методическая разработка по дисциплине: "Биология". Тема: "Простейшие паразиты внутренней среды"
методическая разработка
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Тема имеет большое значение для понимания вопросов паразитологии, взаимоотношений в системе «паразит — хозяин», представлений о жизни на клеточном уровне.
Простейшие паразиты внутренней среды, как правило, имеют сложные жизненные циклы, изучение их поможет лучше понять тему «Онтогенез. Непрямое постэмбриональное развитие».
Таким образом, тема занимает важное место в курсе «Общая биология» помогает лучше осознать всю сложность и разнообразие жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razr._pr._par._vn._sredy_word.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
по дисциплине: «Биология»
Тема занятия:
«Простейшие паразиты внутренней среды»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Кыштым
2017
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Тема имеет большое значение для понимания вопросов паразитологии, взаимоотношений в системе «паразит — хозяин», представлений о жизни на клеточном уровне.
Простейшие паразиты внутренней среды, как правило, имеют сложные жизненные циклы, изучение их поможет лучше понять тему «Онтогенез. Непрямое постэмбриональное развитие».
Таким образом, тема занимает важное место в курсе «Общая биология» помогает лучше осознать всю сложность и разнообразие жизни.
Мотивация темы:
Тема актуальна для будущих медицинских сестер, так как заболеваемость паразитарными болезнями остается на высоком уровне. Болезни, вызываемые паразитами внутренней среды, в нашем регионе встречаются не часто, но протекают обычно тяжело. Особенно опасен токсоплазмоз, так как возбудитель может передаваться внутриутробно через плаценту. Токсоплазма оказывает ещё и тератогенное действие на плод.
Изучение темы поможет лучше понять сложные взаимоотношения в системе паразит-хозяин, сформировать понятие «борьба за существование». Полученные знания помогут изучению общепрофессиональных дисциплин («Основы микробиологии и иммунологии») и профессиональных модулей.
Методическая цель занятия: расширение экологических знаний.
Цели занятия
- Дидактические:
— Ознакомление с распространением паразитарных заболеваний внутренней среды человека;
— Повторение и закрепление знаний о простейших паразитах пищеварительной и мочеполовой систем человека;
— Изучение паразитов внутренней среды человека: жизненных циклов, путей заражения, диагностики, профилактики;
— Применение ранее полученных знаний при изучении новой темы.
- Развивающие:
— Способствование развитию гигиенических знаний, расширению кругозора;
— Способствование развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
— Стремление воспитать аккуратность, точность, дисциплинированность;
— Стремление воспитать ответственное отношение к своему и общественному здоровью;
— Способствование воспитанию гигиенических навыков, уважение к профессии медика.
Место проведения занятия: кабинет №19 «Генетики человека с основами медицинской генетики»
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | Биология (школьный курс). | Зоология. Простейшие. | |
Сопутствующие | ОБЖ | Биологическое загрязнение окружающей среды. | |
Последующие | Основы микробиологии и иммунологии | Медицинская протопаразитология. | |
Генетика человека с основами медицинской генетики | Наследственные болезни. Врождённые болезни (тератогенное влияние) | ||
Сестринская помощь при инфекционных болезнях. | Малярия. Токсоплазмоз. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Онтогенез. Медицинская паразитология, её предмет и задачи. Медицинская протопаразитология. Простейшие паразиты пищеварительной и мочеполовой систем человека (теория, практика). | |
Последующие | Простейшие паразиты внутренней среды (практическое занятие). Заключительно-обобщающий урок. |
Оснащение: таблицы «Лейшмании», «Цикл развития малярийного плазмодия», «Токсоплазма».
Методы обучения:
1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов);
2, 3 уровни: М – репродуктивный;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые общие компетенции:
01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
07. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Студент должен уметь:
сравнивать паразитов, давать им медицинскую оценку.
Студент должен знать:
паразитов внутренней среды человека из типа Простейшие, их строение, локализацию у человека, вызываемую болезнь, пути заражения, профилактику.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Сообщение на тему: «Простейшие паразиты внутренней среды человека». | 2 | Найдите данные темы в интернете, познакомьтесь, подготовьте сообщение. | Расширение кругозора. |
Литература
Основная:
1. Общая биология, под редакцией академика Д.К. Беляева. М.: «Просвещение», 2011.
