Тема 5.7 "Практическое занятие №6(2) Решение генетических задач "
план-конспект урока
Терминология
Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные
Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготной по рецессивному гену;
Аутосома - любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом (аутосом) и одной парой половых хромосом (гоносом).
Второй закон Менделя (правило расщепления) - при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.( расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1);
Гамета - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары
Ген- участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью;
Геном - совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида;
Генотип - совокупность генов, локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид (ещё отличием генотипа от генома является включение в понятие "геном" некодирующих последовательностей, не входящих в понятие "генотип"). Вместе с факторами внешней среды определяет фенотип организма;
Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены;
Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена;
Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов;
Дигибридное скрещивание - скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам;
Закона Моргана - гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцеплено;
Закон чистоты гамет - при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют законом чистоты гамет
Кариотип - совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
Кодоминирование – вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей;
Комплементарное, или дополнительное, взаимодействие генов – это такое взаимодействие генов, когда в результате которого появляются новые признаки;
Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген.;
Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);
Неполное доминирование – неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных;
Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) - при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
Плейотропность (множественное действие гена) - - это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков;
Полимерное действие генов - это такое взаимодействие генов, когда чем больше в генотипе доминантных генов из тех пар, которые влияют на этот количественный признак, тем сильнее он проявляется;
Полигибридное скрещивание - скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам;
Сцепленное с полом наследование – наследование гена, расположенного в половой хромосоме.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга (соотношение этих фенотипических вариантов таково: 9 : З : З : 1);
Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма;
Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы;
Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи и методы генетики | 946.1 КБ |
Алгоритм решений задач по моногибридному скрещиванию | 21.56 КБ |
Алгоритм решений генетических задач | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Моногибридное скрещивание (полное доминирование)
Моногибридное скрещивание – это скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку. Отсюда в названии приставка «моно» - один. Прочитаем задачу, которую будем решать:
Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений пыльцой желтоплодных растений? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный. Красный цвет плодов абрикосов полностью доминирует над жёлтым. Исходные растения гомозиготны.
В задаче мы видим словосочетание «полностью доминирует» - это означает, что доминантный аллель признака настолько силён, что полностью подавляет рецессивный аллель. Поэтому, данная задача – на полное доминирование. Если речь пойдёт о неполном доминировании, то, доминантный аллель «разбавляется» рецессивным и проявляется промежуточный признак. Но об этом в следующий раз.
Возвращаемся к нашей задаче. Чтобы задача решалась легко, мы будем использовать алгоритм.
Первый шаг: «Ввести обозначения».
| Запись в тетрадь |
Далее записываем исследуемый признак: Признак – цвет плодов абрикосов.
Признак – цвет плодов абрикосов. | Запись в тетрадь |
При полном доминировании признак может проявляться двумя аллелями: доминантным (сильным) и рецессивным (слабым). Доминантные аллели принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита, например, А,В, С, D, N, T и прочее, рецессивные – строчными буквами, например, а, b, с, d, n, t и прочее.
По условию задачи, доминантный аллель – красные плоды абрикосов обозначим А, рецессивный аллель – жёлтые плоды абрикосов обозначим а.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов. | Запись в тетрадь |
Второй шаг: «Составление схемы решения задачи».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
| Запись в тетрадь |
Слева записываем латинскую заглавную букву Р (читается «пэ») – это родители и ставим двоеточие. На этой же строке записываем генотипы родителей по исследуемому признаку. По задаче красноплодные растения опылились желтоплодными и исходные растения гомозиготны. «Гомо» - одинаковый, значит, генотип каждого родителя состоит из двух одинаковых аллелей. Например, один родительский организм – красноплодный гомозиготный, его генотип будет АА, другой родительский организм – желтоплодный гомозиготный, его генотип будет аа. Запишем генотипы родительских организмов в схему. Знак х – это значок скрещивания, ставится между генотипами родителей.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа | Запись в тетрадь |
Под генотипами родительских организмов подпишем их фенотипы. Фенотип – это внешнее проявление признака. В нашей задаче генотипу АА соответствует фенотип «красноплодные растения», генотипу аа – «желтоплодные растения»
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодные плодные | Запись в тетрадь |
Следующая строка в схеме решения задачи «Гаметы». Гаметы – это половые клетки, которые несут признаки организмов. Они в схеме обозначаются буквой G (читается «же»).
