Индивидуальный график обучения студента 1 курса по дисциплине Химия
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoy_grafik_po_himii.docx | 353.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный график обучения студента 1 курса
Специальность 49.02.01 «Физическая культура» на базе основного общего образования 1-ый семестр 2019-2020 г.г.
Ф.И.О.
Дисциплина | Часы | Преподаватель | Текущий контроль | Контрольная неделя | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
7. | Химия | 106 | Аникеева Ю.А. | С/р №1 | К/р | С/р №2 | Диффер. зачет |
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИРОДА ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ТЕМА 1.1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ
ЗАДАНИЕ № 1. ПРОЧИТАЙТЕ
§ 2 Основные положения теории строения органических веществ (стр. 7-10);
§ 3 Электронная природа химических связей в органических соединениях (стр. 11-13);
§ 4 Классификация органических соединений (стр. 14-15).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Поясните, какие затруднения возникли в развитии органической химии до создания теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
- Изложите основные положения теории А. М. Бутлерова.
- Дайте определение понятиям изомеры.
- .Какие реакции называют свободнорадикальными?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
1.Представьте в виде схемы классификацию изомерии, с примерами.
2.Представьте в виде общей схемы классификацию органических соединений с указанием характерных функциональных групп.
РАЗДЕЛ 2 УГЛЕВОДОРОДЫ
ТЕМА 2.1. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 5 Предельные углеводороды (стр. 16-18),
§ 6 Гомологи и изомеры алканов (стр. 19-20),
§ 7 Получение, свойства и применение алканов (стр. 21-27).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение предельных углеводородов, приведите примеры?
- Какие вещества называются гомологами, приведите примеры?
- Где и в каком виде в природе встречаются алканы?
- Какие химические свойства характерны для алканов?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните раздел «Алканы» в сравнительной таблице
Алканы | Алкены | Алкины | Арены | |
Общая формула | ||||
Тип гибридизации атомов углерода | ||||
Строение молекулы | ||||
Характеристика связи | ||||
Первый представитель | ||||
Способы получения | ||||
Химические свойства: Р. Замещения Р. Присоединения Р. Окисления и тд. |
ТЕМА 2.2. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ И АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 9 Пространственное и электронное строение алкенов. Гомология и изомерия алкенов (стр. 34-38),
§ 10 Получение свойства и применение алкенов (стр. 38-42),
§ 13 Ацетилен и его гомологи (стр. 50-54),
§ 14 Бензол и его гомологи (стр. 57-61),
§ 15 Свойства бензола и его гомологов (стр. 62-66).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение непредельным углеводородам (алкены, алкины), приведите примеры?
- Какие виды изомерии характерны для предельных и непредельных углеводородов?
- Опишите способы получение этилена и ацетилена?
- Какой углеводород является ближайшим гомологом этина?
- Какие реакции являются качественными на ненасыщенную связь?
- Где применяют ацетилен?
- В чем особенности строения бензола и как это отражается на химических свойствах?
- В чем особенности реакции ароматических углеводородов с бромной водой и перманганатом калия?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните разделы «Алкены», «Алкины», «Арены» в сравнительной таблице.
- Напишите контрольную работу по теме «Углеводороды» (приложение 1).
РАЗДЕЛ 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ТЕМА 3.1. СПИРТЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§20 Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, изомерия и номенклатура (стр. 80-83),
§21 Получение, свойства и применение одноатомных предельных спиртов (стр. 83-87),
§ 22 Многоатомные спирты (стр. 89-90),
§ 23 Фенолы (стр. 93-95),
§ 24 Свойства фенола и его применение (стр. 95-97).
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение спиртам. Какая функциональная группа входит в состав их молекул?
- Как классифицируются спирты?
- Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
- В трех пробирках содержатся вода, этанол и глицерин. Как их распознать?
- В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Этилен этанол этаналь
Метан ацетилен бензол этиловый спирт 2,4,6-трибромфенол
ТЕМА 3.2. АЛЬДЕГИДЫ, КЕТОНЫ И КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§25 Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны ( стр. 100-103),
§ 26 Свойства и применение альдегидов (стр. 103-105),
§27 Карбоновые кислоты (стр. 106-108),
§28 Получение, свойства и применение карбоновых кислот (стр. 109-114)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Какие вещества называются альдегидами, а какие – кетонами?
- Охарактеризуйте применение формальдегида, ацетона .
- Опишите качественную реакцию на альдегиды?
- В чем особенности строения карбоновых кислот?
