Рабочая программа к кружку "Живое слово"
учебно-методический материал на тему
Рабочая программа к кружку "Живое слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zhivoe_slovo.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» им. Героя Советского Союза А.В.Попова г.Великие Луки
Рассмотрено на заседании МО Протокол №___от «__»______2014г. Руководитель МО _____________________/___________/ | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________________________ «___»__________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЖИВОЕ СЛОВО»
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.
Какой вклад должен внести учитель начальных классов?
От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Актуальность
Кружок «Живое слово» необходим в начальной школе, так как слово поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.
Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности первоклассников в кружке основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с первоклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей роли внеклассной работы по литературному чтению.
В отборе материала для занятий кружка учитель должен ориентироваться на связи с учебным материалом по чтению. Учитывая необходимость осуществления преемственности между классами.
Действующая программа по кружку позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе и совершенствовать свою речь.
Знание литературы создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Воспитательные возможности литературного чтения как учебного предмета будут реализованы в большой мере, если усилить работу по воспитанию у первоклассников этических норм речевого поведения. Для этого могут быть использованы на занятиях кружка различные ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Программой кружка также предусмотрены специальные занятия на тему «Добрые слова» и «Волшебные слова».
С целью развития языкового чутья, которое служит основой для совершенствования речи, особое внимание при отборе заданий следует обращать на сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлений, а также на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению (синонимов).
Виды деятельности:
- аудирование;
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- говорение (культура речевого высказывания и речевого общения).
Формы деятельности:
- коллективная;
- индивидуальная;
- групповая.
Цель кружка: выявление, изучение и развитие творческих способностей детей.
Задачи кружка “Живое слово”:
I. Обогащение словарного запаса речи учащихся.
II. Совершенствование коммуникативных умений.
III. Развитие мыслительной деятельности у учащихся.
IV. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
V. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
VI. Развивать артистические данные учащихся.
VII. Расширять кругозор детей, развивать воображение и память.
Знания и умения, которые должны получить за первый год обучения:
- умение эмоционально передавать характер произведения при чтении вслух;
- умение использовать голос в нужной интонации, применяя силу, темп речи, выдерживая смысловые паузы, логические ударения и несловесные средства — мимику, движения, жесты;
- умение сочинять и инсценировать короткие тексты малых игровых форм фольклора;
- умение читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
- рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
- знать изученные жанры литературы.
Режим работы кружка: 2 занятия в неделю по 35 минут (в 1 классе).
Кружок “Живое слово ” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Список используемой литературы:
- Александович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1992 г.
- Вартьян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г
- Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
- Сычева Г.Н. Увлекательный мир загадок и пословиц. Феникс, 2012г.
- Успенский Л. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника, Зебра-Е, 2008 г.
- Узоров О. В. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997 г.
- Ушаков Н. Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. М., 1997 г.
- Фразеологический словарь (под редакцией Мольткова. М., 1971 г.)
- Шульгина В. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., Феникс, 2002 г.
- Шибаев А. Буква заблудилась. Детгиз, 2004 г.
- Шибаев. Язык родной дружи со мной. Детгиз, 2013г.
Календарно-тематическое планирование кружка «Живое слово»
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | УУД |
1 | Беседа о сохранности жизни и здоровья детей. | 1 | Регулятивные – организация рабочего места, выполнение правил поведения в школе, пользования школьными принадлежностями. Коммуникативные - обучение навыкам общения и взаимодействия с одноклассниками, учителем. Познавательные – использование в своей речи при общении с собеседниками вежливые слова. Регулятивные – правильно высказывать вслух свои мысли, оформление своей мысли с помощью предложений. Коммуникативные – пересказ небольших сказок, задавать вопросы по содержанию. Познавательные – употребление в своей речи «правильных» слов Регулятивные – организация рабочего места, освоение умений составлять предложения. Коммуникативные – развитие связной речи, способности выслушивать точку зрения товарищей. Познавательные – знакомство с понятиями «ударение», «ударный и безударный слоги». Коммуникативные – обращаться