Теория Геи и развитие экологического знания
статья на тему
В статье анализируются различные философско-экологические и мировоззренческие аспекты теории Геи, одной из самых интересных гипотез в сфере экологиии, выдвинутых в конце ХХ века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geya.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория Геи и развитие экологического знания
К числу интереснейших теорий, выдвинутых в конце XX в., и входящих в число значимых прорывов в изучении природы, относится теория Геи (или как ещё её называют, гипотеза Геи), которая, несомненно, имеет важное экологическое значение. Эта теория получила название от греческого имени богини Земли (название было предложено писателем У. Голдингом). Основы теории Геи были впервые сформулированы британским учёным-экологом Джеймсом Лавлоком (род. в 1919 г.). Теория Геи утверждает, что Земля представляет собой гигантский суперорганизм, который обладает способностью к саморегулированию, что и обусловливает поддержание экологического постоянства на нашей планете. Кстати, идеи восприятия Земли как гигантского живого тела встречались в мировой философии и культуре с глубокой древности в связи с традициями анимизма и пантеизма.
Первоначально Дж. Лавлок занимался вопросами сравнения атмосферных характеристик планет солнечной системы в сравнении с земной атмосферой, делая при этом предположения о возможности существования жизни на этих планетах. Он пришёл к выводу о том, что на планетах, где не существует жизни, процесс энтропии является намного более выраженным. На безжизненных холодных небесных телах (планетах) состояние энергетического покоя (энтропии) достигается значительно быстрее. Жизнь же является тем, что противостоит наступлению процесса энтропии за счёт того, что живые организмы потребляют энергетические вещества для своего питания и выделяют после этого шлаки. Присутствие в атмосфере кислорода обеспечивает наличие жизни на планете; преобладание же углекислого газа несовместимо с жизнью.
Теория Геи утверждала, что имеющаяся на Земле жизнь в состоянии саморегулироваться, вступая для этого в симбиоз, как бы содружество с сформированными эпохами геологическими структурами. Лавлок писал: «Земля – больше чем просто дом, это живой организм, и мы являемся его частью». Теория Геи предполагает наличие механизмов обратной связи, с помощью которых организмы могут отвечать на импульсы из окружающей среды. Благодаря этому происходит регуляция био и геоценозов и поддерживается необходимый для продолжения жизни баланс веществ. Одним из характерных примеров такой деятельности живых существ может служить регулирование количества углекислого газа в атмосфере. Известно, что повышение содержания углекислого газа в атмосфере приводит к большему росту растений, но в дальнейшем, выделяя кислород, эти растения будут уменьшать, приводить к оптимальным параметрам наличие углекислого газа в атмосфере.
Теория Геи близка по своей методике и выводам многим направлениям научной, философской и экологической мысли современности. Так, в этой теории можно чётко проследить взаимодействия с распространенным и достаточно действенным системным подходом. Дело в том, что теория Геи воспринимает мир в его целостности, как единую систему, призывая не отрывать друг от друга биологические и геологические элементы, а рассматривать их как взаимосвязанные части единой системы. Не без влияния теории Геи было введено в научный оборот понятие «земные системы», в состав которого включаются все существующие в природе элементы в их упорядоченности, взаимодействии и соподчиненности.
Также можно отметить близость ряда положений теории Геи сформулированным ещё в начале XX в. идеям В. И. Вернадского о той значительной роли, которую играют живые организмы и живое вещество вообще в регуляции процессов, происходящих на нашей планете. Напомним, что сам Вернадский использовал для обозначения исторически сложившейся совокупности живых организмов (в первую очередь растений и животных) термин «биота», подчёркивая её исключительное значение в поддержании стабильного баланса приемлемых для жизни условий существования. Будучи идейным предшественником теории Геи, В. И. Вернадский утверждал, что биота может взаимодействовать с геологическими структурами и саморегулироваться вместе с ними, образуя единое целое. В целом же теория Геи имеет больший экологический уклон, чем знаменитое учение Вернадского о ноосфере, поскольку в отличие от него предполагает совершенство механизмов именно внутриприродной регуляции, а не вмешательство выходящего за границы природы разума.
Своё практическое подтверждение теория Геи получила при исследовании взаимодействия микроорганизмов с геологическими породами. Лавлок организовал исследование происхождения серы в мировом океане, в ходе которых выяснилось, что сера возникает вследствие разложения погибших морских водорослей и затем распространяется по объему мирового океана, содействуя оптимизации его химического состава. Была детально исследована цепочка, по которой осуществляется распространение серы в различных частях пригодного для жизни пространства: живые организмы – океан – атмосфера – суша.
Следует также упомянуть о том, что в рамках развития теории Геи широко используются компьютерные модели, формирующие виртуальную реальность, в которой действуют принципы, признаваемые данной теорией. Кроме того, выводы теории Геи вполне согласуются с эволюционной теорией Чарльза Дарвина и в какой-то мере дополняют её. Было показано, что открытые Дарвином ещё в XIX веке процессы приспособления организмов к окружающей среде повышают уровень приспособляемости жизни в целом и её усовершенствование.
Ещё одним подтверждением теории Геи считается экспериментально подтверждённое утверждение о том, что большая часть выпадающих осадков вызывается микроорганизмами. Удалось доказать, что бактерии могут переноситься облаками и содействовать выпадению осадков при высоких температурах. В таком случае эти микроорганизмы являются своеобразным орудием, с помощью которого природа осуществляет саморегуляцию, а жизнь поддерживает необходимые для себя условия существования.
Теория Геи вышла за рамки науки и стала одним из феноменов массовой культуры, её образы часто используются в современной музыке и кино. Так, в популярном десятилетие назад фильме «Аватар» фантастическая планета Пандора, на которой происходит действие картины обладает сверхорганической биосферной душой Эйва. Именно она оказывает поддержку обитателям Пандоры в решающий момент битвы с пришельцами. Таким образом, теория Геи заняла достойное место как в науке (в том числе и экологии), добившись подтверждения, так и вненаучных формах современной культуры.
Итак, теория Геи оказывается одним из ярких достижений науки рубежа II – III тысячелетий, она, как показано нами, занимает почётное место в ряду научных теорий, имеющих философское и экологическое измерение. Экологическое значение теории Геи заключается в утверждении самоценного и относительно автономного характера окружающей среды нашей планеты Земля (Геи), которая сама способна поддерживать идеальное равновесие для сохранения условий функционирования жизни. Своей деятельностью человек не должен нарушать сложившуюся систему связей на планете, чтобы не повредить природному целому, а значит в конечном итоге и себе самому. В этом и заключается основной вывод о важности теории Геи для проектирования экологической деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История возникновения, развития экологического законодательства и формирования экологического права
Исторические этапы формирования природоохранного законодательства в России....
Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...
лекция по теории сестринского дела «Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Создание и развитие Красного Креста»
Лекции для раздела МДК 07.01 Теория и практика сестринского дела...
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВА В XXI ВЕКЕ
В настоящее время в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходим...
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...