- Какие свойства являются общими для органических и неорганических кислот?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Метан ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота
- На нейтрализацию 10,6 г смеси растворов уксусной и муравьиной кислот затратили
200 г 4% раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли кислот в исходной смеси.
ТЕМА 3.3. УГЛЕВОДЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 32 Глюкоза (стр. 131-137),
§33 Олигосахариды. Сахароза (стр. 137-139),
§34 Крахмал (стр. 139-142)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Какие вещества относятся к углеводам и почему им дано такое название?
- Как классифицируют углеводы и почему?
- Какова роль глюкозы в организме человека?
- Перечислите известные вам процессы брожения глюкозы.
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Метаналь глюкоза
С6Н12О6 (С6Н10О5)n
- Вычислите какой объем оксида углерода (IV) образуется при окислении 0,25 моль сахарозы (н.у.)?
- Составьте уравнения реакций, при помощи которых сахарозу можно превратить в этаналь.
ТЕМА 3.4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 36 Амины (стр. 150-153),
§37 Аминокислоты (стр. 153-158),
§38 Белки (стр. 158-162),
§39 Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях (стр. 162-165),
§40 Нуклеиновые кислоты (стр. 165-166)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
1. Какие элементы входят в состав белков?
2. какие группы атомов и виды связей характерны для большинства белковых молекул?
3. Где белки встречаются в природе и каково их значение?
4. Как можно определить наличие белков в продуктах питания, шерстяных нитях?
5. Какие вещества образуются при гидролизе белков в организме?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Напишите тест по теме: «Кислородсодержащие соединения» (приложение 2)
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИМЕРЫ
ТЕМА 4.1 СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ
ЗАДАНИЕ № 1.ПРОЧИТАЙТЕ
§ 42 Полимеры – высокомолекулярные соединения (стр. 170-176),
§ 43 Синтетические каучуки (стр. 176-179),
§44 Синтетические волокна (стр. 179-182)
Вопросы для самопроверки:
Ответьте устно:
- Дайте определение реакциям полимеризации, поликонденсации.
- Что такое мономер? Приведите пример
- Охарактеризуйте известные вам синтетические каучуки и поясните для каких целей их применяют.
- Чем отличаются каучуки от резины?
- По какому признаку относят лавсан к полиэфирным волокнам?
- Каковы характерные свойства лавсана? Где его применяют?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Выполнение тестирования по теме: «Полимеры» (приложение 3)
- Подготовка презентации по одной из предложенных тем (минимальное количество слайдов – 6):
- Классификация полимеров
- Строение полимеров
- Термопластичные полимеры
- Биоразлагаемые полимеры
- Иониты (полимеры катализаторы)
Приложение 1
Контрольная работа по теме: «Углеводороды»
1 | Молекулы алканов содержат? | ||
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом ацетилена является? | ||
А гексин | В декан | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алкинов? | ||
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Как можно охарактеризовать вещества формулами С6Н6 и С6Н14? | ||
А гомологи | В вещества разных классов | ||
Б изомеры | Г одно и то же вещество | ||
5 | Агрегатное состояние бензола? | ||
А газ | В твердое вещество | ||
Б жидкость | Г зависит от способа получения | ||
6 | Какое вещество будет изменять окраску бромной воды? | ||
А бутан | В этан | ||
Б пропин | Г гексан | ||
7 | Укажите формулу 3-метилбутина-1 | ||
А | В | ||
Б | Г | ||
8 | Какое вещество вступает в реакцию гидрирования? | ||
А С3Н8 | В С2Н6 | ||
Б С3Н4 | Г С4Н10 | ||
9 | Углеводород с формулой Н2С=СН-СН2-СН=СН2 | ||
А алканам | В алкадиенам | ||
Б алкинам | Г аренам | ||
10 | Нитрование бензола и его гомологов называется реакцией | ||
А Зинина | В Бутлерова | ||
Б Коновалова | Г Вюрца | ||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН(СН3)-СН2-СН3 | ||
12 | Составьте формулы изомеров пентана и назовите их | ||
13 | Расшифруйте цепочку превращений | ||
Часть 3 | |||
14 | На полное гидрирование алкена массой 2,8 г израсходовано 0,896 л водорода. Какова молекулярная масса и формула алкена? |
Приложение 2
Тест по теме: «Кислородсодержащие соединения»
