Методическая разработка по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
методическая разработка на тему
Содержит план урока и необходимый печатный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_teplovye_dvigateli_i_okhrana_okruzhayushchey_sredy.rar | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
по предмету «Физика»
ТЕМА УРОКА: Тепловые двигатели и охрана природы.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: Расширение, углубление, обобщение, систематизация знаний по теме «Тепловые машины»; понимание учащимися взаимосвязи знания КПД с видом топлива и конструкцией теплового двигателя. Расширение представлений о влиянии тепловых двигателей на экологическую обстановку.
Развивающая: обучение учеников умению характеризовать объекты и явления по дополнительной литературе; умению конструировать вопросы по содержанию выступлений учащихся; умению рецензировать творческую работу одногруппников.
Воспитательная: воспитание внимательности, терпимости, доброжелательности на уроке; подведение учащихся к выводу о том, что внимательность на уроке – залог успешного усвоения учебного материала, воспитание чувства ответственности при получении профессиональных знаний и умений.
Методическая: активизация мыслительной деятельности учащихся при построении логических умозаключений и составлений обобщенных вопросов по рассматриваемому материалу.
ТИП УРОКА: Тематическая конференция.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА плакаты, таблицы, структурно-логические схемы, дидактический материал для самостоятельного оформления учащимися.
П Л А Н У Р О К А
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя (постановка целей урока, место урока в блоке, объяснение плана проведения урока, работы по конференц-листам). Структурно-логическая схема № 1
3. Выступление докладчиков:
- а) Историческая справка
- б) Принцип действия тепловых двигателей.
- в) Виды топлива, их экономия.
- г) Загрязнение атмосферы. (Составление таблицы «Действие отравляющих веществ на здоровье).
- д) Фотохимический смог.
- е) Загрязнение почвы.
- ж) Шумовое загрязнение.
- з) Перспективы развития тепловых двигателей. /
4. Обобщение материала по структурно-логической схеме № 2.
5. Рассмотрение и характеристика вопросов, составленных группой 2 по данной теме. (конференц - лист № 2).
6. Ответы на вопросы группой №1 (конференц - лист № 1).
7. Саморецензия работы учащихся с целью выставления оценок.
8. Подведение итогов урока.
9. Д/з: Подготовка к проверочному тесту по теме «Основы термодинамики».
КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 1
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 1
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 2
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1. В каком веке был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС). | |
2. В каком году и кем сконструирован первый двигатель внутреннего сгорания. | |
3. В какой стране выпускались первые автомобили с бензиновым двигателем? | |
4. В каком году и кем изобретен дизельный двигатель? | |
5. Назовите основные типы ДВС. | |
6. Какое топливо можно использовать в ДВС? | |
7. Каковы пути экономии топлива? | |
8.Перечислите ядовитые вещества, попадающие в окружающую среду с выхлопными газами. | |
9. Чем опасен шум создаваемый городским транспортом? | |
10. Какие экологические мероприятия необходимо производить, чтобы снизить вредное влияние тепловых машин на окружающую среду? |
КОНФЕРЕНЦ – ЛИСТ № 2
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1. В каком веке был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС). | |
2. В каком году и кем сконструирован первый двигатель внутреннего сгорания. | |
3. В какой стране выпускались первые автомобили с бензиновым двигателем? | |
4. В каком году и кем изобретен дизельный двигатель? | |
5. Назовите основные типы ДВС. | |
6. Какое топливо можно использовать в ДВС? | |
7. Каковы пути экономии топлива? | |
8.Перечислите ядовитые вещества, попадающие в окружающую среду с выхлопными газами. | |
9. Чем опасен шум создаваемый городским транспортом? | |
10. Какие экологические мероприятия необходимо производить, чтобы снизить вредное влияние тепловых машин на окружающую среду? |
Т а б л и ц а № 1
Взрывчатое вещество | Теплота сгорания | Топливо | Теплота сгорания | ||
(в М дж/кг) | (в ккал/кг) | (в М дж/кг) | (в ккал/кг) | ||
Дымчатый порох (для огнепроводных шнуров, вышибных зарядов и др.) | 2,8 | 660 | Топливо для ЖРД (керосин + азотная кислота) | 7,1 | 1460 |
