Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
материал на тему
Из опыта работы: о активных методах обучения математики в профессиональном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Губернский колледж»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».
Разработала: Преподаватель Мирошникова Е. И.
Серпухов 2018 г.
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
У основной части обучающихся, в последнее время, наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, зачастую просто негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что в школе программа математики оказалась слишком трудной и учителя не сумели сформировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. Наша задача помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желанным для ребят, построить его на основе развития их познавательных интересов. А для этого необходимо включать учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности.
Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и созидательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования” - говорится в объяснительной записке программы по математике.
Урок, прежде всего, для меня– это благоприятное общение. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями и это общение должно быть комфортным для ребят. В начале каждого урока стараюсь эмоционально настроить ребят на деятельность в процессе обучения, а она может быть репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой.
Для развития творческой деятельности имеются разные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемной ситуации и все они направлены на побуждение мыслительного процесса.
На I курсе каждый год я начинаю свою работу с выявления индивидуальных особенностей учащихся и состояния их знаний. С помощью срезовых к/р я определяю их учебные возможности, и намечаю пути преодоления пробелов в школьных знаниях отдельных учеников, выделяю основные темы для повторения ,а порой для изучения сложных тем заново. Составляю для себя таблицу, которая мне дает целостное представление об учебных возможностях всех учеников группы и помогает разделить их соответственно этим возможностям на группы. При определении учебных возможностей у учащихся стараюсь лучше завысить оценку их возможностей, рассчитывая на их рост. Также в своей работе помню, что учебные возможности учащихся изменяются в ходе учебной деятельности. Из этических соображений я стараюсь не сообщать ученикам о разделении их на группы.
Какие формы и методы использую я на своих уроках математики?
“Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и созидательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования” - говорится в объяснительной записке программы по математике.
Одним из активных методов на уроке является создание проблемных ситуаций, который на много улучшает усвоение материала учениками и развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является активность учащихся на уроках. Необходимо давать возможность ученику экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос
Варианты проблемных ситуаций:
-умышленная ошибка
-получение результата, который не имеет смысла.
Например : даю определение определённого интеграла как площадь криволинейной трапеции и при вычислении интеграла получаем отрицательное число. С помощью ребят выясняем почему так получилось.
-занимательная форма задания(попробуй угадать корни уравнения?).Например на уроке в группе 73 даю алгоритм решения иррационального уравнения, начинаю с самого простого уравнения, корни которого очевидны и Сергей Барков подбирает эти корни, а потом уже мы решаем уравнение по правилу и получаем тот же ответ. Это вызвало большой интерес и активность в решении последующих, более сложных уравнений.
-постановка учебной проблемы, когда для разшения ситуации полученных знаний не хватает (например вычислить площадь фигуры ,которая ограничена не прямыми линиями а кривыми).
Считаю, что активизирует познавательную деятельность учащихся дифференцированно групповые формы учебной работы.
Приведу пример. На уроке геометрии II курса я рассказываю учащимся “Цилиндр. Площадь поверхности и объем цилиндра”. Даю определение цилиндра, как тела вращения. Всей группой разбираем, что имеет цилиндр, даем еще одно определение, разбираем, что является осевым сечением цилиндра. Все это показываю на моделях, чертежах. Дальше разбираем понятие развертки, цилиндра и выводим формулу полной поверхности цилиндра. Вспоминаем понятие объема вообще, и вывожу формулу объема цилиндра. Все формулы выписаны отдельно в таблице и вешаются на доске. Затем, убедившись, что сильные ученики поняли материал, даю им карточки с заданиями на 4 варианта (I и II вариант для слабых, III и IV для более сильных) на формулы объема и площади цилиндра. С остальными учащимися я в ходе фронтальной беседы еще раз даю понятие цилиндра, основных формул площади и объема. Вторичный разбор с ними позволяет каждому из учащихся выяснить все непонятное, ответить на поставленные вопросы. А затем всем учащимся раздаю карточки-задания или предлагаю решать I и II вариант, а затем III и IV вариант. В это время сильным ученикам, которые справились с карточками, даю задачи.
Несколько слов хочется сказать о лабораторно-практических работах “Вычисление объема и площади тел по их разверткам”. Основная цель – на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков вычисления площадей и объёмов тел. В ходе лабораторных работ выясняется ,что ребята формально понимают основные понятия(например элементы фигур) и не могут даже произвести измерения, прежде чем поставить эти значения в готовую формулу. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. В течение всей работы я внимательно слежу за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях прихожу к ним на помощь.
Еще одна из форм активизации познавательной деятельности это практическое изготовление стереометрических тел и их развёрток. Когда учащийся сам выполнил тело или его развёртку, то вычислять объем этого тела ему интереснее.
Активизирует познавательную деятельность на уроке решение задач связанных с профессией. Вычислять объём камеры сгорания, имеющую цилиндрическую форму, гораздо интереснее, чем просто объём цилиндра
Введение в урок занимательных задач также активизирует их и организует. Иногда, для разрядки, даю задачки даже не связанные с изучаемой темой. Например, сосчитать, сколько геометрических фигур изображено на рисунке, убрать лишнюю фигуру, продолжить последовательность чисел и т.д.
Ещё одна форма, наиболее эффективна для слабых учащихся, карточки-инструкции, карточки с разобранным образцом решения. У меня разработаны такие карточки почти по всем видам уравнений, по правилам вычисления производных и первообразных и т.д.
Внеурочные мероприятия тоже активизируют ребят, к сожалению, они требуют от нас огромной подготовки. После проведения математической бизнес игры, на уроках математики мы ещё не раз возвращались к игре «Танграмм», складывали различные фигуры, рассматривали математические деньги-матгривенники и ребятам было интересно, кто изображён на этих купюрах.
Закончу словами К.Д. Ушинского, который писал:
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках математики.
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно....
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...
Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.
quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы." ...
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики...
Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"
Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...
Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Возникновение интереса к математике у значительного числа студентов зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о ...