1 | Вещество, формула которого является | |
А алканом | Б спиртом | |
В альдегидом | Г карбоновой кислотой | |
2 | При бромировании (избыток) фенола образуется | |
А 2-бромфенол | Б 2,5-дибромфенол | |
В 2,3-дибромфенол | Г 2,4,6-трибромфенол | |
3 | Реакция гидролиза характерна для | |
А жиров | Б спиртов | |
В альдегидов | Г ароматических углеводородов | |
4 | Для осуществления превращения фенол фенолят натрия + водород необходимо к фенолу прибавить | |
А натрий | Б гидроксид натрия | |
В оксид натрия | Г хлорид натрия | |
5 | Функциональную группу –ОН содержат молекулы | |
А спиртов | Б сложных эфиров | |
В альдегидов | Г кетонов | |
6 | Реакция «серебряного зеркала» не характерна для | |
А фруктозы | Б глюкозы | |
В уксусного альдегида | Г формальдегида | |
7 | Метилацетат можно получить при взаимодействии | |
А метанола с муравьиной кислотой | Б метанола с уксусной кислотой | |
В этанола с муравьиной кислотой | Г этанола с уксусной кислотой | |
8 | Для осуществления реакции СН3-СН2ОН СН3-СООН необходимо | |
А растворить спирт в воде | Б восстановить спирт | |
В окислить спирт | Г провести реакцию этерификации | |
9 | К классу углеводов относится вещество, формула которого | |
А С6Н5ОН | Б С6Н12О6 | |
В СН3-(СН2)4-СООН | Г С3Н7-О-С3Н7 | |
10 | Вторичная структура белка обусловлена связью | |
А ионной | Б ковалентной неполярной | |
В водородной | Г ковалентной полярной | |
11 | Аминокислоты не могут реагировать с | |
А с основаниями и кислотами | Б с предельными углеводородами | |
В с кислотами и основаниями | Г между собой | |
12 | Наличие альдегидной группы в органическом веществе можно установить с помощью | |
А бромной воды | Б аммиачного раствора серебра | |
В индикатора - лакмуса | Г гидроксида натрия | |
13 | Карбоксильная группа содержится в | |
А метаноле | Б бутадиене | |
В формальдегиде | Г уксусной кислоте | |
14 | Уксусная кислота может реагировать с | |
А метанолом и серебром | Б серебром и гидроксидом меди (II) | |
В магнием и метаном | Г гидроксидом меди (II) и метанолом | |
15 | Анилин чаще всего применяют в качестве | |
А красителя | Б окислителя | |
В катализатора | Г водоотнимающего агента |
Приложение 3
Тест по теме: «Полимеры»
1 | Высокомолекулярные соединения получают в результате реакций | |
А гидролиза и этерификации | Б гидролиза и полимеризации | |
В этерификации и поликонденсации | Г полимеризации и поликонденсации | |
2 | К природным высокомолекулярным соединениям относятся | |
А полиэтилен | Б клетчатка | |
В глюкоза | Г сахароза | |
3 | Структурным звеном полиэтилена является | |
А –СН2- СН2- | Б –СН2-СН=СН-СН2- | |
В | Г | |
4 | Элементарное звено –СН2-НС=СН-СН2- имеется в макромолекулах | |
А полиэтилена | Б бутадиенового каучука | |
В полипропилена | Г бутадиенстирольного каучука | |
5 | Какая структура не характерна для полимеров | |
А линейная | Б сетчатая | |
В разветвленная | Г столбчатая | |
6 | Полимеры, которые при повышенной температуре не размягчаются и не плавятся, называются | |
А термопластичные | Б стереорегулярные | |
В термореактивные | Г стереонерегулярные | |
7 | К какому типу волокон относится капрон | |
А искусственные | Б синтетические полиамидные | |
В синтетические полиэфирные | Г растительного происхождения | |
8 | Степень полимеризации обозначается …. и показывает | |
А n …число мономерных звеньев | Б d …. число олигомеров | |
В р ….число макромолекул | Г x…..степень стойкости полимера | |
9 | Какое волокно относится к искусственным | |
А шерстяное | Б вискозное | |
В льняное | Г лавсан | |
10 | В сополимеризацию вступают | |
А два или несколько различных мономеров | Б два или несколько различных полимеров | |
В два или несколько одинаковых мономеров | Г два или несколько одинаковых полимеров |
Комплект материалов по самостоятельной работе
Тема 1.1. Введение в органическую химию.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Теория химического строения А.М.Бутлерова.
- Понятие о классификации органических соединений.
- Химические связи в органических соединениях.
- Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты.
- Пространственная структура и виды изомерии.
Вопросы для самопроверки:
- Поясните, какие затруднения возникли в развитии органической химии до создания теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
- Изложите основные положения теории А. М. Бутлерова.
- Дайте определение понятиям изомеры.
- .Какие реакции называют свободнорадикальными?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
1.Представьте в виде схемы классификацию изомерии, с примерами.
2.Представьте в виде общей схемы классификацию органических соединений с указанием характерных функциональных групп.
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
Тема 1.2 Углеводороды.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие об углеводородах.
- Общие сведения об основных классах углеводородов.
- Природный газ и нефть, как природные источники углеводородов.
- Значение углеводородов в современном мире.
- Гомологи и изомеры. Составление структурных формул изомеров и их названий.
- Предельные углеводороды. Алканы. Химические свойства алканов, основные способы их получения.
- Непредельные углеводороды. Алкены. Химические свойства. Основные способы их получения.
- Арены. Химические свойства. Основные способы их получения. Нефть и способы ее переработки.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение предельных углеводородов, приведите примеры?
- Какие вещества называются гомологами, приведите примеры?
- Где и в каком виде в природе встречаются алканы?
- Какие химические свойства характерны для алканов?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните раздел «Алканы» в сравнительной таблице
Алканы | Алкены | Алкины | Арены | |
Общая формула | ||||
Тип гибридизации атомов углерода | ||||
Строение молекулы | ||||
Характеристика связи | ||||
Первый представитель | ||||
Способы получения | ||||
Химические свойства: Р. Замещения Р. Присоединения Р. Окисления и тд. |
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение непредельным углеводородам (алкены, алкины), приведите примеры?
- Какие виды изомерии характерны для предельных и непредельных углеводородов?
- Опишите способы получение этилена и ацетилена?
- Какой углеводород является ближайшим гомологом этина?
- Какие реакции являются качественными на ненасыщенную связь?
- Где применяют ацетилен?
- В чем особенности строения бензола и как это отражается на химических свойствах?
- В чем особенности реакции ароматических углеводородов с бромной водой и перманганатом калия?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Заполните разделы «Алкены», «Алкины», «Арены» в сравнительной таблице.
- Напишите контрольную работу по теме «Углеводороды» (приложение 1).
ВАРИАНТ №1.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н6. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Объясните, какие вещества называются гомологами. Напишите названия и структурные формулы четырёх ближайших гомологов вещества из задания 1.
3. Укажите соединения из задания 2, которые могут существовать в виде структурных изомеров. Напишите структурные формулы этих изомеров, назовите их по заместительной номенклатуре.
ВАРИАНТ №2.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н4. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Приведите структурные формулы: а) пентана; б) гексена-2; в) 3-метилгексина-1; г) гептена-2. Какие из этих веществ и почему можно назвать гомологами?
3. Объясните, какие вещества называются структурными изомерами. Перечислите виды структурной изомерии. Для бутена-1 напишите структурные формулы и названия двух изомерных алкенов и одного циклоалкана. Назовите все вещества по заместительной номенклатуре.
ВАРИАНТ №3.
1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав C2H5Cl. Дайте определение классу, к которому оно относится.
2. Назовите приведённые ниже вещества. Какие из них и почему являются гомологами?
3. К каким классам относятся соединения из задания 2? Дайте определения этим классам, приведите общие формулы.
ВАРИАНТ №4
1. Дайте определение понятию «гомологи». Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С2Н2, и его гомологов с составом С3Н4 и С4Н6. Назовите класс, к которому они относятся.
2. Какие из перечисленных ниже веществ являются идентичными, а какие -изомерами? Назовите по заместительной номенклатуре все вещества, укажите класс, к которому они относятся:
3. Назовите вещество и определите природу атомов углерода (первичный, вторичный и т.д.), входящих в его состав:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.2 (непредельные углеводороды)
ВАРИАНТ 1
- Назовите следующие соединения, укажите, к каким классам они относятся, дайте определение этим классам:
- Напишите уравнения реакций, которые произойдут: а) при нагревании пропанола–1 и пропанола–2 с концентрированной серной кислотой; б) при нагревании 2–-бромпропана со спиртовым раствором гидрокcида натрия; в) при взаимодействии карбида кальция с водой.
- Под действием каких реагентов пропен можно превратить в: а) пропан, б) 2–хлорпропан, в) 1,2–дибромпропан, г) пропандиол-1,2. Напишите уравнения реакций, укажите, какие реакции являются качественными на двойную связь.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 2
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, к каким классам они относятся, дайте определения этим классам: а) 3-этилпентен-1, б) 2,2-диметилгексин-3, в) бутадиен-1,3, г) 2,3-диметил-3,4-диэтилгептен-1.
- 3. Предложите три способа получения пропена, подтвердите уравнениями реакций.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 3
- Назовите следующие соединения:
Для соединения «б» постройте формулы изомеров, относящихся к: 1) этому же классу соединений, 2) другому классу соединений (по одному примеру). Назовите изомеры.
- В какие из перечисленных реакций будет вступать этилен и ацетилен: присоединение, окисление раствором перманганата калия, горение, полимеризации, замещение водорода на металл. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите продукты реакций:
ВАРИАНТ 4
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, какие из них являются изомерами: а) 2-метил-3-этилпентен-2, б) 2,3,3-триметилпентен-1, в) 2-метилгексин-З, г) гептадиен-2,4.
- Закончите следующие схемы, назовите продукты.
- Из нижеперечисленных реагентов выберите те, с которыми будет реагировать ацетилен, приведите уравнения реакций: а) водород в присутствии катализатора, б) раствор перманганата калия, в) раствор гидроксида натрия, г) бромная вода, д) вода в присутствии солей ртути, е) раствор хлорида натрия.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
Тема 1.3 Кислородосодержащие углеводородные соединения.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие о кислородосодержащих органических соединениях: Физические и химические свойства спиртов.
- Фенолы. Ароматические спирты.
- Классификация соединений, содержащих карбонильную группу.
- Физические и химические свойства альдегидов и кетонов.
- Классификация карбоновых кислот. Физические и химические свойства.
- Углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Сравнительная характеристика строения и свойств полисахаридов.
- Липиды. Классификация липидов. Общая характеристика строения жиров.
- Физические и химические свойства жиров. Биологическое значение липидов.
- Азотсодержащие органические соединения. Амины.
- Аминокислоты. Белки: строение молекулы, свойства, роль в организме.
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение спиртам. Какая функциональная группа входит в состав их молекул?
- Как классифицируются спирты?
- Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
- В трех пробирках содержатся вода, этанол и глицерин. Как их распознать?
- В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
ЗАДАНИЕ № 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполните письменно:
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Этилен этанол этаналь
Метан ацетилен бензол этиловый спирт 2,4,6-трибромфенол
. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ 1.3 (предельные углеводороды)
ВАРИАНТ 1
- Назовите следующие соединения, укажите, к каким классам они относятся, дайте определения этим классам:
- Напишите уравнения реакций получения метана: а) из ацетата натрия; б) из иодметана. Перечислите природные источники получения метана.
- На примере пентана приведите не менее четырех реакций, характеризующих химические свойства алканов.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите все соединения:
ВАРИАНТ 2
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, к каким классам они относятся: а) 2,2–диметилбутан, б) 3-этилгексан, в) 1,2–диметилциклопропан, г) изобутилциклопентан.
- Напишите уравнения реакций, которые произойдут при: а) нагревании безводного ацетата натрия и гидроксида натрия, б) нагревании метилиодида и водорода, в) обработке карбида алюминия водой.
- Объясните, в какие из следующих реакций будет вступать пентан: замещения; присоединения; окисления перманганатом калия на холоду; окисления кислородом при нагревании; полимеризации; изомеризации. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Поясните термины: «реакция Вюрца», «реакция Коновалова». Напишите уравнения реакции Вюрца для 1-бромпропана и 2-йодпропана; реакции Коновалова для пропана и 2-метилбутана.
- Сколько изомерных мононитропроизводных может получиться при нитровании пропана и 2-метилбутана.
ВАРИАНТ 3
- Назовите следующие соединения:
- Закончите следующие схемы, назовите продукты.
- Приведите уравнения реакций, характеризующих химические свойства гексана как представителя алканов.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, назовите все соединения:
ВАРИАНТ 4
- Напишите структурные формулы следующих соединений, укажите, какие из них являются структурными изомерами, ответ объясните: а) 2-метилпентан, б) пропилциклопропан, в) изопропилциклобутан, г) этилциклопентан, д) 2,3-диметил-бутан.
- Предложите способ получения этана из: а) метилбромида, б) этилиодида, в) этилена, г) пропионата калия (С2H5COOK).
- Сколько изомерных монозамещеных производных и почему может образоваться при бромировании гексана?
- Из нижеперечисленных реагентов выберите те, с которыми будет реагировать циклогексан. Напишите уравнения соответствующих реакций: а) раствор перманганата калия; б) разбавленная азотная кислота при нагревании; в) кислород при нагревании; г) хлороводород при нагревании; д) аммиачный раствор оксида серебра; е) дегидрирование в присутствии катализатора.
