программа биологического кружка
материал на тему
Программа биологического кружка на 2018-2019 учебный год для студентов 1 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Программа включает включает темы, которые не вошли в рабочую программу по биологии, но требует рассмотрения, например метеозависимость современного человека. Тема "Основы паразитизма" необходима студентам, как будущим медицинским работникам. А так же программа нацелена на повышение интереса к биологии и изучение дисциплины профильного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
ПРОГРАММА БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 32.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
РУКОВОДИТЕЛЬ: Якунина Н.Н.
2017 г.
Согласовано на заседании ЦМК №1
Протокол №1
«31 августа 2017 г»
Председатель
Руководитель: Якунина Н.Н. – преподаватель биологии ГБОУ ДМЗ «МК №2»
УСТАВ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
- Биологический кружок организован с целью интеграции основ биологических знаний с медицинским профилем обучения.
- Органом управления является руководитель (преподаватель биологии) биологического кружка и совет актива.
- Членами биологического кружка могут стать обучающие 1 курса, желающие больше знать о биологии и медицине.
- Работа кружка организуется во внеучебное время удобное для обучающихся.
- Работа в кружке проводится как групповая, так и индивидуальная.
- На занятиях кружка организуется теоретическая, исследовательская, экскурсионная или лабораторная работа.
- С учетом выполнения задания, на занятиях кружка, обучающие обязаны соблюдать правила поведения и безопасности жизнедеятельности, правила пожарной безопасности ( не пользоваться воспламеняющими предметами и веществами).
- При работе с лабораторными предметами необходимо содержать рабочее место в чистоте и исправности. По окончании работы все предметы убрать на места хранения.
- Члены биологического кружка принимают участие в акциях по охране здорового образа жизни.
- По желанию студенты могут защищать исследовательские темы на конференциях.
- Все коллективные мероприятия, с выходом за пределы колледжа, осуществляются только с руководителем биологического кружка.
- Члены биологического кружка могут выйти из его состава по собственному желанию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа биологического кружка составлена в соответствии с общим планом учебно–воспитательной работы колледжа, а также рекомендациями городской предметной цикловой комиссии преподавателей биологии и медицинской генетики.
Деятельность, запланированная на занятиях биологического кружка, выполняет функцию углубленного изучения биологии и профориентации обучающихся 1 курса. Курс рассчитан на 36 часов. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями, опытами. Основное время работы кружка отведено темам, связанным с изучением медицинской паразитологии, что позволяет рассматривать курс в качестве вводной, пропедевтической дисциплины в общей системе подготовки медицинских сестер. В разделе особое место отведено изучению животных организмов, имеющих определенное медицинское значение. Расширяются представления обучающихся о паразитах человека, их циклах развития, значении и мерах профилактики. В рабочей программе наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа обучающихся (10 часов).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА:
СВЯЗАТЬ ИЗУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ С МЕДИЦИНСКИМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ.
ПРИОРЕТЕТНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Осуществление практического изучения морфологии, анатомии, систематики и экологии паразитарных животных.
- Выработка у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
- Программа предусматривает знакомство обучающихся с профессией медицинская сестра.
При составлении программы использованы ПРИНЦИПЫ:
- Доступность материала, углубление материала « от известного к неизвестному»
- Принцип связи теории с практикой (отработка навыков и умений работать с микроскопом и препаратами).
- Принцип систематичности и последовательности, (преемственности).
- Использовать индивидуальный, групповой подход в условиях коллективной работы, в виде докладов, рефератов, индивидуальных проектов, презентаций.
- Принцип научности: обучающиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой.
- Принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес обучающихся к дополнительному материалу.
ФОРМЫ ИТОГОВОГО ОТЧЕТА:
- Сообщения обучающихся о результатах своих наблюдений.
- Презентации.
- Индивидуальные проекты.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация программы способствует развитию и накоплению конкретных знаний по медицинской паразитологии. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, через групповые формы работы, участие в «днях Здоровья», агитационной работе по соблюдению личной гигиены, участие в научно-практических конференциях.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Курса осуществляется через
- Библиотечка литературы (биологической, экологической, методической)
- Коллекция видеофильмов по темам курса, презентации
- Влажные фиксированные препараты, микроскопы
ЛИТЕРАТУРА:
Для преподавателя
- Чебышев Н.В. Биология: учебник для студ. Проф.учеб.заведений,- М: Издательский дом «Академия», 2012г;
- Газета «Биология» http://bio.1september.ru/
- Журнал «Биология в школе»
- Журнал «Медицина» http://medicine.belmapo.by
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Наименование тем | максимальная нагрузка | количество аудиторных часов | самостоя тельная работа |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 (теоретическое занятие) | |
2 | Сезонные изменения в природе. Влияние сезонных изменений в природе на здоровье человека. | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | |
3 | Вклад генетики, биоинженерии, биотехнологии и селекции в медицину. | 1 | 1 (теоретическое занятие) | |
4 | Медико-биологические аспекты эволюции человека. | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
5 | Предмет и задачи медицинской паразитологии | 2 | 2 (теоретическое занятие) | |
6 | Простейшие – паразиты человека | 8 | 2 (теоретическое занятие) 4 (лабораторная работа) | 2 |
7 | Гельминтология Сосальщики | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
8 | Ленточные черви | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
9 | Круглые черви | 6 | 2 (теоретическое занятие) 2 (практическое занятие) | 2 |
10 | Членистоногие, вредящие здоровью человека. | 8 | 2 (теоретическое занятие) 4 (практическое занятие) | 2 |
Всего: 50 18 (теоретических) 14
18 (практических)
Теоретическое занятие №1 тема: «Вводное занятие»
Цель: Ознакомление обучающихся с особенностями кружковой работы, овладение знаниями по основным биологическим понятиям.