к учителю, поднимать руку, общение с товарищами. Коммуникативные – формирование вежливого общения и взаимодействия в коллективе. Коммуникативные – развитие навыков работы в коллективе, умения слушать и слышать других. Познавательные – знакомство с понятием «мимика». Регулятивные - понимание состава слога слияния, освоение способов сравнения различных слогов. Коммуникативные – умение задавать вопросы, отвечать на вопросы. Коммуникативные – формирование умения работать в паре. Коммуникативные - развитие умения работы в коллективе, умения выслушать мнение другого. Коммуникативные – умение свободно высказываться. Регулятивные – формирование представления об алфавите, буквах, понимание различий в звуках, умение выделять их в слове. Коммуникативные – развитие навыков работы в коллективе, умения отвечать на вопросы. | |
2 | Чистоговорки . Скороговорки. | 1 | ||
3 | Поиграем в слова» игра. Загадки в стихах. | 1 | ||
4 | Страна вежливых слов. | 1 | ||
5 | Подготовка к празднику для первоклассников «Посвящение в первоклассники» | 1 | ||
6 | Подготовка к празднику для первоклассников «Посвящение в первоклассники» | 1 | ||
7 | Подготовка к празднику для первоклассников «Посвящение в первоклассники» | 1 | ||
8 | Подготовка к празднику для первоклассников «Посвящение в первоклассники» | 1 | ||
9 | Подготовка к празднику для первоклассников «Посвящение в первоклассники» | 1 | ||
10 | Чтение и обсуждение сказки «Теремок» | 1 | ||
11 | Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». | 1 | ||
12 | Чтение и обсуждение сказки «Лиса и волк» | 1 | ||
13 | Игры с буквами. | 1 | ||
14 | Слова короткие и длинные. | 1 | ||
15 | Игры со словами. Слово «друг» и «враг» | 1 | ||
16 | Чтение и обсуждение сказки «Маша и медведь». Словесное иллюстрирование. | 1 | ||
17 | Чтение и обсуждение сказки «Бабушка, внучка, да курочка». Словесное иллюстрирование. | 1 | ||
18 | Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению».Рисование иллюстрации. | 1 | ||
19 | Чтение и обсуждение сказки «Крошечка-Хаврошечка». Рисование иллюстрации. | 1 | ||
20 | Игра в слова | 1 | ||
21 | Составление предложений. Игра «Закончи предложение» | 1 | ||
22 | Мультфильм «Фантазеры». Обсуждение. | 1 | ||
23 | Устное народное творчество. Загадки. Песни. Считалочки. | 1 | ||
24 | Пословицы и поговорки. Игра «Закончи пословицу» | 1 | ||
25 | Шутки. Прибаутки. | 1 | ||
26 | Чистоговорки.Скороговорки. | 1 | ||
27 | Инсценирование сказки «Про репку» | 1 | ||
28 | Инсценирование сказки «Про репку» | 1 | ||
29 | Инсценирование сказки «Про репку» | 1 | ||
30 | Смешные истории. | 1 | ||
31 | Игра «Доскажи словечко» | 1 | ||
32 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
33 | Подготовка к конкурсу стихов о зиме. | 1 | ||
34 | Подготовка к конкурсу стихов о зиме. | 1 | ||
35 | Подготовка к конкурсу стихов о зиме. | 1 | ||
36 | Просмотр и обсуждение мультфильмов | 1 | ||
37 | Викторина по сказкам и мультфильмам. | 1 | ||
38 | Сценки. Стихи. Песни о школе. | 1 | ||
39 | Чтение и обсуждение рассказов о дружбе. | 1 | ||
40 | Чтение и обсуждение рассказов о дружбе | 1 | ||
41 | Ты и мой собеседник «Добрые слова» | 1 | ||
42 | Ты и мой собеседник «Волшебные слова» | 1 | ||
43 | Слово веселит, огорчает и утешает. | 1 | ||
44 | Юмористические стихи и сценки на школьную тему | 1 | ||
45 | Юмористические стихи и сценки на школьную тему | 1 | ||
46 | Юмористические стихи и сценки на школьную тему | 1 | ||
47 | Юмористические стихи и сценки на школьную тему | 1 | ||
48 | Викторина по мультфильмам и сказкам | 1 | ||
49 | Конкурс актерского мастерства | 1 | ||
50 | Конкурс актерского мастерства | 1 | ||
51 | Ребусы. Кроссворды. | 1 | ||
52 | Занимательный русский язык | 1 | ||
53 | Занимательный русский язык | 1 | ||
54 | Занимательный русский язык | 1 | ||
55 | Стихи о Родине. Подготовка к выразительному чтению | 1 | ||
56 | Стихи о Родине. Подготовка к выразительному чтению. | 1 | ||
57 | К.И.Чуковский «От А до Я» | 1 | ||
58 | К.И.Чуковский «От А до Я» | 1 | ||
59 | Сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | ||
60 | Сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане……». | 1 | ||
61 | Конкурс-викторина по сказкам А.С.Пушкина | 1 | ||
62 | "Кто-кто в алфавите живет?» | 1 | ||
63 | Подготовка к празднику "Спасибо Азбуке!" | 1 | ||
64 | Подготовка к празднику "Спасибо Азбуке!" | 1 | ||
65 | Подготовка к празднику "Спасибо Азбуке!" | 1 | ||
66 | Подготовка к празднику "Спасибо Азбуке!" | 1 | ||
67 | Праздник «Спасибо Азбуке!» | 1 | ||
68 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!» | 1 | ||
69 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!1» | 1 | ||
70 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!» | 1 | ||
71 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!» | 1 | ||
72 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!» | 1 | ||
73 | Песни. Стихи. Сценки. Подготовка к празднику «Прощание с первым классом!» | 1 | ||
74 | Праздник «Прощание с первым классом!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
Рабочая программа кружка по русскому языку и литературе "Слово"
Данная программа позволяет студентам ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки программы, расширить це...
Рабочая программа литературного кружка "Искусство слова"
В содержании документа представлена разработка рабочей программы литературного кружка....