Сценарий урока по теме Кислоты
методическая разработка

Цыбасова Татьяна Викторовна

Сценарий урока по теме "Кислоты" для 8 класса.  Урок изучения новой темы, организуется в форме групповой работы, предполагает проведение лабораторной работы учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_kisloty._8_klass.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Кислоты»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Цыбасова Татьяна Викторовна

Район

Советский район г.Нижнего Новгорода

Место работы

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №151 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторская программа по химии (базовый уровень) 8  класс. Автор Габриелян О.С.

Тема учебного занятия

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Тема урока: «Кислоты»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Соединения химических элементов» (14 часов)

Урок 1. Степень окисления

Урок 2. Бинарные соединения

Урок 3. Оксиды и летучие водородные соединения

Урок 4. Основания

Урок 5. Качественные реакции. Индикаторы

Урок 6. Кислоты

Урок 7. Классификация кислот

Урок 8. Соли

Учебная задача

  • Познакомить учащихся с одним  из важнейших классов неорганических соединений – кислотами, с составом и номенклатурой кислот
  • Научить классифицировать кислоты по различным признакам
  • Продолжить формирование навыков расстановки степеней окисления
  • Расширить представления учащихся о качественных реакциях в химии

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся познакомятся с представителями класса кислот, узнают определение,  состав кислот, их классификацию, нахождение в природе. Познакомятся с правилами техники безопасности при работе с кислотами. Узнают важнейшие неорганические кислоты, научатся распознавать кислоты с помощью индикаторов

Цель – способ (метапредметный результат)

продолжить развитие умений выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы, развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент. Продолжить развитие практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;

Учащиеся продолжат формирование коммуникативных умений при работе в группах постоянного состава

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся узнают о неорганических и органических кислотах, о нахождении кислот в природе, в том числе в организме человека,  о необходимости соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни.

Исходное состояние обучающихся:

-имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в обсуждении;

- знают правила техники безопасности и приемы обращения с веществами и лабораторным оборудованием;

-имеют понятие о классификации неорганических соединений, изучили классификацию и номенклатуру  оксидов и оснований;

-знают понятие «качественные реакции» и «индикаторы»

-способны выбирать нужную информацию из различных источников и в кратком виде представлять ее в виде сообщения;

-могут сопоставлять информацию, аргументировать, выбирать оптимальный вариант для осуществления практической деятельности;

-могут планировать свою умственную и практическую деятельность;

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Составление конспекта в тетради

Фронтальная работа в эври-стической беседе.

Выполнение заданий в тетради и на доске

Участие в обсуждении, нахожде-ние оптимального способа прак-тической деятельности.

Работа в группах постоянного состава, ответы на поставленные учителем вопросы

Понимание необходимости знаний о свойствах веществ, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

На предыдущем уроке учащиеся познакомились с понятиями «качественные реакции», «индикаторы»

Перед уроком путем жеребьевки класс разбивается на 5 групп (по 5-6 человек в группе)

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная лите-ратура

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОРы

Габриелян О.С.Химия. 8 класс- М.: Дрофа, 2014

Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.:Дрофа, 2002

Оборудование

Наборы реактивов и лабораторной посуды для проведения лабораторной работы          (растворы соляной, уксусной кислот;  стеариновая кислота, щавелевая кислота в твердом виде, фенолфталеин, лакмус, метилоранж), растворы кислот, концентрированная серная кислота, вода, спиртовой градусник, карточки с заданиями

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия
Психолого – педагогическое обоснование

1.Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход.
  •  По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

Создание комфортной психологической атмосферы урока, настраивание на рабочий ритм

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)
  • По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа.
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся, полученные на предыдущем уроке, их проверка

2. Операционно – исполнительский 

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока):

1. Организационный этап – 1 мин.

2. Актуализация знаний и проверка дом.задания – 5 мин.

3. Целеполагание – 3 мин.

4. Введение новых знаний – 21 мин

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 2 мин

6. Закрепление нового материала -10 мин.

7. Подведение итогов, рефлексия -2 мин.

8. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Реализация субъект-субъектных отношений, участие обучающихся в постановке дидактической цели урока

2.2. Введение новых знаний

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа, рассказ).

По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные ( беседа) и продуктивные (частично-поисковый –проблемная задача, беседа)

        

Происходит активная познавательная деятельность.

2.3. . Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (упражнения)

По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивные

Учащиеся анализируют полученные знания, оценивают их качество, уточняют спорные моменты, применяют свои знания на простейших примерах.

2.4 Закрепление нового материала

Проблемный метод.

По степени самостоятельности мышления обучающихся:  репродуктивные

Развиваются исследовательские компетенции учащихся: работа с  различными источниками  информации, подборка методов для решения конкретной задачи, составление  плана работы, умение взаимодействовать,  дискутировать, эффективно работать в группах.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Подведение итогов, рефлексия

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Учащиеся еще раз анализируют свою работу на уроке, оценивают ее (самооценка результатов деятельности)

3.2. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Объяснение домашнего задания и требований к его выполнению

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

1.Мотивационно-ориентиовочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся настраиваются на работу

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся и проверка домашнего задания

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Что такое основания, щелочи, индикаторы, качественные реакции.

Выполняют в группах задания на карточках, по одному человеку из группы выходят для выполнения задания на доске.

Вспоминают изученный материал. Отвечают на вопросы учителя

Сравнивают выполненные задания у себя в тетради с выполнением задания на доске, при необходимости исправляют ошибки

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

На столе учителя  предметы и вещества: лимон, аскорбиновая кислота, уксус, кефир. Ученикам предлагается догадаться, что их объединяет и сформулировать тему урока (все эти вещества кислые, тема – кислоты)

Совместно с учителем формулируют тему, планируя этапы ее изучения: состав кислот, их классификация

2.2. Введение новых знаний

Учитель выставляет на демонстрационный стол растворы некоторых кислот. Все склянки подписаны соответствующими химическими формулами. (НС1, H2SO4, HNO3, СН3СООН). Все растворы с виду одинаковые, прозрачные. Можно также показать ребятам кислоты, находящиеся в твердом состоянии: фосфорную и лимонную, аскорбиновую, стеариновую. На доске записывает формулы кислот. Объясняет понятие «кислотный остаток», знакомит с основными неорганическими кислотами.

Глядя на формулы кислот предлагает предложить способы классификации кислот. Организует последующую работу с учебником для расширения знаний о классификации кислот.

Ни один химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознавать кислоты на вкус— это может быть смертельно опасно, ведь к кислотам относят и знаменитую цианистоводородную, и страшную серную кислоты.

Рассказывая о серной кислоте,  разъясняет правила разбавления кислот! 

Есть правило простое

Известно даже малышу:

Кислоту вливаем в воду,

А не воду в кислоту!

 В химический стакан наливает дистиллированную воду, затем тоненькой струйкой добавляет концентрированную серную кислоту и аккуратно перемешивает ее спиртовым градусником. Ребята наблюдают, как быстро вверх поднимается окрашенный столбик градусника. При попадании раствора серной кислоты на кожу необходимо промыть водой в течение 10 мин, наложить повязку с 2%-ным раствором гидрокарбоната натрия (если промедлить с оказанием помощи, то останется ожог, заживающий не ранее, чем через 1,5 мес. и рубец), при попадании в глаза в течение 15 минут промывать водой и вызвать врача (если вовремя не оказать помощь, можно потерять зрение).

Итак, на вкус кислоты распознавать нельзя. А как же распознают кислоты химики? Вспомните, с помощью какого индикатора можно распознать раствор щелочи? (фенолфталеина). Существует индикатор и для распознавания кислот. Как-то английский химик Р.Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль залил в склянку кислоту и с удивлением обнаружил, что кислота стала красной. Тогда он добавил несколько капель настоя к водному раствору гидроксида натрия и увидел, что раствор стал синим. Так был открыт первый кислотно-основный индикатор, названный лакмусом.

Организует лабораторную работу по изучению качественных реакций для распознавания кислот, следит за неукоснительным соблюдением правил техники безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и растворами кислот

Делают вывод о составе кислот , формулируют и записывают определение кислот в тетрадь. А также названия 6 неорганических кислот и кислотных остатков

Предлагают принципы различной классификации кислот (по количеству атомов водорода, наличию кислорода, растворимости), работают с учебником

Слушают учителя, записывают основные сведения

В процессе проведения лабораторных опытов знакомятся с качественными реакциями для определения кислот, записывают результаты в тетрадь

2.3. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся

Из списка веществ выбрать кислоты

Выписывают формулы кислот на доске, пользуясь знаниями о составе кислот

2.4. Закрепление нового материала

Предлагает составить характеристику кислот в группах

Выполняют задание в тетради и на доске, знакомятся с интересными сведениями  о кислотах

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Подведение итогов, рефлексия

Итак, подумайте, что нового вы узнали сегодня и чему научились.

Осознают полученные образовательные результаты, дают отзыв по итогам урока.

3.2. . Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: выучить материал конспекта, выполнить задания из учебника

Подведение итогов урока

Приложение:

Карточка для проверки домашнего задания (выполняется в группе)

Из предложенного списка химических формул веществ выпишите отдельно:

  1. оксиды неметаллов                2) оксиды металлов                3) щелочи                4) нерастворимые основания        

5) бинарные соединения не относящиеся к оксидам:

CaO, NaOH, Cu(OH)2, CuO, Na2S, SO2, Mg(OH)2, Li3N, Ba(OH)2, NO


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и сценарий урока по теме:"Уравнения"

Урок построен на технологии обучения математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных уравнений, учит распознавать и решать их. Учащие...

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс...

технологическая карта урока на тему Кислоты

открытый урок на тему кислоты...

Сценарий урока по теме Галогены

Сценарий урока по теме "Галогены" для 9 класса. Стротся на основе презентации "Галогены". Работа может быть организована в группах, в парах постоянного состава, а также индивидуаль...

Урок по теме "Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент"

Представлена методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики" (2020)....

Открытый урок по теме "Кислоты"

Открытый урок в 8 классе по теме "Кислоты"...