Тема 5.6 "Практическое занятие №6(1) Решение генетических задач"
план-конспект урока

Нонна Борисовна Глущенко

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить знания о закономерностях наследования признаков с целью практического применения их для анализа и прогнозирования наследственных явлений.

  1.  Литература: Л.Н.Сухорукова Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень, - М.: Просвещение, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ  ОТЧЕТА:

  1.    Выполнение и оформление практической работы.

     2.    Защита практической работы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:

  1. Решите генетические задачи
  2. Ответьте на предлагаемые вопросы.

                                          Выполнение работы:

Задача 1. Каков рост гороха (высокий или карликовый) при следующих генотипах: АА, аа, Аа? (высокий рост доминирует над карликовым).

Задача 2. Голубоглазый юноша, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой девушке, у матери которой глаза голубые, а у отца карие. От этого брака родился сын. Каков генотип ребенка? (доминирует карий цвет глаз). Составьте схему их родословной.

Задача 3. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?

Задача 4. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у обоих родителей: а)I группа крови, б) II группа крови, в) III группа крови, г) IV группа крови

Задача 5. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей: а) если у матери- I группа крови,  у отца II группа крови б) если у матери-I группа крови, а у отца IV группа крови в) если у матери-I группа крови, а у отца III группа крови

Задача 6. В родильном доме перепутали двух девочек ( назовем их условно Альфа и Бета). Родители одной из них имеют II и IV группы крови, а родители другой- I и II группы. Лабораторный анализ показал, что у Альфы – I,а у Беты II группа крови. Определите, кто чья дочь.


           

Задача 7. Платиновую (доминант) норку, один из родителей которой имел коричневую окраску меха, скрестили с коричневой норкой, отец которой имел коричневую, а мать - платиновую окраску меха. При таком скрещивании получено несколько платиновых норок(внуков). Определите генотипы каждого из упомянутых особей и составьте схему их родословной, обозначая самок и самцов соответствующими символами.            

Вопросы для защиты:

1. Что изучает наука генетика?

2. Что называется наследственностью?

3. Дайте определение понятию «ген».

            4. Дайте определение понятиям «генотип», «фенотип».

          5. Что называется доминантным, рецессивным признаком?

6. Сформулируйте первый закон Менделя.

7. Сформулируйте второй закон Менделя.

8. Сформулируйте третий закон Менделя.

9. Что называется гомозиготными особями?

10. Что называется гетерозиготными особями?

        



Предварительный просмотр:

Дигибридное скрещивание

Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

Решение:

Ген Признак

A развитие близорукости

a нормальное зрение

B карие глаза

b голубые глаза

P ? aabb x ? AaBb

G ab, AB, Ab aB, ab

FAaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения ребенка с такими признаками составляет 25 %.

 

Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.

Решение:

Ген Признак

A рыжие волосы

a русые волосы

B наличие веснушек

b отсутствие веснушек

P ? Aabb x ? aaBB

G Ab, ab, aB

F1 AaBb; aaBb

Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.

Ответ: вероятность рождения рыжеволосого с веснушками ребенка составляет 50 %.

 

Задача 3. Гетерозиготная женщина, имеющая нормальную кисть и веснушки, вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?

Решение:

Ген Признак

A шестипалость (полидактилия),

нормальная кисть

наличие веснушек

отсутствие веснушек

P ? aaBb x ? Aаbb

G aB, ab, Ab, ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек) составляет 25 %.

 

Задача 4. Гены, определяющие предрасположенность к катаракте и рыжие волосы, находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?

Решение:

Ген Признак

светлые волосы,

a  рыжие волосы

Bразвитие катаракты

нормальное зрение

P ? aabb x ? AaBb

G ab, AB, Ab, aB, ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Ответ: фенотипы детей – светловолосый с катарактой (AaBb); светловолосый без катаракты (Aabb); рыжеволосый с катарактой (aaBb); рыжеволосый без катаракты (aabb).

 

Задача 5. Какова вероятность в процентах рождения ребенка с сахарным диабетом, если оба родителя являются носителями рецессивного гена сахарного диабета. При этом у матери резус-фактор крови положительный, а у отца – отрицательный. Оба родителя являются гомозиготами по гену, определяющему развитие резус-фактора. Кровь, с каким резус-фактором будет у детей этой семейной пары?

Решение:

Ген Признак

нормальный углеводный обмен

a развитие сахарного диабета

Rh+ резус-положительная кровь

rhрезус-отрицательная кровь.

P? AaRh+Rh+ x ? Aarhrh-

G ARh+, aRh+, Arh-, arh-

F1 AARh+rh-; AaRh+rh-; AaRh+rh-aaRh+rh-

Ответ: вероятность рождения ребенка с сахарным диабетом – 25 %, у всех детей в этой семье будет положительный резус-фактор.

 

Задача 6. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какой процент позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений?

Решение:

Признак

Ген

Генотип

Нормальный рост Гигантизм Раннеспелость Позднеспелость

A a B b

AA, Aa aa BB, Bb bb

P ? AaBb x ? AaBb

G AB, Ab, AB , Ab,

aB , ab aB , ab

??

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

AABb

AaBB

AaBb

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

aB

AaBB

AaBb

aaBB

aaBb

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb

Гаметы

F2 A - B - – 9 частей; A -b - – 3 части; a - B - – 3 части; aabb – 1часть

Позднеспелые растения нормального роста имеют генотипы AAbb, Aabb, Aabb (выделены в решетке Пеннета) и составляют 3/16 (18,7 %).

Ответ: 18,7 % позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений.

 



Предварительный просмотр:

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

У тыквы дисковидная форма плода доминирует над шаровидной. Гомозиготную шаровидную тыкву опылили пыльцой такой же тыквы. Какими будут гибриды первого поколения?

Дано:

А – дисков.

а –  шаров.

Р:  ♀ аа

     ♂ аа

       Решение:

Р:   ♀ аа   х   ♂ аа

G:       а              а

F1:   аа

F -  ?

Ответ:  все гибриды первого поколения будут шаровидными.

Задача 2.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Дано:

А – черн.

а – белая

Р:  ♀ Аа

     ♂ Аа

         Решение:

Р:   ♀ Аа   х   ♂ Аа

G:       А              А

           а               а

F1:   АА,   Аа,   Аа,   аа

F -  ?                         ч       ч       ч      б

Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными,

¼ - белыми.

