КОС Естествознание Гуманитарные специальности СПО
методическая разработка

Валяева Мария Григорьевна

КОС - разработан для оценивания текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплине "Естествознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КОС естествознание441 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых

технологий   «Краснодеревец»

                                                      Протокол №____ от «____»__________20_ г.

Утверждено

приказом директора №____от «____»_____20_ г.

Директор _______________З.Ш. Джгамадзе

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине 

ОДБ. 06. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

основной профессиональной образовательной программы  

 специальности СПО

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Санкт-Петербург

20__

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе рабочей программы ОДБ.06. Естествознание и с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

Разработчик(и): Валяева М.Г.

Рассмотрено на заседании Методической комиссии СПб ГБПОУ

 «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

 «___»____________20_______

Председатель МК _________________/_______________


Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе:

  • рабочей программы по учебной дисциплине «Естествознание»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (далее – ФГОС), Приказ Минобрнауки России от 21 июля 2015 г №. 374;
  • «Положения о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»;
  • методических рекомендаций для студентов по выполнению практических/лабораторных занятий;
  • методических рекомендаций для студентов по выполнению самостоятельных работ;

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «ОДБ.06 Естествознание» и входит в состав фонда оценочных средств общеобразовательного цикла ППССЗ  по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

.

Текущий контроль проводится в следующих формах: практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельные работы.

Для выполнения практических (лабораторных) занятий, (самостоятельных работ) разработаны методические рекомендации для студентов. 

Промежуточный контроль проводится в форме дифференцированного зачета, который представлен тремя контрольными работами по трем разделам дисциплины: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Итоговая оценка по дисциплине ставится как средняя математическая оценка по трем разделам.

Полный комплект контрольно-оценочных средств включает3 контрольные работы по трем разделам дисциплины, представленные в трех вариантах, направленные на проверку сформированности всей совокупности образовательных результатов (умений и знаний), заявленных во ФГОС  и рабочей программе ОДБ. 06 Естествознание.

Образовательные результаты освоения учебной дисциплины/модуля, подлежащие проверке

В результате освоения учебной дисциплины ОДБ 06. Естествознание студент должен обладать предусмотренными рабочей программой  следующими образовательными результатами:

личностные

Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

Л2 готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

Л3 объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

Л4 умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметные

М1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

М2  применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

М3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

М4 умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметные

П1 сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;

П2 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

П3 сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

П4 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

П5 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

П6 сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания


Матрица соответствия оценочных материалов

образовательным результатам

учебной дисциплины ОДБ.06. Естествознание

1. Общая

Образовательные   результаты

личностные, метапредметные

Формулировка предметных образовательных результатов

текущий контроль

промежуточная аттестация

№ практического/лабораторного занятия

№ самостоятельной работы

№ вопроса

№ практического задания

П1 сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;

Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

1,2,25

1,17,19,20,31,35,38,40,41

П2 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

25,26,27,28

2,3,4,5,6,21

П3 сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

М1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

15,16,19,29,30

8,9,10,11,12,14,16,!8,26,27,30,36,37

П4 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

М3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

М2  применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

3,4,5,8,9,10,11,12,13,14,17,18,20,21,22,23,24

7,13,15,22,23,24,25,28,29,32,33,34,42,43,46,47

П5 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

М4 умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

6,7,8

39,48,49,50

П6 сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания

М4 умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

4,6,9,12


2. Для студентов, выполняющих индивидуальный проект

Образовательные  результаты   личностные, метапредметные

Формулировка предметных образовательных результатов

текущий контроль

промежуточная аттестация

№ практического/лабораторного занятия

Индивидуальный проект

№ вопроса

№ практического задания

форма

отметка о выполнении

М4 умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

Дневник проектной деятельности, защита проекта

Приказ о закреплении тем индивидуальных проектов за студентами. Оценочная ведомость по выполнению индивидуальных проектов. Рейтинг студентов по индивидуальному проектированию.

М2  применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

П4 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

М3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

Л4. Умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

(Программа текущего контроля – ПТА)

по дисциплине ОДБ.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Перечень практических/лабораторных занятий

  1. Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля по учебной дисциплине

ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕCТЕСТВОЗНАНИЕ (ТЕСТ, ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ И ДР.)

РАЗДЕЛ 1: «Физика»

Практическая работа. «Введение в естествознание»

1 вариант

2 вариант

  1. Гелиоцентрическая система – это …
  2. Геоцентрическую систему предложил…
  3. Особенность научных знаний в средневековье …
  4. Открытие периодической системы и Периодического закона принадлежит…
  5. Открытие коротковолнового излучения принадлежит…
  1. Геоцентрическая система – это…
  2. Гелиоцентрическую систему предложил…
  3. Особенность научных знаний в эпоху Возрождения…
  4. Открытие строения органических веществ принадлежит…
  5. Открытие теории относительности (СТО)…

Время выполнения – 10 минут

Оценочные средства

Оценка 5 – 5 баллов

Оценка 4 – 4 балла

Оценка 3 – 3 балла

Оценка 2 – 1-2 балла

Перечень объектов контроля и оценки: П1, П2, П4

Практическая работа. Решение задач по теме «Механика»

  1. По графику пути (рис. 3) определите скорость движения тела. http://referatdb.ru/pars_docs/refs/54/53353/53353_html_m758551c4.png                                            http://referatdb.ru/pars_docs/refs/54/53353/53353_html_37b93d1f.png
  2. На рисунке 7 представлены графики зависимости пути трех тел от времени. Как двигались эти тела? Определите скорости движения каждого тела, постройте графики зависимости скорости υ1, υ2, υ3 тел от времени.
  3. Первую половину времени своего движения автомобиль двигался со скоростью v1=80 км/ч, а вторую половину времени - со скоростью v2=40 км/ч. Какова средняя скорость v движения автомобиля ? [60 км\ч]
  4. Мотоциклист за первые два часа проехал расстояние 90 км, а следующие 3 часа двигался со скоростью 50 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути?   [48 км/ч]
  5. Катер прошел первую половину пути со скоростью в два раза большей, чем вторую. Средняя скорость на всем пути составила 1 м/с. Найти скорость катера на первой половине пути.   [1,5 м/с]

Время выполнения – 30 минут

Оценочные средства

За каждую задачу – 1 балл

Оценка 5 – 5 баллов

Оценка 4 – 4 балла

Оценка 3 – 3 балла

Оценка 2 – 1-2 балла

Перечень объектов контроля и оценки: П6, П5, П2

Практическая работа. (ЛПР 1) Изучение зависимости силы трения от веса тела

Лабораторная работа    Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Цель работы: установить зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления (веса тела) и определить коэффициент трения скольжения дерева по дереву.

