Учебно - методические и дидактические материалы по географии
методическая разработка по теме
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку по ФГОС ООО
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.
Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:
- в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
- при освоении основных моральных норм ( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Мировой океан» 6 класс
1 вариант
1. Что не относится к водам суши?
а) подземная вода; б) озера; в) моря; г) ледники.
2. Найдите соответствие особенностей океанам:
1) Самый большой а) Атлантический
2) Самый протяженный б) Индийский
3) Самый холодный в) Тихий
4) Самый теплый г) Северный Ледовитый
3. Какова главная причина образования приливов и отливов?
а) постоянные ветры;
б) землетрясения;
в) приближение и удаление Луны;
г) температура воды.
4. Солёность 36 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды:
а) 3,6 грамма; б) 36 грамма; в) 360 граммов; г) 3600 граммов.
5. Участки суши, глубоко вдающиеся в океан, называются…
а) заливы б) проливы в) острова г) полуострова
6. К внутренним морям относятся: а. Средиземное и Красное; б. Японское и Красное; в. Средиземное и Японское. г) Берингово и Японское
7.Большую часть гидросферы составляет:
1). Воды Мирового океана 2). Воды суши 3). Ледники 4) Подземные воды
8. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»
1. Аравийское А)Тихий
2. Средиземное Б)Северный ледовитый
3. Карское В)Индийский
4. Охотское Г)Атлантический
9. Каковы источники загрязнения вод Мирового океана? Какими в этой связи могут быть основные мероприятия по их охране?
10. Составьте описание Карибского моря по плану:
1. Название моря.
2. Размеры акватории.
3. Географическое положение моря:
- в какой части какого океана находится.
- что и где омывает.
4. Вид моря.
5. Средняя и абсолютная глубина моря.
6. Крупнейшие острова.
7. Биологические и минеральные ресурсы моря.
Тест по теме: «Мировой океан»
2 вариант
1. Участки суши, окруженные водами мирового океана, называются…
а) залив б) пролив в) остров г) полуостров
2. Найдите соответствие особенностей океанам:
1) Самый глубокий а) Атлантический
2) Самый соленый б) Индийский
3) Самый холодный в) Тихий
4) Самый теплый г) Северный ледовитый
3. Какова главная причина образования цунами?
а) постоянные ветры;
б) землетрясения;
в) приближение и удаление Луны;
г) температура воды.
4. Соленость 32 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 л воды:
а) 3,2 грамма б) 32 граммов в) 320 граммов г) 3200 граммов
5. Участки суши, глубоко вдающиеся в океан, называются…
а) заливы б) проливы в) острова г) полуострова
6. Окраинными морями являются
1) Восточно-Сибирское 3) Азовское
2) Баренцево 4) Черное
7. Главными причинами существования течений в Мировом океане являются:
1) Постоянные ветры и отклоняющая сила вращения Земли;
2) Тектонические движения дна океана;
3) Различия в температуре вод Мирового океана;
4) Различия в солёности вод Мирового океана.
8. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»
1Красное А)Тихий
2. Карибское Б)Северный ледовитый
3. Баренцево В)Индийский
4. Южно-Китайское Г)Атлантический
9. Каково хозяйственное значение Мирового океана? Какое направление использования Мирового океана на ваш взгляд, является в настоящее время основным?
10. Составьте описание Баренцево моря по плану:
1. Название моря.
2. Размеры акватории.
3. Географическое положение моря:
- в какой части какого океана находится.
- что и где омывает.
4. Вид моря.
5. Средняя и абсолютная глубина моря.
6. Крупнейшие острова.
7. Биологические и минеральные ресурсы моря.
Предварительный просмотр:
Урок географии
Тема: «Япония»
Цели:
-познакомиться с особенностями территории и экономико-географическим положением страны, с особенностями природы, населения, хозяйством Японии.
-продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом учебника, с картами, статистическим материалом и дополнительной литературой.
-воспитывать географическую культуру, расширять кругозор учащихся.
-продолжать формирование коммуникативной культуры.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Деловая игра
Предварительная подготовка :
1.Проведение анкетирования учащихся и обработка анкет.
2.Подготовка учителем вместе с учащимися презентации «Япония».
3.Подготовка дополнительного материала к выступлениям в группах «Географы», «Социологи», «Экономисты», «Экскурсоводы».
Оборудование: Политическая карта мира, социально-экономическая карта Японии, атласы, учебники, карточки-задания, дополнительная литература, таблицы для заполнения, план характеристики страны, презентация учителя, презентации учащихся.
Ход урока:
I - Организационный момент.
II - Изучение новой темы:
1.Вступительное слово учителя:
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличался она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Итак, ребята, как вы уже наверное догадались, тема нашего сегодняшнего урока Япония .Наша задача определить территорию , границы, познакомиться с особенностями природы, населения и хозяйства страны.
На прошлом уроке была проведено анкетирование по вопросам:
1. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?
2.Хотели ли Вы побывать в Японии? Почему?
Слайд.
Перед вами на слайде результаты анкетирования.
1. Автомобили, роботы, икебана, кимано, дзюдо, сакура, суши, палочки для еды и т.д.
2.100 % учащихся класса хотели бы побывать в Японии, так как вас интересует природа, культура, жизнь японцев. Узнать , почему Япония стала мировым лидером в экономике?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы сегодня отправимся в путешествие в эту загадочную страну и попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Слайд.
Япония одно из древних государств мира. Древнее название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй – «основа». Отсюда и происходит наименование Японии как «страны восходящего солнца».
Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантеме на государственном гербе страны также символизирует восходящее солнце.
А еще Японию называют «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Слайд.