Порох пироксилиновый (для стрелкового оружия и артиллерии) | 2,9-3,8 | 700-900 | Топливо для ЖРД (керосин + жидкий кислород) | 9,2 | 2200 |
Тротил | 4,2 | 1000 | Топливо Т-1, ТС-1, Т-2 для реактивных двигателей самолетов | 42,9 | 10250 |
Нитроглицериновый порох (для минометов и др.) | 4,1-5,0 | 880-1200 | Твердое реактивное топливо | 4,2-10,5 | 1000-2500 |
Т а б л и ц а № 2
Тип машины | Мощность двигателя | Наибольшая скорость (в км/ч) | Грузо подъем ность (в н) | |
( в квт) | (в л. с.) | |||
Автомобиль ЗИЛ-131 | 110 | 150 | 80 | 35000 |
Автомобиль Урал-375 Д | 130 | 180 | 75 | 50000 |
Автомобиль КрАЗ-214 Б | 151 | 205 | 55 | 70000 |
Гусеничный транспортер ГТ-С | 63 | 85 | 35 | 20000 |
Гусеничный транспортер ГТ-Т | 150 | 200 | 45 | 40000 |
Артиллерийский тягач АТ-Л | 96 | 130 | 42 | 60000 |
Артиллерийский тягач АТ-Т | 305 | 415 | 35 | 250000 |
Бронетранспортер БТР-60 П | 130 | 180 | 80 | - |
Т а б л и ц а № 3
Показатели | Тип самолета | ||||
МИГ-3 | ЯК-1 и ЯК-7 | ЯК-9У | ЯК-3 | ЛА-7 | |
Максимальная мощность двигателя | |||||
(в квт) | 1050 | 773 | 1210 | 1210 | 1050 |
(в л. с.) | 1430 | 1050 | 1650 | 1650 | 1430 |
Максимальная скорость | |||||
(в км/ч) | 640 | 580 | 700 | 720хх | 680 |
Т а б л и ц а № 4
Рациональная структура использования топлив
на автомобильном транспорте
Виды моторного топлива | Структура потребления, % | Экономия нефтяного топлива, % |
Дизельное топливо | 68-70 | 20-21 |
Сжатый природный газ | 4-10 | 4-10 |
Сжиженный пропан бутановый газ | 1-1,6 | 1-1,6 |
Бензин с ненефтяными добавками | 2-4 | 0,2-0,3 |
Высокооктановые добавки в двух топливных карбюраторных двигателях | 4-6 | 0,4-0,6 |
Нефтяные бензины | 8,4-21 | - |
Т а б л и ц а № 5
Состав отработанных газов, %
Компоненты | Двигатели | Токсичность | |
Карбюраторные | Дизельные | ||
Азот | 74-77 | 76-78 | Нет |
Водяной пар | 3-5,5 | 0,5-4 | Нет |
Диоксид углерода | 5-12 | 1-10 | Нет |
Оксид углерода | 1-10 | 0,01-0,5 | Да |
Оксиды азота | 0-0,8 | 0,001-0,4 | Да |
Альдегиды | 0-0,2 | 0-0,002 | Да |
Углеводороды | 0,2-3 | 0,01-0,11 | Да |
Сернистый газ | 0-0,002 | 0,01-1 | Да |
Сажа | 0-0,4 | До 10 | Да |
бензопирен | 10-20 | - | Да |
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
+ | - |
На 2/3 меньше токсичных выбросов. Более дешевое топливо. Долговечность. Простота устройства. | Зависит от температуры запуска (в зимнее время). Сложный ремонт системы питания. Шум. |
КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
+ | - |
Малая масса. Компактность Высокий КПД (25-30 %). | Высококачественное топливо. Сложная конструкция. Большая скорость вращения вала двигателя. Выхлопные газы. Шум. |
АЭС
+ | - |
Незначительный расход топлива. Загрязнение ниже естественного фона. Можно строить в различных регионах. | Захоронение радиоактивных отходов. Демонтаж. Опасность аварий. |
А В Т О И Н Ж Е Н Е Р Ы
Андре Ситроен Франция XX в.
А.А. Липгарт Россия XX в.
В.А. Грачёв Россия XX в.
Е.А. Чудаков Россия XX в.
Р. Дизель Германия XIX в.
Н.А. Отто Германия XIX в.
Карл Бенц Германия XIX в.
Готлиб Деймлер Германия XIX в.
Деви Папен Англия XVII в.
U – внутренняя энергия (Дж).
U – изменение вн. эн. (Дж).
Q – количество теплоты (Дж).
А – работа (Дж)
Q = U + А
- КПД (%)
Т = (t + 273) К
T = (Т – 273) оС
1 Вm – 1/736 л.с. (лошадиная сила)
1 ослиная сила = 1/3 л.с.
ГЕЛИКОПТЕР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...
Охрана окружающей среды
В программе предмета «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» достаточное внимание уделяется вопросу охраны окружающей среды, водной среды, воздушной среды, водной среды, окружающ...
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...
Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"
Задания в тестовой форме по теме: Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов к практическим занятиям Дисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов к практическим занятиямДисциплина: ОП.14 Охрана окружающей среды...
Методическая разработка урока английского языка по теме: Охрана окружающей среды и экология производства
В настоящее время в условиях информатизации образования меняется структура и содержание образования, появляется возможность по-новому организовать учебный процесс. Конечно, применение новых методов не...
Основные требования ТБ при производстве двигателей внутреннего сгорания и охрана окружающей среды. Интегрированный урок охраны труда и английского языка.
В настоящее время самым распространенным видом тепловых двигателей является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Урок проходит в виде деловой ролевой игры....