Содержание: Объект изучения биологии живая природа. Признаки живых организмов.
Многообразие живых организмов. Общие закономерности биологии. Вклад биологии в медицину. Демонстрация основных царств органического мира, методах научного познания в ходе экологической игры. Выбор актива биологического кружка, распределение обязанностей. Замечание и пожелания по работе кружка.
Теоретическое занятие №2тема «Сезонные изменения в природе. Влияние сезонных изменений в природе на здоровье человека.
Цель: Ознакомление обучающихся с современными представлениями о сезонных изменениях в природе и их влияниях на здоровье человека, методах его научного познания. Научиться фиксировать в тетради результаты наблюдений. Объяснять принципы обратных связей в природе, влияние сезонных изменений на здоровье человека.
Содержание: Сезонные изменения в природе. Влияние сезонных изменений на здоровье человека. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.
Теоретическое занятие №3.Тема «Вклад генетики, биоинженерии, биотехнологии и селекции в медицину».
Цель: Знакомство обучающихся с достижениями в области генетики, биоинженерии, селекции, используемых медицинскими работниками в своей профессиональной деятельности.
Содержание: Понятие наследственной болезни человека. Генные и хромосомные болезни человека. Диагностика и лечение наследственных заболеваний человека. Подходы к устранению симптомов генных болезней через устранение метаболических причин и генотерапию. Основные наследственные болезни человека и их профилактика. Медико-генетическое консультирование как важнейшее звено профилактики наследственных болезней. Селекция микроорганизмов: бактерий, грибов, водорослей, ее роль в медицине. Современные биотехнологии: культивирование клеток и тканей, метод суррогатных матерей, регенерация. Физиологическая кибернетика и нейрокибернетика. Медицинская бионика.
Теоретическое занятие №4.Тема «Медико-биологические аспекты эволюции человека.
Цель: Освоение знаний о сущности происхождения жизни, гипотезы происхождения человека, антропогенезе.
Содержание: Доказательства родства человека и животных: основные признаки, характерные для плацентарных млекопитающих, особенности эмбрионального развития, рудименты и атавизмы. Анатомические изменения в процессе антропогенеза: увеличение размеров и массы тела приматов, возникновение изгибов позвоночника и свода стопы, усиление таза и крестца, увеличение черепной коробки, облегчение челюстного аппарата. Основные гипотезы происхождения человека. Трудовая гипотеза происхождения человека. Гипотеза Ч. Дарвина о происхождении человека. Причина образования рас – климатические условия различных областей, по которым расселились неоантропы. Критика расизма, его античеловеческая сущность.
Теоретическое занятие №5. «Предмет изадачи медицинской паразитологии».
Цель: Ознакомление обучающихся с принципами медицинской службы в области паразитологии, овладение основными понятиями темы.
Содержание: Паразитология – наука, изучающая явление паразитизма, биологию паразитов, вызываемые ими болезни и меры борьбы с ними. Задачи медицинской паразитологии. Классификация паразитов. Организм как среда обитания паразитов. Взаимоотношения в организме паразит – хозяин. Природно-очаговые болезни. Профилактика паразитарных заболеваний.
Теоретическое занятие №6. «Простейшие – паразиты человека».
Цель: Овладение обучающими знаний по морфологии, экологии и путях заражения простейшими – паразитами человека.
Содержание: Простейшие, обитающих в пищеварительной системе человека. Класс саркодовые: ротовая амеба, кишечная амеба, дизентерийная амеба, их строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика. Класс жгутиковые: кишечная трихомонада, лямблия, их строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика. Класс инфузории: балантидий, его строение, жизненный цикл, лабораторная диагностика, профилактика.
Теоретическое занятие №7« Гельминтология. Сосальщики».
Цель: Овладения обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения гельминтами – паразитами человека.
Содержание: Тип плоские черви. Сосальщики, обитающие в желчных протоках печени и пути заражения паразитарными болезнями. Печеночный сосальщик, кошачий сосальщик, ланцетовидный сосальщик, их строение, цикл развития, диагностика, профилактика. Легочной сосальщик, его строение, цикл развития, диагностика, профилактика.
Теоретическое занятие №8 «Ленточные черви».
Цель: Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения ленточными червями.
Содержание: Ленточные черви – паразиты человека, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения. Ленточные черви, использующие человека в качестве окончательного хозяина: бычий цепень, свиной цепень, широкий лентец, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика. Ленточные черви, обитающие в человеке как в промежуточном хозяине: эхинококк, альвеококк, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, профилактика.
Теоретическое занятие № 9.«Круглые черви»
Цель: Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии и путях заражения круглыми червями.
Содержание: Круглые черви – геогельминты. Аскарида человеческая, кривоголовка двенадцатиперстной кишки, некатор, острица, власоглав, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика. Круглые черви – биогельминты. Трихинелла, ришта, особенности строения, жизненный цикл, пути заражения, диагностика, профилактика.
Теоретическое занятие №10 « Членистоногие, вредящие здоровью человека»
Цель: Овладение обучающимися знаний по морфологии, экологии членистоногих, вредящих здоровью человека. Владеть терминологией темы.
Содержание: Медицинское значение паукообразных. Ядовитые паукообразные: скорпионы, тарантул, каракурт, их строение и вред. Клещи – переносчики возбудителей болезней. Иксодовые клещи, таежный клещ, собачий клещ, пастбищные клещи, их строение, цикл развития, вред, диагностика, профилактика. Клещи – постоянные паразиты человека. Чесоточный зудень, его строение, цикл развития, вред, диагностика, профилактика. Насекомые – механические переносчики возбудителей болезни. Тараканы, мухи, их строение, цикл развития, меры борьбы. Насекомые – временные кровососущие паразиты. Комары, москиты, блохи, их строение, цикл развития, меры борьбы. Насекомые – постоянные кровососущие паразиты. Вши, их строение, цикл развития, вред, меры борьбы.
Содержание практического занятия №1
Анализ данных о заболеваемости населения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
Содержание практического занятия №2
Доказательства родства человека и животных; человека и плацентарных животных; человека и человекообразных животных.
Содержание практического занятия №3
Работа с микропрепаратами простейших-паразитов человека, определение простейших-паразитов на микропрепаратах.
Содержание практической работы №4
Работа с микропрепаратами простейших паразитов человека, определение простейших –паразитов на микропрепаратах.
Содержание практического занятия №5
Работа с микропрепаратами печеночного сосальщика.
Содержание практического занятия №6
Работа с микропрепаратами ленточных червей, определение яиц ленточных червей.
Содержание практического занятия №7
Работа с влажным препаратом аскариды – вскрытие аскариды, микропрепараты срезов аскариды, определение яиц круглых червей.
Содержание практического занятия №8
Работа с фиксированными препаратами скорпиона, клещей, микропрепараты ротового аппарата клещей.
Содержание практического занятия №9
Вскрытие таракана. Работа с фиксированными препаратами тараканов, мух, микропрепараты ротового аппарата обыкновенного комара.
Виды самостоятельных работ обучающихся:
- Доклад «Метеозависимость человека. Современный взгляд на проблему»
- Заполнение таблицы «Этапы антропогенеза»
- Презентация «Значение эволюционных преобразований человека для его здоровья»
- Реферат «Пути заражения простейшими-паразитами и меры профилактики»
- Сообщение «Плоские черви-паразиты, пути заражения, меры профилактики»
- Реферат «Ленточные черви-паразиты, пути заражения и меры профилактики»
- Доклад «Круглые черви-паразиты, пути заражения и меры профилактики»
- Презентация «Членистоногие, вредящие здоровью человека»
Список членов кружка, протоколы находятся на рабочем столе компьютера в кабинете биологии №307
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Зелёная планета"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...
Программа кулинарного кружка "Хозяюшка"
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план....
Рабочая программа к кружку "Живое слово"
Рабочая программа к кружку "Живое слово"...
программа литературного кружка "Живое слово"
Кружок работает на базе кабинета литературы с 2013-2014 учебного года, направлен в основном на творческую молодёжь. Начинающие поэты могут поделиться своим творчеством, узнать теорию стихосложения и о...
Программа творческого кружка "Рукоделие"
Программа творчекого кружка "Рукоделие"....
Образовательная программа для кружка: Компьютерные сети в современном мире
Целью курса является формирование у будущего специалиста совокупности знаний и представлений о возможностях и принципах функционирования компьютерных сетей, организации в единое целое разнородной инфо...
Программам работы кружка по Экономике организации
Рабочая программа работы кружка " Предприниматель" (ДОП)...