Сценарий урока по теме Кислоты
методическая разработка
Сценарий урока по теме "Кислоты" для 8 класса. Урок изучения новой темы, организуется в форме групповой работы, предполагает проведение лабораторной работы учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_kisloty._8_klass.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока «Кислоты»
Сведения об авторе | |||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Цыбасова Татьяна Викторовна | ||||||||||||||
Район | Советский район г.Нижнего Новгорода | ||||||||||||||
Место работы | Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №151 с углубленным изучением отдельных предметов | ||||||||||||||
Должность | Учитель химии | ||||||||||||||
Общая информация | |||||||||||||||
Образовательная область, учебный предмет | Химия | ||||||||||||||
Класс | 8 | ||||||||||||||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Авторская программа по химии (базовый уровень) 8 класс. Автор Габриелян О.С. | ||||||||||||||
Тема учебного занятия | |||||||||||||||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Тема урока: «Кислоты» | ||||||||||||||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема «Соединения химических элементов» (14 часов) Урок 1. Степень окисления Урок 2. Бинарные соединения Урок 3. Оксиды и летучие водородные соединения Урок 4. Основания Урок 5. Качественные реакции. Индикаторы Урок 6. Кислоты Урок 7. Классификация кислот Урок 8. Соли | ||||||||||||||
Учебная задача |
| ||||||||||||||
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||||||||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||||||||||||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся познакомятся с представителями класса кислот, узнают определение, состав кислот, их классификацию, нахождение в природе. Познакомятся с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Узнают важнейшие неорганические кислоты, научатся распознавать кислоты с помощью индикаторов | ||||||||||||||
Цель – способ (метапредметный результат) | продолжить развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы, развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент. Продолжить развитие практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот; Учащиеся продолжат формирование коммуникативных умений при работе в группах постоянного состава | ||||||||||||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся узнают о неорганических и органических кислотах, о нахождении кислот в природе, в том числе в организме человека, о необходимости соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни. | ||||||||||||||
Исходное состояние обучающихся: | -имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в обсуждении; - знают правила техники безопасности и приемы обращения с веществами и лабораторным оборудованием; -имеют понятие о классификации неорганических соединений, изучили классификацию и номенклатуру оксидов и оснований; -знают понятие «качественные реакции» и «индикаторы» -способны выбирать нужную информацию из различных источников и в кратком виде представлять ее в виде сообщения; -могут сопоставлять информацию, аргументировать, выбирать оптимальный вариант для осуществления практической деятельности; -могут планировать свою умственную и практическую деятельность; -могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности; | ||||||||||||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||||||||||||
Составление конспекта в тетради Фронтальная работа в эври-стической беседе. Выполнение заданий в тетради и на доске | Участие в обсуждении, нахожде-ние оптимального способа прак-тической деятельности. Работа в группах постоянного состава, ответы на поставленные учителем вопросы | Понимание необходимости знаний о свойствах веществ, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии. | |||||||||||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | На предыдущем уроке учащиеся познакомились с понятиями «качественные реакции», «индикаторы» Перед уроком путем жеребьевки класс разбивается на 5 групп (по 5-6 человек в группе) | ||||||||||||||
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||||||||||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная лите-ратура | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОРы | |||||||||||
Габриелян О.С.Химия. 8 класс- М.: Дрофа, 2014 | Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.:Дрофа, 2002 | ||||||||||||||
Оборудование | Наборы реактивов и лабораторной посуды для проведения лабораторной работы (растворы соляной, уксусной кислот; стеариновая кислота, щавелевая кислота в твердом виде, фенолфталеин, лакмус, метилоранж), растворы кислот, концентрированная серная кислота, вода, спиртовой градусник, карточки с заданиями | ||||||||||||||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||||||||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | ||||||||||||
1.Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока, настраивание на рабочий ритм | ||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания |
| Опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся, полученные на предыдущем уроке, их проверка | |||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока): 1. Организационный этап – 1 мин. 2. Актуализация знаний и проверка дом.задания – 5 мин. 3. Целеполагание – 3 мин. 4. Введение новых знаний – 21 мин 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 2 мин 6. Закрепление нового материала -10 мин. 7. Подведение итогов, рефлексия -2 мин. 8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин. | Реализация субъект-субъектных отношений, участие обучающихся в постановке дидактической цели урока | ||||||||||||
2.2. Введение новых знаний | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа, рассказ). По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные ( беседа) и продуктивные (частично-поисковый –проблемная задача, беседа)
| Происходит активная познавательная деятельность. | |||||||||||||
2.3. . Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (упражнения) По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные | Учащиеся анализируют полученные знания, оценивают их качество, уточняют спорные моменты, применяют свои знания на простейших примерах. | |||||||||||||
2.4 Закрепление нового материала | Проблемный метод. По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные | Развиваются исследовательские компетенции учащихся: работа с различными источниками информации, подборка методов для решения конкретной задачи, составление плана работы, умение взаимодействовать, дискутировать, эффективно работать в группах. | |||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Подведение итогов, рефлексия | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Учащиеся еще раз анализируют свою работу на уроке, оценивают ее (самооценка результатов деятельности) | ||||||||||||
