ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
учебно-методическое пособие
Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
Цель занятия:
-ознакомление обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест-
венной войны, написанных в первые послевоенные годы; анализ ключевых эпизодов рассказа
Задачи занятия:
Обучающая: учить вдумчивому чтению художественного произведения, умению анализировать художественный текст с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы
Воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам ВОВ
Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения, читательскую
культуру и понимание авторской позиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Кинельский государственный техникум»
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
по учебной дисциплине ОУД 01,02
Русский язык и литература
Автор:
преподаватель русского языка
и литературы ГБПОУ «КГТ»
Мишина Т.Н.
Кинель 2019г.
Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
Цель занятия:
-ознакомление обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест-
венной войны, написанных в первые послевоенные годы; анализ ключевых эпизодов рассказа
Задачи занятия:
Обучающая: учить вдумчивому чтению художественного произведения, умению анализировать художественный текст с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы
Воспитательная: формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма, памяти, уважения к истории страны и к ветеранам ВОВ
Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения, читательскую
культуру и понимание авторской позиции
Информационно-справочное оснащение:
Основная литература:
- М.А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека"
- Литература. Учебник в двух частях, часть 2 под редакцией Г.А. Обернихиной
Москва. Издательский центр "Академия". 2012
Дополнительные источники:
- Художественный фильм "Судьба человека". Режиссер С. Бондарчук. 1959 г.
Интернет-ресурсы
- Виртуальный музей литературных героев. Режим доступа: http://kidsbook.narod.ru
Междисциплинарные связи:
ОУД.01 Русский язык, ОУД.04 История
Внутридисциплинарные связи:
Темы: "Род литературы", "Композиция произведения",
"Особенности стиля М.А. Шолохова"
- Рефлексия по ранее пройденному материалу учебного курса
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Вопрос (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. К какому роду литературы относится рассказ, повесть, роман? | ||
2. Каковы особенности стиля М.А. Шолохова? | ||
3. Какие произведения написаны М.А. Шолоховым о ВОВ? | ||
4. Почему крупные произведения о ВОВ появились спустя 10-25 лет после нее? |
- Изучаемые вопросы учебного занятия
1. Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" |
Вопрос 1. Вступительное слово преподавателя
Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", появившийся в 1956 году, является одним из значительных произведений первых послевоенных лет. Прошло 11 лет после Победы, война была уже в прошлом, для нас с вами сейчас тем более, 9 мая страна будет отмечать уже 74-ый год со дня Победы.
Вы прочитали рассказ писателя, мне хотелось бы, чтобы вы, выполняя задание к этому уроку, попытались понять, в чем смысл названия данного произведения, как автор показал красоту души человека, воина, труженика.
Контрольные задания по Вопросу 1.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Кто главный герой рассказа? | ||
2. На какие этапы можно разделить судьбу главного героя? | ||
3. Что в рассказа дано общим планом, а что выделено особенно? | ||
4. Есть ли в довоенной истории главного героя что-то необычное? |
Вопрос 2. Анализ эпизода "Как Андрей Соколов попал в плен"
Слово преподавателя: давайте проанализируем эпизоды военных лет, посмотрим, какие подвиги совершил главный герой, что делает его настоящим человеком
Источники дополнительной информации по 2 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
1-ый эпизод из рассказа "Как попал в плен" (со слов: "Попаля в плен под Лозовеньками в мае 42 года…" до слов: "… и я упал как срезанный, потому что понял, что я в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает) | М.А. Шолохов "Судьба человека" |
Контрольные задания по Вопросу 2.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Что в этом эпизоде важно? | ||
2. Мог ли Соколов поступить иначе? | ||
3. Какие качества героя раскрылись в этом эпизоде? |
Вопрос 3.
Анализ эпизода "Убийство предателя"
Источники дополнительной информации по 3 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Чтение отрывка от слов: "И слышу я рядом с собой такой тихий разговор…" до слов: "Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель". | М.А. Щолохов "Судьба человека" |
Контрольные задания по Вопросу 3.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Мог ли Соколов в этой ситуации поступить иначе? | ||
2. Мог ли не услышать разговора Крыжнева со своим командиром? | ||
3. Какая главная черта героя раскрывается в этом эпизоде? |
Вопрос 4. Анализ эпизода "Вызов к Мюллеру"
Слово преподавателя: Я думаю, вы согласитесь, что сцена в концлагере "вызов к Мюллеру" – одна из самых главных в рассказе. Предлагаю вам перечитать этот эпизод и посмотреть этот же эпизод в одноименном художественном фильме. После этого ответьте на предлагаемые вопросы:
Источники дополнительной информации по 4 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Эпизод рассказа "Вызов к Мюллеру" | М.А. Шолохов "Судьба человека" | |
Сцена из художественного фильма "Судьба человека" | С. Бондарчук. "Судьба человека" 1959 г. |
Контрольные задания по Вопросу 4.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Как мог повести себя человек в данной ситуации? | ||
2. Как ведет себя Андрей Соколов? | ||
3. Какую победу он здесь одержал? Как об этом говорит он сам в рассказе? | ||
4. Как оценил его поведение Мюллер? |
Вопрос 5. Анализ эпизода "Усыновление Ванюшки"
Слово преподавателя: давйте проанализируем, как сложилась судьба героя рассказа в последний год войны и сразу после нее? Можно ли говорить о красоте души человека, воина, труженика на примере жизни Андрея Соколова в годы войны и после нее?
Источники дополнительной информации по 5 вопросу | Автор и наименование | Страницы (форма доступа для Интернет-ресурсов) |
Эпизоды, связанные с побегом и последними днями войны | М.А. Шолохов "Судьба человека" | |
Эпизод "Усыновление Ванюшки" | ||
Просмотр эпизода "Усыновление Ванюшки" | С. Бондарчук."Судьба человека" 1959 г. |
Контрольные задания по Вопросу 5.
Контрольное задание (тестовое задание) | Ответ | Самооценка (по 5-ти бальной шкале) |
1. Почему усыновление Ванюшки можно считать человеческим подвигом А. Соколова? | ||
2. О чем переживает главный герой? | ||
3. Можно ли назвать А. Соколова трагическим героем? | ||
4. В чем же красота души человека, воина, труженика Андрея Соколова? | ||
5. Как вы понимаете слова "судьба" и "человек" в названии рассказа? |
- Подведение итогов учебного занятия
Заключительное слово преподавателя
Шолохов нарисовал Андрея Соколова как представителя народного национального типа. Дело в том, что в годы войны в нашей литературе эта проблема становится одной из главных. Не случайно появляются рассказ Алексея Толстого "Русский характер", поэма "Василий Теркин" А. Твардовского.
Что же в этом герое истинно национального, русского? Спокойное мужество, терпение, выносливость. То, что мы считаем героическим в нем, Соколов так не считает, находит это вполне естественным.
Простота и естественность его поступков – это и скромность его человеческая.
Все, что совершает Андрей Соколов, делает это бескорыстно. Свои поступки он совершает для других, творит добро.
Андрей Соколов воплощает в себе народный тип, русский характер. И главное в нем – чувство ответственности за все, что делает он, за все происходящее вокруг него.
В годы войны в нем, как и во многих людях нашей страны, раскрылись лучшие человеческие качества.
Как писал Твардовский в поэме "Василий Теркин":
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Рассказывая об Андрее Соколове, Шолохов оснащает речь героя большим количеством нежных слов. Много и слез. Кажется, не должно это быть присуще мужественному человеку, Но Шолохов всем своим рассказом убеждает, что эта неиссякаемая нежность, доброта обязательно должны быть. Иначе человек не будет человеком.
Андрей Соколов – это человек, каким следует быть. Образом Соколова Шолохов отвечает на вопрос о двух взглядах на человека, вопрос, обсуждавшийся тогда в литературе, в публицистике.
1. Первая концепция была такова: отдельный человек в ХХ веке ничего не значит. В веке, когда создана атомная бомба, человек – песчинка, плывущая по течению.
2. Вторая концепция – герой – это железный человек. Он все может.
Это упрощенный взгляд. Это в плохой литературе. Поэтому-то такие произведения люди забыли.
Андрей Соколов – не песчинка. Именно упорство таких, как он, остановили фашизм. Шолохов в рассказе утверждает активную жизненную позицию и ответственность за все, что совершается.
С другой стороны, Андрей Соколов – живой человек, ему бывает больно (речь о боли и физической, а главное – о боли души). Поэтому слезы, поэтому он часто задает себе вопрос: за что же ты так исказнила меня, жизнь?
Но писатель заканчивает рассказ оптимистически, выражает надежду, что и человеческий, отцовский долг Соколов вынесет (прочитать авторские слова: "Два
осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина").
Но писатель утверждает не только это. Он утверждает и единство двух понятий: любви к Родине и любви к человеку как единство патриотической любви.
Рассказ заставляет нас подумать и о нашем долге перед такими, как А. Соколов. Ведь эти люди еще живы, но не всегда получают должное.
Через две недели страна будет отмечать очередную годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. Если живы ваши прадеды, участники войны, скажите им доброе слово, побывайте на Поклонной горе, у Вечного огня, попробуйте понять, что хоть и были эти события так давно, это наша общая история, попытайтесь быть сопричастными к ней.
- Домашнее задание на следующее занятие
- Подготовить презентацию на одну из тем:
"ВОВ в семейных воспоминаниях"
" Книга о ВОВ, заставившая о многом поразмышлять"
"Мое участие в празднике "День Победы"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"
Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Основы физиологии кожи и волос"...
Инструкционная карта учебного занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» «Making a Hotel Reservation» (Бронирование в отеле)
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Making a Hotel Reservation" (Бронирование отеля)....
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Понятие административного правонарушения."
План-конспект по теме: «Административные правонарушения», дает углубленные знания в сфере административно права. Так как, административное право является важным пра...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Криминология и предупреждение преступлений" по теме: «Причины и условия групповой и организованной преступности»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...
План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).
Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....
Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»
В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...