программа по естествознанию
рабочая программа на тему
для специальности технология эстетических услуг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_estestvoznanie.docx | 76.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение ( порядковый номер приложения)
к ООП СПО по специальности
43.02.12 Технология эстетических услуг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Естествознание
2018 год
- Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций составлена на основе примерной программы, предназначенной для реализации программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой специальности среднего профессионального образования.
- «Согласовано» на заседании ЦК
- СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
- Протокол №___________________
- От «__»__________201_г.
- Председатель ЦК______________
Автор:
Чиркина Г.П., преподаватель.
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание»
- Место учебной дисциплины в учебном плане
- Результаты освоения учебной дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тематический план
- Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Естествознание»
- Рекомендуемая литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2016г. № 637-р. и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).
- Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология— составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.
При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
- метапредметных:
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
- предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология»
Введение
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
I. ФИЗИКА
1.1 Механика
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические волны, звук.
Демонстрации:
- относительность движения;
- инертность тела;
- зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело;
- равенство и противоположность направления сил действия и противодействия;
- зависимость силы упругости от удлинения пружины;
- реактивное движение, модель ракеты;
- изменение энергии при совершении работы;
- образование и распространение волн;
- колеблющееся тело как источник звука.
Практические занятия: Исследование соотношения перемещений при равноускоренном движении.
1. 2. Тепловые явления
Атомы и молекулы. Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул, температура.
Агрегатные состояния вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации:
- модель хаотического движения молекул;
- объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела;
- испарение различных жидкостей;
- плавление и отвердевание кристаллических тел;
Практические занятия: Измерение удельной теплоемкости вещества.
1.3. Электромагнитные явления
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
Демонстрации:
- электризация тел;
- нагревание проводников током;
- явление электромагнитной индукции;
- интерференция и дифракция света.
- Практические занятия: Наблюдение дифракции света
II. ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
2.1. Вода, растворы
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации:
- физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание;
- зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры;
- способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Практические занятия:
- очистка загрязненной воды;
- устранение жесткости воды кипячением.
2.5. Химические процессы в атмосфере
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.
Демонстрации:
- обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе;
- изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.
Практические занятия:
- определение химического состава атмосферы;
- измерение уровня СО2 в учебной лаборатории.
2.3. Химия и организм человека
Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
Практические занятия:
- определение содержания витамина С в напитках;
- определение содержания железа (Fe3+ ) в продуктах питания.
III. БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ
3.1. Наиболее общие представления о жизни
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.
Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.
Демонстрации:
- объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК;
Практические занятия:
- растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности
Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Демонстрации:
- действие желудочного сока на белки;
- измерение жизненной емкости легких спирометром.
Практические занятия:
- действие слюны на крахмал;
3.3. Человек и окружающая среда
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.
Практические занятия: Определение нитратов в овощах.
Экскурсия:
- антропогенное воздействие на окружающую среду
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Название разделов и тем | Количество аудиторных часов | Форма контроля | ||
Теоретич. занятия | Практические занятия | Всего | |||
I. Физика | |||||
1. | Введение в естествознание | 2 | 2 | ||
1.1 | Механика | 8 | 6 | 14 | тест |
1.2 | Тепловые явления | 9 | 3 | 12 | тест |
1.3 | Электромагнитные явления | 12 | 6 | 18 | тест |
1.4 | Строение атома и квантовая физика | 2 | 6 | 8 | тест |
II. Химия с элементами экологии | |||||
2.1 | Вода, растворы | 2 | 7 | 9 | тест |
2.2 | Химические процессы в атмосфере | 8 | 8 | Тест, контрольная работа | |
2.3 | Химия и организм человека | 5 | 4 | 9 | тест |
III. Биология с элементами экологии | |||||
3.1 | Наиболее общие представления о жизни | 3 | 8 | 11 | тест |
3.2 | Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | 4 | 18 | 22 | тест |
3.3 | Человек и окружающая среда | 4 | 4 | тест, зачет | |
ИТОГО: | 47 | 70 | 117 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа часов | |||||
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | |||||
Максимальная нагрузка по дисциплине часов |
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства |
ФИЗИКА | |
Механика | Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики. Формулирование законов динамики Ньютона. Понимание смысла следующих физических понятий:
Понимание смысла Закона сохранения механической энергии. |
Тепловые явления | Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества. Изучение агрегатных состояний вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений. Формулирование закона сохранения энергии в тепловых процессах. Осмысление экологических проблем, связанных с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. |
Электромагнитные явления | Понимание смысла следующих физических понятий: Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. |
ХИМИЯ | |
Вода, растворы | Вода вокруг нас. Объяснение сущности химических процессов. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. |
Химические процессы в атмосфере | Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
Химия и организм человека | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
БИОЛОГИЯ с элементами экологии | |
Наиболее общие представления о жизни | Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации. Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. |
Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека. Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого
|
Человек и окружающая среда | Понимание смысла следующих понятий: биогеоценоз, экосистема и биосфера, устойчивость экосистем. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране, рациональному природопользованию. |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
- наглядные пособия;
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- технические средства обучения
- библиотечный фонд.
Преподавание дисциплины осуществляется в специально оснащенном кабинете естествознания. Оборудование кабинета обеспечивает проведение демонстрационного эксперимента.
В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Бордовский Г.С. Физические основы естествознания. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт, 2010. – 334 с.
3. Джери Д. Концепции современного естествознания. – М.: Питер, 2008. – 336 с.
4. Карпенков С.П. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Высшая школа, 2007. –328 с.
5. Кравченко В.В. Тесты по курсу "Концепции современного естествознания": учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. – 64 с
6. Петунин О.Н. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания. – М.: Феникс , 2009. – 224 с.
7. Энциклопедия современного естествознания: в 10 т. Т. 2 : Общая биология / гл. ред. энцикл. В. Н. Сойфер ; ред. т. Ю. П. Алтухов. – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 344 с.
Дополнительная литература:
1. Асламазов Л.Г. Удивительная физика, М.: МЦНМО. 2011. – 295 с.
2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций.
4-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство
«Омега-Л», 2008. – 224с.
3. Богданова Т.Л. Биология: справочник для старшеклассников и абитуриентов, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 114 с.
4. Ирхин В. Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики / В. Н. Ирхин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 30 с. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Здоровье детей" ; вып. 20
5. Каменский А.А. Общая биология 10- 11 классы: учебник, М.: Дрофа, 2010. – 367 с.
6. Николаева Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе : пособие для учителя / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. – 59 с.
6. Перельман Я.И. Занимательная механика, М.: РИМИС, 2010. – 192 с.
7. Шапошникова И.А. Таблица Менделеева в живых организмах: учебное пособие. – М.: БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ, 2010. – 248 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции
современного естествознания»
http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по
естественнонаучным дисциплинам
http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания
http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии НПО "Повар, кондитер"...
Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"
В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.0...
Рабочая программа дисциплины Естествознание для социально-экономического профиля
Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Коммерция", социально-экономического профиля....
Рабочая программа дисциплины Естествознание
Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Право и организация социального обеспечения...
рабочая программа по естествознанию для СПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ фЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 05.03.2004Г. В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВХОДЯТ:ПАСП...
Рабочая программа по естествознанию
Данная программа необходима для составления календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по естествознанию для профессии 38.02.04 Коммерция (отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...