Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО
рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету "Экология транспорта" для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_transporta.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2 к приказу от  №

Приложение №   к образовательной программе среднего профессионального образования по специальности / профессии (указывается код, наименование), утвержденной
решением педагогического совета

БУ «Нижневартовский строительный колледж» (протокол от (указывается дата в формате 00.00.0000) № (указывается дата в формате 00))

Рассмотрено на заседании МО

(указывается наименование МО)                                             Протокол № …   .
от «… »    202… г.

Рекомендовано к утверждению на заседании методического совета

Протокол № …
от «…»  … 202… г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины/

Междисциплинарного курса / Профессионального модуля (выбрать)

ЕН.03

Экология транспорта

индекс        

наименование

Профессия/

специальность

23.02.04.

Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

код

Наименование учебного цикла

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

(согласно учебному плану)

Составитель

Преподаватель, Норекян А.А.

(должность, фамилия, инициалы)

2021  г.


Содержание

1. Паспорт рабочей программы дисциплины        3

2. Структура и содержание дисциплины        5

3. Условия реализации дисциплины        11

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины        12


1. Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Область применения рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки  специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.04. «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», утверждено приказом Министерства образования и науки от 23.01.2018 №45.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и общий естественнонаучный учебный цикл.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ПК 3.7. Соблюдать установленные требования, действующие нормы, правила и стандарты, касающиеся экологической безопасности производственной деятельности структурного подразделения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • техническое состояние автомобиля и его влияние  на загрязнение окружающей среды;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • разрабатывать и внедрять в производство ресурсо- и энергосберегающие технологии;
  • давать характеристику токсичным выхлопам автомобилей и шумовому воздействию;
  • устройства и принцип действия каталитических нейтрализаторов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт в: 

  • поиске и обработке информации;
  • анализе и интерпретации информации;
  • организации профессиональной деятельности в условиях техногенного развития общества.

2. Структура и содержание дисциплины / междисциплинарного курса / профессионального модуля

2.1. Виды учебной работы и объем часов дисциплины

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная  учебная нагрузка обучающихся

68

Обязательная учебная нагрузка обучающихся,

в том числе:

68

Лекции, уроки

44

практические занятия

24

лабораторные занятия

курсовая работа (проект)

консультации

Самостоятельная работа обучающихся

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

В рабочей программе модуля указываются данные всех составляющие хэлементов модуля в соответствии с учебным планом (все междисциплинарные курсы, учебная практика, производственная практика, экзамен)


2.2. Содержание и тематический план дисциплины / междисциплинарного курса / профессионального модуля

Наименование разделов и тем

Содержание

дисциплины / междисциплинарного курса / профессионального модуля

Количество часов

в том числе

Коды ОК, ПК

Л

ПЗ

ЛЗ

СР

К

ПА

П

1 семестр

Раздел 1. Введение

Экология – наука об окружающей среде и области ее применения. Объект и предмет изучения экологии. Цели и задачи современной экологии, ее структура.

2

2

0

1-2

Тема 1.1 Введение в экологию

2

Раздел 2. Взаимодействие человека и природы

Классификация природных ресурсов. Направление их использования в деятельности человека.

 Мировая автомобилизация. Этапы развития. Экологические факторы автомобилизации в России и странах ЕС.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Развитие производительных сил общества. Формы взаимодействия природы и общества.

 Преднамеренные и непреднамеренные взаимодействия человека на условия существования.

 Признаки глобальных проблем. Виды глобальных экологических проблем, причины возникновения и их последствия. Пути решения.

Понятие охраны биосферы.  Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Направления охраны биосферы. Методы очистки. 

Принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

 Процессы очистки  бытовых и промышленных стоков, газообразных выбросов, методы утилизации.

20

15

5

3-4

Тема 2.1 Природные ресурсы

2

5

Сравнительная характеристика искусственных и естественных экосистем

1

ОК7

6

Тема 2.2 Развитие автомобилизации

1

7-8

Тема 2.3. Природа и общество

2

9-10

Тема 2.4. Взаимодействия человека на условия существования

2

11-12

Характеристика взаимодействия человеческого общества и природы

2

ОК2,
ОК7

13-14

Тема 2.5. Глобальные проблемы экологии

2

15-16

Тема 2.6. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности.

2

17-18

Характеристика глобальных экологических проблем

2

ОК1,
ОК2,
ОК7

19-20

Тема 2.7. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

2

21-22

Тема 2.8. Уничтожение вредных выбросов.

2

Раздел 3. Влияние технического состояния автомобилей на загрязнение окружающей среды

Классификация вредных веществ. Показатели опасности вредных веществ. Воздействие вредных веществ на организм человека.

Виды неисправности двигателя, систем питания, зажигания, влияющие на экологию.

Понятие ТСМ. Виды потерь ТСМ. Токсичность ТСМ.

Влияние на окружающую среду, отсутствие нейтрализаторов отработавших газов.

16

8

8

23-24

Тема 3.1. Воздействие вредных компонентов на человека и ОС

2

25-26

Тема  3.2. Неисправности двигателя, систем питания, зажигания

2

27-28

Определение уровня загрязнения атмоферного воздуха отработанными газами автотранспорта

2

ОК2,
ОК7,
ПК3.7

29-30

Влияние режима движения автотранспортного средства на количество загрязнителей, выбрасываемых в атмосферу

2

ОК2,
ОК7,
ПК3.7

31-32

Тема  3.3. Утечка ТСМ и технических жидкостей

2

33-34

Тема 3.4. Отсутствие нейтрализаторов отработавших газов

2

35-36

Уровень внутреннего шума автомобиля при работе двигателя на холостом ходу

2

ОК2,
ОК7,
ПК3.7

37-38

Измерение шума системы выпуска двигателя на автомобиле

2

ОК2,
ОК7,
ПК3.7

Раздел 4. Обеспечение экологичности автомобильного транспорта

Конструкция и функции каталитического нейтрализатора. Принцип действия катализатора. Срок службы.

Система обратной связи. Датчики, обеспечивающие работу обратной связи. 

Современные комплексные системы очистки отработавших газов для дизелей. Каталитические и жидкостные нейтрализаторы. Сажевые фильтры.

Основные правила эксплуатации автомобиля с каталитическим нейтрализатором.

Экологические классы. История возникновения сертификации Евро. Экологические требования.

10

9

1

39-40

Тема 4.1. Устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов

2

41

Тема 4.2. Обратная связь.

1

42

Доклад

1

ОК2

43-44

Тема 4.3. Нейтрализация отработавших газов в выпускной системе дизельных двигателей

2

45-46

Тема 4.4. Эксплуатация автомобиля с каталитическим нейтрализатором

2

47-48

Тема  4.5. Нормы токсичности

2

Итого за 1 семестр

48

34

14

2 семестр

Раздел 5. Эколого-правовая ответственность

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

Система и общая характеристика возмещения вреда, причиненного здоровью человека.

Система и общая характеристика возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.

Понятие об экологической оценке производств. Экологическая безопасность предприятия. Оценки экологической безопасности предприятия.

20

10

10

49-50

Тема 5.1. Государвственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

2

51-52

Тема  5.2. Юридическая ответсветственность в области охраны ОС

2

53-54

Юридическа и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих ОС

2

ОК2,
ПК3.7

55-56

Тема  5.3. Возмещение вреда, причиненного здоровью человека

2

57-58

Тема  5.4. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде

2

59-60

Виды экологических преступлений

2

ОК2,
ПК3.7

61-62

Глоссарий

2

ОК2

63-64

Тема  5.5. Экологическая оценка производства и предприятий

2

65-66

Дать экологическую оценку производству

2

ОК1,
ОК2,
ПК3.7

67-68

Правовые вопросы экологической безопасности

2

ОК2,
ПК3.7

Итого за 2 семестр

20

10

10

Промежуточная аттестация в форме экзамена

8

Всего

68

44

24

Сокращения:

Л – лекции

ПЗ – практические занятия

ЛЗ – лабораторные занятия

СР – самостоятельная работа

К – консультации

ПА– промежуточная аттестация

П – практика (в том числе учебная и производственная)

3. Условия реализации дисциплины / междисциплинарного курса / профессионального модуля

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы осуществляется в  учебном кабинете «Экология»

                                                                                    

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Экология»:

  • посадочные места по количеству студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Экология транспорта»;
  • компьютер (ноутбук);
  • мультимедиа  - проектор;
  • проекционный экран;
  • тематические плакаты.

3.2. Информационное обеспечение

Основные источники (печатные издания):

  1. Галицин А.Н. «Основы промышленной экологии»: учебник для нач.проф.образования.- М.: ИРПО; «Академия», 2010.- 240 с.           

                       

Основные источники (электронные издания):

  1. Павлова Е. И. - Экология транспорта: Учебник и практикум - М.: Издательство Юрайт,2017. –2021. – URL:  http://www.biblio-online.ru/book/F9A4E5 5A-703B-4B7C-8BE9- 63CB2590FBD1 

Дополнительные источники (печатные издания):

  1. Под ред. Л.А.Муравья - Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов рек.МО РФ - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.
  2. Чижиков Ю.В. - Экологические проблемы автомобильного транспорта: Школа БЖД - М.: Новые технологии, 2006. – 87 с.
  3. Алексеев С.П. «Борьба с шумом и вибрацией в машиностроение». М., 2008
  4. Ансеров Ю.М. «Машиностроение и охрана окружающей среды». М., 2007

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины / междисциплинарного курса / профессионального модуля

Планируемый результат

Основные показатели оценки результатов освоения дисциплины

Знать: техническое состояние автомобиля и его влияние  на загрязнение окружающей среды

Демонстрирует знание технического состояние автомобиля и его влияния на загрязнение окружающей среды, эффективно выполняя практические работы, выборая и используя адекватных задаче способов действий, анализируя результаты.

Уметь: разрабатывать и внедрять в производство ресурсо- и энергосберегающие технологии

Демонстрирует сформированность и аргументированность полученных результатов при написании письменных работ, выбором и использованием адекватных задаче способов действий.

давать характеристику токсичным выхлопам автомобилей и шумовому воздействию

Оценивает принцип работы автомобиля, дает характеристику токсичным выхлопам, способен определить степень шумового воздействия применяя методику измерения шумомером.

устройства и принцип действия каталитических нейтрализаторов

Описывает основные принципы действия каталитических нейтрализаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка)

Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля  ПМ.03 Выполнение работ по   одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного бан...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 15.02.09 «Аддитивные технологии»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...