НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВА В XXI ВЕКЕ
статья на тему
В настоящее время в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolnaya.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 504:502.7
И.Л. Стольная
(г. Енакиево, Украина)
НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ БУДУЩИМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОИЗВОДСТВА В XXI ВЕКЕ
Член-корреспондент МАНЭБ,
заместитель директора
Енакиевского промышленно-экономического
института ДонДТУ
В настоящее время в экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло понимание того, что сегодня уже недостаточно иметь лишь определенный объем экологических знаний, необходима этико-экологическая позиция и соответствующая ей деятельность человека. При этом все предметы учебного плана должны быть экологически ориентированы и направлены на развитие интеллектуальной и духовной сфер личности. Такая интеграция позволяет не только подготовить студентов к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, но и усилить у них потребности познания и активной природоохранной деятельности.
Стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика.
Из опыта преподавания курсов «Экология» и «Основы экологии» в Енакиевском промышленно-экономическом институте Донбасского государственного технического университета для студентов – бакалавров заочной формы обучения хочется отметить, что в процессе проведения занятий следует учитывать адаптацию учебной программы к будущей специальности студентов.
Кроме лекционного курса, не менее важным в учебном процессе являются семинарские занятия. В условиях сокращения лекционных часов почти на 50 % внимание к этой форме учебного процесса должно повыситься вдвое. Именно на семинарские занятия предусмотрено выносить на рассмотрение и обсуждение, экологические ситуации и дискуссионные вопросы, диапазон которых достаточно широк, и затрагивает целый ряд других областей знаний. Прежде всего, на семинарских занятиях преподаватель имеет возможность как можно лучше воплотить идею учета будущей специальности студентов. Безусловно, подготовка к проведению таких занятий требует много времени и предусматривает уделять большое внимание индивидуальной работе со студентами. Необходимо своевременно разработать тематику докладов на семинарах, подобрать литературные источники. Экологическая и социальная ситуация постоянно изменяется, возникают новые направления экологических исследований и поэтому тематику вопросов, которые рассматриваются на семинарских занятиях, необходимо обновлять, расширять, а перечень рекомендованной литературы дополнять новыми литературными источниками.
Основная цель современного учебного процесса заключается не в простом нагромождении знаний, а прежде всего в пробуждении способностей к аналитическому мышлению, творческому поиску, интересу к усвоению знаний нового. С учетом этого, план семинарских занятий базируется на учебной триаде: мотивация, проблема, поиск решения. Под мотивацией необходимо рассматривать подбор такого учебного материала, который имеет характеристики: обязательный, полезный, актуальный, интересный.
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Учебным планом подготовки бакалавров по заочной форме обучения в Енакиевском промышленно-экономическом институте на изучение предмета «Экология» отводятся: 6 часов - лекции, 4 часа - практических занятий и 8 часов консультаций. Нами после пятилетнего обучения были выявлены наиболее интересующие студентов вопросы, которые часто встречаются в их повседневной жизни и на производстве и которые не всегда достаточно освещены в литературе.
Известно, что во время трудовой деятельности на производстве на человека воздействует определенное количество вредных факторов. Это приводит к перенапряжению физических и физиологических функций, падению работоспособности, к росту заболеваемости, травматизму, а иногда приводит к смертельным случаям. Зачастую в процессе труда не представляется возможным обеспечить безопасные условия труда по экономическим, техническим, организационным причинам. Поэтому будущим организаторам производства (менеджерам) необходимо знать условия труда на предприятии, и в какой мере прогнозировать возможность возникновения несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний.
Цель занятия по экологии - добиться аналитической оценки взаимодействия между организмом и внешней средой, что в последующем поможет понять и наметить профилактические мероприятия по безопасным условиям труда.
Кроме этого в процессе обучения проводится обсуждение узловых вопросов изучаемой темы, на консультативных занятиях. Уточняется правильность выполнения самостоятельных контрольных работ, а иногда и даются практические советы при возникновении той или иной ситуации на производстве или быту.
Для облегчения самостоятельной работы студентов составляется графологические структуры, которые находятся в библиотеке. Дается перечень нормативно-технической документации для изучения вне аудитории с последующим контролем на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...
Исследовательская работа Экологическая безопасность при производстве полистирола на ОАО «Пластик»
Исследовательская работа по химии...
Теория Геи и развитие экологического знания
В статье анализируются различные философско-экологические и мировоззренческие аспекты теории Геи, одной из самых интересных гипотез в сфере экологиии, выдвинутых в конце ХХ века...
Статья "Формирование экологических знаний у обучающихся в курсе безопасности жизнедеятельности"
В статье представлено содержание элективного курса по экологичнской безопасности для старших классов...
Олимпиада, посвященная Дню экологических знаний
15 апреля отмечается важный праздник — День экологических знаний.15 апреля 1996 года стало стартом всероссийского движения «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности...
Положение о студенческой научно-практической конференции «Экологические аспекты при производстве и эксплуатации автомобильного транспорта»
Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения студенческой научно-практической конференции «Экологические аспекты при производстве и эксплуатации автомобильного транспорта»...