Формирование мировоззрения у обучающихся о целостности природы ( из опыта работы)
статья на тему
Формирование мировоззрения у обучающихся о целостности природы ( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_mirovozzreniya_dokument_microsoft_word_3.docx | 92.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мировоззрения обучающихся о единстве природы
С этой целью на вводном занятии в ходе беседы выявляются основные объекты природы: элементарные частицы, ядра атомов, атомы, молекулы, макромолекулы (явления жизни), макротела.
Вычерчиваем следующую схему:
Подводим обучающихся к выводу, что вещества далеких звезд, вещества нашей планеты, вещества живых организмов состоят из атомов, входящих в периодическую систему химических элементов, что доказывает единство природы
Науки о природе, что их объединяет?
После выяснения строения мироздания приводим ответ физика Ричарда Фейнмана на вопрос :
«Если бы в результате какой- либо мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза ,то какое утверждение ,составленное из наименьшего количества слов принесло бы наибольшую информацию?»
Ответ: « Я считаю, что это атомная гипотеза: все тела состоят из атомов - маленьких телец ,которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются ,если одно из них плотнее прижать к другому . В одной этой фразе, как вы убедитесь, содержится невероятное количество информации о мире , стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения»
Все объекты природы имеют не только одинаковый вещественный состав, но и единый план строения от мельчайших атомов до огромных планет
Атом: ядро и электронные оболочки
Планета Земля: тяжелое ядро, электромагнитное поле и между ними геологические оболочки ,которые связаны круговоротом веществ и энергии
Круговорот веществ характеризуется :
-взаимодействием и взаимопроникновением веществ;
-непрерывным пополнением веществ;
-многократным использованием в небольших количествах исходного вещества
В подтверждение приводим следующие данные: в атмосфере Земли, например, находится 13 кубометров воды. В год выпадает 519 тысяч кубометров осадков.
Значит, вода совершает 40 оборотов через каждые 9 суток
В мировом океане произошло 300 раз обновление воды через фотосинтез и 1 миллион раз кислорода За 10 миллионов лет в фотосинтезе участвовала вся гидросфера Земли, а углекислый газ обновляется через каждые 6 - 7 лет. Все это происходит благодаря химическим процессам с участием живых организмов, Живые организмы, живое вещество- самая мощная геологическая сила на Земле
Живое вещество контролирует содержание химических элементов в биосфере и концентрирует их в земной коре;
-от него зависит все осадкообразование;
-растворение;
-механическое разрушение;
-переосаждение и перенос веществ и энергии;
-аккумуляция и перераспределение энергии;
Часть энергии Солнца живые организмы используют для себя, другая часть идет вглубь земли (гумус для выращивания растений), в топки печей и мотор двигателей (нефть, уголь), для транспирации и испарения, разрушения горных пород, на тектонические движения и гранитизацию осадочных пород;
переработку и пропускание через себя вещества, продуцируя вновь воду, воздух, осадочные породы
Таким образом, живое вещество определяет и регулирует состав атмосферы, океанических вод, почвы и горных пород
«На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а поэтому и более могущественной по своим конечным последствиям ,чем живые организмы, взятые в целом» ( В.И Вернадский)
В преподавании курса естествознания необходим интегрированный подход, он устраняет разрыв взаимосвязанных вопросов, параллелизм и дублирование, позволяет углубить содержание и формировать целостное представление о жизни , природных явлениях, решить проблему времени и устранение перегрузки обучающихся
Системный подход позволяет изучать любую систему (объекты, вещества, процессы и явления)
Например:
-фотосинтез (световая и темновая фазы);
-деление клетки (профаза, метафаза, анафаза, телофаза);
-дыхание (внешнее, внутреннее или клеточное);
-обмен веществ (ассимиляция, диссимиляция);
-система углеводороды (атомы углерода и водорода);
-спирты (углеводородный радикал, гидроксильная группа);
-аминокислоты (аминогруппа, карбоксильная группа, углеводородный радикал);
По модулю - алгоритму можно изучать и законы ,по которым системы функционируют
Например:
Периодическая система химических элементов и его графическое отображение - Периодический закон (периоды большие и малые, группы главные и побочные, ряды четные и нечетные) и в соответствии с положением элемента определять строение атома и его свойства
Системный подход обеспечивает углубление и систематизацию знаний.
Например:
Сведения о хромосомах (это структурные компоненты клетки).
