Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
статья на тему
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Матвиец И.А.
воспитатель ГБДОУ №2
Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформулировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологического кризиса не может быть и речи.
Непременным условием решения данной проблемы является совершенствование экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Особое место в достижении этой цели занимает дошкольное детство.
Эмоциональность, особая восприимчивость ребенка и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования.
К сожалению, в настоящее время экологическое образование детей дошкольного возраста находится на низком уровне. В первую очередь это связано с недостаточно разработанными средствами и методами его осуществления. Данная проблема отражается на всем образовательном процессе, который сводится лишь к типичным занятиям по ознакомлению с окружающим. Основным методом передачи знаний на таких занятиях является рассказ воспитателя, после которого детям предлагается ответить на ряд вопросов направленных на закрепление полученной информации. В этом случае, дети, лишены возможности проявлять собственную познавательную активность, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
В работе многих педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность; в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении детям возможности приобретать знания самостоятельно (Т.М. Лямина; А.П. Усова; Е.А. Панько и др.)
По мнению Д.Б. Эльконина при воспитании детей от года до восьми лет следует помнить, что главным образом следует по возможности полнее освоить окружающий мир. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения, опыты.
Причина встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, как наиболее доступного и эффективного метода экологического образования.
В своих исследованиях Н.Н. Поддъяков выдвигает следующую гипотезу- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
Для обоснования данной гипотезы существует следующая серия доказательств:
-игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить.
-в деятельности экспериментирования ребенок получает возможность проникнуть глубже в предметы и явления. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.-В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели;
- при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- функциональным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_matviets.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Матвиец И.А.
воспитатель ГБДОУ №2
Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформулировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологического кризиса не может быть и речи.
Непременным условием решения данной проблемы является совершенствование экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Особое место в достижении этой цели занимает дошкольное детство.
Эмоциональность, особая восприимчивость ребенка и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического образования.
К сожалению, в настоящее время экологическое образование детей дошкольного возраста находится на низком уровне. В первую очередь это связано с недостаточно разработанными средствами и методами его осуществления. Данная проблема отражается на всем образовательном процессе, который сводится лишь к типичным занятиям по ознакомлению с окружающим. Основным методом передачи знаний на таких занятиях является рассказ воспитателя, после которого детям предлагается ответить на ряд вопросов направленных на закрепление полученной информации. В этом случае, дети, лишены возможности проявлять собственную познавательную активность, им отводится пассивная роль «получателей» информации.
В работе многих педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность; в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении детям возможности приобретать знания самостоятельно (Т.М. Лямина; А.П. Усова; Е.А. Панько и др.)
По мнению Д.Б. Эльконина при воспитании детей от года до восьми лет следует помнить, что главным образом следует по возможности полнее освоить окружающий мир. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения, опыты.
Причина встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования, как наиболее доступного и эффективного метода экологического образования.
В своих исследованиях Н.Н. Поддъяков выдвигает следующую гипотезу- детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.
Для обоснования данной гипотезы существует следующая серия доказательств:
-игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить.
-в деятельности экспериментирования ребенок получает возможность проникнуть глубже в предметы и явления. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.-В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели;
- при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- функциональным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает возможность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментированию необходимо создание развивающей среды, а истинно развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать.
На сегодняшний день в типовых проектах дошкольных учреждений нет специального помещения для детского экспериментирования. Поэтому очень важно создание «лаборатории природы».
«Лаборатория природы» как развивающая среда предлагает личностно- ориентированный способ взаимодействия взрослого и ребенка, предоставление ребенку свободы, независимости, большого поля для самостоятельной деятельности. Предметно - развивающая среда в «лаборатории природы» выполняет по отношению к детям информативную функцию, каждый объект несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, лаборатория, оснащенная емкостями для исследования воды, песка, глины и др., разнообразными предметами для проведения опытов обеспечивают познание мира на основе естественных и созданных материалов. Предметно - развивающая среда, воздействующая на эмоции, побуждает детей к деятельности.
Эксперимент – это способ материального или мыслительного воздействия человека на реальный или мыслительный объект с целью его исследования, познания свойств, связей и т.д. (Н.Н. Поддъяков)
Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда еще в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного (Н.Н. Поддъяков).
Экспериментирование – это не самоцель, а средство (способ) познания окружающего мира, в котором ребенок живет. Ведущим принципом детского экспериментирования в природе является принцип: « не навреди живому!». Нельзя проводить эксперименты, наносящие вред животным, растениям, человеку. В концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой говорится, что экспериментирование с животными объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер.
По мере получения новых сведений об объекте ребенок ставить перед собой (явно или неявно) новые, все более усложняющиеся цели и пытается их реализовать. Таким образом, ребенок познает объект в ходе практической деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Он должен выступать как настоящий исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на изучаемый объект с целью его познания и освоения. Интенсивное развития детского экспериментирования во всех его видах и формах являются необходимым условием не только умственного, эмоционального развития дошкольников, но и развития их личности в целом. Экспериментирование представляет ребенку возможность самому найти ответ на вопрос «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов (экспериментов), запоминаются надолго, т.к. получены не из книг, а добыты самостоятельно и являются осознанными и более прочными (Л.Н. Прохорова).