2. Заяц Р.Г. и др. Основы общей и медицинской паразитологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002
Дополнительная:
1. Биология, под редакцией профессора Ярыгина В.Н., М.: «Медицина», 2003
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК и ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
Орг. момент. | 2 | Приветствую студентов, проверяю готовность аудитории и группы к занятию. Отмечаю отсутствующих. | Встают, молча, приветствуют преподавателя. Староста называет отсутствующих. | Установка на работу | словесные | 12 | |
Цели и план занятия | 3 | Знакомлю студентов с планом и целями занятия, прошу напомнить тему домашнего задания. | Слушают преподавателя, называют тему домашнего задания. | Организация обратной связи, настройка на работу на занятии. | беседа | 06 | |
Проверка знаний студентов | 20 | Вызываю 6 человек за первые парты для выполнения заданий письменно. | Отвечают на вопросы письменно на отдельных листочках. Затем листочки сдают на проверку. | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций умения слушать и слышать. Способствование развитию мышления. | Письменная работа | 01, 06, 10 | Карточки- задания |
Задаю вопросы, вызываю студента для ответа, слушаю ответ. По окончанию ответа прошу высказать замечания по ответу других студентов, сделать необходимые дополнения. Весь процесс корректирую. | Отвечают на вопросы, слушают и оценивают ответы других студентов. | Устный опрос. | Приложение №1 | ||||
Изложение нового материала | 60 | Излагаю материал согласно плану, делаю необходимые пояснения, отвечаю на возможные вопросы студентов, выясняю исходные знания, личный опыт. | Слушают преподавателя, конспектируют материал, возможно, задают вопросы. | Реализация дидактических целей урока (смотри выше) | Словесные: лекция с элементами беседы. | 01 | Приложение №2 |
Закрепление материала | 3 | Прошу студентов ответить на поставленные вопросы. Осуществляю обратную связь, выясняя, что понравилось и не понравилось на уроке. | Студенты отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | Проверка усвоения материала. | Беседа. | 06, 07 | Приложение №3 |
Задание на дом | 2 | Задаю домашнее задание: конспект лекции. Задание для самоподготовки (смотри выше). | Студенты записывают домашнее задание. | 04 |
Приложение №1
Вопросы для устного опроса:
1) Расскажите о дизентерийной амёбе.
2) Расскажите о влагалищной трихомонаде.
3) Расскажите о лямблиях.
4) Расскажите о балантидии.
Приложение №3
Вопросы для закрепления материала:
1) Что характерно для простейших паразитов внутренней среды?
2) Какие известны трансмиссивные протозойные болезни?
3) Какие известны зоонозные протозойные болезни?
4) Является ли малярия зоонозной болезнью?
5) Какие известны зоонозные протозойные болезни?
6) Все простейшие — паразиты внутренней среды передаются трансмиссивно?
7) При какой паразитарной болезни возможно рождение ребёнка с тяжелыми пороками развитии?
8) Какая паразитарная болезнь может быть заподозрена у больного с жалобами на приступы сильного озноба, слабости и повышения температуры тела, возникающие с периодичностью в 3 дня? Какое лабораторное исследование нужно сделать для уточнения диагноза?
Приложение №2
Простейшие — паразиты внутренней среды
(конспект лекции)
Лейшмании
Известно несколько видов лейшманий — возбудителей лейшманиозов человека.
Leishmania tropika — возбудитель кожного лейшманиоза и L. donovani — возбудитель висцерального лейшманиоза (внутренних органов).
Лейшмании существуют в виде двух форм — безжгутиковой и жгутиковой.
Безжгутиковые формы овальные и очень мелкие — до 3-5 мкм. Они обитают преимущественно в клетках соединительной ткани человека и ряда позвоночных животных: грызунов, собак, лис. Жгутиковые формы образуются из безжгутиковых в организме москитов, являющихся переносчиками лейшмании. Они больших размеров — до 25 мкм, имеют по одному жгутику и очень подвижны.
Лейшманиозы встречаются в странах с тропическим и субтропическим климатом. Это природно-очаговые трансмиссивные болезни. Природными резервуарами возбудителей являются грызуны, шакалы, лисы и собаки, переносчиками — москиты. Заражение человека происходит через укус заражёнными москитами.
При кожном лейшманиозе на месте укуса зараженными москитами образуются долго не заживающие язвы.