По биологии в основной школе о хромосомах обучающиеся узнают при изучении темы « Деление клетки», далее из курсов общей биологии и органической химии, что веществами наследственности являются нуклеиновые кислоты, а ген - единица наследственности
Разбираемся по модулю-алгоритму:
Система хромосомы
1.1 элементы системы: ДНК белки
1.2 функции элементов: каждая тройка нуклеотидов служат для плотной
соответствует одной и компактной
аминокислоте упаковки ДНК
в хромосоме
1.3 связи элементов: дезоксирибопротеиновый комплекс
1.4функция связей элементов: передача наследственной информации
1.5 функции системы: хромосомы - хранилище наследственной
информации
2. нормы функционирования : клеточная, хромосомная , генная теории.
3. методы функционирования: редупликация ДНК перед делением клетки
транскрипция (синтез и-РНК)
4.результат функционирования равномерное распределение генетического
материала между новыми клетками,
обеспечение наследственности и
сохранение признаков вида .
Хромосомы состоят из ДНК и белков.
Ген - отрезок ДНК, ответственный за
синтез белка определенной первичной
структуры
Таким образом, роль каждого вещества становится понятной,
так как материал рассматривается системно как образец интеграции химии и биологии по содержанию.
И таких примеров много: клеточные мембраны (комплекс жиров с белками) рибосомы состоят из РНК и белков
1)С целью активизации познавательной деятельности направляю внимание ребят на названия веществ или явлений (этимологию слов)
Происхождение слова «химия»
- Кеме (египет.) – «черная» (земля). Это древнее название Египта, где зародилась наука химия.
- Кеме (египет.) – «чёрная» (наука). Алхимия – как темная, дьявольская наука (сравнивать с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
- Хюма (древнегреч.) – «литьё» металлов (глагол xeo – «лью»). Того же корня и греч. Хюмос – «сок».
- Ким (древнекитайск.) – «золото». Тогда химю можно толковать как златоделие.
Нуклеус (ядро, отсюда нуклеиновые кислоты)
Мономеры, полимеры (полимеризация): моно – один, поли – много, мерос – часть
Глюкос (сладкий – глюкоза)
Липос (жир – липиды)
Белки (белеют при варке)
Протеины (первейшие, главнейшие) – вещества жизни
Альдегид (спирт, лишенный водорода) – о способе получения
Муравьиный альдегид – формальдегид («формика» - муравьи)
Сома – тело (отсюда хромосомы, лизосомы, рибосомы, полисомы)
Пептиды (сваренные, приваренные) – образуются из аминокислот при нагревании.
Таким образом, даже названия и этимология слов заранее многое проясняют.
2) История исследования веществ, например, белков. В 1820 году была выделена из белков первая аминокислота (глицин). Остальные 20 были получены за… 115 лет! Двадцатая - треонин была получена в 1935 году.
Задаю вопрос: почему столько времени, трудов и усилий затрачено на получение этих веществ?
Ответ: белки – главные вещества жизни и состоят они из аминокислот
3)Использование примеров повседневной жизни:
-Молочные пакеты, почему они не протекают? (пропитаны парафином, а он в воде не растворяется)
-Этилен газообразный, но почему полиэтилен твердый?
-Матричный синтез в природе (а потом только – типографское дело, отливка монет)
-Химическая завивка волос (изменение природной структуры белка)
-Вред алкоголя (тормозит удвоение ДНК, нарушение равномерного распределения хромосом при мейозе - неполноценные гаметы и дети уроды; растворяется в жирах, значит проникает в клетки и повреждает органические молекулы;
-Несовместимость тканей (разные белки и антитела к ним как к чужеродным веществам)
-Почему кровь считают зеркалом здоровья?
-Почему картофель варят, а хлеб пекут?
-Садится шерстяная ткань (денатурация белка)
-Есть ли в тебе спирты (глицерин)
-Почему полнеют от углеводов?
4)Использование пословиц по ситуации:
-почему так говорят «пока жирный сохнет - худой сдохнет? (об энергетическом значении жиров)
-почему у многих народов запрещаются близкородственные браки?
-Усталость. Откуда она берется?
5)Связь с производством:
-Применение веществ, например, ацетилена- газовая сварка и резка металлов.
-В природе тоже есть свой ОТК (о ДНК, она линейна, но перед делением клетки происходит ее сверхспирализация. Оказалось: сей загадочный ритуал есть проверка фосфатно-сахарной связи, так как одновременное функционирование и ремонт в клетке невозможны, это означало бы катастрофу для жизни клетки)
6)Использование образных сравнений: клетка – словно идеальный город (наружная клеточная мембрана - городская стена, ЭПС- транспортные магистрали, аппарат Гольджи –клеточные хранилища, рибосомы –заводы по производству белка, ядро-центр управления жизнью «города», лизосомы-комбинаты питания)
7)Использование образных выражений:
-Живой неутомимый мотор (сердце);
-Фосфорная взрывчатка или валюта клетки (АТФ);
-Спираль совершенства (ДНК);
-Роговая броня (кожа);
-Три шедевра природы (белки, АТФ, нуклеиновые кислоты);
-Симфония жизни (клетки – исполнители – оркестранты, дирижер-гипоталамус, а гипофиз-первая скрипка);
-Тайнопись природы. Где она? (генетический код)
8)Сравнение веществ одинаковой химической природы:
-пептиды и полипептиды (разные аминокислотный состав и длина цепи);
-одноатомные и многоатомные спирты (зависимость свойств от числа гидроксильных групп);
-неорганические и минеральные кислоты (общие и специфические химические свойства);
-неорганические основания и амины (способность присоединять протоны водорода);
9)Связь с другими предметами:
-с физикой (физические свойства веществ, атомарный и молекулярный уровни организации материи);
-с языками (химический язык- символы химических элементов, формулы и уравнения:
а)Химический знак (символ)- модель реального химического элемента:
*относительная атомная масса
*порядковый номер, период (малый или большой), ряд (четный или нечётный), группа (главная или побочная)
*состав оксида, водородного соединения и гидроксида(основание или кислота)
*металл или неметалл(металлические или неметаллические свойства)
*относительная электроотрицательность
б)Химическая формула – модель реального вещества:
*молекулярная формула (качественный и количественный состав)
*структурная формула – порядок соединения атомов в молекуле
*определить,к какому классу соединений относится данное вещество
*прогнозирование строения и свойств веществ
*вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовые доли элементов в нём
в)уравнение химической реакции – модель реального химического процесса:
*можно определять тип реакции
*прогнозировать сдвиг химического равновесия в зависимости от концентрации, температуры и давления
*объяснять сущность происходящих процессов и явлений
*вычислять отношения масс продуктов реакции, если вещества взяты в виде растворов с известной массовой долей ( %) растворённого вещества.
Язык жизни –генетический код, зашифрованная в генах наследственная информация);
-с математикой (о том ,что природа тоже мыслит формулами , количественными отношениями и любит порядок.
Все известные нам законы маломерны.
Чем больше число, тем реже оно встречается: жизнь организма начинается с одной клетки, в клетке одно ядро, числом одиночных электронов определяется валентность, двойная спираль ДНК, два вида нуклеиновых кислот, парность хромосом, самцы и самки, двойная симметрия организмов, триплетный генетический код, пропускная способность головного мозга - три информационные единицы, трехмерность окружающего пространства, четыре элемента-органогена, наиболее распространены моносахариды (триозы, тетрозы, пентозы, гексозы).
У млекопитающих пятипалые конечности, пять органов чувств, семь шейных позвонков…, 46 хромосом у человека, двадцать аминокислот, которые образуют невероятно огромное количество белков , около сотни химических элементов в таблице Д.И. Менделеева
Таким образом, природа оперирует в основном малыми числами, это помогает ей поддерживать порядок
10)Связь с философией: химические и биологические явления подводят обучающихся к философским обобщениям
-закон сохранения массы веществ и энергии (ничего никуда не исчезает, материя реально существует, она вечна);
-переход количества в качество (одноатомные и многоатомные спирты, углеводороды - предельные и непредельные);
-детерминированность явлений жизни (составом, строением, взаимопревращениями органических молекул)
11)Использование примеров переходных форм, как мостики между предметами:
-вирусы – это вещества или существа? (неклеточные формы жизни);
-аминокислоты - амфотерные соединения (проявляют свойства кислот и оснований);
-металлорганические соединения (связующее звено между неорганической и органической химией).
В целом подвожу обучающихся к выводу, что Вселенная состоит из мировых островов, один из которых наша Земля – биогеносфера (сфера происхождения и воспроизводства жизни). В ней происходила эволюция косной материи до органической. Она породила человека, способствовала возникновению человечества, создала сферу разума (ноосферу).
История человека – это рассеивание по земному шару небольших людских групп, собирание, объединение, образование этносов и государств.
С другой стороны – это растекание жизни, то есть внутренняя энергетическая и химическая работа.
По Вернадскому В.И. растекание жизни – это не простое механическое движение, а непрерывное новорождение на фоне распада старорожденного, то есть напряженнейший круговорот веществ и энергии, взаимодействие всех космических и земных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)
В данной статье рассматривается потенциал музея образовательной организации как средство реализации концепции духовно-нравственного воспитания студентов через формирование базовых нац...
Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"
Музей - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...
Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)
В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...
Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»
Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБПОУ «КТС»
В настоящей статье представлен практический опыт работы экономического клуба «Я – предприниматель» ОБПОУ «КТС» по формированию финансовой грамотности и предпринимательско...
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....