразования; - владение приемами самообразования, - проявление стремления повышать свою квалификацию с целью профессионально-личностного роста; - осознанное планирование этапов повышения квалификации. | Наблюдение. Экспертная оценка. Анализ продуктов планирования. . |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - проявление умения осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей; - соответствие профессиональной деятельности условиям обновления содержания; - использование в своей профессиональной деятельности новых технологий; - представление в учебно-практической деятельности студента современных программ, методик обучения. | Анализ качества выполнения практических заданий, СРС. Экспертная оценка деятельности студента в ходе учебных занятий и учебно-практической деятельности. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - соблюдение правил техники безопасности при проведении внеурочных занятий, мероприятий с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей; - выполнение режима работы в процессе организации внеурочной деятельности детей; - проявление умения по планированию воспитательно-образовательной работы с введением здоровьесберегающих технологий; - выполнение требований по профилактике травматизма. | Наблюдение. Анализ деятельности студента на производственной практике |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | - проявление умения строить профессиональную деятельность с учетом регулирующих ее правовых норм; - осознанное соблюдение правовых норм в своей профессиональной деятельности. | Наблюдение. Анализ деятельности студентов на производственной практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения Профессия 18880 Столяр строительный 16671 Плотник
Адаптированная образовательная программа профессионального обучения Профессия 18880 Столяр строительный16671 Плотник(Для обучающихся с нарушением интеллекта)...
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования
Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 «ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА И ПУБЛИКАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ», АДАПТИРОВАННАЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ, ПО ПРОФЕССИИ СПО 09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Адаптированная программа профессионального и модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по професс...
Рабочая программа профессионального модуля Организация досуговых мероприятий. Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....