Активные методы обучения
план-конспект занятия по теме
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivne_metody_obucheniya_fatushev_r.r.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения
Мастер производственного обучения
Фатуше Рафис Рамилевич
ГБПОУ Аксубаевский техникум
универсальных технологий»
пгт Аксубаево
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно – познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно – познавательной деятельности; широкое использование технических средств.
В 70-е годы 20 столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и других по проблемному обучению.
Независимо от этих исследований шел поиск и так называемых АМО, обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.
Особенности активного обучения:
- Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от желания.
- Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).
- Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
- Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Говоря об АМО, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают НИРС, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.
Опыт активного обучения показывает, что по сравнению с традиционным обучением, можно решить особенно полно профессиональные цели.
В то же время понимаемые как активными эти формы не всегда отвечают требованиям, и, скорее всего, становятся просто модными (деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т.д.).
Самая большая сложность на современном этапе кроется в том, что развитие передовой практики обучения значительно опережает построение прогностической психолого-педагогической теории. Поэтому широкая практика обучения, в том числе активного, во многом основывается на устаревших теоретических предпосылках объяснительно-иллюстративного обучения. Во многом становление активного обучения осуществляется стихийно, с потерями и отступлениями.
Для того, чтобы ускорить переход педагогической системы в новое качество, необходимо интенсифицировать разработку теории активного обучения и вытекающих из нее научных средств распознания, анализа и распространения передового педагогического опыта.
Наиболее развитой и в наибольшей мере отвечающий потребностям изменения образовательных процессов является теория деятельности (Выготский, Рубинштейн, Гальперин, Давыдов и др.). Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности выступает предметное действие.
Однако реализация этого подхода хороша тогда, когда речь идет об относительно простых фрагментах социального опыта, понятий об окружающем мире.
В случае же овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью - мы сталкиваемся с тем противоречием, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам
профессиональной деятельности. Это противоречие стало толчком к разработке психолого-педагогической концепции контекстного обучения как теоретической основы активного обучения.
Диалогические отношения студентов и преподавателя на проблемной лекции, работа на «должности» специалиста в деловой игре, подготовка и защита дипломного проекта по реальной проблематике, участие в НИРС и т.п. - все эти формы активности обучающихся несут в себе черты как учения, так и труда и в сочетании с традиционными составляют исторически новое явление, не имеющее аналогов в традиционной педагогике. Здесь не представлены в чистом виде деятельность учения и деятельность практическая, с помощью системы форм и методов обучения создается контекст будущей профессиональной деятельности, причем не только предметный, но и социальный (Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, Т.М. Сорокина, Т.П. Гордиенко, А.А. Федорова и т.д.).
Основные направления перестройки образования в высшей и средней специальной школе и являются воплощением тех объективных тенденций развития, которые четко наметились в передовом педагогическом опыте и знаменуют собой появление обучения нового типа, названного знаково-контекстным или просто контекстным.
Сегодня хочу предложить вам некоторую типологию лекций, опирающихся на концепцию знаково-контекстного обучения. Это типы лекций, которые проходят от лекционной формы классического образца до такой, которая воссоздает реальные формы взаимодействия специалистов, обсуждающих теоретические вопросы, и уже перестает быть собственно лекцией.
В соответствии с делением по типам считается, что задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения содержания обучения с включением механизмов теоретического мышления и всей структуры психических функций. В этом процессе нарастает вклад самих учащихся в порождение содержания образования, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции, усиливается значение социального контекста при формировании профессионально важных качеств личности специалиста.
Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.
1. Информационная лекция. Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившись как способ передачи готовых знаний учащимся через монолог, лекция под влиянием изменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не может остаться прежней, информационной. В этом проявляется диалектика содержания и формы. Не случайно отношение к лекции в разное время было разным: от полного ее отрицания (Л.Н. Толстой считал лекцию забавным обрядом) до признания ее основной и ведущей, а в наши дни - до резкого сокращения в учебном плане.
2. Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С их помощью обеспечивается достижение основных трех целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного материала и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Основная задача состоит не столько в передачи информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания, порождает их познавательную активность, учит способам разрешения противоречий.