Япония - Конституционная монархия. До принятия Конституции 1947 года была Абсолютной монархией. В настоящее время император страны Акихито -символ государства и единства нации. По государственному устройству Япония – унитарное государство, состоящее из 46 префектур и губерний.
Вот это удивительное государство мы будем изучать сегодня на уроке. Урок у нас будет необычный – деловая игра. Мы с вами в процессе игры рассмотрим следующие вопросы (план изучения темы на доске):
Особенности территории и ЭГП Японии.
Природные условия и ресурсы.
Население страны.
География промышленности.
Сельское хозяйство.
Транспорт.
Внешние экономические связи.
Сегодня вы будете специалистами из разных областей.
Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну?
(Группы уже сформированы, получили опережающее задание.)
Это “Географы”, которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, “Социологи”, которые будут рассматривать состав и структуру населения, и “Экономисты”, рассматривающие отрасли хозяйства, «Экскурсоводы» проведут экскурсию по стране (назвать состав каждой группы).
Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой , с использованием опережающего домашнего задания. Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушаем выступление каждой группы.
По каким критериям будем судить? Правильность и полнота ответа, использование карты, сделанные выводы. В процессе выступления групп основное мы будем фиксировать в таблицу, которую я выдам каждому. (приложение 1).
III - Групповая работа над заданием (работа с источниками)
IV- Выступление групп.
1 группа “Географы”
Географическое положение
Япония – сравнительно небольшая по площади страна. S = 372 тыс.кв.км. Расположена к востоку от азиатского континента между Японским морем и Тихим океаном.
Япония – страна-архипелаг, расположена на четырех крупных (о. Хонсю, о. Кюсю, о. Сикоку, о. Хоккайдо.) и четырех тысячах мелких островов. Это целый островной мир!
Столица Японии -Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю.
Япония очень богата побережьями. Длина береговой линии – 30 тыс. км.
Япония наш сосед с востока. Лишь узенькие ниточки проливов разделяют территории наших стран.43 км отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км до ближайшего из островов Курильской гряды.
Оценка ЭГП
Размещение на островах, возможность морского сообщения с другими регионами и развитие морского хозяйства.
Нахождение в центре Азитско-тихоокеанского региона открывает возможность для участия Японии в международном разделении труда.
Природные условия и ресурсы
Япония не обладает большим природно-ресурсным потенциалом. Ее экономика строится с учетом дефицита ресурсов.
Япония – типично горная страна ,75 % территории горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. Гора Фудзияма – самая высокая точка (3776 м).
Территории страны подвержена высокой сейсмической активности, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год. С извержением вулканов, связаны вызванные ими цунами, приносящие большой ущерб хозяйству.
Равнины Японии лежат в основном вдоль течения рек, узкие полосы – вдоль Тихоокеанского побережья.
Агроклиматические ресурсы характеризуются достаточным количеством тепла и влаги.
Влажный муссонный климат. Температура января на севере - 10°С, на юге + 17°С, температура летом + 23°С - + 25°С. Пояса: умеренно-холодный, умеренно-теплый, субтропический, тропический. Климат благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства.
Реки.
Реки многоводны. Являются источником электроэнергии, но не пригодны для судоходства. Только 6 рек превышают длину 200 км. Самая длинная река - Синано - 369 км.
Полезные ископаемые.
Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно небольшие запасы серы, угля, железной руды, редких металлов, каменной соли.
Леса
Занимают 2/3 территории, промышленные запасы на острове Хоккайдо.
(причем большинство из них искусственные)
Рекреационные ресурсы
Горный рельеф, морские побережья, аквапарки.
2 группа “Социологи”
Население Японии
Численность населения Японии – 125,5 миллионов.
Первое государство Азии, перешедшее к первому типу воспроизводства. Естественный прирост населения – 3 человека на тысячу жителей. Рождаемость – 10 человек на 1000, смертность – 7 человек на тысячу.
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности. Высокая продолжительность жизни: женщины – 82 года, мужчины – 77 лет. 4000 человек перешагнули столетний возраст.
В сочетании с низким уровнем рождаемости это приводит к “старению” нации.
Национальный состав однородный, 99 % - японцы.
Японский язык не входит ни в одну из языковых семей. В письменности используются и иероглифы, и слоговая азбука.
Две основные религии – синтоизм и буддизм.
Густонаселенная страна, средняя плотность населения – 340 человек на 1 кв.км, а максимальная в черте городов – 10000 человек на 1 кв.км. Население размещено неравномерно. Доля городского населения – 77 %. В Японии 650 городов, 200 из них – крупные. Активно протекает процесс формирования агломераций. Наиболее крупные из них - Кейхин, Хансин, Тюне, которые образуют мегаполис Токайдо.
Япония – это страна высокой культуры и сплошной грамотности.
3 группа “Экономисты”
Промышленность страны
Высокоразвитое индустриальное государство, по величине ВВП занимает 2 место в мире (3 млрд. долларов). Самый высокий доход на душу населения (30 тыс. долларов). Важная особенность промышленности – тесная связь с внешним рынком. Импорт топлива и сырья. Высокая экспортность продукции. Базовые отрасли:
- машиностроение.
- черная металлургия.
- химическая промышленность.
Доля черной металлургии и химической промышленности начинает сокращаться, так как возникли экологические проблемы. Снижение ввоза сырья. Наметился сдвиг в сторону наукоемких отраслей.
Топливно-энергетическую промышленность характеризуют развитием атомной энергетики, повышением доли угля в ТЭС. АЭС – 30 %, ГЭС – 60 % всей электроэнергии. Большая роль – нетрадиционные источники энергии и использование ГЭС.
Черная металлургия – отрасль международной специализации. Лидирует по выплавке стали. Уголь импортирует в Австралию, Канаду, США, железную руду – Австрию, Бразилию, Индию, Чили, Перу.
Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает первое место в мире (64%) Автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника, производство часов. По производству автомобилей, промышленных роботов и морских судов Япония занимает первое место в мире.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство Японии отличается высокой интенсивностью. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Основной культурой является рис. Развито садоводство и огородничество. Развитие получили разведение крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство.
Важной отраслью является рыболовство. По улову рыбы Япония занимает первое место. В стране более трех тысяч рыболовных портов. Интенсивное использование ресурсов моря привело к развитию марикультуры.
Транспорт
Транспортная система отличается высоким уровнем развития. В Японии получили развитие практически все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По размерам перевозок Япония превосходит страны Западной Европы. Особенностью транспорта является высокий уровень его технической оснащенности: автоматизированная система управления транспортом, широкое применение находят монорельсовые скоростные железные дороги.
Внешние экономические связи
Япония очень активно участвует в международном географическом разделении труда. Сохраняется первостепенное значение внешней торговли. Доля Японии в современном мировом импорте составляет около 1/10. К началу 90-х годов доля сырья и топлива в его структуре снизилась, но, тем не менее, и теперь превышает . Ведущее место в импорте Японии занимали и продолжают занимать минеральное топливо и сырье. С помощью импорта она удовлетворяет своих потребностей в продовольствии.
Доля Японии в мировой экономике превышает 1/10. По общим размерам экспорта Япония занимает 3 место в мире после США и ФРГ. На промышленные товары приходиться 98 %, на машины и оборудование – 75 %. Экспорт автомобилей – 5,7 млн., главным их рынком были и остаются США. Остальная часть экспорта направляется в Западную Европу.
Важная особенность японской внешней торговли – сальдо торгового баланса.
Особенности внешней торговли:
- повышение роли в торговле развитых стран;
- внешнеторговые интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Группа «Экскурсоводы»
Слайды.
Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай и т.д.
Японский дом.
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.
Кимоно.
Переводится, как одежда. Кимоно - японский национальный костюм. Его и сегодня носят все от мала до велико. Оно передается по наследству, одно на всех: нет различий - мужское или женское.
Бонсай.
Это миниатюрные сады, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья, высотой до 30 см.Выращивают их более 900 лет несколько поколений, передаются по наследству.
Икебана.
Искусство составления цветов .Это целая наука. Ее преподают в специальных школах. Икебана это не просто букет-это символ :Небо. Человек. Земля.
Японские журавлики.
Журавлик сегодня не только символ счастья. После трагедии в городах Хиросима и Нагасаки он стал еще и символом надежды.
V - Обобщение и закрепление изученного на уроке:
Ребята, давайте вместе попытаемся ответить на ваш интересующий вопрос: Почему Япония стала лидером в мировой экономике?
Учащиеся делают выводы и обобщение по данному вопросу.
Слайд.
Давайте проверим ваши ответы по слайду.
-Незначительные затраты на вооружение.
-Покупка патентов, лицензий, быстрое внедрение их в производство.
-Использование наукоемких технологий.
-Государственное регулирование экономики.
-Высокая квалификация рабочих.
-Особенности японского менталитета- трудолюбие и энтузиазм.
-Экспортная ориентация экономики.
-Уникальная система управления.
Проверка таблицы по слайду.
Проверочный тест по теме урока. (Приложение).
Взаимопроверка теста.
Критерии оценивания:
0-1-«5»
2-3-«4»
3-4-«3»
5 и более- «2».
Выставление оценок .
Проверка по слайду.
VI- Итоги урока:
Задание: составить синквейн по теме урока «Япония»:
1 строка -1 существительное.
2 строка-2прилагательных.
3 строка-3 глагола.
4 строка- 4 слова, выражающих понимание темы.
5 строка - одно слово.
Посмотрите, как много вы знаете, мы можем назвать эти крылатые слова символами Японии.
Рефлексия:
1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?
2. Что вызвало наибольшую трудность?
Выставление оценок.
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты. В удивительной стране, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни природных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот.
Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал науки играет особую роль в достижении экономических высот.
Домашнее задание:
Работа в контурной карте (обозначение номенклатуры)
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
1 вариант
______________________________________________________________________
1. Основоположником физической географии является:
а. Аристотель
б. Страбон
в. Геодот
г. Птолемей
2. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин описывал природу и население:
А. Китая
Б. Индии
3. Египта
Г. Сибири
3. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
А. 10-11 века
Б. 14-15 века
В. 15-16 века
Г. 19-20 века
4. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции
А. Х Колумба
Б. Ф. Магеллана
В. Васко да Гамы
Г. А. Веспуччи
5. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:
А. Африки
Б. Северной Африки
В. Южной Америки
Г. Австралии и Океании
6. Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция
А. Беринга и Чирикова
Б. Попова и Дежнева
В. Крузенштерна и Ю. Лисянского
Г. Беллинсгаузена и Лазарева
7. Кто первым достиг Южного Полюса
А. Ф.Нансен
Б. Р.Амундсен
В. Р. Пири
Г. В. Баренц
8. Расположите в хронологическом порядке знаменитые путешествия
А. Ф. Магеллана Б. М. Поло В. А.Никитина
9. Распределите условные знаки по группам:
Линейные | Площадные | Точечные |
А. Населенные пункты
Б. Железные дороги
В. Болота
Г. Реки
Д. Озера пресные
Е. Медные руды
10. На картах и глобусах используют систему
А. Относительных высот
Б. Абсолютных высот
11. Чтобы отличить холм от впадины используют:
А. Изобаты
Б. Горизонтали
В. Азимут
Г. Бергштрихи
12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:
А.Изотермы
Б.Горизонтали
В.Изобаты
Г.Изогиеты
Д.Изобары
13. Какие инструменты можно использовать для измерения извилистых расстояний по карте?
А. Транспортир
Б. Курвиметр
В. Линейку
Г. Циркуль-измеритель
14. Зеленый цвет на физической карте показывает:
А. Леса
Б. Поля
В. Пастбища
Г. Низменности (высоту рельефа от 0-200 м над уровнем моря)
15. Переведите масштаб из численного в именованный :
Численный | Именованный |
1: 25 000 | |
1: 10 000 000 | |
1: 130 000 000 |
16. По топографической карте на с. 3 атласа определите расстояние от точки А до точки Д
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
17. По плану местности на с. 3 атласа определите превышение высот (разницу высот) на территории большого фруктового сада
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
18. Определите по карте расстояние от Москвы до Челябинска по физической карте России
(с.10-11 атлас)
Решение:______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________
19. По физической карте России определите наивысшие точки рельефа (не менее трех), запишите их название и высоту
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
2 вариант
______________________________________________________________________
1. Автором страноведческого географического описания в 17 томах является
а. Аристотель
б. Страбон
в. Геродот
г. Птолемей
2.Книга Марко Поло содержит описания природы и населения стран частей света:
А. Азии
Б. Европы
В. Африки
Г. Америки
3. В поисках морского пути в Индию наиболее активное участие приняли мореплаватели:
А. Великобритании и России
Б. Франции и Италии
В. Испании и Португалии
Г. Голландии и Дании
4. Какой мореплаватель считается первооткрывателем Америки?
А. Х Колумб
Б. Ф. Магеллан
В. Васко да Гама
Г. А. Веспуччи
5. Важным результатом кругосветного путешествия Ф.Дрейка стало:
А. исследование берегов Австралии и Океании
Б. исследование западных берегов Америки
В. Открытие пролива, соединяющего Тихий и Атлантический океаны
Г. Открытие пролива между Азией и Америкой
6. Кто открыл материк Антарктида?
А .Р. Скотт и Р.Пири
Б. Д.Кук и Х.Колумб
В. И. Крузенштерн и Ю. Лисянского
Г. Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев
7. Достигнуть Северного полюса удалось
А. Р.Пири
Б. Р.Скотту
В. Ж.И.Кусто
Г. Ф.Нансену
8. Расположите в хронологическом порядке географические открытия:
А. Австралии Б. Антарктиды В. Америки
9. Распределите условные знаки по группам:
Линейные | Площадные | Точечные |
А. Каменный уголь
Б. Границы государств
В. Пески
Г. Линии электропередач
Д. Озера соленые
Е. Отметки высот
10. Для измерения высоты холма от подножия до вершины используют систему
А. Относительных высот
Б. Абсолютных высот
11. Для изображения неровностей земной поверхности на планах и картах используют:
А. Изобаты
Б. Горизонтали
В. Азимут
Г. Бергштрихи
12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:
А.Изотермы
Б.Горизонтали
В.Изобаты
Г.Изогиеты
Д.Изобары
13. Какие инструменты можно использовать для измерения извилистых расстояний по карте?
А. Транспортир
Б. Курвиметр
В. Линейку
Г. Циркуль-измеритель
14. Коричсневый цвет на физической карте показывает:
А. Пустыни
Б. Поля
В. Вырубки леса
Г. Горы ( высоту рельефа от 2000 м над уровнем моря и выше)
15. Переведите масштаб из численного в именованный :
Численный | Именованный |
1: 5 000 | |
1: 25 000 000 | |
1: 120 000 000 |
16. По топографической карте на с. 3 атласа определите расстояние от точки В до точки Д
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
17. По плану местности на с. 3 атласа определите превышение высот (разницу высот) между колодцами
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
18. Определите по карте расстояние от Москвы до Оренбурга по физической карте России
(с.10-11 атлас)
Решение:______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________
19. По физической карте мира (с. 8-9) определите точки рельефа выше 5 000 м (не менее трех), запишите их название и высоту
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме: «Население России» 1 вариант
1. Численность населения России в настоящее время … (млн. чел.)
1) 30 2) 176 3) 143 4) 283
2. Естественный прирост населения – это:
1) пропорция между количеством родившихся и умерших
2) превышение количества родившихся над числом умерших
3) количество родившихся в течение года
4) количество людей, въехавших в страну в течение года
3. Численность населения России начала сокращаться с … года
1) 1990 2) 1992 3) 1996 4) 1998
4. Плотность населения России … на кв. км
1) 25,5 чел. 2) 52,5 чел. 3) 8,5 чел. 4) 2,5 чел.
5. Миграция населения – это…
1) преобладание рождаемости над смертностью
2) уменьшение населения территории за счет его отъезда в другие регионы
3) перемещение населения из одного места в другое, связанное с изменением места жительства
4) рост доли городского населения за счет сельского
6. Доля городского населения в России составляет…
1) 73% 2) 67% 3) 82% 4) 54%
7. Самые низкие показатели урбанизации в России:
1) в Восточной Сибири 3) в Поволжье
2) на Северном Кавказе 4) на Европейском Севере
8. Основная часть горожан России проживает в…
1) малых городах 3) средних городах
2) городах – миллионерах 4) больших городах
9. Основная часть городов в России возникла в … веке
1) 20 2) 9 3) 17 4) 19
10. Средняя продолжительность жизни в России:
1) 82 года 2) 77 лет 3) 58 лет 4) 65 лет
11. Доля лиц в трудоспособном возрасте составляет…
1) 34% 2) 58% 3) 62% 4) 70%
12. Экономически активное население страны включает…
1) всех активно работающих
2) всех занятых в экономике и безработных
3) всех желающих работать
4) всех работающих и учащихся
13. Какая языковая семья включает большую часть населения России?
1) северо-кавказская
2) уральско-юкагирская
3) индоевропейская
4) алтайская
14. В России сейчас безработных…
1) 9 млн. чел. 2) 13 млн. чел. 3) 21 млн. чел. 4) 30 млн. чел.
15. Основная часть занятых в хозяйстве работает в:
1) промышленности 3) сельском хозяйстве
2) строительстве 4) отраслях сферы услуг
16. Какой народ Кавказа исповедует православие?
1) ингуши 2) чеченцы 3) карачаевцы 4) осетины
Контрольная работа по теме: «Население России» 2 вариант
1. По общей численности населения Россия занимает в мире:
1) первое место 3) седьмое
2) третье 4) десятое
2. Численность современного населения России…
1) растет 3) практически неизменна
2) уменьшается 4) периоды роста и уменьшения чередуются
3. Плотностью населения называется…
1) число жителей, проживающих на данной территории
2) соотношение городских и сельских жителей на данной территории
3) площадь территории, деленная на число ее жителей
4) количество жителей, приходящихся на единицу площади
4. Периодами демографических кризисов в России в XX в. были…
1) 1900-1905 гг., 1933-1934 гг.
2) 1917-1922 гг., 1933-1934 гг., 1941-1945 гг.
3) 1917-1922 гг., 1945-1960 гг.
5. К городам в России относят населенные пункты…
1) с числом жителей более 5 тыс., среди которых 50% рабочие и служащие
2) в которых сконцентрированы промышленные предприятия
3) с числом жителей более 100 тыс.
4) с числом жителей более 12 тыс., среди которых 85% – рабочие, служащие и члены их семей
6. Самые высокие показатели урбанизации в России:
1) на Урале 3) в Северо-Западном районе
2) в Центральном районе 4) на Дальнем Востоке
7. Сейчас в России … городов
1) менее 500 2) 758 3) 573 4) более 1000
8. Отметьте города–миллионеры:
1) Уфа, Казань 2) Петрозаводск, Самара 3) Владивосток, Хабаровск
9. Соотношение мужчин и женщин в России:
1) 50% : 50% 3) 35% : 65%
2) 43% : 57% 4) 62% : 38%
10. На продолжительность жизни людей в основном влияет…
1) образ жизни 3) внешняя среда
2) наследственность 4) здравоохранение
11. Трудовыми ресурсами называется…
1) все население, проживающее в данной стране
2) все люди, способные к труду
3) все люди, занятые в хозяйстве
4) часть населения страны, способная работать в хозяйстве
12. Экономически активное население России составляет…
1) 36 млн. чел. 3) 67 млн. чел.
2) 51 млн. чел. 4) 85 млн. чел.
13. Какой народ живёт на Кавказе?
1) марийцы
2) мордва
3) саамы
4) аварцы
14. Сокращается доля занятых в следующих отраслях экономики:
1) в промышленности и строительстве 3) в отраслях сферы услуг
2) в сельском и лесном хозяйстве
15. Какой народ, проживающий на европейской территории России, исповедует буддизм?
1) буряты 2) тувинцы 3) калмыки 4) чуваши
16. В России сейчас безработных…
1) 9 млн. чел. 2) 13 млн. чел. 3) 21 млн. чел. 4) 30 млн. чел.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по географии. 5 класс
Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС
Цели урока:
научить учащихся находить различия между планом местности и географической картой.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- обладать – ответственным отношением к учёбе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные:
- уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- как изображали земную поверхность в древности;
- основные понятия: план местности, условные знаки, масштаб, географическая карта, градусная сеть, меридиан, параллель;
Учащиеся должны уметь:
- читать условные знаки;
- читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков;
- выделять различия между планом местности и географической картой.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: диалог, парная работа, самостоятельная работа, коллективная работа.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карты: плана местности и географическая карта полушарий, картосхема посёлка села Алла.
Технологическая карта урока
Этапы уроков | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организация начала занятия | Приветствует учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Доброжелательный настрой на урок. | Приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Метапредметные: 1.Волевая саморегуляция. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания | Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради. Разбирает задания, вызвавшие затруднения. | Ученики проверяют правильность выполнения заданий, исправляют, дополняют свои ответы | Метапредметные: 1.Самоконтроль учебной деятельности. |
3. Подготовка к основному этапу занятия | Фронтальный опрос по вопросам: 1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта? 2.Какие способы ориентирования вы знаете? 3.Что такое компас? 4.Начертите стороны горизонта на доске? 5.Как определять своё местоположение по Солнцу и Полярной звезде? Слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся. Ставит проблемный вопрос: «Как изобразить большую территорию на листе бумаги?» Подводит к формулировке темы урока. | Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Дополняют, комментируют правильность и полноту ответов одноклассников. Высказывают предположения, свои мысли, доводы. Формулируют тему урока, ставят цель урока. Записывают в тетрадь. Совместно с учителем составляют план урока | Предметные: Обобщают полученные ранее знания об ориентировании, о способах ориентирования. Метапредметные: 1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. 2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 3. Высказывают свою точку зрения. Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | 1.Ставит проблемный вопрос: Как люди изображали земную поверхность в древности? Вопросы: 1.Когда появились первые географические изображения местности? 2.На чём делались эти изображения? 3.Из чего создавали карты народы тихого океана? 4.Где карты получили широкое распространение? 5.Когда в Европе начался расцвет картографии? 2.Беседа об изображении больших и малых территорий на бумаге. Учитель подводит учащихся к определению понятия плана местности. 3.Ставит вопрос: «А как изображают более крупные территории планеты или всю её целиком?» Рассказывает о делении карт по масштабу и содержанию. Карты По масштабу По содержанию -мелкомасштабные -физические -крупномасштабные -политические -экономические и др. 4.Показывает на глобусе и карте полушарий сетку из пересекающихся линий и ставит проблемный вопрос: «Зачем нужна эта сеть и как она называется?» Учитель выслушивает учащихся. Корректирует ответы при работе с картой и глобусом | 1.Читают учебник стр.83-84, изучают текст Раздела 1. и отвечают на вопросы учителя. Дополняют и исправляют ответы одноклассников. 2.Ученики записывают понятие в тетради. Определяют значимость планов местности в жизни человека. Самостоятельная работа с учебником стр.84. Записывают определения понятий «условные знаки» и «масштаб». Выполняют задание №1,2 в рабочей тетради стр.43. Осуществляют взаимопроверку. 3.Высказывают мнения, делают предположения. Формулируют понятие «географическая карта», записывают определение в тетради. Записывают информацию тетрадь.
4.Учащиеся высказывают свои мнения. Читают текст учебника стр.86 и записывают определения понятий «меридианы» и «параллели» в тетрадь. Показывают на карте полушарий меридианы, начальный меридиан, экватор и параллели. Выполняют задание №4 стр.44 в рабочей тетради. | Предметные: 1.Иметь представление о возникновении карт, о начале расцвета картографии в Европе. 2.Знать основные понятия: план местности, условные знаки, масштаб, географическая карта, градусная сеть, меридиан, параллель; 3.Уметь читать условные знаки; план местности и географическую карту с помощью условных знаков; Метапредметные: 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. 3. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать. |
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий | Ставит вопрос: «А чем же отличается план от географической карты по следующим признакам: - по охвату территории - по подробности изображения - по условным знакам - градусная сеть | Выявляют различия и сходства плана местности и географической карты. Обсуждают признаки и, сравнивая, делают выводы. | Предметные: Уметь выделять различия между планом местности и географической картой. Метапредметные: 1. Корректируют свои знания. 2.Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи. 3.Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог. Личностные: 1.Ответственное отношение к выполнению учебных задач; формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать. |
6. Закрепление знаний и способов действий | Учитель проводит географический диктант (по всем основным понятиям и терминам урока.) Предлагает ключ ответов. | Отвечают письменно на вопросы. Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Работают в парах по взаимопроверке. | Предметные: Обобщают и структурируют полученные знания. Метапредметные: 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3.Осуществляют взаимооценку. Личностные: Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия | Предлагает определить уровень своих достижений, продолжая начатые предложения. - Я молодец, так как… - Я доволен своей работой на уроке …. - Я мог бы работать лучше…. Предлагает наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания. | Учащиеся оценивают свою работу, выбирая одну из фраз и проговаривая еѐ. | Метапредметные: Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности Личностные: Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Самооценка. Самоопределение в дальнейшей деятельности. |
8. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. 1.§18 прочитать, выучить условные знаки плана местности рис.99 стр.85. 2.Выполнить задания №3,5,6 в рабочей тетради стр.44-45. | Осмысливают объем задания, записывают в дневники. | Метапредметные: Настрой на структуриро- вание знаний, поиск ин- формации Личностные: Формирование ответственного отношения к учению |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 – 8 КЛАССОВ
« ЗНАТОКИ ГЕОГРАФИИ».
Цель: расширить кругозор учащихся, заинтересовать познанием нового.
Задачи:
- Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.
- Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
- Привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
- Способствовать активизации процесса познания нового.
- Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой деятельности.
- Выявить уровень знаний по географии.
Оборудование: физическая карта мира, бумага, карандаши, видео конспект - презентация, музыкальное оформление, выставка научной и художественной литературы по темам.
План мероприятия:
1. Организационный момент (постановка целей и задач).
2. Проведение игры.
3. Подведение итогов.
В игре участвуют три команды, а также группа болельщиков и жюри (учитель географии, учащиеся и родители).
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Сегодня, здесь у нас сражение,
Но пусть обид не будет среди вас.
Здесь победитель или побеждённый,
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье-
Позволят вам сыграть вничью.
Учащиеся делятся на 3 команды по 6 человек. Каждая команда выбирает себе название. Выбирается жюри из 2 человек для подсчета очков.
Музыкальное вступление: группа «Любэ», песня «Там, за туманами».
Вступительное слово учителя.
Ребята, у нас сегодня игра « Знатоки географии», в ходе которой мы выявим самого
эрудированного среди вас.
На нашей игре работает самое справедливое в мире жюри, которое будет оценивать выступления команд (представляет жюри). Также работает счетная комиссия (представляет учеников счетной комиссии). Каждый вопрос оценивается в определённое количество баллов. В ходе игры они суммируются. В 1 и 2 раунде будет встречаться вопрос «Аукцион», где командам придётся назначить цену в баллах, от имеющихся у команд, за право ответить на вопрос. Отвечать на вопрос будет та команда, которая назначит наибольшую цену.
Так же встретится вопрос «Кот в мешке», который команда обязана отдать любой команде противника.
В 3 раунде командам предлагается 4 темы с вопросами. Каждая команда по очереди убирает тему, которая не будет участвовать в игре. Играем оставшуюся тему. Команды делают ставки от заработанных в ходе игры баллов и только после этого, зачитывается вопрос. На ответ даётся 1 минута
Начнём нашу игру.
Для того чтобы определить очередность выбора вопроса, командам предлагаются шуточные вопросы. За правильный ответ начисляется 1 балл, баллы суммируются и определяется команда, которая будет отвечать первой.
