программа по естествознанию
рабочая программа на тему

Чиркина Галина Николаевна

для специальности технология эстетических услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_estestvoznanie.docx76.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ( порядковый номер приложения)

к ООП СПО по специальности

43.02.12 Технология эстетических услуг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.06 Естествознание

2018 год

  1. Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» для профессиональных образовательных организаций составлена на основе примерной программы, предназначенной для реализации программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой специальности среднего профессионального образования.

  1. «Согласовано» на заседании ЦК
  2. СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
  3. Протокол №___________________
  4. От «__»__________201_г.
  5. Председатель ЦК______________

Автор:

Чиркина Г.П., преподаватель.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание»
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане
  4. Результаты освоения учебной дисциплины
  5. Содержание учебной дисциплины
  6. Тематический план
  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Естествознание»
  9. Рекомендуемая литература

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2016г. № 637-р. и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з).

  • Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.

Естественно-научные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественно-научной сущности — закон успеха.

Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественно-научный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественно-научную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.

Основу естествознания представляет физика — наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.

Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает также одну из важнейших отраслей — химию.

Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.

Биология— составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования студентов.

При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой специальности.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественно-научную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
  • личностных 
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
  • объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
  • метапредметных:
  • применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
  • предметных:
  • сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
  • владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
  • сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
  • сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
  • владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
  • сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология»

Введение

 Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.

 I.     ФИЗИКА

1.1 Механика

Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Механические волны, звук.

Демонстрации:

  • относительность движения;
  • инертность тела;
  • зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело;
  • равенство и противоположность направления сил действия и противодействия;
  • зависимость силы упругости от удлинения пружины;
  • реактивное движение, модель ракеты;
  • изменение энергии при совершении работы;
  • образование и распространение волн;
  • колеблющееся тело как источник звука.

Практические занятия: Исследование соотношения перемещений при равноускоренном движении.

1. 2. Тепловые явления

Атомы и молекулы. Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул, температура.

Агрегатные состояния вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Демонстрации:

  • модель хаотического движения молекул;
  • объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела;
  • испарение различных жидкостей;
  • плавление и отвердевание кристаллических тел;

Практические занятия: Измерение удельной теплоемкости вещества.

1.3. Электромагнитные явления

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Демонстрации:

  • электризация тел;
  • нагревание проводников током;
  • явление электромагнитной индукции;
  • интерференция и дифракция света.
  • Практические занятия: Наблюдение дифракции света 

II.    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

2.1. Вода, растворы

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Демонстрации:

  • физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание;
  • зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры;
  • способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Практические занятия:

  • очистка загрязненной воды;
  • устранение жесткости воды кипячением.

2.5.  Химические процессы в атмосфере

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

Демонстрации:

  • обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе;
  • изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.

Практические занятия:

  • определение химического состава атмосферы;
  • измерение уровня СО2  в учебной лаборатории.

2.3.   Химия и организм человека

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

 Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Практические занятия:

  • определение содержания витамина С в напитках;
  • определение содержания железа  (Fe3+ ) в продуктах питания.

III. БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

3.1.  Наиболее общие представления о жизни

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Демонстрации:

  • объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК;

Практические занятия:

  • растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

3.2.  Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.                                   Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

Демонстрации:

  • действие желудочного сока на белки;
  • измерение жизненной емкости легких спирометром.

Практические занятия:

  • действие слюны на крахмал;

3.3.    Человек и окружающая среда

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

Практические занятия: Определение нитратов в овощах. 

Экскурсия:

  • антропогенное воздействие на окружающую среду
  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Название разделов и тем

Количество аудиторных часов

Форма контроля

Теоретич.

занятия

Практические занятия

Всего

I. Физика

1.

Введение в естествознание

2

2

1.1

Механика

8

6

14

тест

1.2

Тепловые явления

9

3

12

тест

1.3

Электромагнитные явления

12

6

18

тест

1.4

Строение атома и квантовая физика

2

6

8

тест

II. Химия с элементами экологии

2.1

Вода, растворы

2

7

9

тест

2.2

Химические процессы в атмосфере

8

8

Тест, контрольная работа

2.3

Химия и организм человека

5

4

9

тест

III. Биология с элементами экологии

3.1

Наиболее общие представления о жизни

3

8

11

тест

3.2

Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

4

18

22

тест

3.3

Человек и окружающая среда

4

4

тест, зачет

ИТОГО:

47

70

117

Внеаудиторная самостоятельная работа      часов

Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

Максимальная нагрузка по дисциплине      часов

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства

ФИЗИКА

Механика

   Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики.  

Формулирование законов динамики Ньютона.

    Понимание смысла следующих физических понятий:

  • Реактивное движение.
  • Потенциальная и кинетическая энергия.
  • Работа и мощность.
  • Механические волны, звук.

Понимание смысла Закона сохранения механической энергии.

Тепловые явления

Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества.

 Изучение агрегатных состояний вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений.

Формулирование закона сохранения энергии в тепловых процессах. Осмысление экологических проблем, связанных с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

Электромагнитные явления

  Понимание смысла следующих физических понятий:

  Постоянный электрический ток.

Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

 Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы.

   Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

ХИМИЯ

Вода, растворы

    Вода вокруг нас.

Объяснение сущности химических процессов. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

   Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

Химические процессы

в атмосфере

    Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

    Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Химия и организм человека

    Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

БИОЛОГИЯ с элементами экологии

Наиболее общие представления о жизни

    Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

    Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

    Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

  Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.

Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

 

Человек и окружающая среда

    Понимание смысла следующих понятий: биогеоценоз, экосистема и биосфера, устойчивость экосистем.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране, рациональному природопользованию.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:

  • наглядные пособия;
  • информационно-коммуникационные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • технические средства обучения
  • библиотечный фонд.

Преподавание дисциплины осуществляется в специально оснащенном кабинете естествознания. Оборудование кабинета обеспечивает проведение демонстрационного эксперимента.

В библиотечный фонд входят учебники, обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Бордовский Г.С.  Физические основы естествознания. – М.: Дрофа,  2004. – 224 с.

2.   Горелов А.А.  Концепции современного естествознания. – М.: Юрайт,  2010. –  334 с.  

3.   Джери Д.  Концепции современного естествознания. –   М.: Питер,  2008. –  336 с.

4. Карпенков С.П. Концепции современного естествознания.  Практикум. М.: Высшая школа,  2007. –328 с.

5. Кравченко В.В.  Тесты по курсу "Концепции современного естествознания": учебное пособие. – М.: Экзамен,  2003. –  64 с

6. Петунин О.Н. Сборник заданий и упражнений по концепциям современного естествознания. – М.: Феникс , 2009. – 224 с.

7.  Энциклопедия современного естествознания: в 10 т. Т. 2 : Общая биология / гл. ред. энцикл. В. Н. Сойфер ; ред. т. Ю. П. Алтухов. – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 344 с.

                                           Дополнительная литература:

1. Асламазов Л.Г.    Удивительная физика,   М.: МЦНМО. 2011. – 295 с.

2.  Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций.

4-е изд.,  стер. –  СПб:  Издательство  «Лань»,  М.:  ООО Издательство

«Омега-Л», 2008. – 224с.

3.  Богданова Т.Л.   Биология: справочник для старшеклассников и абитуриентов,  М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,  2011. – 114 с.

4.   Ирхин В. Н. Формирование культуры здоровья на уроках физики / В. Н. Ирхин. – М. : Чистые пруды, 2008. – 30 с. – (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Здоровье детей" ; вып. 20

5. Каменский А.А. Общая биология 10- 11 классы: учебник,  М.:  Дрофа,  2010. – 367 с.

6.   Николаева Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе : пособие для учителя / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. – 59 с.

6. Перельман Я.И.  Занимательная механика,   М.: РИМИС,  2010. – 192 с.

7. Шапошникова И.А.   Таблица Менделеева в живых организмах: учебное пособие. –   М.: БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ,   2010. –  248 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции

современного естествознания»

http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по

естественнонаучным дисциплинам

http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания

http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции

www.school-collection.edu.ru 

 www.openclass.ru 

 www.edu.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия)  составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии  НПО "Повар, кондитер"...

Лабораторные работы к рабочей программе дисциплины "Естествознание"

В материале представлены лабораторные работы к рабочей программе учебной дисциплины "Естествознание" (по разделам "Физика" и "Химия с элементами экологии") по программе подготовки специалистов 38.02.0...

Рабочая программа дисциплины Естествознание для социально-экономического профиля

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Коммерция", социально-экономического профиля....

Рабочая программа дисциплины Естествознание

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для студентов СПО по специальности "Право и организация социального обеспечения...

рабочая программа по естествознанию для СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ фЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 05.03.2004Г. В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ВХОДЯТ:ПАСП...

Рабочая программа по естествознанию

Данная программа необходима для составления календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по естествознанию для профессии 38.02.04 Коммерция (отраслям)

   Рабочая  программа учебной дисциплины  Естествознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...