Задача 3.

У томатов красная окраска плода доминирует над желтой. Переопылили два растения с красной окраской плодов: одно было гомозиготным, другое гетерозиготным. Растения с какими плодами вырастут в первом поколении?

Дано:

А – красн.

а –  желт.

Р:  ♀ АА

     ♂ Аа

        Решение:

Р:     ♀ АА   х   ♂ Аа

G:          А              А

                                а

F1:   АА,   Аа

F -  ?                         к       к

Ответ: все растения в первом поколении будут с красными плодами.

Задача 4.

У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху  скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?

Дано:

А – серая

а –  черная

Р:  ♀ АА

     ♂  аа

       Решение:

Р:  ♀ АА   х    ♂  аа

G:       А                а

          

F1:  Аа

F -  ?                       с

Ответ: все крольчата буду серыми.

* Задача 5.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Дано:

А – платин.

а –  серебр.

АА - гибель

F -  платин.

Решение:

1)  Р:   ♀ Аа   х   ♂ Аа

     G:       А              А

                 а               а

     F1:    АА,      Аа,      Аа,     аа

Р  -  ?                            гибель    пл.      пл.     сер.

                          Ответ - 1: платиновых будет – 50%,

                                       25%  зародышей погибнут.

                            2)  Р:   ♀ Аа   х   ♂ аа

                                 G:       А              а

                                             а    

          

                                  F1:    Аа,      аа

 Ответ - 2: платиновых будет – 50%,

гибели зародышей не будет.

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

* Задача 6.

 У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

Дано:

А – норм.

а –  карл.

F1: 50% нор.

      50% кар.

       Решение:

Р:   ♀  * *    х     ♂ * *

F1:  50%  А *  и   50% аа

Р  -  ?                Чтоб определить генотипы родителей, нужно

                         помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе 

                         у гибрида от мамы, а второй – от папы:

                         по второму генотипу, возможному у гибридов, 

                         делаем вывод, что в генотипе и ♀, и ♂    есть «а»,

                         затем рассматриваем два варианта первого 

                         генотипа, возможного у гибридов,

                         и делаем вывод о генотипах родителей:

                         ♀ Аа    и   ♂ аа

Ответ: генотипы родителей Аа и аа.

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует  над желтой?

Дано:

А –  бел.

а – желт.

F1: ¾ бел.

      ¼ желт.

     Решение:

Р:   ♀  * *    х     ♂ * *

F1: ¾ А *   и    ¼  аа

Р  -  ?                Чтоб определить генотипы родителей, нужно

                         помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе 

                         у гибрида от мамы, а второй – от папы:

                         по второму генотипу, возможному у гибридов, 

                         делаем вывод, что в генотипе и ♀, и ♂    есть «а»,

                         затем рассматриваем два варианта первого 

                         генотипа, возможного у гибридов,

                         и делаем вывод о генотипах родителей:

                         ♀ Аа    и   ♂ Аа

Ответ: родительские растения гетерозиготны

Задача 8.

У Колобков ген лысости доминирует над геном волосатости. Волосатая Колобиха выкатилась замуж за лысого Колобка, имеющего лысого брата и лысого отца. У них родилась лысая Колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый Колобок?

Дано:

А – лысос.

а –  волос.

Р:  ♀  аа

     ♂  Аа

F1:  А* 

       Решение:

1)  Р:  ♀  аа     х    ♂  Аа

     G:       а                  А

                                     а

       F1:    Аа,  аа

F -  ?                                л.     в.

                          

                           2) F1:   ♀ Аа    х   ♂аа

                               G:         А              а

                                             а

                                F2:    Аа,  аа

                                          л.    в.   

Ответ: вероятность рождения лысого колобка – 50%.

Задача 9.

Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Есть подозрение, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Может ли быть такое, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?

Дано:

А – лень

а –  работ.

Р:  ♀ аа

     ♂ А*

     Решение:

Р:  ♀ аа   х   ♂ А*

F1:   Аа

Один аллель (одна буква) в генотипе   у Емели от мамы, а второй – от папы,

F -  ?                следовательно, он может быть

                           гетерозиготным       

Ответ: генотип Емели может быть Аа.

Задача 10.

Жар-птица имеет ярко-желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились птенцы синего цвета. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы родителей и потомства?

Дано:

Р:  ♀ желт.

     ♂ син.

F1:   син.

          Решение:

Р:  ♀ желт.  х   ♂ син

F1:     син.

Т.к. все птенцы оказались синего цвета, А – синяя окраска оперения, а – желтая.

А - ?                  Следовательно, ♀ аа  и  F1: Аа.   

а - ?                   Зная, что один аллель (одна буква) в генотипе 

Р - ?                   у гибрида от мамы, а второй – от папы и что все 

F -  ?                птенцы – синего цвета, делаем  вывод, что ♂ АА.

Ответ: у птиц доминирует синее оперение,

 генотипы родителей ♀ аа  и ♂ АА,

генотипы потомства – Аа.

Задача 11.

Конек-Горбунок родился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-Горбунка два брата тоже были нормального роста?

Дано:

А – норм.

а – карл.

Р:  ♀ А*

     ♂

F1: аа, А*, А*

       Решение:

Р:  ♀ А*    х     ♂

F1: аа, А*, А*

Один аллель (одна буква) в генотипе   у Конька-Горбунка  от мамы, а второй – от

 Р - ?                     папы, значит, у родителей в генотипе есть «а».

                             Зная, что братья у Конька- Горбунка имеют

                             генотипы Аа, делаем вывод, что генотип папы -             

                              Аа.

Ответ: родители Конька – Горбунка гетерозиготны.

Задача 12.  «Сказка про драконов»

У исследователя было 4  дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов им были проведены всевозможные скрещивания:

1.  Огнедышащие родители – всё потомство огнедашащее.

2.  Неогнедышащие родители – всё потомство

     неогнедышащее.

3.  Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в

     потомстве примерно поровну огнедышащих и

     неогнедышащих дракончиков.

4.  Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – всё

     потомство неогнедышащее.

  Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

Решение и ответ:

  • по скрещиванию №4 определяем: А – неогнедыш., а – огнедышащ.  => огнедышащие: ♀аа  и ♂аа; неогнедышащий самец - ♂ АА
  • по скрещиванию №3: неогнедышащая самка - ♀ Аа.



Предварительный просмотр:

Генетические задачи с решением и ответами по биологии

на тему «Дигибридное скрещивание».

 

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (родительские) особи были дигетерозиготными                                                                                                                                                     (дигибридное скрещивание.)

 

Анализирующее скрещивание – это скрещивание особи с доминантным признаком, но неизвестным генотипом с особью гомозиготной по рецессивному признаку, генотип которой известен (ааbb).

Генотип особи с доминантным признаком определяется по результатам скрещивания:

1) если потомство при анализирующем скрещивании единообразно, значит генотип неизвестного организма – доминантная гомозигота (ААBB);

2) если расщепление в потомстве происходит в соотношение 1:1:1:1 указывает на то, что неизвестный вид гетерозиготен по рассматриваемым аллелям (АаВb).

 

1. Доминантные признаки – зеленая корка и круглая форма плодов у арбуза, а рецессивные – полосатая корка и длинная форма плодов.

Гены, определяющие эти признаки, локализованы в разных хромосомах. 

Гомозиготное растение с зелёными длинными плодами скрещивают с гомозиготным растением с полосатыми круглыми плодами. Определите генотип и фенотип потомства.

 

Ответ: гF1 АаBb (100%);  фF1  зеленые, длинные (100%).

 

Дано:

А – зеленая корка

а - полосатая корка

В - круглая форма

b - длинная форма

фР ♀ зел,длин.(гомоз) х♂ пол,круг.(гомоз).

Найти:   гF1- ?  фF1 -?

Решение:

гР♀ААbb  х  ♂ааВВ  

фР  зел,дл.        пол,кр.

G      Аb               аВ 

гF1            АаBb   (100%)

фF1             зел, длин.(100%)

 

Расщепление не происходит; 100% единообразное поколение по генотипу и фенотипу.

 

2. Доминантные признаки  у арбуза - круглые по форме и зеленая корка плодов, а  рецессивные признаки - длинные по форме и полосатая корка плодов.

Гены, определяющие эти признаки, локализованы в разных хромосомах.
При скрещивании растения арбуза с круглыми полосатыми плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства.

 

  Ответ: гР ♀ААbb  х ♂ааbb;  гF1 Ааbb.

 

Дано:

А – круглые

а – длинные

В – зеленые

– полосатые

фР кр,пол. х♂ дл,пол

фF1 кр,пол

Найти:   гР -?    гF1- ?

 

Решение:

гР ♀ААbb  х  ♂ааbb

фР   кр,пол.        дл,пол.

G        Аb             аb

гF1             Ааbb  (100%)

фF1                кр, пол.(100%)

Расщепления не происходит, по фенотипу все гибриды круглые полосатые (100%).

3. Доминантные признаки  у арбуза - круглые по форме и зеленая корка плодов, а  рецессивные признаки - длинные по форме и полосатая корка плодов.

Гены, определяющие эти признаки, локализованы в разных хромосомах.

При скрещивании растения арбуза с круглыми зелеными плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. Составьте схему решения задачи. Как называется такое скрещивание и для чего его проводят?

 

Ответ: гР ♀АаВВ  х ♂ааbb; гF1  АаВb : ааВb.

Это анализирующее скрещивание для определения генотипа особи с доминантными признаками.

 

Дано:

 А – круглые

а – длинные

В – зеленые

b – полосатые

фР  ♀кр,зел. х♂ дл,пол

фF1 ♀дл,зел. х♂ кр,зел.

Найти:   гР -?    гF1- ?

Скрещивание -?

 

Решение:

гР ♀АаВВ  х  ♂ааbb

фР   кр,зел.        дл,пол.

G    АВ, аВ          аb

гF1     АаВb : ааВb    (1:1)

фF1   кр, зел : дл,зел.  (расщепление по форме плодов составляет 1:1 или 50% круглых и 50% длинных; 100% зеленые по цвету плодов).

 

Это анализирующее скрещивание для определения генотипа особи с доминантными признаками.

 

4. Доминантные признаки - плоды круглые зеленые, рецессивные признаки - плоды длинные полосатые. Гены не сцеплены.

Скрестили два дигетерозиготных растения арбуза с круглыми зелеными плодами между собой. Определи соотношение фенотипов F1.

Ответ: соотношение фенотипов в  фF1  составляет 9:3:3:1-

 

Дано:

А – круглые

а – длинные

В – зеленые

b – полосатые

фР  ♀кр,зел. х♂ кр,зел.

Найти:   г P-?    Соотношение фF1- ?

Решение:

гР ♀АаВb  х  ♂AаBb

фР   кр,зел.        кр,зел.

G    АВ,Ab         AB,Ab

        аВ,ab           aB,аb 

 

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB
кр.зел

AABb
кр.зел

AaBB
кр.зел

AaBb
кр.зел

Ab

AABb
кр.зел

AАbb
кр.пол

AaBb
кр.зел

Aabb
кр.пол

aB

AaBB
кр.зел

AaBb
кр.зел

aaBB
дл.зел

aaBb
дл.зел

ab

AaBb
кр.зел

Aabb
кр.пол

aaBb
дл.зел

aabb
дл,пол

9 A*B* – круглые, зеленые плоды
A*bb – круглые, полосатые плоды
ааB* – длинные, зеленые плоды
aabb – длинные, полосатые плоды

Соотношение фенотипов F1 (9 круглых, зеленых:3 круглых, полосатых:3 длинных, зеленых: 1 длинных, полосатых).

 

5. Доминантные признаки – черная мохнатая шерсть кролика, рецессивные признаки – белая гладкая шерсть. Гены не сцеплены.

Скрестили гомозиготного по двум признакам черного кролика с мохнатой шерстью с белым гладкошерстным кроликом. Определи генотип и фенотип гибридов первого поколения.  

 

Ответ: гF1  АаВb (100%); фF1 черные мохнатые (100%).

 

Дано:

А – черный цвет шерсти

а – белый цвет шерсти

В – мохнатая шерсть

b – гладкая шерсть

фР  ♀ч,мох х♂ бел, гл.