Приборы и материалы: брусок, набор грузов по 100 г, динамометр, деревянная дощечка.

Ход работы

1. Определите вес бруска с помощью динамометра. Определите его массу по формуле: m = Р/g, где принять g =10 м/с2.

2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную дощечку. На брусок поставьте груз 100 г.

3. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4. Добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения.

5. В каждом опыте рассчитать коэффициент трения по формуле: . Принять g=10 м/с2. 6. Определить среднее значение коэффициента трения.

6. Результаты измерений и расчётов занести в таблицу.

.

Выполнение работы.

№ опыта

Количество грузов на бруске

 Сила нормального давления (вес бруска с грузами),                          N(Р), Н

Сила трения скольжения,             Fтр., Н   

Коэффициент трения,
μ

Среднее значение
коэффициента трения,
μср.

1

0

2

1

3

2

4

3

     Расчеты:

                μ1=           μ=            μ3=          μ4=

         

μср .μ1+ μ2+ μ3+ μ4  =

                           4

     Вывод:

                                                Контрольные вопросы.

1. Назовите основные причины, от которых зависит сила трения?

2. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения Fтр. от силы нормального давления N (Р).

3. Определите по графику среднее значения коэффициента трения. Для этого возьмите точку на прямой (в средней части графика), определите по нему соответствующие этой точке значения силы трения и силы нормального давления и вычислите коэффициент трения по формуле:

Оценочные средства:

Оценка 5: лабораторная работа выполнена с соблюдением техники безопасности, произведены нужные расчеты, оформлена таблица, ответы на вопросы.

Оценка 4: лабораторная работа выполнена с некоторыми замечаниями, присутствуют незначительные ошибки в расчетах или неточности в интерпретации данных. Присутствуют ответы на вопросы

Оценка 3: лабораторная работа выполнена с неточностями, грубыми ошибками, нет ответов на вопросы, неправильно или неточно интерпретированы данные.

Практическая работа 4. Закон сохранения энергии. Работа. Мощность

Перечень объектов контроля и оценки: П3, П5, П6

Практическая работа. Решение уравнений реакции

  1. Составить уравнения в полном и сокращенном ионном виде

MgCl2 + NaOH =

Fe2O3 + H2SO4=

KOH + Zn(NO3)2 =

CH3COONa + H2SO4=

Ba(NO3)2 + Na2SO4 =

  1. Осуществить превращения:

ZnCl2 – Cl2 – HCl – CaCl2 – AgCl

                                         

          FeCl3            H2

Время выполнения – 25 минут

Перечень объектов контроля и оценки: П3, П4, П6

Оценка 5 ставится за правильно составленные уравнения в полном и сокращенном ионном виде, нет ошибок в индексах и коэффициентах, ионы подписаны и отмечены зарядами.

Оценка 4 ставится за правильно составленные уравнения в сокращенном и полном виде с небольшими недочетами, в виде отсутствия подписи ионов, недочетов в коэффициентах

Оценка 3 ставится, если отсутствует сокращенная запись уравнения, не подписаны ионы, не расставлены коэффициенты

Практическая работа: Тест по теме «Состав атмосферы»

Вариант №1

1. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) высоких концентраций оксидов азота;   б) выбросов промышленных предприятий;

в) жесткого ультрафиолетового излучения;   г) несгоревших частиц топлива.

2. Причиной выпадения кислотных дождей считают воздействие на атмосферу:

а) электромагнитных излучений;       б) высокотоксичных соединений;

в) выбросов сернистого газа;              г) мелких частиц сажи.

3. Основным компонентом атмосферы является:

а) кислород;    б) азот;     в) аргон;        г) озон.

4. Главный химический загрязнитель атмосферы:

а) диоксид углерода;            б) радиоактивные осадки;

в) сернистый газ;                  г) тетраэтилсвинец.

5. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) резких колебаний температуры;      

б) умеренного радиоактивного загрязнения;

в) хозяйственной деятельности человека;

г) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

6. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:

а) молекул воды;      б) озона;     в) хлорфторметана;     г) азота.

7. Постепенное потепление климата на планете связано с:

а) озоновым экраном;                      б) фотохимическим смогом;

в) искусственным загрязнением;   г) парниковым эффектом.

8. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют:

а) климатом;        б) погодой;          в) фактором;        г) средой.

9. Основным источником поступления в атмосферу газа метана считают:

а) лесные массивы;                              б) луговые и степные районы;

в) болотистые районы;                        г) горные районы.

Вариант №2

1. Основным источником поступления в атмосферу мелких частиц свинцовой пыли являются:

а) испытания ядерного оружия;   б) сильные и продолжительные лесные пожары;

в) выбросы автотранспорта;         г) предприятия по производству красок и лаков.

2. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

а) вулканических выбросов;         б) космических излучений;

в) парникового эффекта;               г) сернистого газа.

3. Большая часть жестких ультрафиолетовых лучей задерживается тонким озоновым слоем, который локализован в:

а) тропосфере;       б) гидросфере;         в) стратосфере;         г) экзосфере.

