Решение элементарных генетических задач
учебно-методический материал на тему
В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.r_no_19.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 19
«Решение элементарных генетических задач».
- Разберите решение задачи по теме «Генетика пола».
Черепаховая окраска, т. е. чередование чёрных и жёлтых пятен встречается только у кошек. Котов с черепаховой окраской не бывает. Объясните этот факт.
Решение. Наследование данного признака сцеплено с полом. Чёрная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х- хромосоме. В Y – хромосоме они отсутствуют. Поэтому возможны такие комбинации:
ХВ ХВ- чёрная кошка ХВ Y- чёрный кот
ХВ Хb- черепаховая кошка
Хb Хb- рыжая кошка Хb Y- рыжий кот.
- Решите задачу.
От чёрной кошки родились один черепаховый и несколько чёрных котят. Определите а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и чёрных котят.
- Разберите решение задачи по теме «Дигибридное скрещивание».
У томатов округлая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над жёлтой (b). Растение с округлыми красными плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными жёлтыми плодами. В потомстве 25% растений имеют округлые красные плоды, 25% - грушевидные красные плоды, 25% - округлые жёлтые плоды, 25% - грушевидные жёлтые плоды (отношение 1:1:1:1). Каковы генотипы родителей и потомков?
Решение. Запишете условие в виде схемы (знак « - » означает, аллель пока не известен):
Р
А-В- х ааbb
округлые красные плоды грушевидные жёлтые плоды
F1 А-В- ааВ- А-bb ааbb
округлые красные грушевидные округлые жёлтые грушевидные жёлтые
плоды жёлтые плоды плоды плоды
Неизвестные аллели в генотипе матери определите по грушевидным жёлтым плодам, исходя из того соображения, что один аллель в каждой паре приходит от матери, следовательно, в генотипе матери должны быть аллели а и b. Зная генотипы обоих родителей, можно записать генотипы всех потомков:
Р
АаВb х ааbb
округлые красные плоды грушевидные жёлтые плоды
F1 АаВb ааВb Аabb ааbb
округлые красные грушевидные округлые жёлтые грушевидные жёлтые
плоды жёлтые плоды плоды плоды
То, что наблюдается отношение 1:1:1:1, подтверждает правильность решения задачи.
- Решите задачу.
В семье родился голубоглазый темноволосый ребёнок, похожий по этим признакам на отца. Мать – кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая; дедушка – кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребёнка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, тёмный цвет волос – над светлым.
Указания к решению: составьте схему условия, отмечая неизвестные аллели знаком « - »; установите генотипы родителей ребёнка с учётом того, что у них может родиться также и голубоглазый светловолосый ребёнок; для определения вероятности такого рождения используйте решётку Пеннета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения ситуационной профессиональной задачи
Формирование профессиональных и общих компетенций выпускников в процессе решения ситуационных задач...
Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания
В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем, допол...
Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"
Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....
Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...
Тема 5.7 "Практическое занятие №6(2) Решение генетических задач "
ТерминологияАльтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастныеАнализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготно...
Практическая работа «Решение генетических задач»
Практическая работа «Решение генетических задач»...