Найти:   гF1-?    фF1- ?

 

Решение:

гР ♀ААВВ  х  ♂ ааbb

фР   ч,мох.           бел,гл.

G       АВ               аb                                      

гF1            АаВb    (100%)

фF1          ч, мох.  (100%)

 

Все потомство по генотипу – АаВb и по фенотипу черные мохнатые (единообразны), значит оба родители были гомозиготные (генотип самки –ААВВ,  генотип самца – ааbb).

 

6. Доминантные признаки – черная мохнатая шерсть кролика, рецессивные признаки – белая гладкая шерсть. Гены не сцеплены.

При скрещивании самки кролика с черной мохнатой шерстью и самца с белой гладкой шерстью потомство имело белую мохнатую и черную мохнатую шерсть. Определи генотип родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и с какой целью оно проводится? 

 

Ответ: гР ♀АаВВх♂ааbb; фF1ч, мох : бел,мох се кролики по фенотипу в потомстве мохнатые (100%), расщепление  происходит по цвету шерсти 1:1 (черные: белые).

Это анализирующее скрещивание для определения генотипа особи с доминантными признаками.

 

Дано:

А – черный цвет шерсти

а – белый цвет шерсти

В – мохнатая шерсть

b – гладкая шерсть

фР ♀ч,мох. х♂ бел, гл.

фF1 бел,мох: ч,мох.

Найти:   гР - ?  гF1-? Скрещивание -?

 

Решение:

гР ♀АаВВ  х  ♂ ааbb

фР   ч,мох.         бел,гл.

G    АВ, аВ           аb                                 

гF1     АаВb : ааВb

фF1   ч, мох : бел,мох

 

Все кролики по фенотипу в потомстве мохнатые (100%), расщепление  происходит по цвету шерсти 1:1 (черные: белые).

Это анализирующее скрещивание для определения генотипа особи с доминантными признаками.

 

7. Доминантные признаки – черная мохнатая шерсть кролика, рецессивные признаки – белая гладкая шерсть. Гены не сцеплены.

Скрестили черного с мохнатой шерстью дигетерозиготного кролика с белым гладкошерстным кроликом. Определи генотип и фенотип гибридов первого поколения.  

 

Ответ: гF1  АаВb : Ааbb : ааВb : ааbb (1:1:1:1);

фF1 (1:1:1:1) или 25% черный цвет, мохнатая шерсть: 25% черный цвет, гладкая шерсть: 25% белый цвет, мохнатая шерсть: 25% белый цвет, гладкая шерсть

 

Дано:

А – черный цвет шерсти

а – белый цвет шерсти

В – мохнатая шерсть

b – гладкая шерсть

фР ♀ч,мох.(дигет) х♂ бел, гл.

Найти:   гF1-?    фF1- ?

 

Решение:

гР ♀АаВb  х  ♂ ааbb

фР   ч,мох.         бел,гл.

G    АВ, Аb          аb

        aB, аb                                     

гF1   АаВb : Ааbb : ааВb : ааbb    (1:1:1:1)

фF1  ч, мох: ч,гл :  бел,мох: бел,гл (1:1:1:1)

 

Расщепление потомства по генотипу и фенотипу 1:1:1:1 или (25%:25%:25%:25%).

Это анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом.

 

8. Доминантные признаки -  красный цвет и круглая форма плодов, рецессивные признаки – желтый цвет и овальная форма плодов томата. Гены не сцеплены.

Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами с гомозиготным растением с желтыми овальными плодами. Определи соотношение фенотипов F1. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

 

Ответ: 1111.

 

Дано:

А – красный цвет плода

а – желтый цвет плода

В- круглая форма

b- овальная форма

фР ♀ кр,круг.(дигетер) х♂ ж,овал.

Найти:   соотношение фенотипов F1 -?

 

Решение:

гР ♀АаВb  х  ♂ааbb  

фР    кр,круг.      ж,овал.

G     АВ,Аb,         аb 

        аВ, аb

гF1    АаВb : Ааbb : ааВb : ааbb   (1:1:1:1)

фF1 кр,круг : кр,ов :ж, круг: ж,овал (1:1:1:1)

 

Расщепление потомства по генотипу и фенотипу 1:1:1:1 или (25%:25%:25%:25%).

Расщепление происходит по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1 (красные : желтые), по форме плодов 1:1 (круглые: овальные).

Это анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом.

 

9. Доминантные признаки -  красный цвет и гладкая форма плодов, рецессивные признаки – желтый цвет и опушенная форма плодов томатов. Гены не сцеплены.

Скрестим растения с красными и гладкими плодами (дигетерозиготное) c растением, имеющим желтые и опушенные плоды. Определи генотип и фенотип потомства.

 

  Ответ: гF1 АаВb : ААbb : ааВb : ааbb;  фF1  кр,гл : кр,оп : ж,гл : ж,оп.

 

Дано:

А – красная окраска

а - желтая окраска

В - гладкая форма

b - опушенная форма

фР ♀ кр,гл.(дигетерозигота) х♂ жел,оп.

Найти:   гF1- ?  фF-?                

 

Решение:

гР ♀АаВb  х  ♂ааbb 

фР    кр,гл.        ж,оп.

  G     АВ,Аb          аb

          aB, ab

  гF1  АаВb :  ААbb :  ааВb : ааbb   (1:1:1:1)

  фF1  кр,гл :   кр,оп :  ж,гл :  ж,оп. (1:1:1:1)

 

Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВb, который образует

4 сорта гамет: АВАbаВаb; второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – ааbb и образует 1 сорт гамет: аb. В результате скрещивания образуется

4 генотипических класса: АаВbАаbbааВbааbb и 4 фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.

Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по форме плодов 1:1.

Это анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом.

 

10. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть – над короткой. Гены не сцеплены.

От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 черных длинношерстных щенка, 3 коричневых длинношерстных. Определи генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи.

 

Ответ: гР ♀АаВB  х ♂ааbb; гF1 АaВb : ааВb.

  

Дано:

А – черная шерсть

а – коричневая шерсть

В – длинношерстность

b – короткошерстность

ф - черн,длин.

фF13 черн,длин. : 3 кор,длин.

Найти: гР -? гF1-?