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: | Запись в тетрадь |
Так как генотип красноплодного растения АА состоит из двух одинаковых аллелей А, то все половые клетки будут нести только этот один аллель А. Подписываем его строго под генотипом красноплодного растения в строке «Гаметы».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А | Запись в тетрадь |
Генотип желтоплодного растения аа тоже состоит из двух одинаковых аллелей а, значит все половые клетки этого организма будут нести аллель а. Подпишем его под генотипом аа в строке «Гаметы».
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а | Запись в тетрадь |
Следующая строка «Потомство» («Дети», «Поколение») обозначается буквой Fn (читается «эф») и внизу справа от символа пишется n («эн») – это номер поколения (1,2,3 и т.д.). У нас в задаче – первое поколение F1. Чтобы узнать генотипы потомства, нужно соединить гаметы, несущие аллели. Так, у нас получится генотип потомства Аа.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа | Запись в тетрадь |
Важно (!) Доминантные аллели в генотипах всегда записываются на первом месте Аа.
В генотипе потомства Аа – разные аллели, потомки – гетерозиготы («гетеро» - различный). По условию задачи, доминантный аллель полностью доминирует над рецессивным, т.е. подавляет его. Отсюда, фенотип потомков - растения с красными плодами. Количество потомков может быть разное, но, сколько бы их не было, у всех генотип будет Аа и все 100% будут с красными плодами. Подписываем фенотип потомства под их генотипом.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа 100% красноплодные | Запись в тетрадь |
Когда всё потомство несёт признак одного из родителей, говорят о проявлении I закона Менделя – единообразия гибридов первого поколения или Закона доминирования.
Третий шаг: «Ответ». Чтобы правильно написать ответ, необходимо вернуться к задаче, перечитать её и понять, что писать в ответе. Часто в задаче несколько вопросов. В нашей задаче спрашивается: «какими признаками будут обладать гибридные абрикосы»? Перефразируя вопрос, получится: «как фенотипически будут выглядеть гибридные абрикосы»? Из схемы задачи видно, что все гибриды (100%) – красноплодные. Записываем ответ, указывая количество потомства в процентах.
Признак – цвет плодов абрикосов. А – красные плоды абрикосов, а – жёлтые плоды абрикосов.
Р: АА х аа красно- желто- плодное плодное G: А а F1: Аа 100% красноплодные Ответ: по фенотипу F1 100% - красноплодные. | Запись в тетрадь |
Ответ можно записать другими словами не искажая смысла.
Итак, задача решена с помощью алгоритма, в котором необходимо соблюдать 3 шага:
- «Ввести обозначения».
- «Схема решения задачи».
- Ответ.
Задачи для самостоятельного решения
Моногибридное скрещивание (полное доминирование)
1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген чёрной окраски шерсти крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.
2. Отсутствие веснушек у человека наследуется как рецессивный признак. Определите фенотипы потомства, если один из супругов не имеет веснушек, а другой - с веснушками. Оба родителя гомозиготны. Какова вероятность рождения детей с веснушками? Укажите закон, который действует в данном скрещивании. При составлении схемы решения задачи перед генотипом отца поставьте значок ♂(щит и меч Марса), а перед генотипом матери значок ♀ (зеркало Венеры).
3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазый (гомозигота) мужчина женится на голубоглазой женщине. Какое потомство в отношении указанного признака следует ожидать в такой семье? Какая закономерность наследования проявляется в данном случае?
4. При скрещивании серой и чёрной мышей, все потомки оказались серыми. Определи доминантный аллель. Реши задачу. Укажи в ответе генотипы родительских организмов и потомства и их фенотипы. Исходные особи гомозиготны.
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения задач: «Дигибридное скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
Алгоритм решения задач: «Анализирующее скрещивание».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
Алгоритм решения задач: «Сцепленное наследование ».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
Алгоритм решения задач: «Генетика пола».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
Алгоритм решения задач:
«Наследование признаков, сцепленных с полом».
- Определите доминантный и рецессивный признак по результатам скрещивания первого поколения (F1) и второго (F2) (по условию задачи). Введите буквенные обозначения: А - доминантный а - рецессивный.
- Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
- Запишите генотип гибридов F1.
- Составьте схему второго скрещивания. Запишите гаметы гибридов F1 в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали.
- Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011
Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...
Решение элементарных генетических задач
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"...
Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)
Цель:1. Повторение основных определений темы. 2.Формирование умений практического применения действий над...
Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"
Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....
Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...
Практическая работа «Решение генетических задач»
Практическая работа «Решение генетических задач»...