РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
рабочая программа

Базаргармаева Нина Дамбижалсановна

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г).

Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»

Разработчик: Базаргармаева Нина Дамбижалсановна, преподаватель русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_veterinariya_i_kinologiya.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

Улан-Удэ

2020 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦК ОГСЭД

_________Председатель ЦК  Ж.Ц Базарсадуева

« ___»__________20__г.

  СОГЛАСОВАНО

методическим советом

______С.О.Очирова

«___»________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

 Зам. директора по УР

___________Д.Д.Бадмаева

« ___»___________20__г.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г).

Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»

Разработчик: Базаргармаева Нина Дамбижалсановна, преподаватель русского языка и литературы


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

17

24


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание        роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно - выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     практические занятия

6

     контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Выполнение реферата по заданным темам

Разработка проекта

Итоговая аттестация в форме экзамена

3.2 Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студента (на уровне учебных действий)

Введение

  • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
  • Характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
  • Составлять связное высказывание (сочинение- рассуждение) в устной или письменной форме;
  • Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
  • Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор тексов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем),
  • Преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.

Язык и речь. Функциональные стили речи

  • Выразительно читать текст, определять тему, формулировать основную мысль художественных текстов, функциональный тип речи;
  • Вычитывать разные виды информации;
  • Характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
  • Выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
  • Характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейнохудожественном содержании текста;
  • Составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
  • Анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
  • Подбирать примеры по теме из изучаемых художественных произведений.
  • Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • Исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • Анализировать и сравнивать русскии речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
  • Различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • Анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; Создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор;
  • Подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию).

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

  • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
  • Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
  • Строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
  • -Извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись).

Лексикология и фразеология        

  • Аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; о

  • Познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

Морфемика, словообразование, орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
  • Проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
  • Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
  • Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • Опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • Извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Морфология и орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
  • Извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • Определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в тестообразовании

Синтаксис и пунктуация

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
  • Комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • Составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, по заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • Проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • Составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • Извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • Производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • Составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему;
  • Пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
  • Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам.



4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

8

1

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

2

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

3

3

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

3

4

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

2

Практические занятия:

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).

Анализ структуры текста.

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.

Освоение видов переработки текста.

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Стили речи и их функция», «Средства выразительной речи», «Типы речи»

Сочинение-рассуждение «Мы в ответе за тех, кого приручили…».

Сочинение –рассуждение  «Моя собака- мой лучший друг».

Отзыв о х/ф «Дорога домой»,  «Хатико», «Собачья жизнь», «Белый плен»,

Критические статьи  на фильмы о животных «Дорога домой»,  «Хатико», «Собачья жизнь», «Белый плен».

6

Тема 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

Содержание учебного материала

6

1

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи

2

2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Двойные согласные.

3

3

Безударные гласные в корне слова. Чередование гласных И/Е, А/О. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - Правописание И - Ы после приставок.

3

Практические занятия

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка, Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов;

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.

Наблюдение над выразительными средствами фонетики

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «Функции ударения»

А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка

Русский литературный язык на рубеже 20-21 вв.

5

Тема 3. Лексикология и фразеология

Содержание учебного материала

10

1

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

3

3

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

4

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари.

3

5

Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

3

Практические занятия

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц - выведение алгоритма лексического анализа.

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Лексический и фразеологический анализ слова. Подобрать десять фразеологизмов, в основе  которых есть животные. Объяснить их значение.

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.  Стихотворения о животных в русской поэзии, анализ .

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Стихотворения, басни с образами животных  в русской поэзии, анализ . С. Есенин «Песнь о собаке»,  Н. Языков «Конь»,А.С. Пушкин «Узник», басни Крылова.

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе и на лингвистическую тему. Составить обличительную речь в адрес людей, бросающих своих домашних питомцев, написать статью, мотивирующую читателей заботиться о животных, беречь окружающий мир.

Самостоятельная работа обучающихся

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Антонимы и их роль в речи

Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи

Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. Этимология слов

7

Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография

Содержание учебного материала

8

1

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

3

2

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

3

3

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

3

4

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

3

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

Анализ одноструктурных слов с морфемами омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, для наблюдения за историческими процессами.

Самостоятельная работа обучающихся

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Исторические изменения в структуре слова. Анализ отрывка из произведения М. Булгакова «Собачье сердце».  А. Куприн «Белый пудель», И. Тургенев «Муму»

2

Тема 5. Морфология и орфография

Содержание учебного материала

             20

1

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.        

1

2

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

3

3

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

3

4

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

3

5

5

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

6

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

7

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

3

8

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

3

9

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

3

10

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Служебные части речи. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

3

Практические занятия:

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.

Сопоставление лексического и грамматического значения слов. Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся.

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. Д. Лондон «Белый клык», М. Пришвин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Р. Киплинг, Э. Сетон-Томпсон

Самостоятельная работа:

Лексико-грамматические разряды имён существительных (на материале произведений художественной литературы)

Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)

Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании

Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике

Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление

9

Тема 6. Синтаксис и пунктуация

Содержание учебного материала

26

1

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.

3

2

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

3

3

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов- сказуемых как средство связи предложений в тексте.

3

4

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

3

5

Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Односложненное простое предложение.

3

6

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

3

7

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения

3

8

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

3

9

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

3

10

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

3

11

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

            3

12

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

 3

13

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

3

Практические занятия:

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий; для освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, о ее нормах и тенденциях развития.

Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний.

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.

Сопоставление устной и письменной речи.        

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

Самостоятельная работа:

Синонимика простых предложений

Синонимика сложных предложений

Использование сложных предложений в речи

Способы введения чужой речи в текст

Русская пунктуация и ее назначение

Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста

10

Всего

117

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа комплекс.

5.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: 2016

Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М.: 2015

Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М.: 2015

Дополнительная:

Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: 2016

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. - М.: 2013

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учебн. пособие для нач. и сред. проф. образования. - М.: 2017

Греков В.Ф., Русский язык: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.,2017

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2017

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2016

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: 2008 Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: 2018

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: 2004. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М.: 2014

Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. —М.: 2017

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М.: 2016

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М.: 2018

Фразеологический словарь русского языка / Д. Э. Розенталь, В. В. Краснянский. — М.: 2014

Интернет- ресурсы

http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

http://www.ruscorpora.ru/- Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://russkiyjazik.ru/- Энциклопедия «Языкознание» http://etymolog.ruslang.ru/- Этимология и история русского языка http://rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык».

Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

www.uchportal.ru/ - Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

www.metodiki.ru - «Методики»;

www.posobie.ru -«Пособия»

www.it-n.ru/communities.aspx?cat no=2168&tmpl=com/ - Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы http: //www. pro sv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267/- Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»

http://spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка

http://slovari.ru/dictsearch - Словари. ру.

http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota- Учебник грамоты  

http://www.gramota.ru/- Справочная служба

http://gramma.ru/EXM- Экзамены. Нормативные документы

http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников. Воителева Татьяна Михайловна


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В  РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

изменения,  дата внесения изменения; № страницы с изменением;

.

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


Базаргармаева Нина Дамбижалсановна

Преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Общеобразовательный цикл»

Программы  подготовки специалистов среднего звена по

специальности 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио

Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...