 

Решение:

гР ♀АаВB  х  ♂ааbb

фР    ч,дл.         кор,корот.

G    АВ, aB          ab

гF1       АaВb  :  ааВb            (1:1)

ф F1  3ч,длин  :   3кор, длин (1:1) 

 

Если при дигибридном анализирующем скрещивании в потомстве появляется две фенотипические группы в соотношении 1:1, то самка с доминантным фенотипом гетерозиготна по признаку цвета шерсти.  

 

11. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а коротконогость – над нормальной длиной ног. Гены не сцеплены.

При скрещивании дигетерозигот было получено 480 щенков. Вероятность (%) появления в потомстве коричневых длинноногих и черных длинноногих?

 

Ответ: вероятность появления в потомстве коричневых длинноногих составляет 6,25% (30 щенков) и черных длинноногих в потомстве составляет 18,75%

(90 щенков ).

 

Дано:

А – черная шерсть

а – коричневая шерсть

В – коротконогость

b – длинноногость

гР♀ АаВb х♂ АаВb

F1 – 480 щенков

Найти: % коричневых длинноногих - ?  % черных, длинноногих - ?

 

Решение:

гР ♀АаВb  х  ♂AаBb

фР   ч,корот.    ч,корот.

G    АВ,Ab         AB,Ab

        аВ,ab           aB,аb 

 

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB
ч.кор

AABb
ч.кор

AaBB
ч.кор

AaBb
ч.кор

Ab

AABb
ч.кор

AАbb
ч.дл

AaBb
ч.кор

Aabb
ч.дл

aB

AaBB
ч.кор

AaBb
ч.кор

aaBB
к.кор

aaBb
к.кор

ab

AaBb
ч.кор

Aabb
ч.дл

aaBb
к.кор

aabb
к,дл

9 A*B* – черные, коротконогие

A*bb – черные, длинноногие
ааB* – коричневые, коротконогие

aabb – коричневые, длинноногие

Генотип коричневых динноногих – ааbb, по фенотипу составляет 1 особь из 16 – 6,25% (30 щенков).

 Генотипы черных длинноногих ААbb, Aabb, по фенотипу составляет 3 особи из 16 – 18,75% (90 щенков).

 

12. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а коротконогость – над нормальной длиной ног. Гены не сцеплены.

Черная собака с длинными ногами предназначена для продажи, но покупатель требует доказать, что она не несет генов коротконогости и коричневого цвета шерсти. Как это сделать?

 

Ответ: надо провести анализирующее скрещивание; гРааbb х ААВВ.

 

Дано:

А – черная шерсть

а – коричневая шерсть

В – коротконогость

b – длинноногость

ф♀ черн, длин.

Найти: Скрещивание - ? гР-?

 

Решение:

Необходимо провести анализирующее скрещивание: надо повязать кобеля с коричневыми длинноногими суками (aabb).   

гР ♀ааbb  х  ♂AABB

фР  кор, дл.     ч,корот.

G      аb             AB

гF1       AaBb        

фF1   черн, длин. 

 

Если в потомстве не будет коричневых длинноногих щенят, то это говорит о гомозиготности кабеля (ААВВ).

 

13. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Гены не сцеплены.

Светловолосый голубоглазый мужчина женился на  светловолосой кареглазой гетерозиготной женщине. Определи генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей. Составьте схему решения задачи.

 

  Ответ: гР♀ааВb х ♂ааbb;   гFааВb :ааbb (1:1);                                                               

            фF1   св, кар. :св, гол. (100% светловолосые, расщепление по цвету глаз 1:1 или

            50% кареглазых : 50% голубоглазых).

 

Дано:

А –темный цвет волос

а - светлый цвет волос

В- карие глаза

b - голубые глаза

фР ♀св,кар (гетер) х ♂св,гол

Найти:   гР- ? гF1- ?  фF-?

Решение:

гР ♀ааВb  х  ♂ааbb  

  фР    св,кар.      св,гол

  G    аВ,https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png аb        ab

  гF1        ааВb  :  ааbb (1:1) или (50% :50%)   

  фF1    св, кар.: св,гол. (1:1)

 

(по фF1: все – светловолосые – 100%, расщепление по цвету глаз 1:1 или 50% кареглазых :50% голубоглазых).

 

14. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Гены не сцеплены.  

Светловолосый кареглазый мужчина из семьи, все члены которой имели карие глаза, женился на темноволосой голубоглазой женщине, мать которой была светловолосой. Определи генотип родителей, генотип и фенотип потомства.

 

Ответ: гР♀Aabb х ♂ааBB; гFAаВb:ааBb; у потомства два фенотипа: темноволосые кареглазые и темноволосые голубоглазые. 

 

Дано:

А –темный цвет волос

а - светлый цвет волос

В- карие глаза

b - голубые глаза

фР ♀т,гол. х ♂св,кар.

семья отца – карие глаза

мать женщины - светловолосая

Найти:   гР- ? гF1- ?  фF-?

Решение:

Так как все члены семьи мужчины имели карие глаза, значит, скорее всего, мужчина будет доминантной гомозиготой (ВВ).

 Женщина темноволосая, но ее мать – светловолосая, значит от нее женщина получает ген а, а от отца – ген А, то есть она гетерозигота (Аа) по цвета волос.

 

гР ♀Aabb  х  ♂ ааBB  

  фР    т,гол.         св,кар.

  G    Аb,https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png аb         aB

  гF1        AаВb :  ааBb   (1:1)   

  фF1      т, кар.:  св, кар.(1:1)

 

Все дети будут кареглазыми (100%) по цвету глаз, происходит расщепление по цвету волос (1:1)  или 50% темноволосые и 50% светловолосые. 

 

15. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Гены не сцеплены.

Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

 

Ответ: вероятность рождения ребенка с признаками матери: голубые глаза и нормальное зрение (ааbb) составляет 25 %.

 

Дано:

А - карие глаза

а - голубые глаза

В –близорукость

b – норма

фР гол,норм х ♂кар,близ.

Мать мужчины – гол, норм.

Найти: вероятность рождения ребенка с признаками матери (%)-?

 

Решение:

Так как мать мужчины имели нормальное зрение (ааbb) и образует один тип гамет (аb), значит мужчина будет дигетерозиготен и иметь генотип (АаВb).

