Урок по теме "Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент"
план-конспект урока
Представлена методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики" (2020).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kremnievaya_kislota_i_ee_soli._steklo._tsement._2020.docx | 115.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Уссурийска Уссурийского городского округа»
Муниципальный конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Лучшие педагогические практики»
Шабля Иван Николаевич
учитель химии
Уссурийск, 2020
Перечень представленных материалов
Анкета-заявка………………………………………………………. ………….3
Пояснительная записка к уроку………………………………………………..4
Технологическая карта урока………………………………………………….5
Приложения……………………………………………………………………..9
Анкета-заявка
на участие в конкурсе профессионального
мастерства педагогов «Лучшие педагогические практики»
номинация «Учу учиться»
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Шабля Иван Николаевич
2. Год, месяц день рождения: 07.02.1985
3. Место работы: МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска
4.Должность: учитель
5.Педагогический стаж работы: 13лет
6. Преподаваемый предмет: химия
7. Класс/группа проведения урока/занятия: 9 класс
8. Мобильный телефон участника: 8 914 672 27 51
Е- mail для переписки: shaaablia@mail.ru
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Вологин Илья Сергеевич
Пояснительная записка
к уроку химии «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент»
(9 класс, УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана)
Урок по теме «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент» является седьмым из восьми уроков в разделе «Углерод и кремний». Он предшествует контрольно-обобщающему уроку по данному разделу.
Урок по данной теме является уроком открытия нового знания. Его основная цель – сформировать у школьников представления о свойствах кремниевой кислоты и ее солей. В ходе урока будет сделан аспект на практическом значении кремниевой кислоты и ее соединений.
Урок выстроен в рамках технологии развития критического мышления, использование которой полностью соответствует парадигме системно-деятельностного подхода. Урок предполагает три основных стадии: этап вызова, этап осмысления материала, этап рефлексии. На каждом из этапов школьникам предлагается в большей степени самостоятельно включаться в поиск и сбор необходимой информации, одновременно подвергая сомнению дополнительные, не относящиеся к теме урока факты.
Методы, используемые для проведения урока, продиктованы частично-поисковой и исследовательской деятельностью обучающихся на уроке – это наблюдение, анализ, подтверждение гипотезы, эксперимент. Данные методы позволяют задействовать все три канала восприятия – аудиальный, кинестетический и визуальный.
Для проверки образовательных результатов в ходе всего урока будут использованы:
- методы устного контроля и самоконтроля (беседа, объяснение учеником материала, составление «толстых» и «тонких» вопросов);
- методы письменного контроля и самоконтроля (написание уравнений реакций, заполнение критериальных таблиц);
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (проведение манипуляции с химическим оборудованием и реактивами, проведение мысленного эксперимента).
Для проведения урока необходим набор оборудования и материалов, представленный ниже.
1) Химические реактивы: раствор силиката натрия, соляная кислота, раствор хлорида кальция, сухой цемент.
2) Пробирки для проведения опытов (на каждую парту 3 пробирки), штатив для пробирок (15 штук), стеклянная палочка (15 штук), стакан химический (15 штук).
3) Образцы изделий из различных видов стекла.
4) Схемы: «Производство стекла», «Производство цемента».
Технологическая карта урока
Тема урока: «Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент»
Класс: 9
Педагог: Шабля Иван Николаевич, МБОУ СОШ № 14
Цели для ученика: 1. С помощью источников информации и химического эксперимента узнать свойства кремниевой кислоты и ее соединений. 2. Продолжить развивать умение работать в паре, слушать и слышать партнера. 3. Сформировать представление о роли кремниевой кислоты и ее соединений в собственной жизни. | Цель для педагога: создание условий для систематизации у школьников знаний о кремниевой кислоте и ее соединениях, практическом применении силикатов в быту и хозяйстве. |
Тип урока: открытие нового знания | Форма урока: эвристическая беседа |
Опорные понятия, термины: кремниевая кислота, силикаты, стекло, хрусталь, цемент. | Планируемые образовательные результаты: - предметные: сформированное представление о кремниевой кислоте и ее солях, стекле и его видах, производстве строительных материалов; - метапредметные: развитие у школьников основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы), совершенствовать умение работать самостоятельно и в группах, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; - личностные: развитие мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности. |
Формы контроля: опрос, беседа, критериальное самооценивание и взаимооценивание. | Домашнее задание. На выбор выполнить следующие задания: - написать эссе «Роль силикатов в моей жизни»; - подготовить сообщение «Роль кремния в организме человека»; - подготовить презентацию «Производство силикатов в Приморском крае». |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Показатели результативности |
Этап вызова | Учитель приветствует школьников. Обращает их внимание на предметы, находящиеся на кафедре возле доски (изделия из стекла, образцы строительных материалов), и просит их назвать. Выслушивает ответы, комментирует и корректирует их. После этого просит школьников попытаться сформулировать тему урока. Если это получается плохо, то наводящими вопросами помогает ребятам. Затем формулирует противоречие: «У всех видов стекла, которые мы видели, не смотря на их разнообразие – на 80 процентов одинаковый состав. У всех строительных материалов, представленных перед вами – одинаковая основа. Известно ли вам, что это за состав, который объединяет все стекла? Что за вещество лежит в основе всех строительных материалов?» Разобраться с этим поможет наш сегодняшний урок, тему которого мы вместе сформулировали. | Приветствуют учителя. Слушают вопрос, обдумывают и дают ответ, анализируют результат. Обдумывают, дают ответы, анализируют свои ответы и ответы товарищей. Фиксируют тему урока. Слушают противоречие. Испытывают ощущение «внутреннего затруднения», когда знаний, имеющихся уже в запасе, недостаточно для решения поставленного вопроса. Настраиваются на учебно-поисковую деятельность. | Регулятивные - Предвосхищение результата и уровня освоения знаний. - Осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные - Структурирование знаний. - Осознанное построение высказываний в устной форме. Коммуникативные - Планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.
| - Правильно построенные суждения и высказывания о демонстрируемых материалах. - Правильно выстроенная формулировка темы урока. - Включенность в учебную деятельность. |
Этап осмысления содержания | Учитель дает задание осуществить, работая в парах, два химических опыта. Написать возможные уравнения реакций, описать свойства полученных веществ. *Необходимо провести реакцию взаимодействия между силикатом натрия и соляной кислотой, в ходе которой выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты. ** Необходимо провести реакцию взаимодействия между силикатом натрия и хлоридом кальция, в ходе которой выпадает нерастворимый осадок силиката кальция. После проведения реакций и получения веществ, предлагает школьникам с помощью текста учебника и раздаточного материала к уроку ответить на вопросы: - какими химическими свойствами обладает кремниевая кислота; - какими химическими свойствами обладают силикаты. После выполнения этой работы учитель организует работу с раздаточным материалом. В ходе этой работы учащимся по рядам необходимо изучить информацию, представленную в виде следующих схем: «Виды стекла и его состав», «Получение стекла», «Производство цемента». Работая со схемами им необходимо кратко описать процессы производства стекла и цемента, сделать вывод о составе стекол и постараться ответить на противоречие, сформулированное в этапе вызова. | Практически осуществляют необходимые реакции, записывают уравнения, делают вывод о свойствах полученных веществ, осуществляют взаимоконтроль правильности практических действий и правильности написания реакции. Выполняют задания, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей. Работают со схемами, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей. Пытаются ответить на вопрос, сформулированный на этапе вызова. | Регулятивные - Постановка учебной задачи. - Составление плана и последовательности действий. Познавательные - Структурирование знаний. - Анализ объектов и явлений с целью выделения признаков. - Выбор критериев для классификации объектов. - Составление целостного представления из частей. - Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - Инициативное сотрудничество в поиске информации. - Управление поведением партнера. | - Правильно проведенный химический эксперимент. - Правильно написанные уравнения химических реакций. - Правильно описанные свойства веществ. - Правильно выбрана и систематизирована информация. - Правильно выстроенная цепочка рассуждений «свойства вещества – применение вещества». - Грамотно подобраны критерии для самооценки и взаимооценки. - Грамотно выражены мысли в письменной форме. |
Этап рефлексии | На этапе рефлексии педагог предлагает школьникам работу в рамках системы незаконченных предложений: - На уроке я узнал…. - На уроке мне было интересно… - Полученную информацию я буду использовать… После завершения предложений педагог проводит общую рефлексию, отмечая общее и различие в ответах ребят. Производит общую оценку деятельности школьников. | Завершают незаконченные предложения. Сообщают по выбору свои результаты. Участвуют в диалоге. Осуществляют само и взаимооценку на основе критериальных таблиц. | Регулятивные -Оценка результатов работы. Познавательные - Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной и устной форме. | - Грамотно выражены мысли в устной и письменной форме. - Правильно с точки зрения исследовательской деятельности сформулированы предложения. - Корректно осуществлена самооценка и взаимооценка. |
Приложение
Приложение 1. Схемы к уроку
Приложение 2. Дополнительная литература к уроку
Печатные издания
1. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 частях: Часть 2 / Составитель В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
2. Неорганическая химия: учебник. В 2 частях: Часть 1 / В.Н. Спицин, Л.И. Мартыненко. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 480 с.
3. Химия и научно-технический прогресс: книга для учащихся 9-10 классов / И.Н. Семенов, А.С. Максимов, А.А. Макареня. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2003. – 640 с.
Интернет источники
1. Владивостокский фарфоровый завод. Режим доступа https://farfor-antik.ru/factories/vladivostokskiy-farforovyy-zavod/ дата обращения 18.03.2020.
2. Спасский цементный завод. Режим доступа https://vostokcement.ru/manufacture/ дата обращения 19.03.2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...
Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...
технологическая карта урока на тему Кислоты
открытый урок на тему кислоты...
Сценарий урока по теме Кислоты
Сценарий урока по теме "Кислоты" для 8 класса. Урок изучения новой темы, организуется в форме групповой работы, предполагает проведение лабораторной работы учащимися...
Наименование химических элементов и их соединений (кислоты, закиси, оксиды, соли).
Наименование химических элементов и их соединений (кислоты, закиси, оксиды, соли). Правила использования наименований химических элементов и их соединений в рецептах....
Открытый урок по теме "Кислоты"
Открытый урок в 8 классе по теме "Кислоты"...
Методическая разработка дл преподавателей по теме Изготовление растворов солей сильных кислот и слабых оснований.
Данная методчиская разработка предназначена для проведения практического занятия по ПМ 02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных ...