Примерная программа учебной дисциплины физика для СПО
рабочая программа на тему
Очень часто возникает потребность обменяться опытом работы с другими преподавателями системы СПО. Поэтому важно знать по какой программе осуществляется подготовка студентов по физике. . Данная Программа учебной дисциплины является частью основной профессионально-образовательной программы по специальностям:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.07Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
27.02.03Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Учебная дисциплина «Физика» принадлежит к профессиональному циклу, она является обязательной для изучения и входит в состав федерального компонента государственного стандарта.
1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОД-физика. | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение
профессионального образования Республики Мордовия
«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»
Утверждаю Директор ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П.Байкузова» __________О.Н.Хрульков |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 ФИЗИКА
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
2017
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования :
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.07Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
27.02.03Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Учебная дисциплина «Физика» является общеобразовательной , формирующей базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Составитель: преподаватель физики Силантьева Т.П.
Содержание
Пояснительная записка 4
Общая характеристика учебной дисциплины «Физика» 5
Место учебной дисциплины в учебном плане 6
Результаты освоения учебной дисциплины 6
Содержание учебной дисциплины 7
Тематическое планирование 14
Технический профиль профессионального образования 14
Примерный тематический план 14
Примерный тематический план 15
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Физика» 22
Рекомендуемая литература 23
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Физика»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессионально-образовательной программы по специальностям:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
23.02.07Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
27.02.03Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессионально-образовательной программы:
учебная дисциплина «Физика» принадлежит к профессиональному циклу, она является обязательной для изучения и входит в состав федерального компонента государственного стандарта.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины-требование к результатам освоения дисциплины:
Основная содержательная цель курса - изучение физики как науки о природе, методов научного познания природы и формирование на этой основе представлений единой физической картины мира ; освоение знаний о механических , тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются.
Изучение этих вопросов составляет основу формирования таких мировоззренческих понятий, как материальное единство живой и не живой природы, убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Главная задача – развитие учащихся средствами предмета «Физика». Особое внимание при обучении физики необходимо уделить эксперименту. Лабораторные и практические занятия дают возможность учащимся непосредственно решать практические задачи повседневной жизни, обеспечивать безопасность своей жизни, позволяют решать познавательные задачи.
Программа по физике составлена с учетом будущих профессий обучающихся.
Профилирование предмета связано с решением следующих задач:
-разъяснение роли науки в целом, отдельно изучаемых понятий, явлений, закономерностей в будущей профессиональной деятельности, в разработке используемого в отрасли (производстве) оборудования, технологий, техники в целом, а так же в повседневной жизни
-усвоение обучающимися тех учебных элементов , которые необходимы для освоения общетехнических предметов, общей и специальной технологий
-формирование профессионально значимых качеств личности
Профилирование осуществляется следующими способами:
-целенаправленным отбором профессионально значимых учебных элементов
-нахождение оптимального времени и места рассмотрения в курсе физике каждого профессионально значимого учебного элемента, а также места использования его в профессиональном цикле
-более глубоким изучением профессионально значимого материала
-выделением времени на организацию повторения
-через систему специальных заданий, практических работ
-с помощью подбора и изготовления дидактического материала
Учебная программа предусматривает изучение основ механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики , физики атома и атомного ядра , эволюции звезд, теории и практики.
Преподавание физики включает в себя использование разнообразных форм и методов обучения. Особенно эффективно применение познавательных задач, творческих заданий, использование метода погружения учащихся в профессионально значимые ситуации, метода проектов и т.д.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
-формулировать понятия: механическое движение, скорость и ускорение, система отсчета;
-решать задачи с использованием формул для равномерного и равноускоренного движения;
-различать понятия разделов динамики, решать задачи на законы Ньютона;
-формулировать понятия колебательного движения и его видов;
-решать задачи из разделов термодинамики, электродинамики;
-пользоваться законами постоянного тока;
- определять направление индукционного тока;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-законы статики, кинематики, динамики;
-основные положения МКТ;
-схему закрытого колебательного контура;
-принцип действия трансформатора;
-принципы радиосвязи;
-строение атома и атомного ядра, правила смещения.
