Рабочие программы по биологии
рабочая программа
Рабочие программы по биологии 5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог". 5-6 классы | 286.71 КБ |
Рабочая программа по биологии . 5-9 классы | 748.98 КБ |
Рабочая программа по биологии . 10-11 классы | 558.22 КБ |
Рабочая программа по физике. 7-9 классы | 697.58 КБ |
Рабочая программа по физике. 10-11 классы | 708.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» для учащихся 5 – 7 классов разработана в соответствии с основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
-Закона Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. №221-XII«О языках народов Республики Бурятия» (с изменениями и дополнениями);
-Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., рег. номер 17785);
-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., рег. номер 35915);
-Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (зарегистрирован в Минюсте России 04 февраля 2011 г., рег. номер 19707);
-Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);
-Приказ МОиН РБ от 26.06.2015 г № 02-16/2100 «Об опубликовании примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования и организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия»;
-Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 (ред. от 08.06.2015) с изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)
-Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
-Устав МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» №374 от 11 мая 2012 г
Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для работы с любознательными детьми, любящих окружающий наш мир, растений и животных.
Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми педагогом. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции
Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.
Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.
Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.
Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.
Программа «Юный эколог» подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы направлена на развитие обучающихся как здоровой личности и творческой индивидуальности, позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования от общества: формирование гармонически развитой личности. В этом случае воспитание рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности.
Программа «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).
Программа решает проблемы занятости детей в летнее, свободное от учебного процесса время (работа в летней экологической трудовой бригаде, экспедиции и походы, исследовательская работа), что позволяет реализовать познавательный интерес на практике.
Цели и задачи программы:
Цели:
- формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам
- осознание человека как части природы, формирование у них ответственности по отношению к природе
- углубление и расширение имеющихся знаний о природе родного края, путях их рационального использования и охраны, овладение навыками полевых исследований, обработки и анализа материала
Задачи:
- Образовательная:
- овладение обучающимися системой экологических знаний
2. Развивающие:
- развитие навыков экологического познания, анализа и сопоставления источников, работа с полевыми материалами
- овладение навыками оформления полученных полевых материалов и творческих работ
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации
3. Воспитательная:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе.
Основные ожидаемые результаты
- развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
- развитие исследовательских умений в области экологического образования;
- развитие экологической грамотности;
- повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Юный эколог» являются:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Оценка знаний и умений учащихся
Промежуточный контроль: тестовая проверка (после каждой большой темы), викторина, устный опрос, практическая работа, игра отслеживание текущих результатов – успеваемость в основной школе, рост познавательного интереса.
Итоговый контроль: количество и уровень выполненных творческих работ, участие в районных, республиканских конференциях. Практические навыки и умения будут отслеживаться по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчетов по полевым практикам, через участие в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Формы занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например: лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.
Режим занятий
В период обучения предполагается 1 час учебных занятий в неделю.
II. Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
1 | Введение. Техника безопасности | 1 | - | 1 |
2 | Основы экологии | 2 | 1 | 3 |
3 | Сезонные явления в природе | 2 | 3 | 5 |
4 | Экология растений | 3 | 3 | 6 |
5 | Экология животных | 3 | 3 | 6 |
6 | Грибы. Микроорганизмы | 2 | 1 | 3 |
7 | Наблюдения за природой | 2 | 8 | 10 |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого за период обучения | 16 | 19 | 35 |
Содержание программы
- Введение. Техника безопасности (1ч)
Введение в курс. Инструктаж по техника безопасности. Знакомство с детьми. Работа с родителями.
- Основы экологии (3ч)
Теория: Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п. В этом разделе учитель расставляет акценты взаимодействия с учениками на весь период обучения – мыслить глобально, действовать локально. Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее.
Практика: Игра – обучение «Экологические кубики»
- Сезонные явления в природе (5ч)
Сезонные явления в природе осенью. Экскурсия. Почему наступает листопад – экскурсия в лес. Разнообразие цветочных растений осенью. Составление цветочных композиций. Овощные культуры. Растения – переселенцы. Познавательно – развлекательная игра «Скатерть – самобранка дикой природы». Развлекательная программа «Золотой листопад». Конкурсная программа «Чудо природы».
Практика: Определение возраста растения.
- Экология растений (6ч)
Царство растений, повторение основных систематических единиц царства. Растения луга и их экология, знакомство с растениями луга своей местности. Растения – представители сухих, влажных и затопляемых лугов, их особенности. Растения сухих полян, понятие экотоп. Значение растений луга для человека и природы. Водные растения, особенности их строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса, малый фитоценоз. Ярусность горизонтальная и вертикальная, характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Внеярусная растительность. Рассмотрение смены одного лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных примерах (зарастание луга, болота и т.д.). Лекарственные растения родного края. Внешний вид растений. Места произрастания, сроки сбора. Заготавливаемые части растений, используемые в народной медицине. Народные рецепты, собранные у местного населения. Правила заготовки лекарственного сырья. Применение растений, польза ядовитых растений. Относительность вреда таких растений. Редкие и охраняемые растения нашего края. Внешний вид растений. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд охраняемых и редких. Категории охраны растений. Реликтовые растения родного края, их нахождение на его территории. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.
Практика:
Изучение жизненных форм, изучение видового состава растений в окрестностях школы Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы, с гербарием «Растения луга» (изучение, определение, зарисовка); - - с гербарием «Деревья, кустарники, травы» (изучение, определение, зарисовка); - с гербарием «Лекарственные и ядовитые растения». (изучение, определение,зарисовка); - с гербарием «Редкие и охраняемые растения Республики Бурятия» (изучение, определение, зарисовка).
- Экология животных (6ч)
Характеристика животного мира. Основные таксономические единицы животного мира. Отличие и сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы. Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и для человека. Строение муравейника. Правила его огораживания. Насекомые – вредители сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб, земноводных, пресмыкающихся. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека. Повышение продуктивности охотничьих птиц. Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, лесов. Среды обитания животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности.
Практика: Помощь школьников животным в зимнее время. Лабораторные работы: «Изучение приспособлений насекомых к своей среде обитания», «Изучение приспособленностей аквариумных рыб к жизни в воде»; «Изучение динамики численности популяций животных»; «Изучение зооценоза водоёма»; «Определение жизненных форм птиц».
- Грибы. Микроорганизмы (3ч)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений. Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Практика: Грибковые заболевания злаков (изучаются на гербарных экземплярах).
- Наблюдения за природой (10ч)
Наше место во Вселенной. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Понятие о биосфере. Биосфера – живая оболочка Земли. Значение наблюдательности и умения вести наблюдения. Признаки изменения погоды. Гербаризация растений. Дневник наблюдений. Сбор природного материала и его оформление. Краеведческие наблюдения.
Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой. Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.
Практика: Участие в экологических акциях. Изготовление кормушек. Сбор, засушивание растений и оформления гербария. Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления. Введение дневника наблюдений. Маршрут по экологической тропе. Исследовательская деятельность в природе.
- Итоговое занятие (1ч)
III. Календарно – тематическое планирование
35 часов
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности
- Былова А.М. - Экология растений. Москва - «Вентана Графа», 2002 г.
- Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.Исследователи природы».- «Просвещение», М., 2003
- Балабанова В.В. - Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни - Волгоград « Учитель», 2005 г.
- Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
- Дольник В. - Непослушное дитя биосферы - Москва «Педагогика – пресс», 1994
- Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 2001
- Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.
- Модестов С.Ю. - Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ С.-Петербург «Акцидент», 1998
- Молодова Л.П. - Экологические праздники для детей - Минск «Асар», 2001
- Шатилов Ф.В. - Биогеоценозы, среда и человек - Саратовский университет 1996
- Внеклассная работа по экологии в школе – Белгород, 2006
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...
Рабочая программа по биологии для СПО
Рабочая программа по биологии для СПО....
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...
рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...