"Проектное обучение студентов при изучении ОУД.03 Химия"
статья
Проектное обучение студентов при изучении ОУД.03 Химия»
Преподаватель биологии и химии Лаврушина Л.Л.
Отличительной чертой нового столетия является его “все пронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность – образовательная тенденция будущего.
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности, способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost._himiya.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектное обучение студентов при изучении ОУД.03 Химия»
Преподаватель биологии и химии Лаврушина Л.Л.
Отличительной чертой нового столетия является его “все пронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность – образовательная тенденция будущего.
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности, способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник СПО должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.
В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.
В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие ,их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникативность.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.
Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения обучающихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес обучающихся к предмету.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?
Учить химии только традиционными методами невозможно, т. е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.
Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.
При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения.
Автономность:
выбор проблемы для индивидуального решения; постановка индивидуальных целей; планирование собственной деятельности; реализация индивидуальной деятельности по достижению результата; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов.
Совместность:
выбор проблемы путем согласования для совместного решения; согласование целей; планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися; достижение результата совместной деятельности; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.
Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.
Мы знакомим обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема; в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта; содержательная часть проекта структурирована; результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость; результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. оформлены; если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т. д.
Историко-методологический аспект.
Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах:
- история развития вещества как части природы; история химического производства; история развития и становления химии как науки; жизнь и деятельность ученых-химиков.
Такие проекты расширяют кругозор обучающихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Обучающиеся при выполнении проектов могут “повторить” открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.
Искусствоведческий аспект - содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, обучающиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.
Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии мы советуем учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.
Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ.
А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы!
Экологический аспект. Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:
раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации; привлечь студентов к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у обучающихся чувство личной ответственности за ее сохранение.
Работая над такими проектами, студенты приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.
Прикладной аспект содержания химического образования позволяет расширить научно-технический кругозор обучающихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.
Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:
энергетика и химические производства; использование продуктов химической промышленности; химия в быту; химия и пища; химия и организм человека.
Региональный аспект. В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования обучающимися. При выполнении проектов мы ориентируем обучающихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района.
Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.
Так, например, проект “Химия и интерьер” может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы жилища человека, отвечать на вопросы искусствоведческого плана, иметь прикладной характер.
Применительно к курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
Связь проектов с учебными темами (на уроке). Использование проектной деятельности вовнеклассной работе (во внеурочной деятельности).
В практике своей работы мы используем оба подхода.
Проекты в системе уроков химии
Так, программа курса химии автора позволяет органично использовать проектную деятельность при изучении таких тем, как:
“Металлы”, “Неметаллы”, “Органические вещества”. “Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”, “Биологически активные вещества”. “Строение вещества”, “Химические реакции”, “Вещества и их свойства”, “Химия в жизни общества”.
Мы используем два вида урочных занятий для организации проектной деятельности.
Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, “качеством”, а не “количеством”.
Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания обучающимися.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.
На таких уроках обучающиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
Для проектной деятельности на уроках мы используем следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.
Проекты во внеурочной деятельности
Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.
Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.
Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов:
Начинание; Планирование; Исследование; Защита; Рефлексия; Презентация.
При выполнении проектов качественно меняются роли обучающихся и преподавателя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Обучающиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.
Мы применяем коллективную экспертную оценку проектов, которая включает:
самооценку учащихся; оценку педагога; оценку учащихся (одноклассников, членов научного общества).
Одним из важных этапов осуществления проекта является презентация. Традиционной формой презентации, которую выбирают учащиеся, является устный доклад с демонстрацией продукта (результата) проекта.
Результаты применения метода проектов
Анализируя опыт организации проектной деятельности, мы постарались привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода:
работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:
проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения;
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт студенту, невозможный при других формах обучения.
Используемая литература:
1.Гузеев В..«Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/Директор школы-.1995.-№6.-С.39-40\
2.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для Учителей и студентов педагогических вузов.-М. АРКТИ,2003.
3.Химия: проектная деятельность учащихся./ Авт - сост. . Волгоград : Учитель,2007.
4.Педагогическая техника в работе учителя.М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»
Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....
Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»
Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...
Особенности использования проектного метода при обучении студентов СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Аннотация: В статье рассматривается использование проектого метода при написании исследовательской работы обучающимися по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
Индивидуальный график обучения студента 1 курса по дисциплине Химия
Индивидуальный график обучения студента 1 курса по дисциплине Химия, задания для изучения теоретического материала, закрепления и контроля знаний....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Автор статьи ставит перед собой цель исследовать проектную деятельность студентов, как один из аспектов обучения иностранному языку и раскрытие проблем, имеющихся на сегодняшний день. В свя...
Выступление на ПЦК на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности».
Выступление на предметно-цикловой комиссии на тему «Проектная деятельность студентов или как подготовить студента к проектной деятельности»....