1.4 Рекомендуемое кол-во часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента –176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента –121 час;
практические и лабораторные занятия –40часов
самостоятельной работы –55 часов
2.1 Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), в том числе: | 121 |
Теории | 81 |
Практические и лабораторные занятия | 40 |
Самостоятельная работа (всего) | 55 |
В первом семестре – контрольная работа Во втором семестре - экзамен |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у студентов системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования физика изучается в составе интегрированной учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке студентов по профессиям и специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке студентов по профессиям и специальностям естественно-научного профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии СПО или специальности СПО в рамках естественно-научного профиля профессионального образования повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика — фундаментальная наука о природе.
Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
- Механика
Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение закона сохранения импульса.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.
Изучение особенностей силы трения (скольжения).
- Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изотермический и изобарный процессы.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Наблюдение процесса кристаллизации Изучение деформации растяжения. Изучение теплового расширения твердых тел.
Изучение особенностей теплового расширения воды.
- Электродинамика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея.
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Работа электрогенератора.
Трансформатор.
Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.
Изучение закона Ома для полной цепи.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.
Определение температуры нити лампы накаливания.
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.
- Колебания и волны
Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс.
Образование и распространение упругих волн.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Лабораторные работы
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока
- Оптика
Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.
Демонстрации
Законы отражения и преломления света.
Полное внутреннее отражение.
Оптические приборы.
Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Лабораторные работы
Изучение изображения предметов в тонкой линзе.
Изучение интерференции и дифракции света.
Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.
- Элементы квантовой физики
Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.
Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора).
Счетчик ионизирующих излучений.
- Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.
Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов
- Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
- Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
- Альтернативная энергетика.
- Акустические свойства полупроводников.
- Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
- Асинхронный двигатель.
- Астероиды.
- Астрономия наших дней.
- Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
- Бесконтактные методы контроля температуры.
- Биполярные транзисторы.
- Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
- Величайшие открытия физики.
- Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
- Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
- Вселенная и темная материя.
- Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
- Голография и ее применение.
- Движение тела переменной массы.
- Дифракция в нашей жизни.
- Жидкие кристаллы.
- Законы Кирхгофа для электрической цепи.
- Законы сохранения в механике.
- Значение открытий Галилея.
- Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
- Исаак Ньютон — создатель классической физики.
- Использование электроэнергии в транспорте.
- Классификация и характеристики элементарных частиц.
- Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
- Конструкция и виды лазеров.
- Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
- Лазерные технологии и их использование.
- Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
- Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
- Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
- Макс Планк.
- Метод меченых атомов.
- Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
- Методы определения плотности.
- Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
- Модели атома. Опыт Резерфорда.
- Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
- Молния — газовый разряд в природных условиях.
- Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
- Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
- Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
- Нильс Бор — один из создателей современной физики.
- Нуклеосинтез во Вселенной.
- Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
- Оптические явления в природе.
- Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
- Переменный электрический ток и его применение.
- Плазма — четвертое состояние вещества.
- Планеты Солнечной системы.
- Полупроводниковые датчики температуры.
- Применение жидких кристаллов в промышленности.
- Применение ядерных реакторов.
- Природа ферромагнетизма.
- Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
- Производство, передача и использование электроэнергии.
- Происхождение Солнечной системы.
- Пьезоэлектрический эффект его применение.
- Развитие средств связи и радио.
- Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
- Реликтовое излучение.
- Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
- Рождение и эволюция звезд.
- Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.
- Свет — электромагнитная волна.
- Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники.
- Силы трения.
- Современная спутниковая связь.
- Современная физическая картина мира.
- Современные средства связи.
- Солнце — источник жизни на Земле.
- Трансформаторы.
- Ультразвук (получение, свойства, применение).
- Управляемый термоядерный синтез.
- Ускорители заряженных частиц.
- Физика и музыка.
- Физические свойства атмосферы.
- Фотоэлементы.
- Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
- Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
- Черные дыры.
- Шкала электромагнитных волн.
- Экологические проблемы и возможные пути их решения.
- Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
- Эмилий Христианович Ленц — русский физик.
Тематический план и содержание
учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка студентов,ч | Кол-во аудиторных часов | Самостоятельная работа студентов , ч | |
всего | лабораторные и практ. работы | |||
Введение | 2 | |||
Раздел1.Механика | 34 | 20 | 9 | 14 |
Тема1.1.Кинематика | 11 | 8 | 2 | 3 |
Тема1.2.Динамика | 13 | 9 | 3 | 4 |
Тема1.3.Законы сохранения в механике | 11 | 8 | 2 | 3 |
Тема1.4.Механические колебания | 8 | 5 | 2 | 3 |
Раздел2.Основы молекулярной физики и термодинамики | 31 | 22 | 8 | 9 |
Тема2.1.Основы молекулярно-кинетической теории | 10 | 7 | 2 | 3 |
Тема2.2Основы термодинамики | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема2.3.Агрегатные состояния вещества | 15 | 11 | 4 | 4 |
Раздел3.Основы электродинамики | 84 | 54 | 20 | 30 |
Тема3.1 Электрическое поле | 10 | 7 | 2 | 3 |
Тема 3.2.Законы постоянного тока | 14 | 9 | 4 | 5 |
Тема 3.3.Электрический ток в различных средах | 10 | 6 | 2 | 4 |
Тема 3.4.Магнитное поле | 10 | 6 | 3 | 4 |
Тема3.5Электромагнитная индукция | 9 | 5 | 3 | 4 |
Тема 3.6 Электромагнитные колебания и волны | 14 | 9 | 2 | 5 |
Тема 3.7.Волновая оптика | 17 | 12 | 4 | 5 |
Раздел4.Физика атома и атомного ядра | 22 | 19 | 3 | 3 |
Тема 4.1. Квантовая физика | 5 | 4 | 1 | 1 |
Тема 4.2. Атом и атомное ядро | 7 | 6 | 1 | 1 |
Раздел 5.Эволюция Вселенной | 6 | 4 | 1 | 2 |
Тема 5.1. Термоядерный синтез и эволюция Вселенной. Тема 5.2.Строение и развитие Вселенной. Итоговая контрольная работа. | 4 | 2 1 1 | 1 | 2 |
итого | 176 | 55 | 121 | 40 |
Тематический план и содержание учебного предмета «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 1 |
Раздел 1. Механика | 20 | ||
Тема 1.1. Кинематика. | Содержание учебного материала | 8 | |
Относительность механического движения. Характеристика механического движения: перемещение, скорость, ускорение. | 1 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка рефератов по темам: Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Системы отсчета. Материальная точка. | |||
Тема 1.2. Динамика. | Содержание учебного материала | 9 | |
Изучение взаимодействие тел. Законы динамики Ньютона. | 2 | ||
Выявление сил в природе: упругость, трение, сила тяжести. Изучение закона всемирного тяготения. Невесомость. | |||
Практические занятия: | 3 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка докладов по темам: Принцип суперпозиции сил. Масса, сила. Применение законов Ньютона. | |||
Тема 1.3. Законы сохранения. | Содержание учебного материала | 8 | |
Изучение закона сохранения импульса и реактивное движение. Изучение потенциальной и кинетической энергии. | 2 | ||
Изучение закона сохранения механической энергии. Работа и мощность. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Решение вариантных задач и упражнений. | |||
Тема 1.4. Механические колебания | Содержание учебного материала | 5 | |
Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. | 1 | ||
Определение свободных и вынужденных колебаний. | 2 | ||
Изучение механических волн. | |||
Определение свойств механических волн. Длина волны. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Контрольная работа: по разделу 1 «Механика» | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка презентаций по темам: Резонанс. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | |||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. | 22 | ||
Тема 2.1Основы молекулярно-кинетическойтеории идеального газа. | Содержание учебного материала | 7 | |
Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. | 1 | ||
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Температура, абсолютная. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка презентаций по теме: Изопроцессы. Решение вариантных задач и упражнений. |
Тема 2.2.Основы термодинамики. | Содержание учебного материала | 4 | |
Определение внутренней энергии и работы газа. Изучение первого закона. Термодинамики. . Необратимость процессов. | 2 | ||
Изучение тепловых двигателей и охраны окружающей среды. КПД теплового двигателя. | |||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Решение вариантных задач и упражнений. | |||
Тема 2.3.Агрегатные состояния вещества. | Содержание учебного материала | 11 | |
Изучение модели строения жидкости. Изучение насыщенного и ненасыщенного пара. Изучение влажности воздуха. | 2 | ||
Лабораторная работа по теме «Измерение влажности воздуха» | |||
Практические занятия: | 4 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка презентаций по темам: Поверхностное натяжение. Смачивание и капиллярность. Решение вариантных задач и упражнений. | |||
Раздел 3. Основы электродинамики. | 54 | ||
Тема 3.1. Электрическое поле. | Содержание учебного материала | 7 | |
Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | ||
Изучение напряженности электростатического поля. Линии напряженности электростатического поля. | 2 | ||
Практические занятия: | 2 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка докладов по темам: Равновесие статических зарядов. Принцип суперпозиции полей. Решение вариантных задач и упражнений. | |||
Тема 3.2. Законы постоянного электрического тока. Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | Содержание учебного материала | 9 | |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение электрическое сопротивление. Источник тока. | 6 | 1 | |
Изучение закона Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Сверхпроводимость. | 2 | ||
Определение видов соединения проводников. | |||
Изучение закона Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. | |||
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. | 1 | ||
Практические занятия: | 6 | ||
Решение качественных задач | |||
Контрольная работа: по разделу «Электродинамика». | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | ||
Составление тематических кроссвордов по темам:. Элекродинамика. | |||
Тема 3.4. Магнитное поле | Содержание учебного материала | 6 | |
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле. Закон Ампера. Сила Лоренца. | 1 | ||
Практические занятия: | 3 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка рефератов по темам: Энергия магнитного поля тока. Принцип действия электродвигателя. Решение вариантных задач и упражнений. | |||
Тема 3.5. Электромагнитная индукция. . | Содержание учебного материала | 5 | |
Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. | 1 | ||
Способы получения индукционного тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции. | |||
Генерирование переменного электрического тока. Передача энергии на расстояние. |
Лабораторная работа по теме «Изучение явления ЭМ индукции». | |||
Практические занятия: | 3 | ||
Решение качественных задач | |||
Контрольная работа: по разделу «Электродинамика». | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка сообщений к выступлению на семинаре по темам: Использование ЭМ индукции Магнитоэлектрическая индукция. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. | |||
Тема3.6.. Электромагнитные колебания и волны. | Содержание учебного материала | 21 | |
Тема 3.7.Волновая оптика. | |||
Принцип Гюйгенса. Закон отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. | 1 | ||
Полное внутреннее отражении. Дисперсия света. Интерференция волн. | |||
Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Когерентность источника света. Дифракция света. | |||
Лабораторная работа по теме «Изучение явления преломления света» «Изучение интерференции и дифракции света» | |||
Практические занятия: | 6 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | ||
Подготовка презентаций по темам: Развитие представлений о природе света. Поляризация света. Электромагнитная теория света.. Дифракционная решетка. Скорость света. | |||
Изучение волновых и корпускулярных свойств света. | |||
Изучение технических устройств, основанных на использования фотоэффекта. | |||
Изучение строения атома. Теория атома водорода. | |||
Поглощение и излучение света атомами. Лазер. | 1 |
Раздел 4.Физика атома и атомного ядра. | 19 | ||
Тема 4.1.Квантовая физика . Тема4.2. Атом и атомное ядро. | Содержание учебного материала | 10 | |
Изучение состава атомного ядра. Определение энергии связи нуклонов. | 2 | ||
Изучение естественной радиоактивности. Выявления закона радиоактивного распада. | |||
Изучение искусственной радиоактивности. | |||
Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. | |||
Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | ||
Практические занятия: | 3 | ||
Решение качественных задач | |||
Контрольная работа: по разделу «Физика атома и атомного ядра». | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка презентаций по темам: Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика Ядерный реактор. Применение ядерной энергетики. Получение радиоактивных изотопов. | |||
Раздел 5.Эволюция Вселенной. | 4 | ||
Тема5.1. Термоядерный синтез. Тема5.2. Строение и развитие Вселенной. Итоговая контрольная работа. | Содержание учебного материала | 4 | |
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. | 1 | ||
Практические занятия: | 1 | ||
Решение качественных задач | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Подготовка сообщений к выступлению на семинаре по темам: Структура Вселенной. Образование планетных систем. Солнечная система. Эволюция звезд. | |||
Итого | 121 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физика»;
- комплекс заданий для тестирование и контрольных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов:
1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд., – М.: Илекса, 2005.- 288с.
2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. 11 кл. учебник базового уровня для общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд., – М.: Илекса, 2005.- 300с.
3. Громов С.В. Физика: механика. Теория относительности. Электродинамика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений профильного уровня / С.В.Громов, Н.В.Шаронова; под ред. Н.В.Шараповой, -83-е изд., доп. И переработано - М.: Просвещение, 2005. – 287с.
4.Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений профильного уровня / С.В.Громов, Н.В.Шаронова; под ред. Н.В.Шараповой, -6-е изд., - М.: Просвещение, 2006.- 415с. – М., 2001.
5. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Валентина Феофановна Дмитриева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
6. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.Ф.Дмитриева. – 10-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
7. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 5-е изд., стереоти. – М.: Дрофа,2003.-416с.
8. Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / В.А.Касьянов. – М.: Дрофа 2008. – 288 с.
9. Самойленко П.И. Сборник задач и вопросы по физике: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176с.
10. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400с.
Для преподавателей
1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. - 112с.
2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2006. – 61с.
4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа, 2005. – 128с.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Дополнительные источники:
1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с. – (в помощь школьному учителю).
2. Лукашин В.И. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашин, Е.В.Иванова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (базовый и профильный уровень). Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 366 с.
4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Чаругин В.М. (базовый и профильный уровень). Учебник для 11 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 399 с.
Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: учебные пособия для учащихся. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. – 367 с.
5. Кирик Л.А, Дик Ю.и. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. – 2-е изд. – М.: Илекса, 2009. – 192 с.
6. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П.Рымкевич. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 188 с.
7. Физика: Энциклопедия. / Под ред. Ю.В.Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 944с.
8. Янчевская О.В. физика в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.
Интернет ресурсы:
Электронные уроки и тесты.
Физика 7 – 11 класс. Интерактивные лекции
http://fcior.edu..ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.curator.ru
http://www.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации |
1. МЕХАНИКА | |
Кинематика | Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы |
Законы сохранения в механике | Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения |
2. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки» |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов |
3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей |
Магнитные явления | Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. |
4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | |
Механические колебания | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний |
Упругие волны | Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии |
Электромагнитные волны | Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. . |
5. ОПТИКА | |
Природа света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа |
Волновые свойства света | Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений |
6. ОСНОВЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ | |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без- инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера |
Физика атомного ядра | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. |
7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | |
Строение и развитие Вселенной | Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"
В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности 29.02.04 "Коструирование, моделирование и технология швейных изделий"...
Примерная программа учебной дисциплины "Почвоведение"
Фрагмент примерной программы учебной дисциплины "Почвоведение" по специальности 280711 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"
Рабочая программа учебной дисциплины "Физика" разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для всех специальностей СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....
Программа учебной дисциплины "Физика"
Программа учебной дисциплины "Физика" разработана в помощь преподавателям физики среднего профессионального образования. Данная разработка содержит пояснительную записку, перечень формируемых в процес...