Висцеральный лейшманиоз — очень тяжелое общее заболевание, чаще поражает детей. При этом заболевании значительно изменяется функция печени, нарушается деятельность кроветворных органов, развивается анемия. Без лечения заболевание часто заканчивается смертью.
Лабораторная диагностика. Производят микроскопирование выделений из кожных язв (при кожном лейшманиозе), крови или пунктата костного мозга из грудины больного или лимфатических узлов (при висцеральном лейшманиозе). В окрашенных препаратах обнаруживают безжгутиковые формы паразита. В сомнительных случаях проводят посев материала, взятого от больног, на специальную искусственную среду. Лейшмании в этих условиях переходят в жгутиковую форму и легко обнаруживаются при микроскопировании. Используют также биологическую пробу — заражение лабораторных грызунов.
Профилактика. Основное в профилактике лейшманиозов — борьба с переносчиками.
Токсоплазма (Toxoplasma gondii). Токсоплазма — возбудитель токсоплазмоза. Токсоплазмоз человека распространен повсеместно. Токсоплазма имеет форму полумесяца. Один конец её заострен, а другой несколько закруглён. В центре располагается округлое ядро. Длина токсоплазмы 4-7 мкм.
Жизненный цикл. Токсоплазма проходит три стадии: бесполое размножение, половой процесс и стадию спорогонии.
Заострённым концом тела токсоплазма способна проникать в организм промежуточного хозяина через неповреждённые слизистые оболочки. Бесполое размножение происходит в клетках большинства органов промежуточного хозяина, где паразиты размножаются путём множественного деления. Группы из нескольких сотен токсоплазм либо распадаются и токсоплазмы проникают в новые клетки, либо покрываются плотной оболочкой (цисты). Цисты очень устойчивы и могут долгое время сохраняться в органах пораженного животного. В окружающую среду промежуточными хозяевами они не выделяются. Промежуточным хозяином токсоплазмы может быть человек, а также различные домашние и дикие животные, в том числе птицы.
Основной хозяин — кошки, которые заражаются, поедая больных грызунов и птиц или мясо крупных животных. В организме кошки токсоплазмы находятся в клетках кишечника. Здесь они размножаются тоже множественным делением (шизогония) и образуют гаметы. После копуляции гамет в окружающую среду выделяются ооцисты. В них происходит спорогония, то есть деление зиготы под оболочкой. Такие ооцисты рассеиваются кошками с фекалиями и попадают к промежуточным хозяевам. Особенностью цикла развития токсоплазмы является то, что промежуточные хозяева паразита могут заражаться не только от основного хозяина, но и при поедании друг друга. Так, возможно заражение свиней при поедании ими трупов мышей и крыс, погибших от токсоплазмоза. Крысы и мыши заражаются друг от друга при каннибализме. Возможно даже внутриутробное заражение плода от больной беременной самки, когда токсоплазмы проникают в организм плода через плаценту.
Человек заражается токсоплазмозом различными путями:
а) через рот — с недостаточно обработанным мясом и молоком больных животных, птичьими яйцами, при несоблюдении правил личной гигиены во время ухода за животными;
б) через кожу и слизистые оболочки — при снятии шкур с больных животных, при разделке туш;
в) внутриутробно — от матери через плаценту.
В зависимости от способа заражения и общего состояния организма токсоплазмоз у человека может протекать как очень легко, так и чрезвычайно тяжело. Наиболее тяжело протекает врожденный токсоплазмоз. При поражении плода в ранний период развития возникают множественные уродства.
Лабораторная диагностика. При постановке диагноза имеет значение:
а) обнаружение токсоплазм при прямом микроскопировании материала, взятого от больного или трупа (лимфатические узлы, спинномозговая жидкость, печень, головной мозг, плацента, кровь);
б) Метод биологических проб — введение лабораторным животным спинномозговой жидкости или крови больного человека и заражение их.
Профилактика.
Термическая обработка пищевых продуктов животного происхождения, санитарный контроль на бойнях и мясокомбинатах, предотвращение тесных контактов детей и беременных женщин с домашними животными.
Малярийные плазмодии (род Plasmodium). Они являются возбудителями малярии. Известны следующие виды малярийных плазмодиев, патогенные для человека: P. vivax — возбудитель трёхдневной малярии, P. falciparum — возбудитель тропической малярии, P. malapiae — возбудитель четырёхдневной малярии и Р. ovale — возбудитель малярии овале, близкой к трёхдневной. Три первых плазмодия широко распространены в зонах тропического и субтропического климата, последний встречается только в тропической Африке.