Общий эффект проблемной лекции определяется ее содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают эффективную «трансляцию» личности педагога аудитории студентов. Чем ближе педагог к некоторому образцу профессионала, тем значимее его влияние на студентов и тем легче достигаются результаты обучения. Таким образом, уже на проблемной лекции представлены предметный и социальный контексты профессионального будущего. Она является формой совместной деятельности преподавателя и студентов, объединивших свои усилия на достижении целей общего и профессионального развития личности специалиста.
В отличие от содержания информационной лекции, новое знание в проблемной вводится как неизвестное для студентов. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке. Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Здесь не обойтись без участия мышления студента и его личностного отношения к усваиваемому материалу.
Тонкости в проведении такой лекции трудно сейчас пересказать и, на мой взгляд, каждый кто захочет использовать этот тип лекции сможет самостоятельно изучить ее методику по многочисленным методическим источникам или на консультации у психологов и методистов.
3. Лекция-визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
В пользу этого типа свидетельствует то, что способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является профессионально важным качеством почти всех специалистов.
Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая разные виды информации в наглядный образ; будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Практически любая форма визуальной информации содержит те или иные элементы проблемности.
Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в перекодировании, переконструировании учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму для предъявления студентам через технические средства обучения или вручную.
Чтение такой лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции.
Лекцию-визуализацию лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему или дисциплину.
Основная трудность этого типа лекции состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной режиссуре процесса ее чтения с учетом психофизиологических возможностей студентов, уровня подготовленности, профессиональной направленности.
О типе лекции-визуализации можно прочесть в работах: Борисовой Н.В., Соловьева А.А.
4. Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного подхода и т.д.
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивая» в общение и студентов, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позиции, формулируют свое отношение к содержанию, эмоционально реагируют.
Специальной задачей лекции вдвоем является воспитательное воздействие на аудиторию с помощью демонстрации отношения преподавателей к объекту высказываний. Такая лекция проявляет личные качества преподавателя как профессионала в своей предметной области и как педагога значительно ярче и глубже, чем любая иная лекция. Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, иметь «общий фонд мыслей», владеть коммуникативными умениями, способностями импровизировать и т.д.
Одной из трудностей чтения этой лекции является привычная установка обучающихся на получение достоверной информации от одного источника. Поэтому это иногда вызывает неприятие самой формы обучения.
Лекция вдвоем эффективна в тех случаях, когда целями обучения выступают формирование теоретического мышления, воспитание убеждений студентов. В виду ее яркости, проблемности и, в то же время, доступности, студенты легко усваивают способ ее построения и могут использовать в своей будущей педагогической деятельности.
5. Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список этих ошибок преподаватель предъявляет студентам в ее конце. Ошибки старательно «замаскированы», но типичны для обучающихся.
Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в контексте замеченные ошибки и называть их в конце лекции. На разбор ошибок дается 10-15 минут. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов.
Лекция такого типа способна выполнять не только стимулирующие, но и контрольные функции. Она может служить диагностикой трудностей усвоения материала на предыдущих лекциях. Ее лучше всего проводить в завершении темы или учебной дисциплины. Необходим заключительный анализ ошибок.
6. Лекция-пресс конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме.
Студенты в 2-3 минуты формулируют интересующие их вопросы и передают преподавателю. Затем за 3-5 минут лектор их сортирует и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершении лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и
интересов студентов.
Активизация студентов идет за счет адресованности обращения к лично каждому студенту, при подготовке вопроса заставляет студента грамотно поставить вопрос, а ожидание ответа - оживляет внимание.
Этот тип лекции лучше всего проводить в начале изучения темы, середине и конце. В первом случае - выявляется круг интересов, степень готовности к работе, отношение к предмету. Может быть составлена даже модель студенческой аудитории.
Во втором случае (в середине) - направлена на привлечение внимания студентов к узловым моментам содержания учебного материала, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, коррекцию выбранной системы лекций.
В третьем случае (в конце) - подведение итогов лекционной работы, определение перспектив развития усвоенного содержания.
Описанные типы лекций означают отказ от традиционного информирования обучающихся и реализацию диалогических отношений между преподавателями и студентами. Разработка их требует дополнительных творческих усилий, эмоционального, интеллектуального и даже физического напряжения, повышенного уровня педагогического мастерства, психолого-педагогической подготовки.
Новые формы требуют и новых условий общения со студентами, вплоть до их расположения в аудитории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные методы обучения"
1. Активные методы обучения 2....
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения
Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».
Методическое пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....
Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...