План - конспект учебного занятия по теме "Взаимодействие общества и природы."
план-конспект занятия
План - конспект учебного занятия по теме "Взаимодействие общества и природы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_5_geografiya_2019_-.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по __ ОУДВб.12 ГЕОГРАФИИ _
учебной дисциплине/междисциплинарному курсу
для обучающихся гр. 101 - 112, курс _1_,
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
40.02.02 Правоохранительная деятельность
дата проведения (№ занятия по учебному плану)_№ 5_
преподаватель Калякин В.П.
Тема 1.2. Природа и человек в современном мире.
Тема: Взаимодействие общества и природы.
Цель занятия: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.
Задачи занятия:
Обучающая: сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми
Воспитательная: патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом
Междисциплинарные связи: Естествознание
Внутридисциплинарные связи: Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
Таблица 1.
Наименование вопроса (или тестового задания) |
1. Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? |
2. Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте. |
3. Что такое республика? Что такое монархия? |
4. Назовите две формы административно-территориального устройства стран? |
5. Почему Россия против расширения НАТО на восток? |
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Таблица 2.
Наименование изучаемого вопроса | Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу | Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы) |
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда». 2.Этапы взаимодействия общества и природы. 3. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке. 4. Природопользование рациональное и нерациональное. | Дать письменные ответы на поставленные вопросы. Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»? Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу? Вопрос: Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды? Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе? Вопрос. Каков же верный путь освоения ресурсов планеты? | Источники Основная литература Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение, 2017. Дополнительная литература Петрова Н.Н. География (современный мир). 5-е изд.перераб. и доп.- М.:ФОРУМ, 2015. Интернет ресурсы |
Земля – одна из планет Солнечной системы, способная предоставить человеку все необходимые условия для его жизни, существования и дальнейшего развития. Но в последнее время в природе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для ее населения.
Совокупность природных условий, в которых существует человеческое общество, связывают природной, или географической средой. В последнее время закрепился и другой термин – окружающая среда.
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в быту, производственной деятельности. Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое из них более широкое, поскольку природа – это саморазвивающаяся система взаимосвязанных и взаимозависимых естественных компонентов (климата, вод, почвы, рельефа, растительного и животного мира).
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т.е., городов, заводов, каналов, транспортных магистралей. Она играет огромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, является источником ресурсов, влияет на здоровье и настроение, на духовную культуру. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: рационального использования природных ресурсов; охраны окружающей среды от загрязнения.
Те компоненты природы, которые используются или могут использоваться в будущем в хозяйственной деятельности и жизни человека, называются природными (естественными) ресурсами.
Понятия «природные условия» и «природные ресурсы» очень близки, несмотря на то, что второе является частью первого. Грань, отделяющая одно от другого, весьма условна, Например, ветер можно рассматривать как компонент природы, но в то же время это и важный ресурс, в первую очередь для получения энергии. Сближение этих понятий происходило в ходе исторического развития и связано с тем, что все больше и больше природных компонентов используются человечеством как природные ресурсы. Использование природных ресурсов определяется не столько их свойствами, сколько социально-экономическими потребностями и уровнем развития производительных сил. В Древней Греции и Риме для хозяйственных нужд использовалось 19 химических элементов, в начале ХХ века – 59, сейчас уже более 100. Еще в начале ХХ века в топливном балансе России 57% составляли дрова, 11% солома; газ тогда практически не использовался, а сейчас его доля близка к 50%.
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
- рациональное использование природных ресурсов;
- разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
- организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
- контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
- хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
- размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:
Таким образом, природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ [2], с.30-31
Преподаватель _В.П. Калякин_
подпись ио фамилия
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Цикловой комиссии
ОО, ОГСЭ и МиОЕН
ГБПОУ Юридический коллеж
от ___ ____________ 201__ г. № ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" Цель занятия: -ознакомление обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест- венной войны, написанных в первые после...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...