1.Какой остров в Тихом океане назван в честь религиозного праздника? ( Остров Пасхи)
2.Море песка - это …..(Пустыня)
3.Северянин, подаривший имя мороженому на палочке,- это…..(Эскимос)
4.Осадки для лыжника – это….(Снег)
5.Название какой реки на юге России носит имя хищного животного? (Медведица, приток реки Дон)
6.Название какой реки у нас можно найти во рту? (Десна)
7.Название этого города состоит из птицы и животного. (Ворон-еж)
8.Этот нос постоянно мёрзнет. (Канин Нос)
9.В какие ворота невозможно забить мяч? (В Карские ворота)
10.Это полуостров сам говорит о своей величине. (Я-мал)
11.Какими нотами моряки меряют свой путь? (Ми-ля-ми)
Музыкальная пауза: группа «Би-2», песня «Уходили в плаванье..»
Итак, начинаем игру. ( Поочередно команды выбирают вопросы).
2.Проведение игры.
1 РАУНД ИГРЫ.
Тема «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ»
1.Какой материк Земли самый жаркий? (Африка)
2.Какое озеро самое глубокое в мире? ( Байкал, до 1620 м)
3.Какой народ на земле самый низкорослый? ( Пигмеи – коренное население тропической Африки)
4.Между двумя какими государствами проходит самая длинная в мире граница? (Между США и Канадой)
5.Назовите самую протяженную горную цепь мира. ( Кордильеры. Окаймляют западные окраины Северной и Южной Америки. Подразделяются на Кордильеры Северной Америки и Кордильеры Южной Америки, или Анды)
Тема «ОКЕАНЫ, МОРЯ, ОСТРОВА».
1.Какой океан занимает одну треть поверхности земного шара? ( Тихий)
2.В какое море не впадает ни одной реки? --АУКЦИОН--( В Красное Индийского океана)
3.Какой океан расположен между четырьмя материками: Евразией, Австралией, Антарктидой и Африкой. ( Индийский)
4.Назовите море без берегов. (Саргассово в Атлантическом океане)
5.Какое море является морем мертвых глубин? (Чёрное. Начиная с 125 – 200 м. вода отравлена сероводородом. Его выделяют особые бактерии. Они одни населяют глубины)
Тема «РЕКИ, ВОДОПАДЫ, ОЗЕРА».
1. Какая река Европы самая большая? ( Волга, 3530 км)
2. У какой реки разноцветные притоки? ( Нил с притоками Белый и Голубой Нил)
3. В Африке они носят название вади, в Австралии – крики. ( Реки, текущие в
пустынях и полупустынях. В них периодически не бывает воды. Вода бывает
только после редко выпадающих обильных дождей)
4. Про какую реку говорят буряты: « Разоряет дочка старика Байкала»? ( Про
Ангару, вытекающую из озера Байкал)
5. Какая великая река не перекрыта еще ни одним мостом, дамбой или плотиной?
( Амазонка)
Тема «ГОРОДА И СТРАНЫ»
1. Назовите единственную страну в мире, занимающую целый континент (Австралия)
2. Какой город расположен на полуострове Аттика на реке Каприсос. Сердце древнего
города Акрополь?----«КОТ В МЕШКЕ»---- (Афины)
3. Какое государство в Южной Америке самое крупное? (Бразилия)
4. В какой скандинавской стране осенью отмечают День отца? (Финляндия)
5. Назовите писчий материал из телячьей кожи, получивший имя от названия города
в Малой Азии. (Пергамен, город – Пергам)
2 РАУНД ИГРЫ.
Тема «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ»
1.Как называется наука, которая изучает ледники. Какие практические цели она имеет? (Гляциология. Даёт сведения о количестве воды в реках для земледельческих районов)
2.Что изучает наука спелеология? (Занимается всесторонним исследованием пещер)
3.Что изучает наука лимнология? (Лимнология, озёроведение – отрасль науки гидрологии суши, которая изучает озёра, водохранилища, пруды)
4.Что изучает ландшафтоведение? (Наука о природных и антропогенных территориальных и аквальных комплексах)
5.Что изучает мерзлотоведение? (Наука, изучающая мерзлотные грунты)
Тема «ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ».
1.Какой из благородных металлов считается самым дорогим? (Родий)
2.Какая страна славится самой большой добычей изумрудов? (Колумбия. Поставляет 95% от мирового рынка изумрудов)
3.Назовите минерал, который изображён на фотографии - он считается полудрагоценным, бывает голубовато-серым, тёмно-серым, белым. (Агат)
4.Этот минерал считается самым древним. Его возраст примерно 463 млрд. лет. Назовите его. (Кристаллический циркон)
5.Что мы называем «солнечным камнем»? (Каменный уголь)
Тема «ПУТЕШЕСТВЕНННИКИ».
1.Именно эти европейцы впервые побывали в Америке примерно в 958 году. Назовите их. (Викинги)
2.Кто и когда из европейцев первым высадился на берег Австралии? (Джеймс Кук в 1770г)
3.Кем и когда была открыта Антарктида? (Русской экспедицией мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева в 1820г)
4.Назовите фамилии двух известных мореплавателей, в честь которых названы Адмиральские и Командорские острова? (Адмирал Васко-де-Гама и капитан-командор Витус Беринг)
5.Какой экспедицией и когда был пройден впервые за одну навигацию Северный Морской путь? (В 1932г во главе с О.Ю. Шмидтом на судне «Сибиряков» от г.Архангельска до Берингова пролива)
Тема «СТОЛИЦЫ».
1.Москва- порт 5 морей. Перечислите эти моря. (Каспийское, Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное)
2.Назовите несколько государств, у которых совпадают названия и столицы. (Тунис, Панама, Люксембург, Гватемала, Монако, Сан-Марино)
3.Назовите столицы государств Евразии с самой большой и с самой малой численностью населения.---«КОТ В МЕШКЕ»---- (Токио и Андорра-ла-Велья соответственно)
4.Эту столицу государства называют туманным альбионом. Назовите город. (Лондон)
5.Эта столица европейского государства в историческом прошлом была разделёна стеной на две части. Назовите город. (Берлин)
3 РАУНД ИГРЫ.