Жизненный цикл. Возбудители малярии имеют очень сложный жизненный цикл — со сменой двух хозяев: человека и малярийного комара рода Anopheles. Со слюной зараженного комара при укусе паразиты (спорозоиты) попадают в кровь человека. С током крови они разносятся по организму и проникают в клетки печени. В клетках печени паразиты растут и переходят в стадию шизонта. Шизонты размножаются шизогонией. Сначала ядро шизонта многократно делится, затем около дочерних ядер обособляются маленькие участки цитоплазмы, и каждый паразит распадается на тысячи мелких одноядерных мерозоитов. Клетки печени при этом разрушаются и мерозоиты попадают в кровь. Они внедряются в эритроциты. Паразит в эритроците питается гемоглобином, растет и вновь размножается шизогонией, при этом каждый плазмодий распадается на 8 — 24 мерозоита. После разрушения эритроцита паразиты попадают в плазму крови и оттуда в новые эритроциты, затем весь процесс эритроцитарной шизогонии многократно повторяется. У З. malariae он занимает 72 ч, у всех других видов — 48 ч.
Из части мерозоитов в эритроцитах образуются незрелые половые клетки — мужские и женские гамонты. Дальнейшее их развитие возможно только в пищеварительной системе комара. Если комар кусает человека, больного малярией, гамонты попадают в его желудок, где превращаются в зрелые клетки — гаметы. После копуляции гамет образуется подвижная зигота, которая проникает в стенку желудка комара. Здесь она растёт, покрывается оболочкой и многократно делится. Эта стадия носит название ооцисты. В каждой ооцисте образуется до 10000 спорозоитов. При разрушении оболочки ооцисты они поступают в слюнные железы комара, а при кровососании — в кровяное русло комара.
Малярийный комар считается основным хозяином плазмодия, а человек — промежуточным.
Развитие всех паразитов в организме человека происходит одномоментно (синхронно). Разрушение одновременно большого количества эритроцитов при выходе из них мерозоитов сопровождается выбросом в плазму крови продуктов жизнедеятельности паразитов, токсичных для человека. Их воздействие на организм выражается сильным ознобом, повышение температуры тела, обильным потоотделением, слабостью и головными болями. При малярии нарушается деятельность печени, селезёнки, центральной нервной системы. Число приступов может достигать 10-15, после чего они прекращаются, хотя паразиты в крови ещё могут присутствовать. В таком случае человек становится паразитоносителем.
Трёхдневная, четырёхдневная и малярия овале обычно не приводят к смерти. Тропическая малярия при отсутствии лечения протекает тяжело и часто заканчивается смертью.
Лабораторная диагностика. Диагноз малярии ставят при обнаружении плазмодиев в мазке ли в капле крови при микроскопировании.
Профилактика. Наиболее важные меры — раннее выявление и лечение больных, исследование мазков крови у лиц с приступами высокой температуры; кроме того необходимо вести борьбу с переносчиками.
КАРТОЧКА №3
Назовите простейшего изображенного на рисунке. К какому классу он относится? Обозначьте все органоиды, дайте им краткую характеристику.
КАРТОЧКА №4
Назовите простейшего изображенного на рисунке. К какому классу он относится? Обозначьте все органоиды, дайте им краткую характеристику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
Содержит план урока и необходимый печатный материал....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи.Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают...
Методические разработки ПЛАН открытого урока Тема: «Устройство двигателей внутреннего сгорания»
ПЛАН открытого урока теоретического обучения Тема: «Устройство двигателей внутреннего сгорания»...
Методическая разработка урока английского языка по теме: Охрана окружающей среды и экология производства
В настоящее время в условиях информатизации образования меняется структура и содержание образования, появляется возможность по-новому организовать учебный процесс. Конечно, применение новых методов не...
Методическая разработка по дисциплине: Биология. Тема: Поток энергии и цепи питания в экосистемах
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» среди студентов 1-го курса
Методическая разработка представляет собой комплект документов, сопровождающих проведение внеурочного мероприятия «Предметная олимпиада по английскому языку». Предназначена для повыше...
Методическая разработка по дисциплине "Биология"
Применение технологии критического мышления на занятии по теме «Приспособленность организмов и ее относительность»...