гР ♀ааbb    х  ♂ АаВb  

фР   г,норм.         к,близ

G    https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png аb             AB,Ab, aB, ab

  гF1       АаВb :  Ааbb :  ааВb  : ааbb    (1:1:1:1) 

фF1      к,близ : к,нор : г,близ:  г,нор.(1:1:1:1) или (25%:25%:25%:25%).

 

Это анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом.

Расщепление происходит по каждому из признаков: по цвету глаз 1:1 (карие: голубые), по зрению 1:1 (близорукость: норма).

Вероятность рождения ребенка с признаками матери: голубые глаза и нормальное зрение (ааbb) составляет 25 %.

 

 

 

16. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гены не сцеплены.

Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить вероятность (%) рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.

 

Ответ: вероятность рождения рыжеволосого с веснушками ребенка (АаВb) составляет 50 %.

 

Дано:                                                                     

А – рыжие волосы                                          

а -   русые волосы                                          
В – веснушки                                                  
b -  отсутствие                                                

фР ♀ рус,весн х♂ рыж(гетер),отсут          

Найти: вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками (%)-?                                    

 

Решение:

гР  ♀ааВВ    х  ♂ Ааbb 

фР   рус,вес.         рыж,отсут.  

G     https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png  aB              Ab, ab

гF1          АаВb  :   ааВb  (1:1)

фF1       рыж, весн : рус,весн (1:1)      

 

Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.                                                                                                        

 

17. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью. Гены не сцеплены.

Кареглазая правша (гомозиготная по обоим признакам) вышла замуж за голубоглазого левшу. Определить генотип и фенотип потомства.

 

 Ответ: генотип F1 – АаВb (дигетерозигота); по фенотипу все дети будут кареглазыми правшами (единообразие).

 

  Дано:                                                        

А - карие глаза                                                                                       

а - голубые глаза                                     
В – правша                                               
b - левша                                                           

фР ♀ кар,правша (гомоз) х♂ гол, левша            

Найти: гF1 -? фF1 -?            

         

Решение:

гР ♀ААВВ  х ♂ ааbb

фР   кар,пр.         гол,левша  

G        АВ  https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png             ab

  гF1                  АаВb (100%)     

  фF1      кар,правша (100%)

 

При генотипе у матери ААВВ  расщепления не происходит в потомстве, поэтому все дети будут кареглазыми правшами и имеют генотип АаВв, так как у отца образуются гаметы одного типа ав.

 

18. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью. Гены не сцеплены.

Голубоглазая левша вышла замуж за кареглазого правшу (дигетерозиготный по обоим признакам). Вероятность рождения детей с генотипами отца.

 

 Ответ: вероятность рождения ребенка с отцовскими признаками (кареглазого правши) составляет 25% (АaВb).  

 

  Дано:                                                        

А - карие глаза                                                                                       

а - голубые глаза                                     
В – правша                                               
b - левша                                                           

фР ♀ гол,лев х♂ кар, правша (дигетер)            

Найти: гF1 -? фF1 -?            

         

Решение:

гР  ааbb   х ♂ АаВb

фР   гол,лев.      кар,правша  

G        аb  https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png           АВ, Аb ,аВ, аb

  гF1       АаВb : Ааbb :  ааВb  : ааbb       (1:1:1:1)     

  фF1  кар,пр : кар,лев:гол,пр: гол,лев (1:1:1:1)

 

Расщепление потомства по генотипу и фенотипу 1:1:1:1 или (25%:25%:25%:25%).

Вероятность рождения ребенка с отцовскими признаками составляет 25% (АaВb).  

 

19. У человека доминантные признаки - кареглазость и правша, рецессивные признаки – голубоглазость и левша. Гены не сцеплены.

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.

 

Ответ: генотип матери – АаВb (дигетерозигота).

 

  Дано:                                                        

А - карие глаза                                                                                       

а - голубые глаза                                     
В
 – правша                                               
b - левша                                                           

фР ♀ кар, правша х♂ гол, левша            

фFгол, правша: гол,левша                   

Найти: генотип матери -?            

 

Решение:

гР ♀АаВb    х ♂ ааbb

фР   кар,пр.          гол,левша  

G    АВ,Аb  https://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png           ab

           аВ, аb

гF1   АаВb  : Ааbb  : ааВb :    ааbb      

  фF1  к,пр   : к,лев  : гол,пр : гол,лев

 

ааbb – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов

А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь

генотипы: ААВВАаВВААВbАаВb.

F1 – ааbb,  ааВ – ?

При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВb, так как отец образует гаметы одного типа аb.

Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген b, отвечающий за леворукость, то есть мать – дигетерозигота (АаВb).

 

20У человека подбородок с треугольной мочкой доминирует над гладким, а свободная мочка уха над несвободной. Эти признаки наследуются независимо.

Женщина с гладким подбородком и несвободной мочкой уха вышла замуж за мужчину с треугольной ямкой на подбородке и свободной мочкой уха, у которого мать имеет гладкий подбородок и несвободную мочку уха. Определи вероятность (%) рождения ребенка с материнскими признаками.

 

Ответ: вероятность рождения ребенка с материнскими признаками (гладкий подбородок и несвободная мочка) составляет 25% (aabb).  

 

Дано:

А- подбородок с треугольной мочкой

а – гладкий подбородок

В- свободная мочка

b - несвободная мочка

фР ♀ гл,несвоб х♂ треуг,свобод

фенотип матери отца – гл,несвоб            

Найти: вероятность (%) рождения ребенка с материнскими признаками? 

 

Решение:

 

Генотип женщины ааbb (гладкий подбородок, несвободная мочка уха), а генотип мужчины – АаВb (так как генотип его матери – ааbb, которая образует один сорт гамет - аb).

 

гР  ♀ааbb    х  ♂ АаВb

фР    гл,несв.      треуг, своб.

G        аbhttps://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png             АВ,Аb,

                            аВ, ab

 

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

 

 

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

ab

AaBb
тр.св

Aabb
тр. несв

aaBb
гл. св.

aabb
гл. несв.

1 АаВb – треугольная ямка на подбородке, свободная мочка уха

1 Ааbb -  треугольная ямка на подбородке, несвободная мочка уха

1 ааВb – гладкий подбородок, свободная мочка уха

1 ааbb - гладкий подбородок,  несвободная мочка уха

 

Расщепление потомства по генотипу и фенотипу 1:1:1:1 или (25%:25%:25%:25%).

Вероятность рождения ребенка с материнскими признаками (гладкий подбородок и несвободная мочка) составляет 25% (aabb).  

 

21. Полидактилия (шестипалость) и близорукость - доминантные признаки, а здоровые дети по обоим признакам – рецессивные признаки. Гены не сцеплены.

Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родители страдают обоими недостатками и при этом являются дигетерозиготами по обоим признакам?

 

Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (ааbb) равняется 1/16 (6,25%).

 

Дано:

А – полидактилия

а - здоровы

В – близорукость

b – здоровые

гР♀АаВb х ♂ АаВb

Найти: вероятность (%) рождения детей без аномалий-?

 

Решение:

гР ♀ АаВb х♂ АаВb

фР   пол,бл.     пол,бл.

G    AB,Ab       AB,Ab

        aB, ab        aB,ab

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB
пол, бл

AABb
пол, бл

AaBB
пол, бл

AaBb
пол, бл

Ab

AABb
пол, бл

AАbb
пол,зд

AaBb
пол, бл

Aabb
пол,зд

aB

AaBB
пол, бл

AaBb
пол, бл

aaBB
зд,бл

aaBb
зд,бл

ab

AaBb
пол, бл

Aabb
пол,зд

aaBb
зд,бл

aabb
зд,зд

A*B* – полидактилия, близорукость
A*bb – полидактилия, здоровые
ааB* – здоровые, близорукость
aabb – здоровые, здоровые

 

Вероятность рождения здоровых детей по обоим признакам  (ааbb) равняется 1/16

(6, 25%).

 

22. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом.

Какой процент позднеспелых растений нормального роста можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений.

 

Ответ: 18,75 % нормального роста позднеспелых растений можно ожидать от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам растений.

 

Дано:                                                                     

А – нормальный рост                                                                                               

а -   гигантизм                                                    
В – раннеспелость                                              
b -  позднеспелость                                                      

фР ♀ н,ран (гетер) х♂ н,ран (гетер)                  

Найти: вероятность нормальных позднеспелых (%)-?             

 

 

Решение:

гР  ♀АаВb    х  ♂ АаВb

фР     н,ран.          н,ран.

G    АВ,Аbhttps://documents.infourok.ru/272d1202-698d-4fa8-b0d6-e8eb73d30250/0/image001.png         АВ,Аb,

        aB,аb            аВ, ab

                                                   

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

 

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB
н. р.

AABb
н. р.

AaBB
н. р.

AaBb
н. р.

Ab

AABb
н. р.

AАbb
н,п

AaBb
н. р.

Aabb
н,п

aB

AaBB
н. р
.

AaBb
н. р.

aaBB
г,р

aaBb
г,р

ab

AaBb
н. р.

Aabb
н,п

aaBb
г,р

aabb
г,п

A*B* – нормальный, раннеспелый
A*bb – нормальный, позднеспелый
ааB* – гигантизм, раннеспелый
aabb – гигантизм, позднеспелый

Нормальный рост позднеспелый имеют растения с генотипами AAbb, Aabb, Aabb (выделены в решетке Пеннета  синим цветом) и составляют 3/16 (18,75 %).

 

23. Доминантные признаки – желтые и гладкие семена, рецессивные признаки – зеленые и морщинистые. Гены не сцеплены.

Дигетерозиготный горох с желтыми гладкими семенами скрещен с зеленым морщинистым. Определи генотип и фенотип потомства.

 

Ответ: расщепление по генотипу  1:1:1:1 (AaBb, Aabb, aaBb, ааbb)  и

фенотипу (1 ж,гл.: 1ж, морщ: 1з,гл: 1 з,морщ)  составляет 1:1:1:1.

 

Дано:

А- желтая окраска

а – зеленая окраска

В – гладкая форма

b – морщинистая форма

фР♀ж, гл.  х ♂ з,мор.  

Найти: гF1-?  фF1-?

 

Решение:

фР♀ АаВb х ♂ aabb  

фР   ж, гл.  х     з,мор.  

G    AB,Ab          ab

       aB,ab

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

ab

AB

AaBb
ж. гл.

Ab

Aabb
ж. м.

aB

aaBb
з. гл.

ab

aabb
з. м.

 

Расщепление по генотипу и фенотипу составляет 1:1:1:1 или 25%:25%:25%:25%.

 

24. У тыквы белая окраска плодов (А) доминирует над желтой (а), а дисковидная форма плодов (В) над шаровидной (b). Гены не сцеплены.

При скрещивании тыквы с белыми шаровидными плодами с тыквой желтыми дисковидными плодами, часть потомков имеет желтые шаровидные плоды. Определи генотипы родителей, генотипы потомства и вероятность появления тыкв с белыми шаровидными плодами (независимое наследование признаков).

 

Ответ: гР♀ Аabb х ♂ааBb;   гFАаВb :Ааbb:ааВb :ааbb;  вероятность появления тыкв с белыми шаровидными плодами (Ааbb)  - 25%.

 

Дано:

А – белая окраска

а – желтая окраска

В –дисковидная форма

b - шаровидная форма

фР бел, шар. х ж, диск.

ф F1 желтые, шаровидные

Найти: гР-? гF1-? Вероятность (%) бел, шар -?

 

Решение:

Так как часть потомков имеет желтые шаровидные плоды (ааbb), то генотипы родителей Ааbb и aaBb.

гР ♀ Аabb      х  ♂ ааBb

фР  бел,шар.         ж, диск.

G    Аb, ab              aB, ab

гF1    АаВb : Ааbb : ааВb :  ааbb    (1:1:1:1)

фF  б,д :   б,шар :   ж,д  : ж, шар (1:1:1:1) или (25%:25%:25%:25%).

 

Вероятность появления тыквы с белыми шаровидными плодами (Ааbb)  - 25%.

 

25.У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Гены не сцеплены.

Скрестили черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Определи генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

 

Ответ: гР ♀ ААbb х♂ АаBb;   гFААВb : ААbb : АаВb :  Ааbb  (1:1:1:1);

фF1 определяется двумя фенотипами: А-В- (черные, длинношерстные – 50%) и А-bb (черные, короткошерстные – 50%).

 

Дано:

А – черная шерсть

а – рыжая шерсть

В – длинная щетина

b – короткая щетина

фР чер,кор.(гом) х чер,дл.(дигетер.)

Найти: гР-? гF1 -? ф F- ?

 

 

Решение:

гР ♀ ААbb      х  ♂ АаBb

фР   чер,кор.           чер, дл.

G        Аb              АВ, Аb, aB, ab

гF1    ААВb : ААbb : АаВb :  Ааbb     (1:1:1:1)

фF  ч, дл  : ч, кор :   ч, дл : ч, кор    (1:1:1:1)      

 

гF1 расщепление 1:1:1:1;  а по фF1: 100% - черные по цвету шерсти; расщепление 1 :1 или 50% : 50% (длинношерстные : короткошерстные).

 

26. Неполное доминирование по одному из признаков.

У растения львиный зев красная цветов не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма доминирует над вытянутой формой цветков. Гены не сцеплены.

Скрестили между собой гомозиготные растения с белыми нормальными цветками и гомозиготным растением с красными вытянутыми цветками. Определи генотип и фенотип потомства.

 

Ответ: гF1 АаВb;  фF1 все гибриды имеют розовую окраску и нормальную форму                                

               цветков (единообразны).

 

Дано:

А – красные цветки

а – белые цветки

Аа – розовые цветки

В – нормальная форма

b – вытянутая форма

фР бел,норм. х♂кр,выт.            

Найти: гF1 - ?  фF1 - ? 

 

Решение:

 гР  ♀ ааВВ    х  ♂ ААbb

фР     б,норм.         кр,выт.

G          aB                  Ab

гF1                        АаВb

фF1                    роз,норм.

 

Особь с генотипом ааВВ продуцирует гаметы одного типа  - аВ, а другая особь – ААbb – Аb, сочетание которых приводит к появлению дигетерозиготы (АаВb) – все гибриды F1 будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (единообразны).

 

27. У растения львиный зев красная цветов не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма доминирует над вытянутой формой цветков.

Скрестили между собой розовые нормальные по форме цветки, которые  дигетерозиготы по обоим признакам. Определи окраску и форму цветков у гибридов F1 при неполном доминировании по окраске цветков.

 

 

Ответ: фF2: 3 красных нормальных, 6 розовых нормальных, 1 красное пилорическое,

2 розовых пилорических, 3 белых нормальных и 1 белый пилорический

 

Дано:

А – красные цветки

а – белые цветки

Аа – розовые цветки

В – нормальная форма

b – вытянутая форма

фР ♀ роз, норм. х♂ роз, норм.            

Найти: гР - ? гF1 - ?  фF1 - ? 

                             

Решение:

 гР  ♀ АаВb    х  ♂ АаВb

фР     р,норм.         р,норм.

G      АВ, Аb          АВ, Аb

          aB, ab            aB, ab    

 

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB
кр, нор.

AABb
кр, нор

AaBB
роз, нор

AaBb
роз, нор

Ab

AABb
кр, нор

AАbb
кр,пил

AaBb
роз, нор

Aabb
роз,пил

aB

AaBB
роз, нор

AaBb
роз, нор

aaBB
бел, норм

aaBb
бел, норм

ab

AaBb
роз, нор

Aabb
роз,пил

aaBb
бел, норм

aabb
бел, пил

AАB* – красные, нормальные
A*bb – розовых, нормальных
ааB* – красное пилорическое
Ааbb - розовых, пилорических

ааВ* - белых, нормальных

aabb – белый, пилорический

 

При анализе полученного потомства НЕ получилось традиционного расщепления 9:3:3:1, так как у растений наблюдается НЕПОЛНОЕ доминирование по окраске цветов.

Из 16 особей: 3 красных нормальных, 6 розовых нормальных, 1 красное пилорическое,

2 розовых пилорических, 3 белых нормальных и 1 белый пилорический.

 

28. Красная окраска у плода земляники (А) неполно доминирует над белой (а), сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветовНормальная чашечка (B) неполно доминирует над листовидной (b), сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает промежуточную чашечку цветовГены располагаются в разных хромосомах.

Скрестили между собой растения земляники с белыми плодами и нормальной чашечкой с растением с розовыми плодами и промежуточной чашечкой. Определи тип скрещивания, генотипы родителей и фенотипы потомства.

 

Ответ:

1. Дигибридное скрещивание с независимом  наследованием признаков и неполным доминированием.

2. гР ♀ ааВВ    х  АаВb

3. фF1: розовые плоды, нормальная чашечка: розовые плоды, промежуточная чашечка: белые плоды, нормальная чашечка: белые плоды, промежуточная чашечка (1:1:1:1).

 

Дано:

А – красные плоды

а – белые плоды

Аа – розовые плоды

В – нормальная чашечка

b – листовидная чашечка

Вb – промежуточная чашечка

фР ♀ бел,норм. х♂ роз,пром.            

Найти: гF1 - ?  фF1 - ? 

 

Решение:

гР ♀ ааВВ    х  АаВb

фР  бел,норм.     роз, пром.            

G     aB                AB,  Ab,  aB, ab

 

Для определения фенотипов и генотипов потомства при дигибридном скрещивании удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси записывают гаметы женского организма, а по горизонтальной – мужского. В месте пересечения вертикалей и горизонталей записываются генотипы дочерних организмов.

Решетка Пеннета

Гаметы:

AB

Ab

aB

ab

AaBВ
роз.норм

AaВb
роз.пром

aaBВ
бел.норм

aaВb
бел. пром

 

1 АаВВ – розовые плоды, нормальная чашечка

1 АаВb -  розовые плоды, промежуточная чашечка

1 ааВВ –  белые плоды, нормальная чашечка

1 ааВb -  белые плоды, промежуточная чашечка

 

Расщепление по генотипу и фенотипу совпадает (1:1:1:1) или (25%:25%:25%:25%).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Решение элементарных генетических задач

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"

Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....

Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...

Тема 5.7 "Практическое занятие №6(2) Решение генетических задач "

ТерминологияАльтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастныеАнализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготно...

Практическая работа «Решение генетических задач»

Практическая работа «Решение генетических задач»...