Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)
статья на тему
В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разрушая прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ « Рославльский многопрофильный колледж»
Публикация на тему: «Духовно – нравственное воспитание обучающихся на уроках истории»
( из опыта работы).
Выполнила:
преподаватель истории 1 категории
Бормотина Т.А.
г. Рославль
2017г.
Для современной педагогической теории и практики остается актуальной проблема разработки методологических оснований интеграции знаний о духовности, религии в профессиональное образовательное пространство, т.е. стоит проблема преемственности модуля «Основы православной культуры» и предметной области истории в профессиональном образовании.
Как упрощенный и наиболее приемлемый вариант межпредметной интеграции является включение знаний о православной культуре в историю.
Например, если мы возьмем тему «Святые земли Русской», то ее можно раскрыть на конкретных примерах:
- Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»;
- в 988 году князь Владимир с восторгом принял крещение в Константинопольском соборе Святой Софии. Именно с этого времени «Повесть временных лет» свидетельствует о крещении Руси. Стали создаваться шедевры русской литературы: «Слово о законе и благодати» - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли, принадлежавший перу митрополита Иллариона, «Память и похвала князю Владимиру»;
- если взять тему: «Культура Киевской Руси в 9 – н. 13 вв., то можно познакомиться с другими жанрами – летописанием, житиями святых «поучениями»; к дню славянской письменности и культуры можно провести викторину «Как слово зародилось…», посвященную создателям славянского алфавита, первых памятников славянской письменности – Кириллу и Мефодию. Первоначально ими была создана глаголица, а затем – кириллица. Именно кириллица получила наиболее широкое распространение на Руси;
- при развитии Владимиро – Суздальского княжества, связанного с именем Андрея Боголюбского, Андрей покинул Киев и прихватил с собой «святыню Руси» - чудотворную икону Божьей Матери, которая стала впоследствии святыней владимирской земли – иконой Владимирской Богоматери;
- Александр Невский – полководец и дипломат, выдающийся государственный деятель Руси. В том месте, где происходила Невская битва, поставили Александро – Невскую лавру. После смерти причислен к лику святых. Петр 1 перенес его мощи из Владимира в Петербург. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского;
- в 1380 году произошла Куликовская битва. Перед началом битвы князь Дмитрий поехал за благословлением Троицкий монастырь. Святой преподобный Сергий благословил Дмитрия и предсказал, что много прольется крови, но русские одержат победу;
- культура 14 – 15вв. – широкое распространение получила иконопись. Знаменитыми иконописцами были Феофан Грек, он работал в Московском Кремле над росписью церкви Рождества Богородицы и Благовещенского собора. Андрей Рублев – иконописец и мастер фресковой живописи. Вместе с другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря. Главное творение Андрея Рублева – «Троица». Принято считать, что она создавалась для соборного иконостаса Троице – Сергиева монастыря;
- по Древней Руси с обучающимися можно провести исторические вечера «Слава русской старине!», участниками которых могут быть персонажи: монахи – летописцы, былинники, воины – А.Невский, Д.Донской. На историческом вечере «России верные сыны» исполняется русский танец и показывается картина М.Нестерова «Прощание Сергия с великим князем Дмитрием Донским»;
- 4 ноября 1612 года произошло важное историческое событие – освобождение Москвы от польской интервенции. Народ и войско сознавали, что столь важная победа одержана ими лишь по заступничеству Божьей Матери, явленному от Казанской Чудотворной иконы. Князь Пожарский, войскам которого неотлучно сопутствовал в бою снимок с иконы, построил в Москве собор в честь Казанской Божьей Матери, куда и поставил Чудотворный снимок с Казанской иконы. Показ презентации «Освобождение Москвы от польской интервенции. Минин и Пожарский»;
- показ презентации « Не помнить нельзя, забыть невозможно», в которой обучающимся предлагается познакомиться с благодатной помощью Казанской иконы Божьей Матери во время Великой Отечественной войны. Г.К.Жуков, отправивший последний самолет с десантом, сжал икону Божьей Матери, которую носил с собой с самого начала войны. Отправляя сибиряков на задание, он сказал: «С Богом! Таких солдат нет ни в одной армии мира. И никогда не будет!»
- если взять тему «Традиции русского костюма», то обучающимся можно показать презентацию « История костюма на Руси в разные исторические периоды»;
- тема «Мой родной край» - простые верующие люди издревле знакомятся с историей нашего Отечества по народному почитанию прославляемых Церковью святых. Они чтят Киев по преподобным Антонию и Феодосию, Москву – по преподобному Сергию, Смоленск – по мученику Меркурию. А Рославльская земля известна ее святынями. Это Рославльский Спасо – Преображенский монастырь с чудотворной иконой Тихвинской Божьей Матери. Граждане Рославля служат перед иконой молебны, молясь за своих родственников. В Свято – Преображенский монастырь с обучающимися мы ходили на экскурсию на день святой мученицы Татианы(день студенчества). Священнослужитель рассказал о жизни и деятельности святой Татианы.
В заключении данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разрушая прошлое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"
Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....
Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"
Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ
Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...
Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...
«Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся СПО».
Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества. Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности. Актуальность данного исследован...
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно -...