МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ «Развитие понятия о числе»
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_5_-_matem.docx | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выселковский филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения «Кропоткинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
(Выселковский филиал ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
Дисциплина: «Математика»
Тема: «Развитие понятия о числе»
Специальность: сестринское дело
Курс: 1
Семестр: 1
Составил преподаватель: Жмаченко Ольга Николаевна
ст. Выселки
2017 год
Выселковский филиал государственного бюджетного
образовательного учреждения «Кропоткинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
(Выселковский филиал ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)
Технологическая карта лекции № 5
Дисциплина(модуль) математика
Специальность Сестринское дело
Курс 1 Семестр 1
Тема Развитие понятия о числе (Комплексные числа)
Группы 110 А-Ф, 111 А-Ф, 113 А-Ф
Преподаватель Жмаченко Ольга Николаевна
Продолжительность 90 минут Место проведения аудитория
Цели учебного занятия:
Образовательная:
- Подготовить студентов к восприятию материала по алгебре и начале анализа, изучаемые в профессиональных образовательных организациях.
- Доказать необходимость продолжать изучать математические дисциплины.
Развивающая:
- Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- Развитие способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- Формировать умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- Развитие профессионального мышления и поведения
Воспитательная:
- Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес
- Воспитание способностей работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- Воспитание профессиональной, информационной культуры
Требования к знаниям и умениям:
иметь практический опыт:
- определение видов чисел;
- выполнять арифметические действия над комплексными числами
Знать:
- определения комплексных чисел;
- способы написания комплексных чисел, их свойства
- применение комплексных чисел в геометрии и физике
Уметь:
- выполнять действия над комплексными числами
- изображать комплексные числа на координатной плоскости;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Тип лекции урок
Образовательные технологии: ___________________________
Методы и приемы обучения: проблемно-поисковый метод
Средства обучения: Вербальные
Технические средства обучения:
Электронные ресурсы электронный учебник, Интернет-ресурсы: www.fcior.edu.ru.
Литература:
Основная литература: Математика: алгебра и начало анализа, геометрия. М.И.Башмаков. М: АКАДЕМИЯ, 2016
Электронная библиотека медицинского колледжа www.medcollegelib.ru
Межпредметные связи:
- показать способы применения комплексных чисел в механике и физике.
Внутрипредметные связи:
- показать важность использования комплексных чисел в геометрии.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 3 |
2. | Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению | 5 |
3. | Основная часть лекции: 1. Что такое комплексное число и как выполняются арифметические действия с комплексными числами? 2. Зачем понадобились комплексные числа? 3. Почему с помощью комплексных чисел удобно задавать геометрические фигуры на плоскости? 4. Как производятся вычисления с комплексными числами? | 45 |
4. | Выполнение упражнений | 10 |
5. | Контроль знаний | 15 |
6. | Рефлексия | 5 |
7. | Подведение итогов | 4 |
8. | Задания внеаудиторной самостоятельная работа | 3 |
Текст лекции № 5
- Организационный момент:
1. Приветствую студентов
2. Обращаю внимание на внешний вид студентов
3. Обращаю внимание на санитарное состояние учебной комнаты
4. Проверяю готовность студентов к занятию
5. Отмечаю отсутствующих
- - формулировка темы лекции (постановка задачи):
Давайте вспомним с вами, какие множества чисел мы повторили с вами на прошлых занятиях? (натуральные, целые, рациональные, иррациональные –действительные числа). Давайте попробуем решить уравнение:
х2 + 9 = 0 (Решаем)
Получается, что это уравнение не имеет решение.
Но хочу добавить, что это уравнение имеет решение еще в одном множестве чисел, которое называется комплексными числами.
(записывают тему: «Комплексные числа»)
- постановка целей:
1. Сегодня мы с вами познакомимся с комплексными числа и как выполняются арифметические действия с комплексными числами?
2. Узнаем зачем понадобились комплексные числа?
3. Почему с помощью комплексных чисел удобно задавать геометрические фигуры на плоскости?
4. И запишем примеры вычисления с комплексными числами?
- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Что такое комплексное число и как выполняются арифметические действия с комплексными числами?
2. Зачем понадобились комплексные числа?
3. Почему с помощью комплексных чисел удобно задавать геометрические фигуры на плоскости?
4. Как производятся вычисления с комплексными числами?
- Основная часть лекции:
I. Давайте запишем определение комплексных чисел
Комплексным числом называется число вида z = a +bi, где a и b – действительные числа, а i – символ, называемый мнимой единицей.
Множество комплексных чисел обозначают буквой С.
Действительное число а отождествляют с комплексным числом a + 0i. Тем самым мы расширяем цепочку включений числовых множеств:
N Z Q R C
Каждое комплексное число z это некоторый символ вида a + bi. Число а называется действительной частью числа z, а число b – его мнимой частью.
i i = i2 = -1 (-i)2 = -1
Правило сложения комплексных чисел:
z1 = a1 + b1i , z2 = a2 + b2i
(a1 + b1i) + (a2 + b2i) = a1 + a2 + (b1 + b2)i
Правило умножения комплексных чисел:
(a1 + b1i)(a2 + b2i) = a1 a2 - b1 b2 + (a1b2 + a2b1)i
Комплексные числа z = a + bi и z = a – bi называют сопряженными друг с другом.
z*z = a2 + b2
Если z = a + bi ≠ 0 и a2 + b2 ≠ 0 , то = 1
Отсюда ясно, что число - является обратным для числа z.
Изображение комплексных чисел: рисунок
Сопряженные числа изображаются точками, симметричными относительно оси абсцисс.
Противоположные числа изображаются симметрично относительно начала координат.
При таком изображении сложение комплексных чисел соответствует сложению радиусов-векторов. (рисунок)
= =
Свойства модулей комплексных чисел:
10. =
20. z*z = 2 = a2 + b2
30. = * (обратить внимание на отличие от действительных чисел)
40. Если z = z <=> z – действительное число.
II. Зачем понадобились действительные числа?
- Стало возможно находить корни любых алгебраических уравнений.
- Преобразование плоскости (параллельный перенос, поворот, гомотетия, осевая симметрия и их комбинации) записываются как некоторые простые операции над комплексными числами.
- Колебательные процессы в механике и физике изучаются гораздо проще с использованием комплексных чисел.
III. В основе этого лежит следующее простое правило:
Модуль разности двух комплексных чисел равен расстоянию между точками, изображающими эти числа. рисунок
=
IV. Запись уравнений различных кривых:
= R – окружность с центром в точке О
= R – окружность с центром в точке z0
+ = а – эллипс.
4.Выполнение упражнений:
Упражнение 1 (1, 2, 3,7) на с.22
6. Рефлексия:
Итак, с чем мы познакомились на этом занятии?
Пересекаются ли темы, изученные ранее в школе и та, которую изучили сегодня?
Для чего используются комплексные числа?
Оцените себя.
7. Подведение итогов:
Подвожу итоги занятия, отмечаю наиболее активных студентов, определяю степень достижения целей и задач занятия, говорю об общем впечатлении от занятия.
8. Внеаудиторная самостоятельная работа:
- упр. 1 (4,5,6,8), 5 стр. 22
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Комплексные числа»
№ | Структура | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент | 3 | 1. Приветствую студентов 2. Обращаю внимание на внешний вид студентов 3. Обращаю внимание на санитарное состояние учебной комнаты 4. Проверяю готовность студентов к занятию 5. Отмечаю отсутствующих | Приветствуют Смотрят друг на друга Обращают внимание на столы Дежурные говорят фамилии отсутствующих | самоорганизация |
2. | Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению | 5 | - формулировка темы лекции (постановка задачи): Давайте вспомним с вами, какие множества чисел мы повторили с вами на прошлых занятиях? Давайте попробуем решить уравнение: х2 + 9 = 0 Получается, что это уравнение не имеет решение. Но хочу добавить, что это уравнение имеет решение еще в одном множестве чисел, которое называется комплексными числами.
- постановка целей: 1. Сегодня мы с вами познакомимся с комплексными числа и как выполняются арифметические действия с комплексными числами? 2. Узнаем зачем понадобились комплексные числа? 3. Почему с помощью комплексных чисел удобно задавать геометрические фигуры на плоскости? 4. И запишем примеры вычисления с комплексными числами? - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению: 1. Что такое комплексное число и как выполняются арифметические действия с комплексными числами? 2. Зачем понадобились комплексные числа? 3. Почему с помощью комплексных чисел удобно задавать геометрические фигуры на плоскости? 4. Как производятся вычисления с комплексными числами? | натуральные, целые, рациональные, иррациональные –действительные числа Решаем записывают тему: «Комплексные числа» Записывают в тетрадях | Восстановление в памяти полученных знаний |
3. | Основная часть лекции | 45 | I. Давайте запишем определение комплексных чисел Комплексным числом называется число вида z = a +bi, где a и b – действительные числа, а i – символ, называемый мнимой единицей. Множество комплексных чисел обозначают буквой С. Действительное число а отождествляют с комплексным числом a + 0i. Тем самым мы расширяем цепочку включений числовых множеств: N Z Q R C Каждое комплексное число z это некоторый символ вида a + bi. Число а называется действительной частью числа z, а число b – его мнимой частью. i i = i2 = -1 (-i)2 = -1 Правило сложения комплексных чисел: z1 = a1 + b1i , z2 = a2 + b2i (a1 + b1i) + (a2 + b2i) = a1 + a2 + (b1 + b2)i Правило умножения комплексных чисел: (a1 + b1i)(a2 + b2i) = a1 a2 - b1 b2 + (a1b2 + a2b1)i Комплексные числа z = a + bi и z = a – bi называют сопряженными друг с другом. z*z = a2 + b2 Если z = a + bi ≠ 0 и a2 + b2 ≠ 0 , то = 1 Отсюда ясно, что число - является обратным для числа z. Изображение комплексных чисел: рисунок Сопряженные числа изображаются точками, симметричными относительно оси абсцисс. Противоположные числа изображаются симметрично относительно начала координат. При таком изображении сложение комплексных чисел соответствует сложению радиусов-векторов. (рисунок) = = Свойства модулей комплексных чисел: 10. = 20. z*z = 2 = a2 + b2 30. = * (обратить внимание на отличие от действительных чисел) 40. Если z = z <=> z – действительное число. II. Зачем понадобились действительные числа?
III. В основе этого лежит следующее простое правило: Модуль разности двух комплексных чисел равен расстоянию между точками, изображающими эти числа. рисунок = IV. Запись уравнений различных кривых: = R – окружность с центром в точке О = R – окружность с центром в точке z0 + = а – эллипс. | Записывают в тетрадях определения Записывают вместе со мной, анализируя Записывают опред-еления Записывают правила Записывают опред-еления Изображают в тетрадях Рассказывают правила сложения векторов, говорят, какое применимо в данном случае. Записывают в тетрадях Записывают в тетрадях Записывают и чертят в тетрадях Записывают в тетрадях | Фиксируют новую тему Наглядное представление комплексных чисел |
4. | Выполнение упражнений | 10 | Упражнение 1 (1, 2, 3,7) на с.22 | Записывают решение в тетрадях | Применение на практике |
5. | Контроль знаний | 15 | Темы: десятичные дроби, задача на проценты, задача на движение по реке. | Выполняют на листочках и сдают | Контроль знаний, полученных в школе |
6. | Рефлексия | 5 | Итак, с чем мы познакомились на этом занятии? Пересекаются ли темы, изученные ранее в школе и та, которую изучили сегодня? Для чего используются комплексные числа? Оцените себя. | Студенты высказывают свои мнения | Анализ восприятия новой темы |
7. | Подведение итогов. | 4 | Подвожу итоги занятия, отмечаю наиболее активных студентов, определяю степень достижения целей и задач занятия, говорю об общем впечатлении от занятия. | Оценка знаний | |
8 | Задания внеаудиторной самостоятельная работа | 3 | упр. 1 (4,5,6,8), 5 стр. 22 | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи по математике, используемые в теме: «Развитие понятия о числе» для обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер
Задачи по математике, используемые в теме: «Развитие понятия о числе» для обучающихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер" В задачах используются знания пропорции и процентов, а так же ...
Учебное пособие по теме "Развитие понятия о числе"
Учебное пособие по теме "Развитие понятия о числе" разработано в соответствии с Рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины ОДП.10 Математика.Учебное пособие содержит:ü теоретическ...
Тесты по теме: "Развитие понятия о числе"
Тестовые задания в двух вариантах...
«Развитие понятия о числе» контрольная работа
«Развитие понятия о числе» контрольная работа по дисциплине ОД.10 Математика (1 курс)Контрольная работа охватывает темы: 1. Вычислительные навыки, 2. Решение различных видов ...
Методическая разработка квест - путешествие "Весёлые числа" для воспитанников старшей группы детского сада в рамках социального проекта.
Методическая разработка квест – путешествия «Весёлые числа» предназначена для проведения мероприятия обучающимися колледжа в детском саду (старшая группа) с целью формирования социал...
Развитие понятия «Алгоритм»
Раздел История математики: презентация «Развитие понятия «Алгоритм»» к конкурсу АСОУ "Математика и проектирование" 2017...
Презентация к зачетному занятию на тему "Развитие понятия о числе"
Презентация к зачетному занятию на тему "Развитие понятия о числе" разработана для студентов 1 курса СПО....