4. Основной причиной постепенного потепления климата является:

а) изменение естественного радиоактивного фона;

б) увеличение концентрации диоксида углерода;

в) истощение озонового слоя;

г) увеличение концентрации хлорфторуглеводородов.

5. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют:

а) задымлением атмосферы;                    б) белым смогом;

в) парниковым эффектом;                        г) фотохимическим смогом.

6. В крупных городах значительная доля загрязнения атмосферы приходится на:

а) стройплощадки;                  б) предприятия легкой промышленности;

в) автотранспорт;                    г) предприятия пищевой промышленности.

7. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря:

а) парообразной влаге;                  б) парниковому эффекту;

в) молекулярному азоту;               г) озоновому экрану.

8. Локальные изменения климата, которые складываются около поверхности почвы, называют:

а) средой;     б) фактором;             в) погодой;              г) микроклиматом.

9. Что такое аэрозоль?

а) организмы, способные жить лишь в среде, содержащей кислород;

б) естественное или искусственное поступление воздуха в какую-нибудь среду;

в) искусственное сооружение в виде проточного резервуара для биологической очистки сточных вод;

г) взвешенные в газообразной среде частицы твердых или жидких веществ.

Критерии оценки:

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

9 баллов – отлично

8 баллов – хорошо

7-5 баллов – удовлетворительно

Менее 5 баллов – неудовлетворительно.

Перечень объектов контроля и оценки: П4, П6

Лабораторно-практическая работа 24 (ЛПР 18). Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп (Сравнительная характеристика растительной и животной клетки).

Цель: освоить технику работы с микроскопом; ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов; показать принципиальное сходство их строения.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты клетки пленки лука, эпителиальные клетки полости рта человека, чашки Петри, предметные и покровные стекла, полоски фильтровальной бумаги, стаканчики с водой, пинцеты, ножницы.

Обучающийся должен:

Знать: особенности строения клеток растений и животных организмов; принципиальное сходство их строения.

Уметь: работать с микроскопом, сравнивать строение растительных и животных клеток.

Теоретические сведения

Клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле.

Эукариотические, собственно ядерные организмы — основная масса животных и растений, за исключением бактерий и сине-зеленых водорослей, не имеющих оформленного ядра, — прокариотических организмов.

Клетка — это ограниченная активной мембраной, упорядоченная, структурированная система биополимеров, образующих ядро и цитоплазму, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом.

Содержимое клетки отделено от внешней среды или от соседних клеток плазматической мембраной (плазмолеммой, или цитолеммой). Все эукариотические клетки состоят из двух основных компонентов: ядра и цитоплазмы.

Цитоплазма неоднородна по своему составу и строению и включает в себя гиалоплазму (основную плазму), в которой находятся органеллы и включения. Все они, дополняя друг друга, выполняют внутриклеточные функции, необходимые для существования клетки как целого, как элементарной живой единицы. Изучением общих черт строения и функционирования клеток и их производных занимается наука цитология. Она исследует отдельные клеточные структуры, их участие в общеклеточных физиологических процессах, пути регуляции этих процессов, воспроизведение клеток и их компонентов, приспособление клеток к условиям среды, реакции на действия различных факторов, патологические изменения клеток. Изучение цитологии имеет большое прикладное значение, так как практически при всех заболеваниях происходят нарушения функций клеток.

Клеточная теория – это обобщенное представление о строении клеток как единиц живого, об их воспроизведении и роли в формировании многоклеточных организмов. В настоящее время клеточная теория гласит:

1. клетка является наименьшей единицей живого;

2. клетки разных организмов сходны по своему строению;

3. размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;

многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток и их производных, объединенные в целостные интегрированные системы тканей и органов, подчиненные и связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Клетки могут иметь самую разнообразную внешнюю форму: шаровидную (лейкоциты), многогранную (клетки железистого эпителия), звездчатую и разветвленно-отростчатую (нервные и костные клетки), веретеновидную (гладкая мускулатура, фибробласты), цилиндрическую (кишечный эпителиоцит), уплощенную (эндотелиоцит, мезотелиоцит) и др. Однако при изучении клеток органов различных растений или животных обращает на себя внимание существование общего плана их организации, несмотря на то, что по внешнему виду они отличаются друг от друга. Одновременно это сходство указывает на общность происхождения всех эукариотических организмов.

Клеточные функции можно подразделить на две основные группы: обязательные и необязательные (факультативные). Обязательные функции, направленные на поддержание жизнеспособности самих клеток, осуществляются постоянными внутриклеточными структурами — органеллами, или органоидами.

Различие клеток в многоклеточных организмах, обусловленное специализацией их функций, связано с развитием особых функциональных клеточных структур — органелл специального значения. Например, сократительных миофибрилл в мышечной клетке, обеспечивающих характерную для этой клетки функцию — движение.

Индивидуальное развитие, от одной клетки до многоклеточного зрелого организма — результат последовательного, избирательного выключения работы разных генов в различных клетках, называемого дифференцировкой.

Сходство в строении клеток определяется одинаковостью общеклеточных функций, направленных на поддержание жизни самих клеток и на их размножение. Разнообразие же в строении клеток — это результат их функциональной специализации.

Каждое проявление деятельности целого организма, будь то реакция на раздражение или движение, иммунные реакции и многое другое, осуществляется специализированными клетками. Однако, хотя клетка и является единицей функционирования в многоклеточном организме, деятельность ее не обособлена, и зависит от деятельности других клеток.

Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли специализированных клеток, объединенных в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненные и связанные межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции. Вот почему мы говорим об организме как о целом, а о клетках — как об элементарных его единицах, специализированных на выполнении строго определенных функций, осуществляющих их в комплексе со всеми элементами, входящими в состав сложно организованной живой системы многоклеточного единого организма. Расчлененность функций организма дает ему большие возможности для приспособления с целью сохранения вида, размножения отдельных индивидуумов.