3.2. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | Объяснение домашнего задания и требований к его выполнению | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения | |||||||||||||
Сценарий проведения учебного занятия | |||||||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся | ||||||||||||
1.Мотивационно-ориентиовочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся настраиваются на работу | ||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания | Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что такое основания, щелочи, индикаторы, качественные реакции. Выполняют в группах задания на карточках, по одному человеку из группы выходят для выполнения задания на доске. | Вспоминают изученный материал. Отвечают на вопросы учителя Сравнивают выполненные задания у себя в тетради с выполнением задания на доске, при необходимости исправляют ошибки | |||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | На столе учителя предметы и вещества: лимон, аскорбиновая кислота, уксус, кефир. Ученикам предлагается догадаться, что их объединяет и сформулировать тему урока (все эти вещества кислые, тема – кислоты) | Совместно с учителем формулируют тему, планируя этапы ее изучения: состав кислот, их классификация | ||||||||||||
2.2. Введение новых знаний | Учитель выставляет на демонстрационный стол растворы некоторых кислот. Все склянки подписаны соответствующими химическими формулами. (НС1, H2SO4, HNO3, СН3СООН). Все растворы с виду одинаковые, прозрачные. Можно также показать ребятам кислоты, находящиеся в твердом состоянии: фосфорную и лимонную, аскорбиновую, стеариновую. На доске записывает формулы кислот. Объясняет понятие «кислотный остаток», знакомит с основными неорганическими кислотами. Глядя на формулы кислот предлагает предложить способы классификации кислот. Организует последующую работу с учебником для расширения знаний о классификации кислот. Ни один химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознавать кислоты на вкус— это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят и знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоты. Рассказывая о серной кислоте, разъясняет правила разбавления кислот! Есть правило простое Известно даже малышу: Кислоту вливаем в воду, А не воду в кислоту! В химический стакан наливает дистиллированную воду, затем тоненькой струйкой добавляет концентрированную серную кислоту и аккуратно перемешивает ее спиртовым градусником. Ребята наблюдают, как быстро вверх поднимается окрашенный столбик градусника. При попадании раствора серной кислоты на кожу необходимо промыть водой в течение 10 мин, наложить повязку с 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия (если промедлить с оказанием помощи, то останется ожог, заживающий не ранее, чем через 1,5 мес. и рубец), при попадании в глаза в течение 15 минут промывать водой и вызвать врача (если вовремя не оказать помощь, можно потерять зрение). Итак, на вкус кислоты распознавать нельзя. А как же распознают кислоты химики? Вспомните, с помощью какого индикатора можно распознать раствор щелочи? (фенолфталеина). Существует индикатор и для распознавания кислот. Как-то английский химик Р.Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль залил в склянку кислоту и с удивлением обнаружил, что кислота стала красной. Тогда он добавил несколько капель настоя к водному раствору гидроксида натрия и увидел, что раствор стал синим. Так был открыт первый кислотно-основный индикатор, названный лакмусом. Организует лабораторную работу по изучению качественных реакций для распознавания кислот, следит за неукоснительным соблюдением правил техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и растворами кислот | Делают вывод о составе кислот , формулируют и записывают определение кислот в тетрадь. А также названия 6 неорганических кислот и кислотных остатков Предлагают принципы различной классификации кислот (по количеству атомов водорода, наличию кислорода, растворимости), работают с учебником Слушают учителя, записывают основные сведения В процессе проведения лабораторных опытов знакомятся с качественными реакциями для определения кислот, записывают результаты в тетрадь | |||||||||||||
2.3. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся | Из списка веществ выбрать кислоты | Выписывают формулы кислот на доске, пользуясь знаниями о составе кислот | |||||||||||||
2.4. Закрепление нового материала | Предлагает составить характеристику кислот в группах | Выполняют задание в тетради и на доске, знакомятся с интересными сведениями о кислотах | |||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Подведение итогов, рефлексия | Итак, подумайте, что нового вы узнали сегодня и чему научились. | Осознают полученные образовательные результаты, дают отзыв по итогам урока. | ||||||||||||
3.2. . Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению | Домашнее задание: выучить материал конспекта, выполнить задания из учебника | Подведение итогов урока |
Приложение:
Карточка для проверки домашнего задания (выполняется в группе)
Из предложенного списка химических формул веществ выпишите отдельно:
- оксиды неметаллов 2) оксиды металлов 3) щелочи 4) нерастворимые основания
5) бинарные соединения не относящиеся к оксидам:
CaO, NaOH, Cu(OH)2, CuO, Na2S, SO2, Mg(OH)2, Li3N, Ba(OH)2, NO
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и сценарий урока по теме:"Уравнения"
Урок построен на технологии обучения математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных уравнений, учит распознавать и решать их. Учащие...
Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...
Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс
Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс...
технологическая карта урока на тему Кислоты
открытый урок на тему кислоты...
Сценарий урока по теме Галогены
Сценарий урока по теме "Галогены" для 9 класса. Стротся на основе презентации "Галогены". Работа может быть организована в группах, в парах постоянного состава, а также индивидуаль...
Урок по теме "Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент"
Представлена методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики" (2020)....
Открытый урок по теме "Кислоты"
Открытый урок в 8 классе по теме "Кислоты"...