В основе экспериментирования лежит ориентировочно – исследовательности (поисковая) деятельность. Н.Н. Поддъяков выделяет два вида поисковой деятельности:
- Активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как субъект, самостоятельно строящий свою деятельность, ставит цели, ищет пути и способы их достижения.
- Поисковая деятельность организуется взрослым. Он выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок.
Оба эти вида поисковой деятельности способствует сдвигам в умственной деятельности. Однако, во втором виде не развивается самостоятельный поисковой навык решений, без чего невозможно развитие творчества.
Мотивация тоже разная. В первом виде удовлетворяется собственная потребность ребенка в познании новых неожиданных явлений по его собственным интересам, во втором виде – помощь взрослого.
Первый вид отличается от второго в насыщенности и качестве эмоций (т.е. ярко положительный). Процесс самостоятельного исследования особенно сильно захватывает, когда объект можно не только осмотреть, ощупать, но и преобразовать его, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений.
Итак, в основе детского экспериментирования лежит активность двух типов:
- Собственная активность, полностью определяемая самим ребенком;
- Активность, стимулируемая взрослым.
Через собственную активность происходит саморазвитие. Исследования показали, что саморазвитие интенсивно осуществляется при явном дефиците обучения и чрезвычайно характерно для талантливых детей. Значит, надо создать условия для саморазвития, т.е. развивающую среду.
Саморазвитие происходит в русле собственной активности ребенка.
У ребенка возникает ряд специфических детских деятельностей, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Эти деятельности развиваются без помощи взрослого и даже вопреки запретам. К такому роду деятельности относятся детское экспериментирование и игра.
Еще один важным аспектом теоретических основ детского экспериментирования является теория когнитивного (познавательного) развития. Основная идея этой теории в том, что у ребенка всегда одновременно присутствует область ясных и неясных знаний.
Экспериментирование – это практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.
Ребенок дошкольного возраста начинает экспериментировать в ходе наблюдения за растениями и животными (например: оторвать у бабочки крылышко и посмотреть полетит или нет? перевернуть на спинку жука и посмотреть, что он будет делать?). Все это ребенок совершает не из злого умысла, а из детского любопытства, познавательной потребности. (П.Г.Саморукова, Н.Н. Кондратьева, Т.Л. Маркова)
Процесс познания – творческий процесс и задачи воспитателя поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Как указывает педагог (учитель физики) А Шапиро «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность пройти ему на помощь. Вообще, опыт собственных открытий один из лучших школ характера…»
Группа ученых, работавших под руководством Н.Н. Поддъякова, обнаружила следующий интересный парадокс: чем лучше и понятнее ребенку объяснили, формируя у него новые знания, тем больше у него возникло предположений, догадок, гипотез. Это объясняется тем, что всякое хорошее объяснение, формирует у ребенка новые представления, новое понимание явлений, дает возможность ребенку «заглянуть вперед» и увидеть (пусть еще в туманной форме) новые связи и отношения. Т.е., когда неясные знания становятся ясными, то возникают новые неясные знания,которые являются катализатором познания и проявляются в разных видах деятельности, в том числе и в деятельности экспериментирования.
Значение детского экспериментирования.
- Детское экспериментирование является особой формой деятельности. В ней выражены процесс целеобразования, процесс возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
- В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получения продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте, является всеобщим способом функционирования психики.
Отличительной особенностью детского экспериментирования является возможность введения ребенка в целостный педагогический процесс. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Экспериментирование также тесно связано и с развитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном. Также существует связь экспериментирования с изобразительной деятельностью. Результат опытов,экспериментов дети отражают в своих рисунках, в рассказах, которые также могут являться формами работы (например: проводя опыты, позволяющие определить и доказать, какие условия необходимы растениям, дети делают зарисовки, составляют правила ухода за комнатными растениями).
Не требует особого доказательства связи экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять сравнивать, определять форму и размер, производить иные операции. Проведение опытов связаны и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно (А.И. Иванова).
Сказанное позволяет сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием не только общего умственного развития дошкольников, но и развития их личности в целом.
Предлагая детям провести, поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу, которая должна быть решена, даем время на обдумывание. Толчком к началу эксперимента может послужить проблемная ситуация , выдвигаемая кем-то (например: письмо от комнатных растений о помощи). Ведь интерес и желание детей, делают эксперимент более эффективным средством в работе с детьми. Нельзя заранее предсказывать детям результат, иначе дети потеряют ценное ощущение первооткрывателей.
Таким образом, главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Поэтому, для того чтобы показать детям не только строение комнатных растений, но и функции отдельных органов, которые скрыты от «глаз», важно включить малышей в деятельность экспериментирования. Все это говорит о необходимости включения экспериментирования как средства формирование знаний в педагогический процесс детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возрастаМатвиец И.А.воспитатель ГБДОУ №2Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановл...
статья на тему: Важность использования средств ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста
статья может быть использована как актуальность к проблеме по данной теме...
Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста
Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста...
Курсовая работа "Детская литература как средство формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в ДОО"
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей является важной задаче...
Родительское собрание "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей, с помощью дидактических игр....
Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» . Младшая группа
quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему Дому, к Природе" В.А.Алексеев...