Каждая команда по очереди убирает тему, которая ей не нравится. Играем оставшуюся тему. Команды делают ставки от заработанных в ходе игры баллов и только после этого, зачитывается вопрос. На обдумывание ответа даётся 1 минута.
1.Тема «Географические карты».
Когда и кем была создана первая географическая карта? (Примерно 2500 лет назад учёным Анаксимандритом в Древней Греции)
2.Тема «Водопады».
Какой водопад был открыт в 1935 г. венесуэльским лётчиком и назван его именем? (Анхель)
3.Тема «Реки».
Какие реки в Африке и Южной Америки имеют по два паводка в год (зимой и летом). (Конго и Амазонка)
4.Тема «Города».
Какой город в Крыму ранее назывался Пантникапей? (Керчь)
Получив ответы и учитывая ставки, жюри подсчитает итоги игры.
Пока подводятся итоги, болельщикам зачитываются загадки:
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
2.По морю идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)
3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)
4. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)
5. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)
6.Что лишнее? Как можно быстрее определить, какой географический объект в
представленной цепочке – лишний, то есть не имеет ничего общего с остальными
названиями. Обязательно пояснить свой ответ.
- Гибралтарский, Берингов, Бенгальский. (Третье название- залив, 2 других - проливы)
- Панамский, Мексиканский, Суэцкий. (Второе название- залив, 2 других - каналы)
- Исландия, Куба, Япония, Индия. (Последняя страна – на полуострове, другие - на островах)
- Виктория, Нил, Байкал, Каспийское. (Второе название – река, другие – озёра)
- Аравийский, Камчатка, Сахалин, Индокитай. ( Третье название – остров, остальные – полуострова)
- Карибское, Персидский, Лаптевых, Северное. ( Второе название – залив, а другие – моря).
3.Подведение итогов.
Музыкальная пауза: В. Леонтьев, песня «Сокровища Чёрного моря». Награждение победителей самодельными медалями: «Лучшему знатоку географии». Самые активные болельщики получают призы: географические карты, компасы, и другие «морские» предметы.
Предварительный просмотр:
Анализ УМК по географии
Сегодня мы стоим на пороге больших перемен: происходит модернизация Российского образования, вводятся новые правила в процесс взаимодействия между учащимся и учителем, предъявляются четкие требования к результатам обучения. Мы видим, качественную переработку учебников, рабочих тетрадей, методических пособий, а также создание электронных приложений к учебникам в соответствии с требованиями ФГОС. Рабочие программы по предмету составлены мною на основе Федерального перечня учебников, рекомендуемый к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 (ред. от 08.06.2015) (с изменениями на 5 июля 2017 года) и включают линия УМК И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой, В. А. Коринской, В. П. Дронова, В. П. Максаковского:
- 5 класс: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. «География. Начальный курс».
- 6 класс: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. «География. Начальный курс».
- 7 класс: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. «География материков и океанов».
- 8 класс: И. И. Баринова. «География. Природа России».
- 9 класс: В. П. Дронов, В. Я. Ром. «География. Население и хозяйство России».
- 10 – 11 классы: В. П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира».
В подаче учебного материала линия УМК предполагает постепенное усложнение содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Так, в 5 и 6 классах учащиеся получают инструменты для анализа географических объектов и закономерностей при изучении последующих курсов. Знакомство с предметом начинается с учебника «География. Начальный курс» для 5 класса. Он носит пропедевтический характер по отношению к 6 классу, рассчитан на преподавание предмета 1 час в неделю и включает темы «Методы географических исследований», «Земля во Вселенной», «Как люди открывали Землю», «Виды изображения поверхности Земли», «Природа Земли». Школьники получают сведения из области астрономии, знакомятся с особенностями нашей планеты и некоторыми географическими понятиями.
Учебник «География. Начальный курс» для 6 класса рассчитан на изучение предмета 1 час в неделю. Акцент сделан на тему «Виды изображения земной поверхности», в которой появляются практикумы для работы в классе и на местности. Закрепление сформированных умений происходит в ходе изучения земных оболочек.
Учебник «География материков и океанов» для 7 класса рассчитан на преподавание предмета 2 часа в неделю. Он посвящен закономерностям формирования облика планеты; подробнее дана характеристика историко-культурных регионов и стран; на качественно ином уровне рассматривается население Земли.
Учебник «География. Природа России» для 8 класса содержит сведения об особенностях природы нашей страны в целом и ее отдельных территорий, о воздействии человека на окружающий мир.
Учебник «География. Население и хозяйство России» для 9 класса содержит сведения о населении, экономике, комплексную характеристику регионов нашей страны. Единый методический аппарат всей линии в этом УМК получает логическое развитие в виде рубрик в рабочем тетради «Готовимся к экзаменам» и «Моя география». Все учебники имеют одинаковую структуру, следование которой помогает нам активизировать учебно-познавательную деятельность школьников.
К настоящему времени учебник 10 - 11 класса для базового уровня выпущены издательствами «Просвещение». К числу них принадлежит учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира», существующий уже два десятилетия и хорошо известный учителям географии. Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов на разных территориях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...
Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.
Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике дидактических материалов - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности 150414 "Мо...
Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.
Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике дидактических материалов - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности 150414 "Мо...
Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам. Методические рекомендации. Часть 1.
Основная цель методических рекомендаций, представленных в сборнике - использование при обучении (проведении слесарной практики) студентов, обучающихся специальности "Монтаж и техническая эксплуатация ...
Учебно - методические и дидактические материалы по биологии
Данный раздел содержит методические статьи, разработки уроков, рабочие программы по предмету "Биология", анализ педагогической деятельности....
Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса
Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...
Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов
Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения....