РП предмета Экология
учебно-методический материал
рабочая программа предмета Экология 10-11 класс. Рассчитана на изучение в 5-6 семестре. Аудиторных занятий 56 часов, из них 10 практических занятий и 2 контрольных работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экология 10-11 класс. базовый уровень | 53.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ ДИРЕКТОРА ПО ТМР ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
________И.В. ПОЛОВИНКИНА _________________В.А. СИЛАКОВ
«_____»_________________2019 «_____»_________________2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТА
УПВ. ЭКОЛОГИЯ
для профессий среднего профессионального образования
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессиям:
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комисси
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2019г., протокол № _______
Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая
пос. Молодежный, 2019
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы по УПВ ЭКОЛОГИЯ.
Учебники:
Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов Экология 10-11 классы, Москва издательство Дрофа,2019.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Курко Наталья Николаевна – преподаватель биологии.
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
СТР. | |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА | 9 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 16 |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологи-
ческие знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-
ку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-
нию общих задач в области экологии;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятель-
ности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимен-
та) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с ко-
торыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-
стижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
• предметных:
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуаци-
ях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-
занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориен-
тированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасно-
стью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится: Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человек-общество-природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
- определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
- анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
- анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
- анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
- использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
- понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
- анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
- оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
- извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
- выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
- прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
- моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов;
- разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
- выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем образовательной нагрузки и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки | 56 |
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 56 |
в том числе: | |
Практические занятия | 10 |
Лабораторные занятия | - |
Контрольные работы | 2 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы |
Базовый уровень
Введение
Экология - комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Эволюция развития экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Система «человек-общество-природа»
Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.
Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов.
Экологические связи в системе «человек-общество-природа». Экологическая культура как условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.
Экологические последствия хозяйственной деятельности человека
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.
Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы.
Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.
Ресурсосбережение
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон
ограниченности природных ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зон.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |||
Аудитор ные | Практи ческие | Лабора торные | Контроль ные | |||
1 | Введение | 2 | 2 | |||
Предмет экологии. Её разделы | 1 | |||||
Организация жизни на Земле. | 1 | |||||
2 | Раздел 1. Общая экология | |||||
2.1 | Тема 1. Организм и среда | 9 | 7 | 2 | ||
Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | |||||
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | |||||
Основные пути приспособления организмов к среде. | 1 | |||||
Основные среды жизни. | 1 | |||||
Пути воздействия организмов на среду обитания. | 1 | |||||
Приспособительные формы организмов. | 1 | |||||
Приспособительные ритмы жизни. | 1 | |||||
Практическое занятие №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». | 1 | |||||
Практическое занятие №2 «Выявление появления приспособлений организмов к биологическим ритмам.» | 1 | |||||
2.2 | Тема 2. Сообщества и популяции. | 11 | 8 | 2 | 1 | |
Типы взаимодействия организмов. | 1 | |||||
Законы и следствия пищевых отношений. | 1 | |||||
Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | |||||
Популяции. | 1 | |||||
Демографическая структура популяций. | 1 | |||||
Рост численности и плотность популяции. | 1 | |||||
Численность популяций и её регуляция в природе. | 1 | |||||
Биоценоз и его устойчивость. | 1 | |||||
Практическое занятие №3 «Составление пищевых цепей». | 1 | |||||
Практическое занятие №3 Описание приспособленности организма и её относительного характера. | 1 | |||||
Контрольная работа №1 (полугодие) | 1 | |||||
2.3 | Тема 3. Экосистемы. | 8 | 7 | 1 | ||
Законы организации экосистем. | 1 | |||||
Законы биологической продуктивности. | 1 | |||||
Агроценозы и агроэкосистемы. | 1 | |||||
Саморазвитие экосистем – сукцессии. | 1 | |||||
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. | 1 | |||||
Биосфера | 1 | |||||
Экология как научная основа природопользования. | 1 | |||||
Практическое занятие №4 Составление пищевых цепей в агроценозах. | 1 | |||||
3 | Раздел 2. Социальная экология | |||||
3.1 | Тема 1. Экологические связи человека. | 7 | 7 | |||
Человек как биосоциальный вид. | 1 | |||||
Особенности пищевых и информационных связей человека. | 1 | |||||
Использование орудий и энергии. | 1 | |||||
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. | 1 | |||||
История развития экологических связей человечества. Человек разумный. | 1 | |||||
История развития экологических связей человечества. Современность. | 1 | |||||
История развития экологических связей человечества. Будущее. | 1 | |||||
3.2 | Тема 2. Экологическая демография. | 4 | 3 | 1 | ||
Социально-экологические особенности демографии человечества. | 1 | |||||
Рост численности человечества. | 1 | |||||
Социально-географические особенности демографии человека. | 1 | |||||
Практическое занятие №6 «Экологические факторы и их влияние на численность популяций животных.» | 1 | |||||
3.3 | Тема 3.Экологические проблемы и их решения. | 15 | 10 | 4 | 1 | |
Демографические перспективы. | 1 | |||||
Современные проблемы охраны природы. | 1 | |||||
Современное состояние и охрана атмосферы. | 1 | |||||
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. | 1 | |||||
Использование и охрана недр. | 1 | |||||
Почвенные ресурсы их использование и охрана. | 1 | |||||
Современное состояние и охрана растительности. | 1 | |||||
Рациональное использование и охрана животных. | 1 | |||||
От экологических кризисов к устойчивому развитию. | 1 | |||||
Экология и здоровье. | 1 | |||||
Практическое занятие №7 «Исследование экологической ситуации своего района». | 1 | |||||
Практическое занятие №8 «Исследование причин загрязнения атмосферы». | 1 | |||||
Практическое занятие №9 «Исследование причин загрязнения поверхностных и подземных вод». | 1 | |||||
Практическое занятие №9 «Исследование причин загрязнения поверхностных и подземных вод». | 1 | |||||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
Лист корректировки рабочей программы
До корректировки | После корректировки | ||
Разделы, темы | Часы | Разделы, темы | Часы |
Преподаватель
Согласовано: Зам. директора по ТМР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по предмету Экология и автомобиль.
Предмет изучается в группах обучающихся по профессиям: Автомеханик, Тракторист -машинист сельскохозяйственного производства, машинист крана, крановщик....
Тест по предмету Экология и автомобиль.
Контрольный тест составлен для проведения итогового контроля знаний обучающихся по предмету за весь курс. Включает в себя вопросы по всем разделам курса....
ВСР по предмету "Экология и питание"
Самостоятельная работа обучающихся помогает усваивать учебный материал, расширяет кругозор, развивает интерес к изучаемому предмету....
МУК практические работы по предмету "Экология и питание"
Практические работы позволяют обучающимся лучше усвоить изучаемый материал.Разивают позневательный интерес к предмету....
МУК практические работы по предмету "Экология и питание"
Практические работы позволяют обучающимся лучше усвоить изучаемый материал.Разивают позневательный интерес к предмету....
Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО
Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО...
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.
Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....