МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА
методическая разработка на тему

Ковалева Елена Павловна
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса всех специальностей: 15.02.01, 09.02.02, 19.02.02, 19.02.03. Методические рекомендации содержат перечень форм и методов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Также приведены критерии оценки самостоятельной работы, тематика и задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Физика». Имеются необходимые приложения, перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Методические рекомендации призваны осуществлять помощь в подготовке и выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx121.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Бутурлиновский механико-технологический колледж»

ФИЗИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  ОРГАНИЗАЦИИ  ВНЕАУДИТОРНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ  1 КУРСА

Бутурлиновка 2017 г.

ОДОБРЕНА                                                                  Составлена в соответствии с

Цикловой                                                        Государственными требованиями к комиссией общеобразовательных

дисциплин                                                                минимуму содержания и уровню                                                                                                                                                                                                               подготовки выпускников по всем

        специальностям

Председатель ПЦК        

__________Мазаева О. Н.        

Протокол №        

«___»__________2017г.                                                  

Составитель: Ковалева Е. П., преподаватель физики  IKK  

Настоящие методические рекомендации  предназначены для студентов 1 курса всех специальностей:  15.02.01, 09.02.02, 19.02.02, 19.02.03. Методические рекомендации содержат перечень форм и методов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Также приведены критерии оценки самостоятельной работы, тематика и задания внеаудиторной самостоятельной  работы студентов по учебной дисциплине «Физика». Имеются необходимые приложения, перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Методические рекомендации призваны осуществлять помощь в подготовке и выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

                                                   

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                      стр. 4-6
  2. Формы самостоятельной работы студентов                                    стр. 7-8
  3. Методы самостоятельной работы                                                     стр. 9
  4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов                   стр. 10
  5. Тематика и задания  внеаудиторной самостоятельной работы

студентов с указанием рекомендуемой  для самоподготовки  

литературы и Интернет- ресурсов                                                    стр. 11-20

  1. Приложения                                                                                        стр. 21-35


Пояснительная записка

        Одной из важнейших стратегических задач  колледжа  является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования к компетенциям, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке  студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

         Программа колледжа  исходит из того, что должен знать и уметь студент, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Поэтому, основная деятельность преподавателя в этом направлении- использовать все имеющиеся  возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

   Одной из форм, помогающих добиться желаемого результата, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по физике – важная составная часть обучения студентов. Знания и умения, которые студенты получают на уроках, необходимо закреплять при организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины «Физика», закреплении теоретических знаний и умений.

На весь курс физики по учебному плану выделено на самостоятельную внеаудиторную работу 50 часов. Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальностей: 15.02.01, 09.02.02, 19.02.02, 19.02.03. и требованиям рабочей программы учебной дисциплины «Физика»:

умения:

•        описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

•        отличать гипотезы от научных теорий;

•        делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

•        приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

•        воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

•        применять полученные знания для решения физических задач;

•        определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

•        измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

   -для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

       - оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

     -рационального природопользования и защиты окружающей среды.

знания:

•        смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;         

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

•        смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

•        вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.  

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование общих компетенций студентов:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Весь курс физики разделен на отдельные темы. По каждой теме разработан перечень заданий для самостоятельной работы, которые выдаются по мере изучения материала.

Для того, чтобы студенту было легче выполнять работу самостоятельно, разработаны приложения, в которых даны методические рекомендации для выполнения того или иного задания. Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется на теоретических занятиях  в соответствии с календарно-тематическим планом. Оценки выставляются в журнал.


Формы  самостоятельной работы

1. Работа с учебником.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей студентов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

- конспектирование;

- составление плана учебного текста;

- тезирование (составление тезисов ответа);

- аннотирование; 

- составление тематического тезауруса;

- выделение проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

- определение алгоритма практических действий (план, блок-схема, таблица, график).

2. Опорный конспект.

Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.

Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт огромный выигрыш во времени при изучении материала.

3.  Задачное обучение.

Особое место отводится решению задач, которые помогают понять физический смысл явлений, прививают навыки практического применения теоретических знаний, дают представление о рамках применимости законов физики, закрепляют в памяти формулы.  Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

Для данного приёма самостоятельной работы разработаны 2 варианта алгоритма решения задач. Первый  вариант (более подробный, с примером оформления и решения задач) – для тех, кто испытывает определенные трудности в данном виде деятельности. Второй (компактный) – для достаточно сильных студентов.

4. Доклад 

Может быть устным или письменным, содержимое, которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммытаблицырисункифотографии и т. п. 

Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает  ее  исследования в сравнении и анализе.

5. Реферат.

Это разновидность доклада по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.  Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно - тематический характер.

Оформление титульного листа реферата (доклада) в соответствии с требованиями (см. приложение официальный сайт бмтк.рф)

6. Презентация

Может представлять собой сочетание текста, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

7. Творческое сочинение, эссе

Творческое сочинение предполагает смесь художественного и публицистического стилей. Самостоятельное описание увиденного явления, продемонстрированного опытного факта, научного исследования с элементами творческого подхода. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

8.Исследовательская деятельностьвенец самостоятельной работы обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Методы самостоятельной работы:

- наблюдение за единичными объектами;

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (блок-схемы, таблицы, графика);

- решение учебных задач;

- работа с различными источниками информации;

- опыты и наблюдения в домашних  заданиях по физике.

   Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснения отличительных признаков объектов.

   Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

   Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

   Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

   Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

   Наблюдения и эксперимент являются важными методами исследования в научном познании. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и  конструировать становятся составной частью в подготовке студентов к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.

 Выполнение студентами опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных  и практических работ, проводимых ими  на занятиях.        

На начальном этапе преподаватель знакомит студентов со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий.  С этой целью объясняется порядок выполнения заданий, правила записи результатов измерений и наблюдений; обращается внимание на цель эксперимента или наблюдения, на ее формулировку, выводы, полученные из опытов, их контроль.

Получив навыки самостоятельного экспериментирования, студенты могут более активно участвовать в планировании и проведении опытов, в этом случае достаточно поставить перед ними учебную задачу, а пути ее решения они находят самостоятельно.

Особенностью домашних опытов и наблюдений является то, что для их проведения не нужно специального оборудования и приборов. Необходимые предметы и материалы имеются в доме у каждого студента.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

Оценка «5» ставится:

  • Студент свободно применяет знания на практике;
  • Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
  • Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
  • Студент усваивает весь объем программного материала;
  • Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Оценка «4» ставится:

  • Студент в основном знает изученный материал;
  • Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
  • Студент умеет применять полученные знания на практике;
  • В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
  • Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Оценка «3» ставится:

  • Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
  • Предпочитает отвечать на наводящие вопросы и испытывает затруднения в вопросах на воспроизведение материала;
  • Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Оценка «2» ставится:

  • У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
  • Материал не оформлен в соответствии с требованиями.

Тематика и задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1 курса  по физике.

РАЗДЕЛ 1. Механика.   Тема 1.1 Кинематика          СРС№1 – 5 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 1.
  2. Составить сводную таблицу «Основные элементы физической картины     мира» по форме:

Даты, временные промежутки

Фамилии ученых

Содержание темы

  1. Подготовка докладов, сообщений по темам:

Новая интерпретация теории относительности. Стрела времени.

Теория относительности. Теория относительности и гравитация.

Классическая физика: самоорганизующиеся системы и микромир.

И. Ньютон- основатель классической механики.  Теория относительности А. Эйнштейна. Естественнонаучный метод познания и его составляющие.

Литература:

  1. Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 366 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru
  2. Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим  доступа: http://www.sfiz.ru

Тема 1.1 Основы Кинематики          СРС№2 – 6 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 1.
  2. Написание творческого сочинения на тему: «Визуальные наблюдения     звездного неба».
  3. Подготовка докладов, сообщений по темам:

        В чем особенность Полярной звезды? Самая крупная звезда Северного полушария. Туманность: можно ли ее наблюдать невооруженным глазом? Галактика Млечный путь. Звезда по имени Солнце. Искусственный спутник Земли. Строение Солнечной системы.

4.      Написание опорного конспекта по §§ 1.3-1.4, 1.5- 1.6.[1]

5.      Составление тезауруса, подготовка к теоретическому диктанту по теме.

Литература:

  1. Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 366 с.

3.    Кикин, Д.Г.Самойленко, П.И., Физика (с основами астрономии):    Учебник для техникумов- М.: Высшая школа, 1995 г.- 416 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим  доступа: http://www.sfiz.ru
  2. Интересный космос- сайт о космосе и астрономии. Режим доступа: http://kosmosait.com.ua/

Тема 1.2 Основы Динамики  СРС№3-2 ч.

  1.  Выполнение домашних заданий по разделу 1.
  2.  Подготовка докладов, сообщений по темам: Жизнь и научная                       деятельность  И. Ньютона. Великий закон    Всемирного  тяготения.
  3. Составление тезауруса, подготовка к теоретическому диктанту по    теме. Знать основные формулы.

Литература: 

  1. Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru
  2. Сайт по истории физики. Режим доступа: http://www.edu.delfa.net

   Тема 1.4. Механические колебания и волны. СРС№4-4 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 1.
  2. Подготовка докладов  по темам:

Ультразвук и его использование в медицине. Использование         ультразвука в  технике.

  1. Составление кроссворда по разделу «Механика».
  2. Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Механика».

Литература:

  1.  Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 366 с.

Интернет – ресурсы:

1.   Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их   родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.   Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим  доступа: http://www.sfiz.ru

РАЗДЕЛ 2.Молекулярная физика и термодинамика.

Тема 2.1 Молекулярно-кинетическое строение вещества. СРС№5- 4 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 2.
  2. Подготовка реферата   на тему: «История атомистических учений».
  3. Исследовательское задание: Наблюдение и описание явлений,   подтверждающих основные положения МКТ.
  4. Опыты по диффузии и взаимодействию молекул в обычной жизни.   Составление отчета о проделанной работе.

Литература:

  1.  Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.                                                          

Интернет – ресурсы:

   1.    Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их    родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

 2.      Сайт научно- популярного физико-математического журнала "Квант". Режим доступа: httр://kvant.mccme.rU/ 

3.     «Занимательная физика в вопросах и ответах». Режим доступа: httр://elkin52.narod.ru

Тема 2.2 Основы Термодинамики. СРС№6- 4 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 2.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

Второй закон Термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

  1. Составить блок- схему: «Тепловой и динамический расчет двигателя внутреннего сгорания».
  2. Проделать опыты по тепловому расширению тел в быту и составить отчет о  проделанной работе.

Литература: 

  1.  Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 366 с.
  3.     Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.                                                          

Интернет – ресурсы:

  1. Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru
  2. Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим доступа: http://www.sfiz.ru
  3. Интерактивные модели по физике. Режим доступа:      http://www.askskb.net//

Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы. СРС№7-2ч.

  1.  Выполнение домашних заданий по разделу 2.
  2. Составление кроссворда по разделу: «Молекулярная физика и термодинамика».
  3. Исследовательское задание: Наблюдения явлений смачивания и несмачивания в быту. Капиллярные явления. Составление отчета о проделанной работе.
  4. Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Молекулярная     физика и термодинамика».

Литература:

  1.  Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2. Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 366 с.
  3. Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.                                                      

Интернет – ресурсы:

  1. Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru
  2. Сайт научно- популярного физико-математического журнала "Квант". Режим доступа: httр://kvant.mccme.rU/ 
  3.  «Занимательная физика в вопросах и ответах». Режим доступа: httр://elkin52.narod.ru

РАЗДЕЛ 3. Электродинамика. Тема 3.1 Электрическое поле.СРС№8-3ч.

1.      Выполнение домашних заданий по разделу 3.

2.     Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

        Электрическое поле в проводниках. Электростатическая защита. Причины и источники появления статического электричества.

  1. Составление тезауруса, подготовка к теоретическому диктанту по теме:    «Электростатика». Знать основные формулы и определения.

Литература:

  1. Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.
  2.  Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. – М.: Просвещение, 2010.- 399 с.
  3. Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.                                                        

                                                                                         

Интернет – ресурсы:

1.    Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их    родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.   Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим       доступа: http://www.sfiz.ru

Тема 3.2 Постоянный электрический ток. СРС№9-2 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 3.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

      Биография и научная деятельность ученых: Г. Ом, А. Вольта, А. Ампер.

  1. Творческие сочинения- изложения на темы: «Наблюдение и   описание электрических явлений в обычной жизни», «Техника безопасности при работе с электроприборами в быту».

Литература:

1.     Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

  1.    Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. –     М.: Просвещение, 2010.- 399 с.
  2.    Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.      

Интернет – ресурсы:

1.     Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их   родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.    Сайт по истории физики. Режим доступа: http://www.edu.delfa.net

Тема3.3 Электрический ток в различных средах. СРС№10-3 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 3.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

Аккумуляторы, виды аккумуляторов. Генераторы переменного тока. Двигатель постоянного тока. Проводники и диэлектрики.

          Электрический ток в газах. Природа молний. Шаровая молния.

  1. Подготовка реферата на тему: «Экспериментальные исследования диэлектрических свойств материалов».
  2. Составление сводной таблицы: «Электрический ток в различных средах» по форме:

Название электрической среды

Носители электрического заряда

Теоретическое обоснование (законы, формулы, ВАХ).

Литература:

1.     Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.     Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. –     М.: Просвещение, 2010.- 399 с.

3.    Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.      

Интернет – ресурсы:

  1. Образовательные ресурсы интернета.  Режим доступа: httр://www.alleng.rU/edU/Phys.htm 

2.       Сайт научно- популярного физико-математического журнала "Квант". Режим доступа: httр://kvant.mccme.rU/ 

3.     «Занимательная физика в вопросах и ответах». Режим доступа:     httр://elkin52.narod.ru

Тема 3.4 Электромагнетизм. СРС№11-3 ч. СРС№12-2 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 3.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

Биография и научная деятельность М. Фарадея, Э. Ленца.

Магнитная запись и хранение информации. Масс- спектрометры и ускорители. Тепловые, гидравлические и атомные электростанции.

 Электрохимические преобразователи энергии. Преобразование энергии океана.

  1. Подготовка рефератов по темам: Исследования магнитных полей в веществе. Экспериментальные исследования электромагнитной индукции.
  2. Составление тезауруса, подготовка к теоретическому диктанту по теме «Электромагнетизм». Знать основные формулы и определения.
  3. Творческое сочинение- изложение на тему: «Опасность поражения       электрическим током».

Литература:

1.     Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов     учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.     Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. –       М.: Просвещение, 2010.- 399 с.

3.    Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.      

Интернет – ресурсы:

1.     Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их   родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.    Сайт по истории физики. Режим доступа: http://www.edu.delfa.net

3.   Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим          доступа: http://www.sfiz.ru

Тема 3.5 Электромагнитные колебания. СРС№13-2 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 3.
  2. Подготовка докладов, сообщений, презентаций по темам:

Двойное лучепреломление электромагнитных волн. Защита от электромагнитных излучений. Изобретение радио А. С. Поповым.

  1.  Начертить  блок-схему « Принципы радиосвязи и телевидения».
  2. Творческое сочинение- изложение на тему: «Опасность электромагнитного излучения в быту».

Литература:

1.     Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов      учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.      Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983

3.     Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.                                                                                                          

Интернет – ресурсы:

1.     Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их   родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.     Сайт по истории физики. Режим доступа: http://www.edu.delfa.net

  3.    Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим            доступа: http://www.sfiz.ru

Тема 3.6 Световые волны. СРС№14- 3 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 3.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

Развитие представлений о природе света. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Фотометрические величины. Электромагнитная теория света. Проблемы хорошего зрения. Оптические явления в природе. Спектры, спектральный анализ.

  1. Опыты по оптическим явлениям в природе. Составление отчета о        проделанной работе.                            
  2. Составление сводной таблицы по теме: «Шкала электромагнитных излучений» в форме:

Вид электромагнитного излучения

Частота

Длина волны

Применение в медицине  и технике.

  1. Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Электродинамика».

Литература:

1.      Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.      Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.                                                                                                              

3.     Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.  

                                              Интернет – ресурсы:

1.    Образовательные ресурсы интернета.  Режим доступа: httр://www.alleng.rU/edU/Phys.htm 

2.    Сайт научно- популярного физико-математического журнала "Квант". Режим доступа: httр://kvant.mccme.rU/ 

3.     «Занимательная физика в вопросах и ответах». Режим доступа:     httр://elkin52.narod.ru                                                             

РАЗДЕЛ 4. Квантовая физика и элементы астрофизики.

Тема 4.2  Физика атома и атомного ядра. СРС№15-2 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 4.
  2. Подготовка докладов, сообщений,  презентаций по темам:

           радиоактивные излучения и их воздействия на живой организм.

          Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее                    использованием.

  1. Написание творческого эссе на тему «Физика элементарных частиц».
  2. Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Квантовая    физика».

Литература:

1.     Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов    учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.     Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: Учебник для общеобраз. учрежд. –      М.: Просвещение, 2010.- 399 с.

3.    Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.

Интернет – ресурсы:

1.     Физика: образовательный сайт для преподавателей, учащихся и их   родителей. Режим доступа: http://www.fisika.ru

2.      Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим            доступа: http://www.sfiz.ru

РАЗДЕЛ 5. Эволюция Вселенной. СРС№16-3 ч.

  1. Выполнение домашних заданий по разделу 5.
  2. Подготовка рефератов на темы: « Эволюция и энергия горения звезд»,      «Образование планетных систем».
  3. Творческий проект «Моделирование Солнечной системы».
  4. Творческое эссе на тему: «Возможные сценарии развития Вселенной».

Литература:

1.      Учебник Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, Москва «Форум», 2009 -559 с.

2.      Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.                                                                                                              

3.      Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.  

                                              Интернет – ресурсы:

1.       Образовательные ресурсы интернета.  Режим доступа: httр://www.alleng.rU/edU/Phys.htm 

2.        Сайт научно- популярного физико-математического журнала "Квант". Режим доступа: httр://kvant.mccme.rU/ 

3.     Вся физика - современная физика, материалы, новости, факты. Режим      доступа: http://www.sfiz.ru

       

Итого: общее количество  50 часов.

                                                                                                             

Приложение 1

Схема описания научного закона:

  • формулировка закона;
  • математическое выражение закона;
  • связь между какими величинами, явлениями, процессами устанавливает закон, область его действия;
  • опыты, подтверждающие справедливость закона, следствия закона;
  • история открытия закона;
  • учет и использование закона на практике;
  • границы применения закона.

Приложение 2

План изучения научного понятия, физической величины:

  • определение понятия, величины;
  • какие свойства или явления характеризует данное понятие, величина;
  • символическая запись, формула, выражающая данную величину, понятие;
  • анализ понятия, определения, формулы;
  • способы и единицы измерения величины;
  • границы применимости понятия.

Приложение 3

План изучения физической теории:

  • объект теории и предмет ее изучения;
  • основания теории: ее источники, основные понятия, лежащие в основе теории, ее основные положения;
  • опытные факты, послужившие основанием для разработки теории;
  • математический аппарат теории;
  • явления, объясняемые данной теорией, следствия теории, их опытная проверка;
  • явления и свойства, предсказанные данной теорией;
  • история развития теории;
  • границы применимости данной теории;

                                                                                                                        Приложение 4

План изучения опытного факта, явления:

  • описание явления, опытного факта, его признаков в известных научных понятиях;
  • условия, при которых протекает явление, опытный факт;
  • механизм протекания явления, опытного факта, их связь с другими явлениями;
  • количественное и качественное описание, формулы, выражающие связь между величинами, характеризующими явление, факт;
  • объяснение явления, факта в рамках другой теории, если это возможно;
  • использование явления, опытного факта  на практике;
  • способы предупреждения вредных проявлений данного явления.

 Приложение 5

Схема описания эксперимента:

  • основная цель эксперимента;
  • методика проведения эксперимента (схема установки, процедура измерения, наблюдения);
  • описание результатов измерения эксперимента;
  • интерпретация результатов эксперимента, его точность;
  • выводы, предложения, сделанные на основании эксперимента;
  • история постановки фундаментальных экспериментов, их роль в развитии науки.

Приложение 6

Алгоритм заполнения таблиц:

  • прочитать материал параграфа;
  • внимательно прочитать названия колонок таблицы;
  • в зависимости от названия колонок, распределить теоретический материал в нужную колонку, обращая внимание на ключевые слова, глаголы определения в названиях колонок;
  • при распределении текста по колонкам лишние слова опускаются, перечисления нумеруются.

   Приложение 7

Алгоритм составления блок-схемы:

Составление блок-схемы удобно в том случае, когда нужно кратко представить в конспекте процесс, протекающий во времени и влекущий за собой качественные изменения физических величин (это могут быть преобразования, передача сигнала и т.д.).

Для составления блок-схемы необходимо:

  • прочитать материал параграфа;
  • представить описываемый процесс от начала до конца;
  • разделить его на несколько основных блоков;
  • дать названия каждому блоку;
  • определить между блоками причинно-следственные связи;
  • обозначить каждый блок общепринятым обозначением, буквой, каким-либо символом;
  • попытаться рассказать по составленной блок-схеме описываемый процесс.

                                                                                                                                     

                                                                                                                  Приложение 8

Алгоритм решения задач
Систематическое решение задач- необходимое условие успешного изучения курса физики, их решение помогает уяснить физический смысл явлений, закрепляет в памяти формулы, прививает навыки практического применения теоретических знаний.

При решении задачи необходимо выполнять следующее:

  1. Указать основные законы и формулы, на которых базируется решение задачи, и дать словесную формулировку этих законов, разъяснить буквенные обозначения, употребляемые при написании формул. Если при решении задачи применяется формула, полученная для частного случая, то ее следует вывести.
  2. Дать чертеж, поясняющий содержание задачи (в тех случаях, когда это возможно); выполнять его надо аккуратно при помощи чертежных принадлежностей.
  3. Решение задачи сопровождается краткими, но исчерпывающими пояснениями.
  4. Решить задачу в общем виде, то есть выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи и взятых из таблицы.

Физические задачи весьма разнообразны, и дать единый рецепт их решения невозможно. Однако, как правило, физические задачи следует решать в общем виде. При этом способе не производятся вычисления промежуточных величин; числовые значения подставляются только в окончательную (рабочую) формулу, выражающую искомую величину.

  1. Подставить в рабочую формулу размерности или сокращенные обозначения единиц и убедиться в правильности размерности искомой величины.
  2. Выразить все величины, входящие в рабочую формулу, в единицах СИ и выписать их для наглядности столбиком.
  3. Подставить в окончательную формулу, полученную в результате решения задачи в общем виде, числовые значения, выраженные в единицах одной системы. Несоблюдение этого правила приводит к неверному результату. Исключением из этого правила допускается лишь для тех однородных величин, которые входят в виде сомножителей в числитель и знаменатель формулы с одинаковыми показателями степени. Такие величины необязательно выражать в единицах той системы, в которой ведется решение задачи. Их можно выразить в любых, но только одинаковых единицах.
  4. Вычислить величины, подставленные в формулу, руководствуясь правилами приближенных вычислений, записать в ответе числовое значение и сокращенное наименование единицы измерения искомой величины.
  5. При подстановке в рабочую формулу, а также при записи ответа числовые значения величин записать в стандартном виде (т. е. как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень при основании десять). Например, вместо 3520 надо записать 3,52·103 и т.д.

10.Оценить правдоподобность числового ответа. В ряде случаев такая оценка поможет обнаружить ошибочность полученного результата. Например, коэффициент полезного действия тепловой машины не может быть больше единицы, электрический заряд не может быть меньше элементарного заряда 1,60·10-19 Кл. Скорость тела не может быть больше скорости света в вакууме и т.д.

                                                                                                                     Приложение 8-а

Некоторые общие советы и указания к решению задач по физике:

Прежде чем приступить к решению задач, непременно прочтите и уясните общие советы и указания. Это те слова, которые говорит вам преподаватель на занятиях, когда вы решаете задачи, но которые быстро забываются. Законы и формулы, которые выделяются в ваших конспектах необходимо знать наизусть. Формула представляет собой закон природы, записанный математически и многократно проверенный экспериментально. Поэтому ее необходимо знать и понимать о чем идет речь. Кроме того, надо научиться правильно обращаться с самими формулами ("видеть" в них известные уравнения математики, только записанные другими буквами).

Прочтите условие задачи. Уясните, о каких процессах в этой задаче идет речь, что дано, что спрашивается. Постарайтесь зримо представить ситуацию, о которой идет речь, проанализируйте ее, лучше, если вы изобразите ее на бумаге. Бывают задачи, которым чертеж не требуется, но даже к ним полезно выполнить хотя бы простой рисунок. Чертеж должен быть крупным, четким и содержать все необходимые обозначения. Причем, буквенные обозначения в чертеже должны соответствовать  буквенным обозначениям тех же величин в решении задачи.

Запишите условие задачи с левой стороны листа в соответствии с требованиями по оформлению задач. Выпишите в условие все необходимые константы (постоянные величины), а также справочные данные. Все данные задачи переведите в систему СИ.

Записав условие задачи, подумайте, какие физические процессы происходят и какими законами они описываются, какими формулами выражаются эти законы.

Посмотрев еще раз на данные в условии задачи величины и на ту, которую надо определить, необходимо выяснить в какие законы, описывающие те процессы, о которых говорится в условии, входит наибольшее количество известных и неизвестных величин? Каких величин вам не хватает для решения задачи? Обратитесь к вашему чертежу, может быть он поможет вам определить недостающие величины. Учтите, что число записанных уравнений должно соответствовать количеству неизвестных величин, иначе вы не сумеете найти нужное вам неизвестное. Правда, бывают исключения, когда одна или несколько неизвестных величин в процессе решения сокращается и их можно будет не определять.

Записав столько уравнений, сколько неизвестных величин они содержат (включая ту, которую вы ищите), постарайтесь теперь последовательно исключить из них те "ненужные" неизвестные, которые по условию задачи вам определять не требуется, производя для этого необходимые математические преобразования (не вычисляйте промежуточные величины). Делайте преобразования до тех пор, пока в правой части вашего уравнения не останутся только известные вам величины, а в левой – искомая неизвестная величина. Это и есть решение задачи в общем виде.

Чтобы убедиться, что полученная формула верна, необходимо проверить единицу измерения искомой величины. Для этого следует производные единицы измерения, стоящие в правой части полученной формулы, выразить через основные единицы системы СИ так, чтобы, в конце концов, после всех сокращений осталась единица измерения искомой величины. Форма записи при проверке единиц измерения может быть разная, но суть этого не меняется.

Запомните:

  1. При сложении или вычитании единица измерения величины не изменяется (ведь 2м + 3м = 5м, т.е. м + м = м).
  2. Нельзя складывать или вычитать безразмерные величины с размерными (нельзя из 2 вычесть 0,1кг) – это бессмыслица.
  3. Нельзя складывать или вычитать разноименные величины, нельзя сложить 2м и 2 кг – это бессмыслица.

Поэтому, если в правой части формулы, полученной вами, вдруг возник случай 1, 2 и 3 – ваша задача решена неверно.

Начинайте сначала, ищите ошибку или в какой-то из формул или в преобразованиях. Но и тот факт, что в результате проверки единицы измерения искомой величины вы получили то, что нужно, еще не говорит, что ваше решение верно на 100% (это условие необходимое, но не достаточное). Ведь вы могли пропустить в нем какую-нибудь безразмерную величину или число.

После проверки подставьте числа и производите вычисления.

Производя расчеты, можно применять правила приближенных вычислений, которые позволяют путем округления некоторых величин получить быстро ответ. Рациональнее применять численные записи величин не в дробной форме, а степенной (5см = 0,05м = 5·102м). Это упрощаем подсчеты. Пользуйтесь калькулятором, ответ округляйте до точности исходных данных.

Однако есть задачи, которые в общем виде решить до конца просто невозможно. Например, требуется вычислить какую-то промежуточную величину. К таким задачам, например, относятся задачи по теме "Влажность". В этом случае придется производить промежуточные вычисления.

Завершается решение задачи ответом.

Кратко общие требования к решению задач можно сформулировать так:

  1. задачи решаются в общем виде;
  2. единицы физических величин применяются в интернациональной системе единиц (СИ);
  3. применяется общепринятая символика обозначения физических величин;
  4. выполняется проверка решения путем подстановки единиц измерения в результирующие формулы;
  5. выполняются числовые расчеты;
  6. записывается ответ.

Требования к оформлению задач

Общепринято задачи по физике оформлять следующим образом:

1

Исходные данные  Табличные данные (константы)

       2

Данные в СИ

3

Исходные формулы законов, процессов, о которых говорится в условии.

Решение задачи в общем виде.

Проверка.

4

Численное решение

Ответ:

2

Неизвестные искомые величины

Например:                                        Вариант 1

Определить, какая жидкость находится в сосуде прямоугольной формы с размерами 50см × 20см × 30см, если масса жидкости 21кг.                    

Дано:                              СИ

m = 21кг

a = 50 см

b = 20 см

с = 30 см

5·10-1 м

2·10-1 м

3·10-1 м

                   V=a·b·c

 По таблице плотностей различных веществ –это бензин.

Ответ: бензин

ρ-?

Вариант 2:

Для определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока собрали цепь. При некотором положении скользящего контакта реостата амперметр показал 0,5 А, а вольтметр 4 В. Когда контакт переместил немного влево, амперметр показал 0,9 А, а вольтметр 3,6 В. Вычислить ЭДС и внутреннее сопротивление источника.

                                                     Решение:

ДАНО: 

I1= 0,5 A

U1= 4 B

I2= 0,9 A

U2= 3,6 B

НАЙТИ:

ε 

, r

  

При первом положении скользящего контакта реостата по цепи идет ток:

 I1 =

ε 

,

R1 + r

где R1 — сопротивление внешней цепи (реостата).:

тогда    I1 =

ε 

U1/I1 + r

R1 =

U1

,

I1

Зная показания вольтметра, выразим сопротивление реостата
Аналогично, для второго положения скользящего контакта реостата, имеем:

I2 =

ε 

.

U2/I2 + r

Разделим левые и правые части уравнений соответственно:

I1

=

U2/I2 + r

.

I2

U1/I1 + r

Решаем последнее уравнение относительно сопротивления источника тока, получим:

r =

U2 − U1

.

I1 − I2

Вычислив внутреннее сопротивление r, получим 1 (Ом). Зная внутреннее сопротивление, находим ЭДС источника: ε = U1 + I1r = 4,5 (В).

Ответ:  ε = 4,5 В,     r =1 Ом.

Приложение 9

Методические рекомендации по написанию реферата, доклада:

  1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов (рефератов) и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.  Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика  обычно определяется преподавателем, но в определении  конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
  2. Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников). Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке колледжа или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет- ресурсов.
  3. Составьте библиографию.
  4. Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
  5. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
  6. Напишите реферат или доклад от руки или на компьютере.
  7. Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
  8. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Структура реферата:

  • Титульный лист.
  • Оглавление.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цели и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (состоит из частей, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  • Список литературы.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата, доклада, сообщения:

  • актуальность темы исследования;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • логичность и четкость изложения материала правильность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата или доклада предъявляемым требованиям;
  • наличие и качество презентационного материала;
  • свободное владение материалом (для сообщения или доклада).

Приложение 10

Памятки для студентов:

Памятка студенту по конспектированию текста

Конспект должен быть легко обозримым и легко читаемым. Для этого надо выполнить несложные правила оформления, часть которых заимствована у зарубежных студентов:

  • заголовок пишется цветной пастой;
  • можно производить необходимые пометки на полях тетради;
  •  подзаголовки пишутся темной пастой и подчеркиваются цветной;
  • абзацы текста отделяются друг от друга пробельной строкой, чтобы облегчить чтение записей;
  • в каждом абзаце ключевое слово подчеркивается цветной пастой;
  • формулы, формулировки законов, правила и т. п. берутся в рамку.

Памятка студенту по вдумчивому чтению

На этапе общего знакомства с книгой:

  1. Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны?
  2. Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии.
  3. Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь - справочник, монография и т. д.). Определите, для кого она предназначена.
  4. Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу.
  5. Прочитайте оглавление книги, если есть - аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.

На этапе чтения текста

  1. Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках.
  2. Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры - возможно, станет понятнее текст.
  3. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предложения о дальнейшем его содержании.
  4. Проверяйте верность выдвинутых вами предложений при чтении последующих частей текста.
  5. Спорьте с автором, выдавайте свои контрдоводы.
  6. Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают понятия и мысли.
  7. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.

После прочтения текста

  1. Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы).
  2. Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращайтесь за советом к преподавателю.
  3. Выработайте собственное отношение к предмету речи, придумайте аргументы в обоснование своей точки зрения.
  4. Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения.
  5. Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.

Как отделять главное от второстепенного

Одним из основных для реферирования и конспектирования  является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явления, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы. После этого необходимо ознакомиться с сильными позициями в учебном и научном тексте это:1)заглавие,2)введение, 3)заключение.

Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, которая отражает новое.

Главная информация в тексте чаще всего отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Главную информацию нужно воспроизвести в реферате, докладе, конспекте полностью, без каких - либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле -дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.

Приложение 11

Методические советы по написанию эссе:

  • При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  • Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  • Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  • Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  • Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  • Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  • Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  • Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.



Приложение 12

Опыты и наблюдения в домашних  заданиях по физике:

                Ниже приведены примерные  домашние опыты и эксперименты: Задание 1. “Тяжелая газета”

Положите на середину стола тонкую деревянную рейку длиной 60-70 см так, чтобы ее конец выступил за край стола на 10 см. На рейку положите полностью развернутую газету. Если газета плотно прилегает к столу, то при  резком ударе по концу рейки последняя ломается, причем противоположный ее конец с газетой не поднимается. Объясните опыт.

Задание 2. “Яйцо в графине”

Сварите яйцо вкрутую. Очистите его от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно 1\2 листа тетради), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Через 2-3 с горлышко бутылки накройте яйцом и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните, почему  это происходит.

Задание 3. “Присасывающиеся стаканы”.

Вырежьте резиновое кольцо, учитывая внутренний и внешний диаметры граненого стакана, и  положите  его на стакан. В последний опустите кусочек горящей бумаги и через 1-2 с, прикройте его вторым стаканом. Через несколько секунд поднимите верхний стакан, за ним поднимается и нижний. Объясните наблюдаемое явление. Зачем в этом опыте нужно резиновое кольцо?

Для создания проблемной ситуации, для стимуляции студентов на изучение нового материала можно предложить следующие опыты.

Задание 4.

Возьмите капроновый (или из другой пластмассы) сосуд, ополосните его горячей водой и закройте плотно крышкой. Через некоторое время наблюдается деформация флакона.

Объясните наблюдаемое явление.

Задание 5. “Удивительное яйцо”

Опустите яйцо в сосуд, наполовину заполненный насыщенным раствором соли. Оно плавает на поверхности.

Подливайте осторожно  воду через воронку по стенке сосуда, пока он не заполнится.

Яйцо останется на прежнем уровне. Почему?

Задание 6.

Возьмите молочную бутылку, уравновесьте  на ней деревянную рейку длиной 50-70 см, затем поднесите к ней наэлектризованную пластмассовую линейку. Рейка будет притягиваться к линейке, и поворачиваться за ней. Почему?

Задание 7.

На поверхность воды положите две спички, и куском мыла коснитесь этой поверхности между ними. Повторите опыт, коснувшись воды кусочком сахара. Результаты опытов объясните.

Задание 8.

Намажьте маслом горлышко бутылки и попробуйте отмерить из нее воду каплями. Результаты опыта объясните.

Задание 9.

На поверхность воды осторожно положите плашмя лезвие безопасной бритвы. Почему лезвие плавает ?

Задание 10.

Определите коэффициент жесткости резиновой нити и рассчитайте период колебаний подвешенного на ней груза массой 50 гр. ответ проверьте на опыте.

Задание 11.

Подвесьте  два маятника одинаковой длины и, отклонив их в разные стороны на одинаковое расстояние, приведите в движение. Какова разность фаз колебаний маятников? Изменяется ли она со временем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов 2 курса по математике по теме "Интегральное исчисление"

Раздел Интегральное исчисление представляет определённые трудности при изучении. Данные рекомендации содержат краткие теоретические сведения по данной теме, содержат образцы решения интегралов и задан...

Методические рекомендации по работе с текстами по специальности для строителей третьего курса по теме «Санкт-Петербург» (на английском языке).

Собранные для анализа тексты, с одной стороны, включают специальную лексику по строительству (части здания, материалы, глаголы, характеризующие строительство), с другой стороны, несут страноведческую ...

Методические рекомендации по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся

Важнейшей проблемой стоящей перед выпускниками школы является профессиональное самоопределение. Способствовать решению данной проблемы должна реализация концепции предпрофильной подготовки и профильно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по курсу «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах»

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», ...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...

Методические рекомендации для студентов 2 курса по выполнению практической работы по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков "

Методическая разработка по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков" предназначена для преподават...