- Запишите уравнениями реакций следующие превращения, укажите, под действием каких реагентов они протекают:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «УГЛЕВОДЫ» |
Цель: изучить свойства углеводов |
1. Качественная реакция на крахмал, содержащийся в продуктах питания: исследование крахмала, муки, яблок |
Реактивы: спиртовой раствор йода 5%, продукты продовольствия |
Оборудование: лист бумаги, пипетка |
Ход работы: На бумагу необходимо выложить продукты, содержащие крахмал. На каждый капнуть 2-3 капли раствора йода. |
Наблюдения: |
Уравнения реакций: |
Вывод: |
2. Исследование ферментативных свойств слюны |
Реактивы: вода дистиллированная, слюна курящего человека, слюна некурящего человека, раствор йода, раствор крахмала |
Оборудование: пробирки, штатив, пипетка |
Ход работы: в две пробирки нальем равный объем клейстера, добавим в первую слюну курящего человека, а во вторую – некурящего. Добавим по несколько капель раствора йода. |
Наблюдения: |
Уравнения реакций: |
Вывод: |
Тема 1.4 Полимеры.
ЗАДАНИЕ № 1.Прочитайте
- Понятие «полимеры». Реакция полимеризации и поликонденсации. Классификация полимеров.
- Искусственные волокна, каучуки, пластмассы.
- Понятие о биологически активных веществах.
- Витамины, ферменты, гормоны. Их значение в нашей жизни.
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
ЗАДАНИЕ № 2. Практическая работа
Напишите ответы по следующим темам:
Комплект материалов по самостоятельной работе
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант 1 | |||
Часть 1 | |||
1 | Валентность углерода в органических соединениях | 2 балла | |
А I | В III | ||
БII | Г IV | ||
2 | Гомологом октана является? | 2 балла | |
А пентан | В этилен | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алканов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n+1 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Какой тип реакций не характерен для алкинов | 2 балла | |
А взаимодействия с основаниями | В замещения | ||
Бокисления | Г присоединения | ||
5 | Вещество, относящееся к ароматическим углеводородам? | 2 балла | |
А бензол | В декан | ||
Б ацетилен | Г циклогексан | ||
6 | Какой тип гибридизации электронных орбиталей атомов углерода характерен для алкенов | 2 балла | |
А sp3 | В sp | ||
Бsp2 | Г гибридизация отсутствует | ||
7 | Этан из хлорметана можно получить при помощи реакции | 2 балла | |
А Вюрца | В Кучерова | ||
Б Лебедева | Г Лебедева | ||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них пропина? | 2 балла | |
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | ||
Б бромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | ||
9 | Углеводород с формулой | 2 балла | |
А гексен-2 | В 4-метилпентен-2 | ||
Б 2-метилпентен-3 | Г 4-метилпентин-2 | ||
10 | В чем особенность реакции алканов с галогенами | 2 балла | |
А проходит на свету | Впроходит при повышенном давлении | ||
Б катализатор ртуть | Г нагревание до 2000ᵒС | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН2-СНВr-СН3 | 4 балла | |
12 | Составьте формулы изомеров пентана и назовите их | 6 баллов | |
13 | Расшифруйте цепочку превращений | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | На полное гидрирование алкена массой 2,8 г израсходовано 0,896 л водорода. Какова молекулярная масса и формула алкена? | 11 баллов |
Вариант 2 | ||||
Часть 1 | ||||
1 | Изомеры – это соединения? | 2 балла | ||
А одинакового качественного и количественного состава, но разного строения | В отличающиеся на гомологическую разность | |||
Б одинакового строения, но разного качественного состава | Г имеющие одинаковую температуру кипения и плавления | |||
2 | Гомологом пропинаявляется? | 2 балла | ||
А октан | В декан | |||
Бацетилен | Г бутен | |||
3 | Общая формула алкенов? | 2 балла | ||
А CnH2n | В CnH2n+2 | |||
Б CnH2n+1 | Г CnH2n-2 | |||
4 | Какой тип реакций характерен для алканов? | 2 балла | ||
А поликонденсации | В присоединия | |||
Бполимеризации | Г замещения | |||
5 | Вещество ароматического ряда? | 2 балла | ||
А бутан | В толуол | |||
Бпропин | Г этан | |||
6 | Какой тип гибридизации электронных орбиталей атомов углерода характерен для алкинов | 2 балла | ||
А sp | А sp3 | |||
Бsp2 | Бгибридизация отсутствует | |||
7 | В гомологическом ряду алканов с ростом молекулярной массы как изменяются температуры кипения и плавления? | 2 балла | ||
А убывают | 2 балла | |||
Б возрастают | 2 балла | |||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них пропана? | 2 балла | ||
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | |||
Б бромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | |||
9 | Название вещества | 2 балла | ||
А 2,3-дибромбутан | В 2,3-дибромбутен-1 | |||
Б2,2-дибромбутан | Г 2,3-дибромбутин-3 | |||
10 | Исходное вещество для получения ацетилена | 2 балла | ||
А палладий | В карбид кальция | |||
Бпропин | Г гидроксид кальция | |||
Часть 2 | ||||
11 | Назовите вещество СН3-СН(С2Н5)-С=СН | 4 балла | ||
12 | Напишите реакцию взаимодействия 2-метилбутена с хлороводородом (правило Марковникова) | 6 баллов | ||
13 | Расшифруйте цепочку превращений | 9 баллов | ||
Часть 3 | ||||
14 | На полное хлорирование метан израсходовано 179,2 л хлора. Какова масса полученного тетрахлорметана? | 11 баллов |
Вариант 3 | |||
Часть 1 | |||
1 | Общая формула алкинов? | 2 балла | |
А CnH2n-6 | B CnH2n | ||
БCnH2n-2 | Г CnH2n+2 | ||
2 | Гомологом бензола является? | 2 балла | |
А толуол | В этилен | ||
Бциклогексан | Г ацетилен | ||
3 | Способ получения бензола? | 2 балла | |
А каталитическая тримеризация ацетилена | В крекинг | ||
Б каталитическая димеризация ацетилена | Г реакция Вюрца | ||
4 | В гомологическом ряду алканов с ростом молекулярной массы как изменяются температуры кипения и плавления? | 2 балла | |
А возрастают | В не изменяются | ||
Бубывают | Г сначала возрастают, затем убывают | ||
5 | Пример геометрической изомерии? | 2 балла | |
А | В | ||
Б | Г | ||
6 | К природным источникам углеводородов относят? | 2 балла | |
А нефть | В нефть, газ, каменный уголь | ||
Б попутный нефтяной газ | Г каменный уголь и илистые отложения | ||
7 | Строение молекулы алкенов | 2 балла | |
А плоское | В тетраэдрическое | ||
Б линейное | Г пирамидальное | ||
8 | Какие металлы не применяют в работах, связанных с ацетиленом? | 2 балла | |
А медь и золото | В серебро и медь | ||
Б медь и алюминий | Г серебро и палладий | ||
9 | Назовите вещество Н3С-СН=СН-СН=СН2 | 2 балла | |
А пентадиен-1,3 | В бутадиен-1,3 | ||
Бпентадиен-2,4 | Г пентен-1 | ||
10 | Последовательность стадий в механизме свободнорадикального замещения у алканов | 2 балла | |
А инициирование, развитие, обрыв цепи | В инициирование, обрыв, рост цепи | ||
Бобрыв, рост, инициирование цепи | Г развитие, инициирование, рост цепи | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество | 4 балла | |
12 | Составьте формулы изомеров бутена-1 и назовите их | 6 баллов | |
13 | Напишите реакцию крекинга гексана, октана | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Определите относительную молекулярную массу алкена, зная, что 0,7 г этого вещества присоединяют 1,6 г брома. Составьте формулу. | 11 баллов |
Вариант 4 | |||
Часть 1 | |||
1 | Молекулы алкинов содержат? | 2 балла | |
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом октена является? | 2 балла | |
А гексен | В толуол | ||
Б кумол | Г гексан | ||
3 | Общая формула аренов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Относительная молекулярная масса гексана равна | 2 балла | |
А 81 | В 86 | ||
Б 20 | Г 22 | ||
5 | Автор теории строения органических веществ? | 2 балла | |
А Ф.Кекуле | В А.М. Бутлеров | ||
Б Д.И. Менделеев | Г Ш.А. Вюрц | ||
6 | Какие вещества реагируют между собой? | 2 балла | |
А пропан и вода | В пропан и водород | ||
Б пропан и этен | Г пропан и хлор | ||
7 | Реакции, нехарактерные для алкенов | 2 балла | |
А окисления | В присоединения | ||
Б замещения | Г полимеризации | ||
8 | Что произойдет с окраской растворов бромной воды и перманганата калия при пропускании через них алкадиена? | 2 балла | |
А не изменится | В перманганат калия обесцветится | ||
Ббромная вода обесцветится | Г оба раствора обесцветятся | ||
9 | Формула бутина-2 | 2 балла | |
А Н3С-С=С-СН3 | В НС=С-СН2-СН3 | ||
БН3С-СН2-СН3 | Г Н3С-С=С-СН2-СН3 | ||
10 | В чем особенность реакции алканов с галогенами | 2 балла | |
А проходит при повышенном давлении | Впроходит на свету | ||
Бкатализатор ртуть | Г нагревание до 2000ᵒС | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество | 4 балла | |
12 | Распределите вещества по группам: газ, жидкость, твердое вещество С2Н2; С2Н4 ; СН3-СН3 ; С18Н38 ; С8Н14; С21Н40 ; С12Н24 ; С6Н6; С6Н5СН3 | 6 баллов | |
13 | Напишите структурные формулы веществ формулой С4Н8 , относящихся к классу алкены (3 вещества) | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Вычислите формулу газообразного алкана, 1 л которого имеет массу 4 г. | 11 баллов |
Вариант 5 | |||
Часть 1 | |||
1 | Молекулы алканов содержат? | 2 балла | |
А 2 π связи | В 3 π связи | ||
Б 1 π связь | Г только σ связи | ||
2 | Гомологом ацетилена является? | 2 балла | |
А гексин | В декан | ||
Б толуол | Г бутен | ||
3 | Общая формула алкинов? | 2 балла | |
А CnH2n | В CnH2n+2 | ||
Б CnH2n-6 | Г CnH2n-2 | ||
4 | Как можно охарактеризовать вещества формулами С6Н6 и С6Н14? | 2 балла | |
А гомологи | В вещества разных классов | ||
Б изомеры | Г одно и то же вещество | ||
5 | Агрегатное состояние бензола? | 2 балла | |
А газ | В твердое вещество | ||
Б жидкость | Г зависит от способа получения | ||
6 | Какое вещество будет изменять окраску бромной воды? | 2 балла | |
А бутан | В этан | ||
Бпропин | Г гексан | ||
7 | Укажите формулу 3-метилбутина-1 | 2 балла | |
А | В | ||
Б | Г | ||
8 | Какое вещество вступает в реакцию гидрирования? | 2 балла | |
А С3Н8 | В С2Н6 | ||
Б С3Н4 | Г С4Н10 | ||
9 | Углеводород с формулой Н2С=СН-СН2-СН=СН2 | 2 балла | |
А алканам | В алкадиенам | ||
Балкинам | Г аренам | ||
10 | Нитрование бензола и его гомологов называется реакцией | 2 балла | |
А Зинина | В Бутлерова | ||
Б Коновалова | Г Вюрца | ||
Часть 2 | |||
11 | Назовите вещество Н2С=СН-СН(СН3)-СН2-СН3 | 4 балла | |
12 | Установите соответствие Алканы СН3-СН2-СН3 Алкены С6Н6 АлкиныСН3-СН2-С=СН Арены СН2=СН-СН2-СН=СН2 АлкадиеныСН3-СН2-СН=СН2 | 6 баллов | |
13 | Расшифруйте цепочку превращений Карбид кальция ацетилен дихлрэтен | 9 баллов | |
Часть 3 | |||
14 | Какой объем хлора необходим для хлорирования бензола массой 39 г? | 11 баллов |
Литература:
Основной учебник по дисциплине:
- Рудзитис Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2012.
Рекомендуемая литература:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М, 2007
- Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2003.
- Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. Н. Гара и др. – М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы творческой группы «Индивидуальная траектория обучения студентов колледжа»
В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской системы образования. Чтобы удовлетворить запрос общества осуществляется перех...
Статья: «Индивидуальная траектория обучения студентов в рамках преподавания дисциплины «технология профессиональной деятельности»»
Профессиональная подготовка студентов помогает успешно адаптироваться к меняющимся условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Одним из важнейших условий формирования профе...
Индивидуальный план обучения студента
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реали...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине: «Химия» основной профессиональной образовательной программы по специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна»
Методические указания по выполнению СРС...
Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине "химия"
Данный материал поможет преподавателю для составления плана самостоятельной внеаудиторной работы....
Индивидуальный способ обучения студентов
Аннотация: В статье рассматривается индивидуальный подход к системе обучения студентов при изучении дисциплин по специальностям Технология машиностроения...
Индивидуальный способ обучения студентов
Аннотация: В статье рассматривается индивидуальный подход к системе обучения студентов при изучении дисциплин по специальностям Технология машиностроения...