Микроскоп – сложный оптический прибор, который используется для изучения внутреннего строения органов и тканей. В микроскопе различают три системы: оптическую, осветительную, механическую. Оптическая система состоит из сменных окуляров и объективов, соединенных полой трубкой – тубусом. Окуляр вставляется в отверстие тубуса, объективы ввинчиваются в особое подвижное соединение – револьвер.

Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.

Оптическая часть микроскопа состоит из осветительной и наблюдательной систем. Осветительная система равномерно освещает поля зрения. Наблюдательная система предназначена для увеличения изображения наблюдаемого объекта. Объективы составляют самую важную, наиболее ценную и хрупкую часть микроскопа. От них зависит увеличение, разрешающая способность и качество изображения. Они представляют собой систему взаимно центрированных линз, заключенных в металлическую оправу. Окуляр микроскопа состоит из двух линз: глазной (верхней) и собирательной (нижней). Между линзами находится диафрагма. Боковые лучи диафрагма задерживает, близкие к оптической оси пропускает, что усиливает контрастность изображения. Назначение окуляра состоит в увеличении изображения, которое дает объектив. Окуляры имеют собственное увеличение ×5, ×10, ×12.5, ×16 и ×20, что указано на оправе.

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 5-10 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

5. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт  на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив.  Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

8. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции заново.

9. По окончании работы  поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Выполнение работы

Задание №1: Отделите мясистую чешуйку луковицы. Снимите с ее внутренней стороны тонкую пленку. Отрежьте кусочек пленки, положите его на предметное стекло, капните одну-две капли раствора йода и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при малом увеличении. Найдите вытянутые, почти прямоугольные клетки. Обратите внимание, что ядра окрашиваются йодом в желто-коричневый цвет и располагаются на периферии, так как в центре клетки находятся крупные вакуоли. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите основные компоненты клетки – толстую двухконтурную оболочку, зернистую цитоплазму и ядро с одним-двумя ядрышками. Более светлые, незернистые пятна представляют собой вакуоли. Зарисуйте одну – две клетки.

Задание №2: Рассмотрите препарат «Бактериальная клетка». Зарисуйте и подпишите органоиды.

Задание №3: Рассмотрев  препараты «Клетка растительная» и «Клетка животная» под микроскопом сравните полученные результаты и занесите их в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» или «-».

Таблица: Результаты опыта

Клетки        

Растительная        

Животная

Цитоплазма        

Ядро        

Плотная клеточная стенка        

Пластиды

        

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенности строения клеток растений, животных и грибов?

2. Какова функция ядра в клетке?

3. Какие основные функции выполняет клеточная мембрана?

4. Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?

5. В чем заключается значение клеточной теории для биологии?

Перечень объектов контроля и оценки: П1, П2, П6


ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(Программа промежуточной аттестации – ППА)

Контрольная работа 1: по разделу «Физика»

вариант 1.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1. Перемещение – это:

1)векторная величина; 2) скалярная величина; 3) может быть и векторной и скалярной величиной; 4) правильного ответа нет.

2. Перемещением движущейся точки называют…

1) …длину траектории;    2)  пройденное расстояние от начальной точки траектории до конечной;  3)… направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение точки с его конечным;  4) …линию, которую описывает точка в заданной системе отсчета.

3. Ускорение – это:

1) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому промежутку времени, за который это изменение произошло; 2) физическая величина, равная отношению изменения скорости к тому физически малому промежутку времени, за которое это изменение произошло; 3) физическая величина, равная отношению перемещения ко времени.

4. Локомотив  разгоняется до скорости 20м/с, двигаясь по прямой с ускорением 5м/с2. Начальная скорость его равна нулю. Сколько времени длится разгон?

1)   0,25с;   2)  2с;   3) 100 с;  4)  4с.    

5.Какая сила направлена к центру Земли

1) силы трения;  2) сила тяжести; 3) сила упругости; 4) сила реакции опоры.

6. Два тела стальное и медное, с одинаковыми скоростями движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростяи, куда будут двигаться тела после неупругого удара?

1) вместе в сторону движения медного тела; 2) весте в сторону движения стального тела

3) в противоположные стороны;                  4) остановятся 

7.Согласно закону Гука сила натяжения пружины при растягивании прямо пропорциональна

1) ее длине в свободном состоянии;   2) ее длине в натянутом состоянии;   3) разнице между длиной в натянутом и свободном состояниях;  4) сумме длин в натянутом и свободном состояниях.

8. Спортсмен совершает прыжок с шестом. Сила тяжести действует на спортсмена

1)только в течение того времени, когда он соприкасается с поверхностью Земли; 2) только в течение того времени, когда он  сгибает шест в начале прыжка; 3) только в течение того времени, когда он падает вниз после преодоления планки; 4) во всех этих случаях.

9. Вес тела:

1) направлен всегда вниз; 2) направлен вверх; 3) направлен в противоположную сторону реакции опоры;   4) направлен в противоположную сторону движения тела.

10.Сила тяготения - это сила обусловленная:

1) гравитационным взаимодействием; 2) электромагнитным взаимодействием; 3) и гравитационным, и электромагнитным взаимодействием.

11. Товарный вагон, движущийся  по горизонтальному пути с небольшой скоростью, сталкивается с другим вагоном и останавливается. При этом пружина буфера сжимается. Какое из перечисленных ниже преобразований энергии наряду с другими  происходит в этом процессе?

1) кинетическая энергия вагона преобразуется в потенциальную энергию пружины; 2) кинетическая энергия вагона преобразуется в его потенциальную энергию; 3) потенциальная энергия пружины  преобразуется в ее кинетическую энергию; 4) внутренняя энергия пружины преобразуется в кинетическую энергию вагона.

12. Кинетическая энергия тела 8 Дж, а величина импульса  4 Н·с, Масса тела равна…

1)0,5кг;  2) 1 кг;  3) 2 кг;  4) 32 кг.

Часть 2

  1. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а коэффициент жесткости 500 Н/м.

2. Каково значение СТО Эйнштейна?

Контрольная работа 1: по разделу «Физика»

вариант 2.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1.Перемещение при криволинейном движении равно:

1) пройденному пути; 2) больше пройденного пути;  3) меньше пройденного пути; 4) правильного ответа нет.

2. Средняя скорость характеризует:

1) равномерное движение; 2) неравномерное  движение;  3) криволинейное движение

3. Проекция ускорения на координатную ось может быть:

1) только положительной;  2) только отрицательной;  3) и положительной, и отрицательной, и равной нулю.

4. При подходе к станции поезд уменьшил скорость на 10м/с в течение 20с. С каким ускорением двигался поезд?

1) – 0,5м/с2 ;   2)  2м/с2 ;   3) 0,5 м/с2;  4) – 2м/с2.

5. В инерциальной системе отсчета F сообщает телу массой m ускорение a. Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу уменьшить в 2 раза?

1) увеличится в 4 раза; 2) уменьшится в 4 раза; 3) уменьшится в 8 раз; 4) не изменится.

6. Два тела, свинцовое и цинковое, двигаются навстречу друг другу с одинаковыми скоростями, куда будут двигаться тела после неупругого удара?

1) вместе в сторону движения свинцового тела; 2) весте в сторону движения цинкового тела

3) в противоположные стороны;                  4) остановятся 

7. Закон инерции открыл

1) Демокрит;  2) Аристотель;  3) Галилей;  4) Ньютон.

8.Импульс системы, состоящей из нескольких  материальных точек, равен:

  1. сумме модулей импульсов всех ее материальных точек; 2) векторной сумме импульсов всех ее материальных точек; 3) импульсы нельзя складывать.

9.Утверждение о том, что импульсы замкнутой системы тел не изменяются, является:

1) необоснованным; 2) физическим законом; 3) вымыслом; 4) затрудняюсь что-либо сказать по этому поводу.

10. Мальчик массой 50кг, стоя на очень гладком льду, бросает груз массой 8кг под углом 600 к горизонту со скоростью 5м/с. Какую скорость приобретет мальчик?

1)5,8м/с;   2) 1,36 м/с;    3)  0,8м/с;   4) 0,4 м/с.

11. Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 0,03кгм/с и 0,04 кгм/с. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

1).01кг·м/с;    2). 00351кг·м/с;  3).0,05кг·м/с; 4) 0,07кг·м/с;

12. Тело движется  по прямой. Под действием постоянной силы величиной 4 Н за 2 с импульс тела увеличился и стал равен 20кг·м/с. Первоначальный импульс тела равен

1) 4кг·м/с; 2) 8кг·м/с;  3) 12кг·м/с;  4) 28кг·м/с;

Часть 2

  1. Коэффициент жесткости резинового жгута 40 Н/м. Каков коэффициент жесткости того же жгута, сложенного пополам?

2. каково значение законов Ньютона?

Контрольная работа 2 по разделу «Химия с элементами экологии»

вариант 1.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1. Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне один электрон.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/8b/8b847cfae498e96e3fa08a56cb42b838p.png                     2) https://ege.sdamgia.ru/formula/30/30781641129e34de0449ccb1fba670dap.png              3) https://ege.sdamgia.ru/formula/82/8292eed7ad01e57c37a665bc6d16a697p.png               4) https://ege.sdamgia.ru/formula/86/8640d08847fe5e081f0a41c4579bf26ap.png               5) https://ege.sdamgia.ru/formula/b5/b5ca4406a7e0b4f20a0ffa5ffdd8f0a2p.png

2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.

Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/e7/e78cf885951f47a47bf1efcd5c9cc1c1p.png          2) https://ege.sdamgia.ru/formula/a4/a45b4d9d78eb015adcc0f4025e730cf8p.png                3) https://ege.sdamgia.ru/formula/91/91fbc1ffc46dc5e768f6b154bb548e37p.png                4) https://ege.sdamgia.ru/formula/e4/e4e135f880c86073935a4f8a6ac3c6bbp.png                   5) https://ege.sdamgia.ru/formula/3c/3c9547d2fcb523a7ae5681eedde43fb6p.png

 Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +2.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/3c/3c9547d2fcb523a7ae5681eedde43fb6p.png                  2) https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af6cdb852ac107524b150b227c2886e6p.png               3) https://ege.sdamgia.ru/formula/29/29bf7a323f1088692c1ad29f08f4f573p.png                 4) https://ege.sdamgia.ru/formula/30/30781641129e34de0449ccb1fba670dap.png                5) https://ege.sdamgia.ru/formula/32/3258b94e88317bd91386d1a97ecb7f5bp.png

4. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ

А) https://ege.sdamgia.ru/formula/6b/6b525c9cd692c2335f729bd69558ff94p.png

Б) https://ege.sdamgia.ru/formula/48/481ee8c528b691dad6bf802655f3f449p.png

В) https://ege.sdamgia.ru/formula/a7/a71fd12e7aa54cad0b3c3da1d4f3ec65p.png

1) соль

2) основание

3) амфотерный гидроксид

4) кислота

 5. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, которые при взаимодействии с водой образуют щелочь.

 1) алюминий               2) калий          3) магний           4) барий             5) цинк

6. Из предложенного перечня выберите две реакции, которые соответствуют взаимодействию между карбонатом натрия и соляной кислотой.

 1) соединения          2) обмена          3) обратимая       4) необратимая     5) замещения

7. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и степенью окисления элемента-восстановителя в ней: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. 

СХЕМА РЕАКЦИИ

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЯ

A) https://ege.sdamgia.ru/formula/2f/2f60130153448263dd658998091662b8p.png

Б) https://ege.sdamgia.ru/formula/14/14541b6483746cbfb9f8f9b70235bf9dp.png

B) https://ege.sdamgia.ru/formula/e1/e134f94f59aea1e48b09e61a95204bfcp.png

Г) https://ege.sdamgia.ru/formula/bc/bc38081b8811599d4cf4fb31e2f320e3p.png

1) +2

2) −3

3) +6

4) 0

  

Открытые задания

8. В результате реакции, термохимическое уравнение которой https://ege.sdamgia.ru/formula/5c/5c643407eda4e87faaf6faa559fae99ep.png

выделилось 1479 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах). Ответ округлите до целых.

9. Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при действии избытка хлора на 2,7 г алюминия. Ответ укажите в граммах с точностью до сотых.

10. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, сульфат калия, сульфид натрия, хлорид натрия, сульфат олова (II). Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

Максимальное количество баллов – 17 баллов – тест, 9 баллов – открытые задания (26 баллов);

Оценка 3: 13 – 18 баллов; оценка 4: 19-24 балла; оценка 5 – 25-26 баллов.

Контрольная работа 2 по разделу «Химия с элементами экологии»

вариант 2.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1. Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне три электрона.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/3c/3c9547d2fcb523a7ae5681eedde43fb6p.png             2) https://ege.sdamgia.ru/formula/a4/a45b4d9d78eb015adcc0f4025e730cf8p.png               3) https://ege.sdamgia.ru/formula/e4/e4e135f880c86073935a4f8a6ac3c6bbp.png            4) https://ege.sdamgia.ru/formula/19/197cdcc53f062530d6256eddc6fc18e6p.png                5) https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f76ba8535d826c3f918d069e75705318p.png

2.  Выберите три элемента, которые в Периодической системе находятся в одной группе, и расположите эти элементы в порядке усиления металлических свойств.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/91/91fbc1ffc46dc5e768f6b154bb548e37p.png          2) https://ege.sdamgia.ru/formula/d9/d9781f41e6e37cb88fc2f7a2667a7afdp.png           3) https://ege.sdamgia.ru/formula/8e/8eb2c51bd8fbfd301950a2b980a7119ap.png             4) https://ege.sdamgia.ru/formula/df/dfc7708a043730badb7692f4bb1d5888p.png                  5) https://ege.sdamgia.ru/formula/19/197cdcc53f062530d6256eddc6fc18e6p.png

3.  Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют высшую степень окисления, равную +2.

 1) https://ege.sdamgia.ru/formula/3c/3c9547d2fcb523a7ae5681eedde43fb6p.png            2) https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af6cdb852ac107524b150b227c2886e6p.png        3) https://ege.sdamgia.ru/formula/29/29bf7a323f1088692c1ad29f08f4f573p.png        4) https://ege.sdamgia.ru/formula/30/30781641129e34de0449ccb1fba670dap.png                   5) https://ege.sdamgia.ru/formula/32/3258b94e88317bd91386d1a97ecb7f5bp.png

 4.  Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ

А) https://ege.sdamgia.ru/formula/b5/b5b1892c0a78982ec136eae2620fa3f4p.png

Б) https://ege.sdamgia.ru/formula/ce/ce9be5a216c70bd3dff76e656543f806p.png

В) https://ege.sdamgia.ru/formula/da/daf0f3018cbd754a557cc6a4d9eecc33p.png

1) основный оксид

2) кислота

3) гидроксид

4) кислотный оксид

5. Из предложенного перечня выберите два оксида, которые реагируют с кислородом.

 1) MgO                2) BeO                 3) СО2             4) FeO             5) CO

6. Из предложенного перечня выберите две реакции, которые соответствуют взаимодействию оксида меди (II) с углеродом.

1) овр    2) разложения       3) замещения        4) соединения          5) обмена

7. Установите соответствие между уравнением реакции и изменением степени окисления окислителя в данной реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ
ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

А) https://ege.sdamgia.ru/formula/99/999bb35f19c76c80aeaf8fbd76fde6b9p.png

Б) https://ege.sdamgia.ru/formula/8d/8d32bb6a0d3e069100332672aee4eab5p.png

В) https://ege.sdamgia.ru/formula/18/187650292ce98cfd87b799279f5dc5e4p.png

Г) https://ege.sdamgia.ru/formula/55/5542cb30a4206aff6b592616cbff1a75p.png

1) –1 → 0

2) 0 → –1

3) +2 → 0

4) +1 → 0

5) +4 → +2

6) 0 → –2

 

Открытые задания

8. Термохимическое уравнение реакции образования бензола из ацетилена имеет вид:

 

https://ege.sdamgia.ru/formula/6d/6dc1d5ce2690fd5682b5e31c280c8127p.png

 

Вычислите массу ацетилена, которая вступила в эту реакцию, если в результате выделилось 400 кДж? Ответ дайте в граммах с точностью до целых.

9. Вычислите массу кислорода (в граммах), необходимого для полного сжигания 6,72 л (н. у.) сероводорода.

10. Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: марганцовая кислота, оксид серы(IV), сульфат бария, хлорид калия, нитрат серебра(I). Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

Максимальное количество баллов – 17 баллов – тест, 9 баллов – открытые задания (26 баллов);

Оценка 3: 13 – 18 баллов; оценка 4: 19-24 балла; оценка 5 – 25-26 баллов.

Контрольная работа 3 по разделу «Биология с элементами экологии»

вариант 1.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1. Основной строительный материал клетки 

1)липиды     2)белки    3)углеводы      4)нуклеиновые кислоты 

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

1) вакуоль     2) митохондрия     3) ядро           4) комплекс Гольджи

3. В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

 1) 2               2) 4          3) 8             4) 16

4. К прокариотическим организмам относят

1) плоского червя     2) туберкулёзную палочку       3) вирус герпеса     4) дизентерийную амёбу

5. Откуда, согласно клеточной теории, появляются новые клетки у животных?

1) формируются из органоидов     2) от других клеток    3) путём реорганизации тканей

4) путём распада синцитиев

6.Какое животное ведёт паразитический образ жизни?

1) дождевой червь                            2) малый прудовик

3) малярийный плазмодий            4) ланцетник

7.Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе?

1) паук–клещ                               2) рак отшельник–актиния

3) лиса–заяц                                 4) ласка–горностай

8. Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

1) образованию семян                   2) автотрофному питанию

3) двойному оплодотворению       4) гетеротрофному питанию

9. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: Т-А-Ц-Т-Ц-Ц-Г-А-Г-Т-Г-А. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину. Составьте участок молекулы белка.

10. Ген, контролирующий наличие веснушек – доминантный ген. Женщина с мило разбросанными веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого веснушек не было от рождения. Вычислите вероятность рождения ребенка в этой семье без веснушек.

Контрольная работа 3 по разделу «Биология с элементами экологии»

вариант 2.

Специальность 54.02.01 Дизайн

1. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

1) ядро      2) рибосом        3) клеточный центр         4) лизосома

  1. Какое вещество хранит информацию о строении белковой молекулы 

1) АТФ     2) ДНК     3) РНК    4) ЭПС 

3. В ядрах клеток печени человек содержится 46 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

 1) 20               2) 22          3) 46            4) 23

4. К эукариотическим организмам относят

1) ВИЧ     2) туберкулёзную палочку       3) вирус герпеса     4) гриб-трутовик

5. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

1) из клеток состоят только животные и растения            3) все организмы состоят из клеток

2) клетки всех организмов близки по своим функциям    4) клетки всех организмов имеют ядро

6.Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?

1) хищник — жертва                      2) конкурентные

3) взаимовыгодные                         4) паразит — хозяин

7. Конкуренция в искусственных сообществах возникает между

1) паразитами и хозяевами

2) видами со сходными потребностями

3) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

4) хищниками и жертвами

8. Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1) спор                                  2) вегетативных клеток

3) симбиоза с грибами          4) множественных колоний

9. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину. Составьте участок молекулы белка.

10. При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от скрещивания белой и черной особей называется пестрым. При таком скрещивании было получено 108 гибридов первого поколения. При скрещивании «пестрых» особей было получено 196 гибридов второго поколения. Какие генотипы следует ожидать во втором поколении? Сколько «пестрых» особей во втором поколении? Сколько гибридов будут иметь бедую окраску? Сколько – черную?

Дифференцированный зачет «Естествознание»

вариант 1.

Специальность 54.02.01 Дизайн

Часть А все задания оцениваются по 1 баллу.

1.Естествознание:

а) отражает взаимоотношения социальных групп и человека;

б) наука о явлениях и законах природы

в) изучает производственные отношения.

2. Идею химической эволюции выдвинул и обосновал

а)    И. Опарин; б)    В. И. Вернадский; в)    Д. И. Менделеев; г)     Л. Пастер.

3.Шведский естествоиспытатель, установивший соподчинённость систематических категории:

а) Ч. Дарвин; б) К. Линей; в) Ж. Ламарк; г) Аристотель.

4. Авторами клеточной теории считаются:

а)  Т. Шлейден и М. Шванн    в) Д. Уотсон и Ф. Крик

б)  Р. Гук и А. Левенгук           г) Ч. Дарвин и Д. Уоллес

5.Изменение положения тела относительно других тел с течением времени — это:

А). траектория; Б). пройденный путь; В).механическое движение; Г). прямая линия

6.Какая стадия химической реакции отображена в схеме CI2 = CI˙ + CI˙:

А. инициирование цепи Б. рост цепи В. обрыв цепи.

7.Какова единица измерения громкости?

А) бел; Б) децибел; В) сон; Г) герц.

8. α-Излучение — это:

А) Поток электронов; Б) Поток ядер гелия; В) Электромагнитные волны

9.Какое определение «техника» имеет более широкий смысл:

А) …- это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества.

Б) … - это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; артефакты, т.е. предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

10. Какая сила удерживает неподвижные летательные аппараты:

А) сила тяжести; Б) сила Архимеда; В) всемирного тяготения

11.Раздел науки, изучающий свет и световые явления - …

12. Назовите естественные источники света.

13. Компьютер - это ...

А) Электронный прибор с клавиатурой и экраном;

Б) Устройство для выполнения вычислений.

В) Универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации.

14. Укажите, в какой из групп устройств перечислены устройства вывода информации

А) Принтер, винчестер, мышь;

Б) Винчестер, лазерный диск, модем;

В) Монитор, принтер, звуковые колонки.

15. К синтетическим высокомолекулярным соединениям относится: А. Крахмал. Б. Полиэтилен. В. Целлюлоза.

16. Использование  живых  организмов  и  биологических  процессов  в  производстве называют:

а) биотехнология;     б) генная  инженерия;    в) клонирование.

17. Гиповитаминоз – это…

а) недостаток того или иного витамина; б) отсутствие витамина; в) избыток витаминов.

18. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери:

а) витамина А; б) витамина В; в) витамина С.

19. Углеводы являются: а) источником энергии; б) материалам для роста и обновления тканей; в) участниками регуляции обмена веществ.

20. Иммунология –

а) наука о клетке; б) наука о наследственности организмов; в) наука о защитных свойствах организма.

Часть В все задания оцениваются по 2 балла.

1. Какое явление описано в тексте?

"Круглое, тёмное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое - то слияние, льющееся изменчивыми переливами из-за темного щита придаёт зрелищу движение и жизнь, а облака еще усиливают эту иллюзию своим бесшумным бегом." 2 балла.

2. Как вы понимаете выражение «рацион питания».

ЧАСТЬ С каждое задание оценивается в 3 балла.

Проблема:

Свалка бытового мусора в районе жилых домов.

Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.

Укажите последствия данной проблемы.

Предложите способы решения проблемы.

Ответ оценивается в 3 балла

Дифференцированный зачет «Естествознание»

вариант 2.

Специальность 54.02.01 Дизайн

Часть А все задания оцениваются по 1 баллу.

1.Что является главной целью науки:

а) получение знаний о реальности;

б) развитие техники

в) совершенствование нравственности

2. Создателем теории электромагнитного поля является:

а)  Д. Максвелл; б)  Л. Ампер; в)  М. Фарадей; г)  Г. Герц.

