Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кислоты»
Цель урока: учащиеся должны усвоить новые понятия – «кислоты», классификация кислот (по основности по количеству кислорода) ,учащиеся должны усвоить химические кислот.
Задачи:
Обучающие
- учащиеся должны усвоить понятия кислоты, признаки классификации (по основности и по содержанию кислорода), научиться различать по классам;
- познакомиться с физическими свойствами кислот, формами нахождения в природе и лаборатории, изучить химические свойства кислот (изменение окраски индикаторов, взаимодействие с основаниями, с оксидами, с солями, разложения);
Развивающие –
- развивать коммуникативные умения, в процессе работы в микрогруппах;
- развивать логику мышления обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы в процессе изучения темы «кислоты».
Воспитательные –
- воспитание потребности в овладении специальными знаниями, умениями и навыками при изучении свойств кислот.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесно-наглядный с применением игровых технологий
Оборудование: мультимедийная установка, доска, мел, штатив с пробирками, индикаторы – фетолфталеин, лакмус, метилоранж,
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний.
? Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания).
СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).
? Формулы каких веществ вы видите?
? Какие вещества называют оксидами?
? К какому классу принадлежат следующие вещества КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
? Какие вещества относят к основаниям?
? Отчего зависит число гидроксильных групп в основании? (От степени окисления металла.)
(Слайд 2). Крестики-нолики «Основания»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
? Что общего у оснований в первом игровом поле и чем они отличаются от оснований, расположенных на игровом поле № 2? (В первом игровом поле – растворимые основания, во втором – нерастворимые.)
Приведите примеры
? В чем особенности растворимых оснований? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?
- Задание на классификацию соединений. (Слайд 3)
Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 .
Оксиды | Основания | Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 | Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН | НСl, НNО3, Н2SО4 |
- Изучение нового материала
Ребус. В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества, которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 4).
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).
- Многообразие кислот
План изучения кислот
- Состав.
- Классификация.
- Номенклатура и соответствующие оксиды
- Значение и применение.
- Правила техники безопасности при работе с кислотами.
- Состав кислот (Слайд 7).
Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе?
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
- Классификация кислот
А) по наличию кислорода.
? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие. Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Б) Классификация кислот по основности.
? Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность – число атомов водорода в кислоте.
Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
- Валентность элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды. (Слайд 11).
I I I II
НСl Н2S Н3РО4 → Р2О5 - фосфорная кислота
Н3РО3 → Р2О3 - фосфористая кислота
Определите оксиды, соответствующие кислотам. (Слайд 12).
Н2SО4 → SО3 НNО3 → N2О5
Н2SО3 → SО2 НNО2 → N2О3
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»
и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводородная кислота Н2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую валентность(равную № группы)
+6
– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислота
Если Валентность элемента ниже высшей +4
– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
Гимнастика для глаз
- Значение кислот в природе и жизни человека, историческая справка (Слайд 13-14).
Кислоты в природе
Кислоты в жизни человека
В организме человека
В кулинарии продуктах питания
В медицине
В народном хозяйстве
Кислотные дожди
- Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 15-16).
В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)
? Каким образом, не прибегая к экстремальным методам, можно определить кислоту?
Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, жидкие индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1 группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2 группа: В пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3группа. В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор | Окраска индикатора в воде | Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) | Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмус | Желтая | ||
Фенолфталеин | Бесцветная | ||
Метилоранж | Оранжевая |
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).
Химические свойства кислот. Демонстрационный эксперимент.
| Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ (реакция замещения) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ (реакция замещения) Cu + HCl ≠ |
2.Взаимодействие кислот с оксидами металлов. | CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (реакция обмена) |
3.Взаимодействие кислот с основаниями | Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O (реакция обмена) |
4.Взаимодействие кислот с солями. | BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (реакция обмена) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ (реакция обмена) |
Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнала…
- Я научилась…
- Мне было непонятно…
- Для меня этот урок…
- Интерес вызвало, то …
- Затруднения возникли когда…
- Домашнее задание. §20, с. 102-107, выучить формулы и названия кислот
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич
1.Взаимодействие кислот с металлами. В три пробирки поместите соответственно цинк, железо, медь. Прилейте одинаковое количество соляной кислоты. Что наблюдаете? (в случае цинка - быстрое выделение пузырьков газа, в случае железа – менее интенсивное выделение газа, в случае меди признаки реакции отсутствуют). Какой вывод можно сделать?(не все металлы реагируют с кислотами). Практическим путем учеными было выяснено, какие металлы вытесняют водород из растворов кислот. Таким образом был составлен ряд Н. Н. Бекетова, который сейчас называют электрохимический ряд напряжения металлов. Если металл находится до водорода, то он реагирует с кислотами, если после, то – нет. Запишите соответствующие уравнения реакций:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ (реакция замещения)
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ (реакция замещения)
Cu + HCl ≠
2.Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В сухую пробирку поместите небольшое количество оксида меди (II), прилейте 2 мл серной кислоты. Осторожно нагрейте пробирку, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? (после реакции раствор стал голубого цвета). Составьте уравнение реакции. Какие вещества образуются в результате реакции?
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (реакция обмена)
3.Взаимодействие кислот с основаниями. На каждом столе в штативе для пробирок имеется свежеприготовленный гидроксид меди(II) синего цвета. Прилейте раствор кислоты до полного растворения осадка. Напишите уравнение химической реакции.
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O (реакция обмена)
4.Взаимодействие кислот с солями. В две пробирки прилейте соответственно растворы хлорида бария и карбоната натрия. Прилейте в обе пробирки серную кислоту. Что наблюдаете? (выпадения осадка белого цвета; выделение пузырьков газа). Напишите уравнение химической реакции.
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (реакция обмена)
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2↑ (реакция обмена) Для написания уравнений реакций кислот с солями следует пользоваться рядом вытеснения кислот, в котором каждая предыдущая может вытеснить из соли последующую.
Значение кислот в жизни человека.
С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты.
Этот слабокислый раствор попадает в грунт, растворяет карбонат кальция в почве. Поэтому вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов автомобилей оксид серы добавляет серную кислоту.
Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота — это газировка и шипучие напитки.
Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота — витамин С, ацетилсалициловая — аспирин, фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую кислоту вводят капельно в вену как кровоостанавливающее средство. В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов. Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки.
Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.
Значение кислот в жизни человека.
С кислотами нам приходится сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода только на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Углекислый газ из атмосферы растворяется в водяных парах и выпадает слабым раствором угольной кислоты.
Этот слабокислый раствор попадает в грунт, растворяет карбонат кальция в почве. Поэтому вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов автомобилей оксид серы добавляет серную кислоту.
Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, приправы поставляют нам лимонную, уксусную, винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все молочнокислые продукты содержат молочную кислоту. Угольная кислота — это газировка и шипучие напитки.
Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая кислота — витамин С, ацетилсалициловая — аспирин, фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую кислоту вводят капельно в вену как кровоостанавливающее средство. В муравьях и крапиве содержится муравьиная кислота, которую используют при заболевании суставов. Аминокислота глицин применяется как средство, улучшающее память и мозговые функции. Из аминокислот строятся в организме белки.
Соляная кислота в нашем желудке активизирует пищеварительные ферменты, помогает расщеплять белки и убивает бактерии, попавшие в организм с пищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»
Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»...
Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»
Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»...
План-конспект урока в 3-ем классе
Подробное описание урока в 3-ем классе...
Конспект урока для учащихся 4 класса
Коспект зачетного урока по физической культуре для учащихся 4 класса.Тема: "Спортивные игры"...
Конспект урока по ОПК 4 класс "Культура и религия. Религия славян".
Данный конспект предназначен для урока ОПК в 4 классе. Урок проходит в форме урока-лекции. Цели: Сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности.Отличие мировосприятия славянских п...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок
В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...
Конспект урока специальность «Аккордеон» 1 класс.«Работа над динамическими оттенками»
Цель: освоить динамику или динамические оттенки в музыкальном произведении (уметь применять полученные знания на практике), слышать градации в звучании....