3. Кто пришёл к выводу о том, что при процессе горения к металлу присоединяется часть воздуха, тем самым предположив, что воздух состоит из нескольких газов:

а) Аристотель; б) Демокрит; в) Дальтон; г) Лавуазье.

4. Впервые описал клетку:

а)  Р. Вирхов                   в) Аристотель

б)  Т. Шванн                    г) Р. Гук

5.Что называют механическим движением тела?

А. всевозможные изменения положения тела, происходящие в окружающем мире

Б. изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

В. движение, при котором траектории всех точек тела абсолютно одинаковы

Г. движение, при котором за любые равные промежутки времени тело проходит одинаковые расстояния

6.Какая стадия химической реакции отображена в схеме Н2 + CI˙ =НCI + Н˙

А. инициирование цепи Б. рост цепи В. обрыв цепи.

7. Громкость звука определяется…

А) амплитудой колебаний источника звука Б) частотой колебаний источника звука

В) периодом колебаний источника звука Г) скоростью движения источника звука

8. . β-Излучение — это:

а) Поток электронов; Б) Поток ядер гелия; В) Электромагнитные волны

9. Какое определение «цивилизация» имеет более широкий смысл:

А) … - это определённый уровень технического развития общества.

Б) … - окультуренная природа и средства (орудия) её преобразования, а также человек, живущий в культурной среде и взаимодействующий с другими людьми.

10. Неоднородные тела плавают если:

А) их средняя плотность меньше плотности жидкости; Б) их средняя плотность больше плотности жидкости;

В) их средняя плотность равна плотности жидкости.

11. Метод получения объёмного изображения на основе интерференции волн называют - …

12. Назовите искусственные источники света.

13. В минимальный базовый набор устройств компьютера входят ...

А)  Монитор, клавиатура, системный блок; Б)Дисковод, принтер, монитор; В)Монитор, принтер, клавиатура.

14. Укажите, в какой из групп устройств перечислены устройства ввода информации

А) Принтер, винчестер, мышь; Б) Мышь, клавиатура, джойстик, световое перо, сканер; В)Монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки.

15. К природным высокомолекулярным соединениям относится: А). Полистирол; Б). Клетчатка; В). Глюкоза.

16. Изменение  генотипа   методом  встраивания  гена  одного  организма  в  геном  другого  организма называют:

а) биотехнология;     б) генная  инженерия;    в) клонирование.

17. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина; г) отсутствие витамина.

18. Недостаток витамина С приводит к заболеванию: а) цинга; б) пеллагра; в) рахит.

19. В дневном рационе человека надо уменьшать количество: а) воды; б) сахара; в) круп; г) фруктов.

20. Генетика –

а) наука о клетке;

б) наука о наследственности организмов;

в) наука о наследственности и изменчивости организмов;

Часть В все задания оцениваются по 2 балла.

1. Какое явление описано в тексте. «... Да, это была собака огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение, более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее на нас из тумана».

2. Как вы понимаете выражение «правильное питание»

ЧАСТЬ С каждое задание оценивается в 3 балла.

Проблема:

Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.

1. Укажите последствия данной проблемы.

2. Предложите способы решения проблемы.

Перечень объектов контроля и оценки

Критерии оценки:

«5» - 25-27 баллов

«4» - 18-24 балла

«3» - 14-17 баллов

«2» - менее 14 баллов


ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ

Критерии оценки за ответ на теоретические вопросы

Оценка

Критерии оценки ответа студента

«Отлично»

Обстоятельно и с достаточной полнотой излагает материал вопросов. Даёт ответ на вопрос в определенной логической последовательности. Даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов. Демонстрирует полное понимание материала, даёт полный и аргументированный ответ на вопрос, приводит необходимые примеры (не только рассмотренные на занятиях, но и подобранные самостоятельно).

Свободно владеет речью (показывает связанность и последовательность в изложении).

«Хорошо»

Даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, неточности, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

«Удовлетворительно»

Обнаруживает знание и понимание основных положений, но:

  • допускает неточности в формулировке определений, терминов;
  • излагает материал недостаточно связанно и последовательно;
  • на вопросы экзаменаторов отвечает некорректно.

«Неудовлетворительно»

Обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала. Допускает в формулировке определений ошибки, искажающие их смысл. Допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует. Беспорядочно и неуверенно излагает материал. Сопровождает изложение частыми заминками и перерывами.


Критерии оценки за выполнение практического задания/задачи

Оценка

Критерии

«Отлично»

Показал полное знание технологии выполнения задания.  Продемонстрировал умение применять теоретические знания/правила выполнения/технологию при выполнении задания. Уверенно выполнил действия согласно условию задания.

«Хорошо»

Задание в целом выполнил, но допустил неточности.

Показал знание технологии/алгоритма выполнения задания, но недостаточно уверенно применил их на практике. Выполнил норматив на положительную оценку.

«Удовлетворительно»

Показал знание общих положений, задание выполнил с ошибками. Задание выполнил на положительную оценку, но превысил время, отведенное на выполнение задания.

«Неудовлетворительно»

Не выполнил задание. Не продемонстрировал умения самостоятельного выполнения задания.

Не знает технологию/алгоритм выполнения задания.

Не выполнил норматив на положительную оценку.

Критерии оценки за выполнение теста

Оценка

Критерии

«Отлично»

90% и выше

«Хорошо»

от 80% до 89%

«Удовлетворительно»

от 70% до 79%

«Неудовлетворительно»

до 69%

При тестовой форме проведения экзамена оценка выставляется в соответствии  с процентом правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для специальности 101101 Гостиничный сервис

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Естествознани...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...

Рабочая программа по обществознанию для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Автор: А.Г. Важенин

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее &nda...

Информатика: краткий теоретический курс для специальностей СПО гуманитарного профиля

Учебное пособие содержит обзор теоретического материала по основным вопросам программы курса. Материал структурированы в виде лекций по отдельным темам....